Политическая структура сёгунской администрации — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Политическая структура сёгунской администрации

2022-10-05 88
Политическая структура сёгунской администрации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтобы более точно определить характеристики военного правления Токугава, необходимо помнить, что, с одной стороны, бакуфу, сформированное вокруг сёгуна, представляет центральное правительство, которое контролирует страну и распространяет свою власть на все владения даймё, но, с другой, оно является административным органом, управляющим особыми владениями сёгуна.

Рассмотрение изменений структуры политических органов на протяжении двух с половиной веков не является нашей целью. Мы подробно остановимся на состоянии администрации в период первой половины XVII и первой половины XVIII века. Общепризнано, что в это время произошла стабилизация центральной административной системы. С другой стороны, этот хронологический период

включает годы Гэнроку, которые считаются временем наивысшего развития эпохи Токугава.

Естественно, что сёгун, называвшийся также тай- кун, что соответствует европейскому понятию властитель, возглавлял всю административную систему.

Сёгуну напрямую помогал совет, составленный из четырех или пяти старейшин - родзю. Они служили по очереди, сменяясь ежемесячно. В случае особых обстоятельств сёгун назначал главного старейшину, тайро. Другими словами, назначение главного старейшины не было обычным делом. На протяжении периода Эдо известно лишь о десяти главных старейшинах. Начиная с XVIII века эту должность могли иногда занимать представители только двух семейств - Сакаи и Ии. В течение всего периода Эдо старейшинами становились представители сорока домов даймё. Родзю полностью контролировал военные и политические дела, отношения с двором, религиозные и финансовые вопросы, ведение работ, пожалование и конфискацию владений. Решения принимались коллегиально. Под началом совета было двадцать восемь должностных лиц, ответственных за административное управление, полицию и судебные органы крупных городов, наблюдение за даймё и т.д.

Вооруженные силы бакуфу формировались, с одной стороны, из отрядов, которые предоставляли даймё, а с другой - регулярной армией, состоящей из непосредственных вассалов сёгуна, хатамото, имевших право на аудиенцию сёгуна, и гокэнин - такого права лишенных. Эти две группы были прямыми вассалами сёгуна с доходом менее 10 000 коку. Таким образом, они не являлись даймё. Обычная задача этих сил заключалась в охране зам-

ка и города Эдо и посменном выполнении определенных задач в Киото и Осаке.

Финансы были поручены префектам, ответственным за расчет кандзё бугё, которых было три-пять человек. Выходцы из хатамото, они напрямую подчинялись роздю. В их обязанности входило управление расходами центральной администрации, контролирование деятельности местных служащих и обсуждение финансовых проблем. Они занимались чеканкой денег, руководя мастерскими по производству золотых и серебряных монет. Подобно другим административным должностям, они выполняли свою службу по очереди.

Наблюдение за даймё возлагалось на генеральных инспекторов, о мэцукэ, которых насчитывалось четыре-пять человек. У них были собственные подчиненные. Они также выбирались из хатамото. Эти инспекторы отвечали за соблюдение порядка и протокола в замке Эдо, они также совершали инспекторские поездки во владения даймё.

Ответственными за деятельность буддийских или синтоистских религиозных учреждений были префекты, подчинявшиеся непосредственно сёгуну, дзися бугё. В их обязанности входило решение земельных конфликтов, по доходам, а также раздоров между школами и относящимся к ним монастырям, однако доктринальные проблемы были вне их компетенции. Они также занимались верующими, не принадлежащими определенным школам, и слепыми музыкантами. Эта должность была достаточно престижной, и ее страстно стремились занять очень многие.

Управление полицией и правосудием в больших центрах было поручено префектам одиннадцати городов, подконтрольных непосредственно бакуфу.

Стоит упомянуть Эдо, Сунпу, Осака, Киото, Фусими, Нагасаки. В столице были созданы две должности городских управляющих - префект северной части и южной. Они исполняли как административные, так и судебные функции.

Совет старейшин был продублирован другим, советом «молодых» старейшин - вакадосиёри. Они выбирались из даймё, наследственных вассалов Токугава. Эти двадцать девять должностных лиц непосредственно подчинялись сёгуну. Главные задачи этого вспомогательного совета при содействии инспекторов, мэцукэ, состояли в контроле деятельности хатамото и гокэнин, в обеспечении охраны замка.

Города Киото и Осака пользовались особым вниманием сёгуна со времени установления власти Токугава. В одном находился императорский двор. Другой был ставкой власти рода Тоётоми. Вот почему сёгун учредил должности военных губернаторов Киото и Осаки. Управляющий Киото, киото сёсидаи, отвечал за охрану императорского двора и контроль за придворными. Он обеспечивал также наблюдение за влиятельными даймё удаленных западных районов. Что касается управляющего Осаки, Осакадзё дай, то на него была возложена функция защиты города, а также близлежащих районов. Он также занимался наблюдением за даймё.

И наконец, что касается правосудия, то в состав суда, хёдзёсё, входили префекты по расчетам из Эдо, генеральные инспектора и даймё - префекты провинциальных городов. Это был совет, имеющий право на обсуждение и принятие коллегиальных решений, своего рода высший судебный орган бакуфу. Он предназначался для решения наиболее сложных дел.

ВЛАДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ими

Прежде чем обратимся к характеристике администрации владений, следует уточнить, что в собственности бакуфу находилось 23,3% общей площади плодородных земель. Это означает, что бакуфу контролировало почти четверть производства страны. Остальные три четверти делили между собой 250-270 даймё. Владения императорского дома и придворной аристократии (0,3%), а также религиозных учреждений (синтоистских святилищ и буддийских монастырей, в общем 1,3%) составляли едва ли 2% плодородных земель. В политическом плане бакуфу обязывало даймё исполнять военную службу, тяжелые общественные работы, как строительство замков Эдо и Осака, служба в замке Эдо. С другой стороны, в границах владения (хан) все даймё сохраняли право на законодательную и судебную власть.

В эпоху Эдо даймё были хозяевами владений, доход от которых оценивался более чем в десять тысяч коку риса (1 коку риса - приблизительно 180 литров). Как мы уже видели выше, около 260 даймё разделили между собой три четверти территории страны, иначе говоря 22 500 000 коку. Можно сказать, что в среднем на каждого даймё приходилось 80 000 или 90 000 коку. Между тем размер владений существенно различался. Кроме того, со временем некоторые даймё могли перейти из одной категории в другую. Власть даймё напрямую зависела от их происхождения и от значения их владений.

Производство риса в наиболее значительных владениях даймё достигало от пятисот тысяч коку до миллиона коку. Таких владений насчитывалось

около десятка. Подобно настоящим территориальным князьям с автономным правительством, они были хозяевами одной или нескольких провинций. Для управления областями они издавали собственные законы. Наделяли землей своих вассалов, взимали налоги с крестьян. Юридически они обладали высшей властью, за исключением наиболее серьезных дел.

Экономически они также были в основном самостоятельны. Они могли поддерживать вырубку леса под пашни. Они должны были заботиться о лучших системах ирригации для увеличения производительности своих земель. С расцветом товарной экономики, расшатавшей основы земледельческой, начиная с XVIII века, они способствовали развитию местных промыслов и поощряли экспорт товаров, произведенных в их владениях.

Даймё - владельцы замка, чьи владения были меньше провинции, стояли на второй ступеньке. Однако и они могли самостоятельно управлять своими землями, как и даймё - владельцы провинций. Это управление касалось главным образом внутренних дел их владений.

На практике самостоятельность подобных владений была более ограниченной, когда касалась владений наследственных вассалов, фудаи даймё, так как они часто меняли владение по решению правительства сёгуна. То же можно сказать и о даймё, лишенных замка, так как им не предоставлялось право самостоятельного управления своими землями.

В середине XVII века произошло важное преобразование в управлении земельными владениями. Оно главным образом касалось отношений между даймё и его вассалами. В течение эпохи междоусобных войн, в XTV и XV веках, эти послед-

ние сами были маленькими господами и потому владели собственными земельными участками, управляемыми их сюзереном. В период Токугава различные сюзерены старались взять земли своих вассалов под свой собственный контроль, усиливая таким образом власть над вассалами. Иначе говоря, начиная с этого времени сюзерены управляли всеми своими землями. Они без посредников получали налоги со всех крестьян.

Это преобразование отношений между даймё и их воинами-вассалами способствовало улучшению управления земельными владениями. Оно же усилило их самостоятельность по отношению к центральной администрации бакуфу. В конце XVIII века можно было увидеть некоторых периферийных даймё, столь мощных, что они осмеливались соперничать с правительством Эдо.

Структура администрации каждого земельного владения могла различаться. Однако можно обнаружить некоторые общие принципы, такие как совет старейшин и должности, введенные бакуфу, такие как дзисябугё20.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Примером в этой области может служить Кудзика- та осадамэ гаки, вид судебного кодекса, применявшегося к простолюдинам. Проект этого сборника законов и юридических норм был создан восьмым сёгуном Ёсимунэ под влиянием китайских кодексов династий Мин и Цин. Сборник был закончен в 1742 году, но его окончательное завершение да-

20 Чиновники, наблюдавшие за деятельностью синтоистских и буддистских религиозных учреждений.

тируется 1743 годом. Он постоянно расширялся до 1754 года. Он держался в секрете, и лишь ограниченное количество экземпляров было вручено служащим, подчиненным чиновникам судебного ведомства - хёдзёсё.

Сборник состоял из двух томов. Первый том состоял из 81 текста постановлений, второй же был сводом законов. Несмотря на свой секретный характер, он, похоже, получил распространение в некоторых владениях. Он был известен даже среди простолюдинов в эру Кансэй (1789-1801) благодаря копиям, сделанным судебными служащими. К сожалению, эти копии содержали множество ошибок.

Широкое распространение получил главным образом второй том, впоследствии он был издан отдельно. Стремясь регламентировать нормы юриспруденции, он состоял из ста трех статей с исправлениями и добавлениями. Его нередко называли Осадамэгаки хякка дзё / Судебный кодекс из 100 статей.

Кодекс довольно широко применялся. Он допускал для даймё и чиновников бакуфу консультации с соответствующими ведомствами.

В соответствии с современными юридическими нормами фактическое применение этого кодекса основывалось на двухполюсной структуре: с одной стороны, это был свод уголовных законов, гимми судзщ другой, гражданских, дэйри судзи. Даймё, хатамото, придворные, а также религиозные учреждения исполняли судебную власть в подвластных им владениях. Однако бакуфу вмешивалось в судебные тяжбы, возникающие между отдельными владениями. Таким образом, можно сказать, что судебная власть бакуфу распространялась на всю территорию государства.

Полнота юридической власти господина определялась постановлением 1697 года, дзигэн сиоки рэи, определявшим компетенции сеньора. Согласно этому закону, даймё имел право наказания своих вассалов, их семей и жителей в их владениях. Сле довательно, лица без определенного места жительства могли быть судимы в любом владении. Если судебные дела касались лиц, приписанных к другим владениям, даймё должны были передать их дело в бакуфу. Бакуфу не мешал даймё рассматривать дела, заслуживающие самых тяжелых наказаний, суровых видов смертной казни: распятие, сожжение на костре.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.