Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-10-04 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проверка организации БУ и учетной политики организации при проведении аудита
В соответствии с законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации. Основы формирования и раскрытия учетной политики организации предусмотрены положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 17.04.2002 г. № 62.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и включает: описание принятых способов ведения бухгалтерского учета; план счетов бухгалтерского учета организации; применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых; график документооборота.
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета выбирается один из способов, допускаемых законодательством, или же организацией самостоятельно разрабатывается соответствующий способ.
Принятая организацией учетная политика, как правило, оформляется приказом.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в составе бухгалтерской отчетности, относятся способы погашения стоимости основных средств, нематериальных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции и др.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего документа. Вновь создаваемая организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее девяноста дней со дня государственной регистрации.
|
Изменения в учетной политике организации производится в случаях: реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации; изменения законодательства Республики Беларусь; изменения условий деятельности.
Изменения учетной политики излагаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
Аудитор устанавливает, имеется ли в организации приказ на учетную политику, все ли требования предусмотрены в нем, особое внимание уделяется способам ведения бухгалтерского учета, соответствие их нормативным документам по ведению бухгалтерского учета. При наличии внесения изменений в учетную политику надо установить их обоснованность и законность.
З-чи и ист-ки инф-ции проверки кассы и кассовых операций.
Проверку могут проводить специалисты обслуживающего банка, налог-ые органы, ведомственные ревизоры и аудиторы.
Цель проверки: установление законности, достовер-ти и целесообразности совершенных операций с ден. ср-вами, правильности отражения в учете.
З-чи проверки: 1. проверка правил приема наличных ден. ср-в, полноты и своевременности их оприходования в кассу; 2. контроль соблюдения лимита кассовой наличности; 3. контроль соблюдения лимита расчета наличными ден. ср-вами м/у субъектами хоз-ия; 4. установление порядка выплаты ден. ср-в из поступивших в кассу сумм в пределах установленного банком лимита и целей; 5. проверка порядка инкассирования ден. выр-ки и отражение ее в б.у.; 6. установление законности, обоснованности и правильности оформления операций по учету ден. сумм; 7. проверка сохранности ден. ср-в и ден. док-тов в кассе.
Проверку кассовых операций проводят в следующей последовательности: 1. инвентаризация наличных денег и ден. док-тов в кассе орг-ции; 2. проверка усл-ий, обеспечивающих сохранность ден. ср-в; 3. проверка соблюдения установленного порядка ведения кассовых операций.
|
Ист-ки инф-ции: 1. ББ; 2. отчет о движении ден. ср-в; 3. кассовая книга; 4. отчет кассира с приложенными прих. и расх. кассовыми док-тами; 5. корешки чеков используемых чек-ых книжек; 6. гл. книга; 7. ж/о №1; 8. материалы проверок.
Аудит кассовых операций.
Проверка кассовых операций позволяет выявить нарушения гос. дисциплины в обеспеч-ии сохранности и правильности расходования ден. ср-в. Основная з-ча: проверка соблюдения орг-цией инструкции №4 (Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2008 № 4 (с изменениями от 13.10.2008 № 150) при осуществлении кассовых операций. Проверка начинается с установления тождественности остатков по сч 50 на нач. проверяемого пер-да путем сверки записей в кассовой книге, в кассовом отчете, в ж/о №1, в гл. книге и в балансе орг-ции. Проверка кассовых операций проводится сплошным сходством со дня окончания предыдущей проверки по след. направлениям: 1. проверка установленного порядка ведения кассовых операций (необх-мо обратить внимание на правильность док-тального оформления операций по кассе – полнота заполнения реквизитов, прих. и расх. кассовых док-тов, обязательная регистрация прих. и расх. кассовых док-тов, наличие подписей ответственных лиц и получателей ден. ср-в, отсутствие исправлений и подчисток, наличие в РКО сведений о док-те,удостоверяющего личность получателя ден. ср-в, наличие штампа «Оплачено»); 2. проверка достоверности и законности операций с ден. ср-вами (для этого анализируется полнота и своевременность оприход-ия ден. ср-в в кассу, полученных со счетов орг-ции в банке. Это устанавл-ся путем встречной проверки данных банк-их выписок, корешков чековых книжек, ПКО и записей в кассовой книге. При проверке расходования полученных из банка ден. ср-в по целевому назначению рекомендуется составить вед-ть о движении наличных денег); 3. проверка соблюдения кассовой дисциплины.
При рассмотрении соблюдения установленного лимита остатка наличных ден. ср-в необх-мо сопоставить остатки денег в кассе по данным кассовой книги с лимитом. Необх-мо установить: 1. своевременно ли возвращаются в банк остатки ден. ср-в по невыданной з/п; 2. сдается ли в банк выр-ка от реал-ции мат. цен-тей за наличный расчет; 3. не допускается ли приобретение мат. цен-тей сверх разрешенных предельных сумм. На след. этапе проверки устанавл-ся достоверность кассовых отчетов, правильность указанных в них оборотов при выведенных остатках. По каждому кассовому учету надо посчитать обороты по приходу и расходу, проверить правильность подсчета остатка ден. ср-в, а также сверить месячные обороты по кассовым счетам с оборотами и остатками ж/о №1.
|
Кассовая дисциплина – это: 1. соблюдение своевременности оприходования ден. ср-в; 2. соблюдение сроков возврата неиспользованных сумм; 3. соблюдение установленных сроков сдачи выр-ки в банк; 4. соблюдение установленного предельного размера расчета наличными ден. ср-вами м/у юр. и физ. лицами, ИП в РБ.
При проверке данного вопроса вначале надо проверить соотв данных аналитич учета данным синтетич учета по счету 10 субсчет 9 «Инвентарь и хоз прен-ти» При выявл расхождений необх установить их причины.
Проверка сохранности ОС.
Приступая к проверке сохранности основных средств, следует в начале проверить соответствие данных аналитического учета основных средств их остаткам на определенную дату по синтетическому учету. С этой целью списки основных средств по месту их эксплуатации формы № ОС-13 или машинограммы необходимо сопоставить с остатком по счету 01 «Основные средства» в Главной книге. При выявлении расхождений между данными аналитического и синтетического учета надо установить их причины. На следующем этапе проверки надо установить, все ли объекты основных средств закреплены за материально ответственными лицами. Одновременно следует проверить состояние учета, наличие и движение основных средств в аналитическом учете в бухгалтерии и у материально ответственных лиц. Надо проверить, все ли формы первичных документов применяются в учете, правильно ли они заполняются и сохраняются. Сохранность основных средств на строительных площадках, объектах контролируется с помощью проведения инвентаризаций. С этой целью в первую очередь надо проверить соблюдение действующего порядка проведения инвентаризации основных средств, для этого надо рассмотреть материалы последней инвентаризации. Качество инвентаризации основных средств определяется соблюдением установленного порядка и средств проведения, правильностью оформления, подведения итогов инвентаризации и принятия решений по выявленным недостаткам и излишкам. Следует проверить инвентаризационные описи основных средств (форма № инв.-1) и сличительные ведомости (форма инв.-18). Если в результате инвентаризации выявлены излишки и недостачи, надо проверить правильность отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета. При этом аудитор должен знать, что выявленные при инвентаризации излишки основных средств приходуются на балансе строительной организации по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации следующими записями:
|
Д-т счета 01 «Основные средства»;
К-т счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Недостача или порча основных средств в соответствии с решением руководителя организации относится за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи или порчи в соответствии с решением руководителя организации списываются на финансовые результаты.
Определение размера государственного имущества, относящегося к основным средствам и подлежащего взысканию с виновных лиц, производится по первоначальной (восстановительной) стоимости в соответствии с правилами переоценки стоимости основных средств на дату составления акта проверки (ревизии) о взыскании вреда за вычетом фактически произведенных амортизационных отчислений по данному имуществу. При отнесении недостачи на виновных лиц, а при их отсутствии — за счет средств организации начисляется налог на добавленную стоимость из остаточной стоимости основных средств и отражается в учете следующей записью:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;
К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Налоговой базой является остаточная стоимость основных средств за вычетом стоимости материальных ценностей поступивших в связи со списанием основных средств, в оценке возможного использования или реализации.
На следующем этапе проверки следует ознакомиться в натуре с сохранностью основных средств на местах их хранения и эксплуатации (путем осмотра объектов основных средств). Необходимо установить, на всех ли объектах основных средств имеются инвентарные номера, как обеспечивается их сохранность. Фактическая проверка состояния сохранности основных средств дополняется контрольной инвентаризацией отдельных объектов. Особое внимание надо обратить на объекты без инвентарных номеров, не закрепленные за материально ответственными лицами, числящиеся под
|
Аудит операций с НА.
Приступая к проверке данного вопроса, надо изучить «Положение по бухгалтерскому учету нематериальных активов», и «Инструкцию по бухгалтерскому учету нематериальных активов»,. После изучения указанных нормативных документов надо по данным аналитического учета к счету 04 «Нематериальные активы» проверить и установить, правильно ли числящиеся там активы отнесены к нематериальным. При этом аудитор должен знать, что для целей бухгалтерского учета признаются нематериальными активами те, которые должны удовлетворять следующим условиям: отсутствие материально-вещественной (физической) формы; возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества; используемые в деятельности организации и способные приносить ей экономические выгоды (доход) в будущем; срок полезного использования которых превышает двенадцать месяцев, стоимость которых может быть измерена с достаточной надежностью, т.е. имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием); наличие документов, подтверждающих права правообладателя..
На следующем этапе проверки надо установить, правильно ли произведена оценка нематериальных активов, которые принимаются к учету по первоначальной стоимости.
При наличии изменений первоначальной стоимости объектов нематериальных активов надо установить их причину. Первоначальная стоимость нематериальных активов может изменяться в случаях: проведения переоценки нематериальных активов по решению Правительства Республики Беларусь; внесения установленных в соответствии с законодательством платежей, связанных с подтверждением имущественных прав.
На следующем этапе проверки надо проверить и установить, правильно ли отражены операции, связанные с поступлением нематериальных активов на счетах бухгалтерского учета. Расходы по приобретению нематериальных активов, непосредственно связанные с их получением и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию, а также подтверждением имущественных прав, учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» как затраты капитального характера. Оприходование нематериальных активов отражается следующей записью:
Д-т счета 04 «Нематериальные активы»;
К-т счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Затем надо проверить и установить, правильно ли начислена амортизация нематериальных активов. Суммы начисленной амортизации по нематериальным активам, которые участвуют в предпринимательской деятельности, относятся на расходы организации и отражаются на счетах бухгалтерского учета следующими записями:
Д-т счета 23 «Вспомогательные производства»;
Д-т счета 25 «Общепроизводственные расходы»;
Д-т счета 26 «Накладные расходы» и других счетов;
К-т счета 05 «Амортизация нематериальных активов».
На следующем этапе проверки устанавливается правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета по выбытию нематериальных активов. В первую очередь надо проверить обоснованность выбытия нематериальных активов и установить, правильно ли оформлены соответствующие первичные документы на их выбытие, законность и обоснованность их списания с баланса. Затем надо проверить, правильно ли отражены операции, связанные с выбытием нематериальных активов, на счетах бухгалтерского учета. При этом следует иметь в виду, что для учета выбытия объектов нематериальных активов (продажа, списание, безвозмездная передача и др.) к счету 04 «Нематериальные активы» открывается субсчет «Выбытие нематериальных активов». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывшего объекта нематериальных активов, а в кредит — сумма начисленной амортизации за весь период эксплуатации. Остаточная стоимость выбывших объектов нематериальных активов списывается с кредита счета 04 «Нематериальные активы» в дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы», при безвозмездной передаче — в дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».
Следует также иметь в виду, что результаты (доходы и расходы) от выбытия нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором произошло выбытие. Необходимо внимательно проверить, правильно ли определены результаты от реализации (выбытия) нематериальных активов, правильно ли исчислены соответствующие налоги, предусмотренные законодательством.
При наличии операций, связанных с предоставлением имущественных прав на использование нематериальных активов, надо проверить и установить правильность их отражения на счетах бухгалтерского учета.
Имущественные права на объекты нематериальных активов, полученные на основании лицензионных договоров, учитываются пользователем прав на счете 04 «Нематериальные активы».
Правообладатель исключительных прав, для которого передача имущественных прав на объекты нематериальных активов является второстепенным видом деятельности, поступающие по лицензионным договорам платежи, включает во внереализационные доходы (счет 92 «Внереализационные доходы и расходы»).
Правообладатель исключительных прав, для которого передача имущественных прав является основным видом деятельности, поступающие по лицензионным договорам платежи, включает в выручку от реализации (счет 90 «Реализация»), Организацией-пользователем начисление платежей за получаемые по лицензионным договорам имущественные права на счетах бухгалтерского учета отражается следующими записями:
Д-т счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму единовременных (паушальных) платежей;
Д-т счета 23 «Вспомогательные производства»;
Д-т счета 25 «Накладные расходы» и других счетов;
К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками подразделениями» или К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму периодических платежей (роялти).
На следующем этапе проверки надо установить, проводится ли инвентаризация нематериальных активов, в соответствии с действующим законодательством и отражение результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.
Д 98.4 – К 91
Аудит финансовых инвестиций
Финансовые инвестиции (вложения) представляют собой затраты строительной организации на приобретение ценных бумаг, вложений (вкладов) свободных денежных средств и имущества в уставные фонды акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, приобретение государственных облигаций, сертификатов, а также предоставленные займы другим юридическим и физическим лицам и другие. Они делятся на краткосрочные (вложение на срок до одного года) и долгосрочные (вложения на срок более одного года).
При наличии на балансе организации финансовых инвестиций следует проверить;
■ реальность и правильность их отражения и оценку в учете;
■ правильность определения расходов и потерь, связанных с финансовыми инвестициями;
правильность учета операций, связанных с передачей имущества организации в уставные фонды других организаций;
исчисление доходов (дивидендов), полученных от финансовых вложений;
оценку правильности отражения в учете производственных займов;
■ правильность описания разниц между покупкой и номинальной стоимостью ценных бумаг;
■ правильность отражения в учете выкупа и продажи ценных бумаг;
■ оценку правильности отражения в учете вкладов (операций по передаче вкладов), предусмотренных договорами простого товарищества;
■ проводится ли инвентаризация финансовых инвестиций и другие вопросы, предусмотренные рабочим планом проведения аудиторской проверки.
Источниками информации для проверки являются операции, отраженные на счете 58 «Финансовые вложения».
В первую очередь необходимо установить, правильно ли ведется аналитический учет по счету 58 «Финансовые вложения». Необходимо иметь в виду, что аналитический учет по данному счету ведется по видам финансовых вложений и объектам, в которые осуществлены эти вложения (организациям-продавцам ценных бумаг, другим организациям, участником которых является данная организация, организаци- ям-заемщикам и т.д.). Затем следует установить, правильно ли произведена оценка финансовых инвестиций, наличие соответствующих документов (договоров) на финансовые инвестиции, правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета, связанных с реализацией акций и облигаций.
Аудитор должен знать, что при погашении (выкупе) и продаже акций делаются следующие записи:
а) на стоимость, по которой продаются акции:
Д-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;
б) на балансовую стоимость акций:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;
К-т счета 58 «Финансовые вложения»;
в) на дополнительные расходы по продаже акций:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;
К-т счета 51 «Расчетный счет»;
К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.;
г) Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;
К-т счета 99 «Прибыли и убытки».
При наличии долговых ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов и др.) следует проверить и установить, правильно ли списываются разницы между покупной и номинальной стоимостью ценных бумаг. Необходимо иметь в виду, что облигации и другие ценные бумаги приходуют на счет 58 «Финансовые вложения» по фактической стоимости, которая может быть выше или ниже ее номинальной. Однако к моменту погашения (выкупа) облигации ее учетная стоимость должна соответствовать номинальной.
Если покупная стоимость приобретенных организацией облигаций и иных долговых ценных бумаг выше их номинальной стоимости, то при каждом начислении причитающегося по ним дохода производится списание части разницы между покупной и номинальной стоимостью. На счетах бухгалтерского учета делаются записи по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на сумму причитающегося к получению по ценным бумагам дохода) и кредиту счета 58 «Финансовые вложения» (на часть разницы между покупкой и номинальной стоимостью) и 91 «Операционные доходы и расходы» (на разницу между суммами, отнесенными на счета 76 и 58).
Если покупная стоимость приобретенных организацией облигаций и иных долговых ценных бумаг ниже их номинальной стоимости, то при каждом начислении причитающегося по ним дохода производится доначисление части разницы между покупной и номинальной стоимостью.
На счетах бухгалтерского учета делаются записи по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на сумму причитающегося к получению по ценным бумагам дохода) и 58 «Финансовые вложения» (на часть разницы между покупной и номинальной стоимостью) и кредиту счета 91 «Операционные доходы и расходы» (на общую сумму, отнесенную на счета 76 и 58).
Затем надо установить, правильно ли отражаются операции, связанные с погашением (выкупом) и продажей ценных бумаг.
При этом аудитор должен знать, что погашение (выкуп) и продажа ценных бумаг на счетах бухгалтерского учета отражаются следующей записью:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;
К-т счета 58 «Финансовые вложения».
При проверке депозитных сертификатов следует обратить внимание на то, чтобы организация при наличии сертификатов не имела несвоевременных платежей в бюджет и поставщикам за поставленные ими материалы и оказанные услуги. Если имели место такие случаи, надо проверить, на какие счета отнесены пени и штрафы за несвоевременные платежи, и установить причины. Следует также установить, правильно ли (в соответствии с договорами) начисляются проценты и своевременно ли они отражаются на счетах бухгалтерского учета.
Аналогично проверяются операции, связанные с предоставлением займов другим организациям. На счете 58 «Финансовые вложения», субсчет 58-4 «Вклады по договору простого товарищества» организа- цией-товарищем учитываются наличие и движение вкладов в общее имущество по договору товарищества. При наличии операций по данному субсчету надо проверить, правильно ли отражены операции на счетах бухгалтерского учета. Следует установить, проводится ли инвентаризация финансовых инвестиций и другие вопросы, предусмотренные рабочим планом проведения аудиторской проверки.
При проверке финансовых инвестиций надо также проверить начисление резервов под обесценение вложений в ценные бумаги.
В условиях рыночных отношений совершаются операции по купле-продаже ценных бумаг на фондовых биржах. При данной операции приобретение акций и облигаций производится по ценам номинальной стоимости или выше. В этом случае в учете возникают разницы, которые увеличивают прибыль либо убыток организации за счет обесценения вложений в ценные бумаги. Для покрытия убытков предусмотрено создание резерва под обесценение вложений в ценные бумаги. Резерв создается в конце отчетного года за счет операционных доходов при составлении годового бухгалтерского баланса и предусматривает доведение их до рыночной стоимости, если последняя ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету. При этом рыночная (курсовая) стоимость ценных бумаг определяется на основе средневзвешенных цен. Источниками информации для проверки являются операции, отраженные на счете 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги». В первую очередь по данным аналитического учета надо установить, по какому виду ценных бумаг создан резерв, затем проверить, правильно ли сделаны записи на счетах бухгалтерского учета на суммы созданного резерва. Следует иметь в виду, что на сумму создаваемого резерва на счетах бухгалтерского учета делается следующая запись:
Д-т счета 91 «Операционные доходы и расходы»;
К-т счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги». Сумма резерва определяется по каждому виду ценных бумаг.
При повышении рыночной стоимости ценных бумаг на конец следующего отчетного года, по которым были созданы резервы, на счетах бухгалтерского учета делается следующая запись:
Д-т счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги»; К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы».
Аналогичная запись делается при списании или продаже с баланса ценных бумаг, по которым были созданы ранее резервы. Если до конца года, следующего за годом создания резерва, этот резерв не будет использован, то неизрасходованные суммы подлежат восстановлению в составе операционных доходов следующей записью:
Д-т счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги»; К-т счета 91 «Операционные доходы и расходы».
Аудит уставного фонда
Приступая к проверке данного вопроса, аудитор должен ознакомиться с учредительными документами и установить дату Государственной регистрации организации, постановку ее на учет в налоговой инспекции, состав учредителей и сумму вклада каждого из них, осуществляемые виды деятельности, наличие лицензий на виды деятельности, которые подлежат лицензированию, соответствие финансово-хозяйственной деятельности целям и задачам, определенным уставом.
На следующем этапе проверки надо определить, сформирован ли уставный фонд в соответствии с учредительными документами в полной сумме и правильно ли сделаны записи на счетах бухгалтерского учета.
Проверка формирования уставного фонда зависит от организационно-правовой формы хозяйственной деятельности организации.
Аудит уставного фонда в хозяйственных товариществах. Уставный фонд в хозяйственных товариществах (полных и коммандитных) формируется в форме складочного фонда учредителей. При создании полного и коммандитного товарищества сумма складочного фонда в размере, зафиксированном в учредительных документах на счетах бухгалтерского учета, отражается следующей записью;
Д-т счета 75 «Расчеты с учредителями»;
К-т счета 80 «Уставный фонд».
Следует проверить и установить фактическое формирование уставного фонда. По данным приходных кассовых ордеров, выписок банка с расчетного и валютного счетов с приложенными к ним оправдательными документами, проверяется полнота и своевременность поступления денежных средств. На сумму поступления денежных средств в отечественной и иностранной валюте в счет вкладов учредителей в уставный фонд делают следующие записи:
Д-т счета 50 «Касса»;
Д-т счета 51 «Расчетный счет»;
Д-т счета 52 «Валютные счета»;
К-т счета 75 «Расчеты с учредителями».
Затем надо проверить фактическое поступление вкладов участников товарищества в части внесенного имущества. Необходимо знать, что материальные ценности и нематериальные активы, вносимые в счет вклада в уставный фонд, оценивают по согласованной между товарищами стоимости или экспертным путем.
На сумму внесенного имущества на счетах бухгалтерского учета делают следующие записи:
Д-т счета 01 Основные средства»;
Д-т счета 04 «Нематериальные активы»;
Д-т счета 07 «Оборудование к установке»;
Д-т счета 08 «Вложения во внеоборотные активы;
Д-т счета 10 «Материалы;
Д-т счета 41 «Товары» и др.;
К-т счета 75 «Расчеты с учредителями».
При наличии изменений уставного фонда (увеличение или уменьшение) надо проверить и установить, правильно ли сделаны записи на счетах бухгалтерского учета.
При проверке полноты поступления взносов учредителей в уставный фонд следует составить ведомость следующей формы (табл. 19.1).
Аудит уставного фонда в унитарных предприятиях. Уставный фонд унитарного предприятия формируется путем выделения организации имущества в виде денежных средств и материальных ценностей государством или муниципальным органом. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Проверка уставного фонда осуществляется аналогично, как и в изложенных ранее организационно-правовых формах хозяйственной деятельности.
При изменении уставного фонда аудитор должен знать, что увеличение или уменьшение уставного фонда унитарного предприятия производится государством (в лице Министерства, ведомства, фонда имущества или другой организации), а муниципального — местными органами власти.
Оформление результатов ревизии
Результаты комплексной документальной ревизии оформляют актом (справками). Акт составляет руководитель ревизионной бригады. Этот документ основывается на данных бухгалтерского учета, его содержание определяется программой и заданиями, которые были предусмотрены при назначении ревизии. В нем отражается производственная и финансово-хозяйственная деятельность строительной организации, а также указываются недостатки в работе, нарушения законов, положений и случаи злоупотреблений, хищений, потерь и недостач. В акте ревизии в обязательном порядке следует отражать положительные стороны в работе, применение передовых приемов и методов в производственной и финансово-хозяйственной деятельности.
Материалы ревизии подразделяют на основные акты, накопительные ведомости к ним, частные (промежуточные) и разовые акты. В основном акте излагаются результаты ревизии. Его составляют по окончании ревизии на основании частных (промежуточных) и разовых актов.
В накопительных ведомостях указываются факты нарушений в расходовании материальных, денежных и трудовых ресурсов, недостатки в ведении бухгалтерского учета, отчетности и другие нарушения, если они были оформлены промежуточными или разовыми актами.
Частные (промежуточные) акты ревизии оформляют в тех случаях, когда факты, установленные в момент проверки, не могут быть подтверждены документами. Их составляют по результатам инвентаризации наличных денежных средств в кассе, товарно-материальных ценностей, разными дебиторами и кредиторами и по другим операциям. В основном акте кратко излагается сущность нарушений, отмеченных в промежуточных актах, и делается ссылка на них. Разовые акты составляют по результатам обследования и технического контроля, а также в случаях, если результаты ревизии не оформлялись частными (промежуточными) актами.
Акты ревизий и проверок должны быть составлены грамотно, написаны кратко, ясно и отражать действительность. Конкретные факты нарушений, выявленные при проведении ревизии, должны быть изложены четко. Если в процессе проведения ревизии использовались приемы экономического анализа и составлялись таблицы, их надо прилагать к акту ревизии в виде приложений.
В акте ревизии излагаются только результаты изучения и проверки вопросов, которые предусматривались программой ревизии. Вопросы, изученные не полностью, в акт ревизии не включаются. Нецелесообразно отражать в акте ревизии факты, не содержащие элементов нарушений и не свидетельствующие о наличии недостатков в работе ревизуемой организации, а также мелкие нарушения. В акте не должно быть предположений. Каждый факт надо проверять полностью и всесторонне. В акте ревизии не следует излагать личные выводы и замечания в адрес руководителей ревизуемой организации, а также применять термины, имеющие характер юридической квалификации действий должностных лиц, например, злоупотребление служебным положением, хищение, бесхозяйственность и т.д.
Выявленные ревизией факты нарушений и недостатков надо излагать в акте ревизии так, как они в действительности имели место. По всем нарушениям следует указывать, какие приказы, инструкции, положения, законы были нарушены, кем и когда, способ нарушения; причинен ли организации ущерб и в каком размере; сколько возмещено ущерба в ходе ревизии (если он возмещался). Эти данные необходимы для привлечения к ответственности виновных лиц.
При выявлении фактов совершения подлога документов ревизор имеет право изымать подлинные документы, взамен которых в делах проверяемого субъекта предпринимательской деятельности оставляются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями ревизора и главного бухгалтера проверяемого субъекта. Изъятые документы прикладываются к акту ревизии.
К акту ревизии должны быть также приложены письменные объяснения виновных лиц по вскрытым фактам нарушений и злоупотреблений.
Акт или справка подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем организации, при его отсутствии — заместителем руководителя организации, а при необходимости — другими участниками проверки (ревизии).
При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие его должностные лица проверяемого субъекта хозяйствования делают об этом запись перед своей подписью и не позднее пяти рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку (ревизию). По истечении установленного 5-дневного срока возражения к рассмотрению не принимаются.
При получении от должностных лиц возражений по акту проверки (ревизии) руководитель ревизионной группы обязан проверить обоснованность доводов, изложенных в них и составить письменное заключение, с которым должны быть ознакомлены соответствующие должностные лица проверяемой организации.
Аудит финансовых инвестиций
59. Аудит операций по переоценке незавершенных строит-вом объектов и неустановленного оборудования
60. Задачи и источники проверки расчетов с персоналом по оплате труда
61. Аудит соблюдения трудового зак-ва и исп-я рабочего времени
62. Аудит операций по начислению заработной платы
проверка организации БУ и учетной политики организации при проведении аудита
В соответствии с законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации. Основы формирования и раскрытия учетной политики организации предусмотрены положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 17.04.2002 г. № 62.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и включает: описание принятых способов ведения бухгалтерского учета; план счетов бухгалтерского учета организации; применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых; график документооборота.
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организац<
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!