Говоря о японской медицине эпохи Эдо, — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Говоря о японской медицине эпохи Эдо,

2022-10-05 42
Говоря о японской медицине эпохи Эдо, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Ж £ <

м

нельзя не напомнить одну из важных ее черт в XVI веке, определившую будущ<

Первая страница японского трактата по анатомии

направление развития:

адаптация китайской медицины к местным условиям. Самый известный врач XVI века Манасэ Досан (1507-1594), считается «отцом возрождения японской медицины». Во время обучения в школе Асикага под руководством Тасиро Санки (1465?-1544), который изучал медицину в Китае,

Манасэ познакомился с китайской медициной эпо

хи Мин (1368-1644). После возвращения в Киото в 1545 году Манасэ Досан посвятил себя обучению последователей. С этой целью он основал частную медицинскую школу, Кэйтэки-ин (место передачи знаний), первое учебное заведение такого рода в Японии. На протяжении всей своей жизни он сле

дил за последними медицинскими достижениями на континенте. Его образование было китайским, главным образом конфуцианским, а знакомства и свя-

зи, сложившиеся во время учебы в школе Асикага, позволили ему посещать «салоны» высшего света XVI века, которые посещали влиятельные воины, а также мастера чайной церемонии и знаменитые художники. Однако его известность была главным образом обусловлена новым подходом, никогда ранее в Японии не осуществлявшимся, - использованием всего комплекса достижений китайской медицины. Самой заметной чертой Манасэ было полное отрицание фанатизма. Таким образом, его школа, начиная с XVII века, была одним из наиболее значимых направлений всей эпохи Эдо. В теоретическом плане необходимо отметить, что Манасэ уделял особое внимание проблеме свободной циркуляции [энергии Ци] без застоев.

В начале XVII века возникло и другое течение. Сторонники этого направления, стремясь освободиться от излишней теоретичности, удаленной от клинической реальности, от спекулятивных идей, содержащихся в китайских трактатах, написанных после XI века, считали возможным опираться исключительно на труды эпохи Сун, в особенности Нэй цзин / Книга о внутреннем, Нанъ цзин / Канон трудностей, Шан ханълунъ /Рассуждения о болезнях, вызванных холодом, Цзинъ гуй яо люэ / Свод важнейшего из золотого ларца. Один из основателей этого направления, Гото Кондзан (1659-1733), оттачивал свою теорию о происхождении болезней, основанную на теории застоя единой изначальной энергии, вдохновившись клинической практикой Манасэ и философией Ито Дзинсай.

В то же время сторонники этого направления продемонстрировали особый интерес к западной анатомии, стремясь проверить правильность китайской «анатомии». После первого официаль-

Первая японская книга по европейской анатомии

ного вскрытия, организованного Ямаваки Тойо в 1754 году, их деятельность привела к публикации в 1774 году Кайтай синсё / Новый трактат по анатомии, японской версии немецкого трактата по анатомии начала XVIII века, выполненного группой переводчиков из Эдо, главным из которых был Сигита Гэнпаку (1733-1817), один из пионеров изучения голландских наук. Это не только был первый японский перевод сочинения по западной медицине, но он стал также настоящей точкой отсчета в процессе восприятия западных наук.

Если подготовка медиков осуществлялась главным образом в частных школах, созданных врачами, независимыми от правительства сёгуна, то в Эдо было учебное заведение почти общественного характера, основанное в 1765 году. Впоследствии оно стало настоящей общественной школой китайской медицины под покровительством официальных властей. Руководили ею представители рода Таки, одной из самых известных семей врачей, существовавших с XI века.

В японском обществе, начиная с XVI века, врачи составляли наиболее многочисленную группу интеллектуалов. Они пользовались некоторым преимуществом социального положения благодаря специальности, необходимой для поддержания жизни. Они не относились ни к одному из четырех сословий, введенных властью сёгуна, но подавляющее большинство были самураями, прикрепленными к определенному владению; у них была некоторая социальная мобильность, благодаря их профессии конфуцианского врача. Эта относительная свобода позволила создать сообщества интеллектуалов, выходящие за рамки профессиональной деятельности. Врачи начинают интересоваться литературой, живописью, чайной церемонией, искусством составления букетов, керамикой, переводами, западными науками и т.д.

Поскольку практически не существовало какой-либо системы официального контроля уровня медицинских знаний практикующих врачей, то лишь врачи, возглавлявшие частные школы, могли определить компетенцию своих учеников или коллег. Это также свидетельствует о почти полном отсутствии медицинских учреждений, подконтрольных властям, за исключением небольшой больницы, Кои-сикава ёдзёсё, предназначенной для самых обездоленных, основанной в 1722 году в столице. К несчастью, она функционировала нормально не более пятнадцати лет. Пришлось ждать еще полтора века, когда в Нагасаки в 1861 году, фактически за несколько лет до крушения сёгуната, была создана современная больница западного типа.

Судебная медицина, имеющая в Китае достаточно длинную историю начиная с XI века, появилась

в Японии лишь в XVIII веке, и только в системе наказаний. Действительное становление этой дисциплины в Японии начинается только после реставрации Мэйдзи в 1868 году.

♦ Фармакология и ботаника

Дисциплина, известная под названием хондзога-

ку (китайская фармакология или «бэньцаология»), восходит, благодаря трудам китайского ученого монаха Гандзина (кит. Цзяньчжэнь) (687-763), прибывшего в Японию в 753 году, по крайней мере к эпохе Нара. Однако область, называемая «хондзо (кит. бэньцао)», получила начало в X веке, когда были созданы сочинения Хондзо вамё / Японские на

звания лекарственных трав (между 901 и 923 годами) и Исин хо / Методы терапии, составляющие сердце медицины (984). В последующие века знания китайской

Решающим событием, повлиявшим на рождение и развитие собственной японской фармакологии, было издание в 1596 году в Китае Бэньцао ганму и ее ввоз в Японию в 1607 году. Фактически япон


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.