Икона Сицилийская, или Дивногорская — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Икона Сицилийская, или Дивногорская

2022-10-04 20
Икона Сицилийская, или Дивногорская 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Явление этой чудотворной иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии. Замечательно то обстоятельство, что этот образ Богоматери хотя и прославился в пределах западной церкви, однако, изображение его совершенно православное, т. е. он написан в греко-византийском, а не романском стиле. В частности, Предвечный Младенец изображен сидящим на лоне Богоматери и, что особенно важно, благословляющим обеими руками именословно, чего не встречается в иконописи западной церкви. Это обстоятельство объясняется тем, что в XI и XII веках в Сицилии и в Италии было немало православных христиан, отправлявших греческое богослужение. Немало греков переселялось на Запад и после от набегов и притеснений турок. Таким образом, вместе с их переселением был перенесен в западные их колонии и византийский стиль иконописи.

Кем же и когда эта икона перенесена к нам в Россию? Предание говорит, что Сицилийская икона принесена в Россию двумя благочестивыми иноками, старцами Ксенофонтом и Иоасафом, и уже после взятия Константинополя турками, т. е. в конце XIV века, после того как многие из греков покинули свою родину и переселились в Сицилию и Италию.

Ныне этот чудотворный образ находится в Дивногорском Успенском женском монастыре Воронежской епархии, почему и называется не только Сицилийским, но и Дивногорским. В Воронежской епархии эта икона пользуется особым почитанием, и ее почти весь год носят по городам и селениям. Каждый год 1-го июля бывает крестный ход с ней в г. Коротояк, где она пребывает до 14-го августа.

Из многочисленных чудес, бывших от Дивногорской иконы Божией Матери, особенно памятен для воронежцев случай, бывший в 1831 году, когда по молитвам перед этой иконой прекратилась в губернии холера.

Не менее замечательно и другое чудо, совершившееся не так давно — в 1863 году. Мы имеем в виду чудесное исцеление от этой иконы государственной крестьянки слободы Бутурлиновки Бобровского уезда Воронежской губернии, Евдокии Ивановой Сумерниной. Приведем то, что она сама рассказывала верующим о своей болезни и исцелении от нее.

Через пять лет после того, как она вышла замуж, она стала страдать лихорадкой, и эта болезнь не покидала ее около 15 лет. Однажды представилось ей во сне, будто бросилась ей в лицо кошка. На котором году от начала болезни это было, она не помнит. Больная проснулась от испуга и, почувствовав сильную жажду, устремилась к ведру с водой, стоявшему в той же самой комнате, где она спала. Однако сколько она ни пила воды, все же жажды своей утолить никак не могла. С этого времени она стала пить необыкновенно много воды; бывало так, что вода ртом и носом у нее лилась обратно, но жажда не прекращалась. Постепенно лицо ее и все тело стали опухать и, наконец, сделались блестящи, как стклянка. Она вся отяжелела. Есть ей ничего нельзя было, потому что все ей было противно. Не раз больная была приговорена врачами к смерти и напутствована Св. Тайнами.

К этой болезни у нее присоединилась еще другая — боль зубов. Следуя совету некоторых, она решилась дозволить вырвать у себя больной зуб. Но когда это сделали, рот у нее перекосило, левый глаз повредился и все лицо изуродовалось. Вместе с тем и боль усилилась до нестерпимости.

Перенося эти ужасные страдания в одиночестве, она однажды вечером припомнила свою покойную мать, которая ей очень часто говорила одни и те же слова:

— Дочка! Что бы с тобой ни случилось, всегда прибегай к Царице Небесной, Божией Матери. Она тебе во всем поможет. Она от всякого несчастья избавит.

Припомнив это наставление своей матери, она тотчас же встала и пала пред висевшей в ее комнате на стене иконой Богоматери. Долго со слезами и почти до полного изнеможения она молила Царицу Небесную об избавлении от мучительной болезни. Она не помнит, каким образом ей удалось вернуться в постель и крепко заснуть.

В эту ночь во сне она увидела, будто ходит по каким-то высоким меловым горам между большими столбами; потом она очутилась в какой-то пещере, из которой не находила никакого выхода, пока одна неизвестная черница не взялась ее оттуда вывести и не указала ей дверь. Но лишь только больная наполовину отворила эту дверь, как на противоположной стене представившейся ей комнаты она увидела образ Богоматери, который был весь в сиянии, богато украшен и весь в цветах. Изумленная и обрадованная, она не могла идти дальше. Черница, стоявшая за ее спиной, указывая на икону, сказала ей:

— Проси Дивногорскую Владычицу. Видение кончилось, и больная проснулась. Все мельчайшие подробности его живо сохранились в ее памяти, и она после не могла припомнить только одного: того, как черница назвала виденную ей икону. Сколько она ни спрашивала людей, где есть такая икона Богоматери, какую она видела во сне, никто ей сказать этого не мог; и куда она ни ходила с намерением отыскать ее, нигде, однако, не находила.

Идя однажды в Великоархангельскую слободу, где было освящение иконостаса, с надеждой увидеть там явившуюся ей во сне икону Божией Матери, больная случайно встретилась с одной Бутурлиновской черницей и рассказала ей на пути как о своем видении во сне, так и о долгих, но безрезультатных поисках виденной во сне иконы. Черница, выслушав ее, сказала:

— Иди ты в Дивногорский монастырь; там ты найдешь и виденную тобой во сне местность, и явившуюся тебе икону Царицы Небесной. Я там была и все там видела, о чем ты мне теперь рассказала.

Приняв совет черницы, больная к празднику Успения Богородицы, вместе с другими жителями слободы Бутурлиновки, отправилась в Дивногорский монастырь помолиться. Приближаясь к монастырю, она с удивлением стала замечать сходство данной местности с той, которую видела во сне: до мельчайших подробностей все было сходно.

«Когда же я, — приводим собственные слова исцеленной, — подошла к иконе Царицы Небесной, стоявшей в меловом столпе, я вся затряслась, обомлела и с места переступить не могла. Икона была точно такая, какую во сне я видела и которую столь долго искала. Пала я пред Царицей Небесной, обрадованная, — в Ней я видела избавление свое от многолетней тяжкой болезни. Служили молебен Царице Небесной; после молебна я приложилась к иконе и в то же время почувствовала облегчение от болезни: сильная боль головы и глаза унялась, шум и стреляние прекратились, глазом я могла видеть ясно, челюсти сошлись и стали на своем месте, говорить стала я свободно, лицо исправилось. От несказанной радости я не помнила себя, — облитая слезами, я отошла от иконы Царицы Небесной, но о благодатной помощи, ниспосланной мне, я в то время никому не сказала; только одна бывшая со мной на богомолье слобожанка, взглянув на меня, когда сели мы подкрепиться пищей, сказала мне:

— Тетя, у тебя рот на своем месте, да и глаз твой теперь не страшен, и лицо твое приняло прежний вид.

«Да, — сказала я, — теперь я, слава Богу, чувствую себя совсем здоровой; прежней боли я совсем не ощущаю, глазом и ртом я владею свободно; буду молиться и надеяться на милость Божию; Господь милосердый избавит меня от мучительной, долговременной болезни моей. — И точно, болезнь моя с того времени совершенно прошла, лихорадка миновалась, позыв на воду прекратился, есть я стала все, отвращения от пищи никакого не имею и, прострадав около 15 лет, ныне нахожу себя совершенно здоровой по ходатайству и заступлению Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Я несомненно верю, что Сама Она благодатным Своим посещением в сонном моем видении указала мне, что у Нее должна я искать помощи и где могу получить избавление от болезни».

Истинность этого рассказа засвидетельствовал духовный отец исцеленной, протоиерей Иаков Пахо-мов. Сам же рассказ сообщен высокопреосвященнейшим Иосифом, архиепископом Воронежским, и напечатан в журнале «Душеполезное Чтение» за 1863 год, в апрельской книжке, на 454—458 страницах.

Икона «Взыскание погибших»

Имя этой иконы принадлежит к числу трогательнейших наименований, какие только были усвоены Пречистой Деве, и выражает глубокую и благодарную думу человечества о Богоматери, как о последнем прибежище, последней надежде потерянных людей.

«Погибший» — какое страшное слово! Над человеком, значит, добро окончательно утратило свою силу; он никогда не вернется в число людей, живущих здоровой жизнью. Никому не нужный, лишняя обуза для себя, всеми презираемый, влачит он жалкое существование, без цели падая из одной лужи в другую, жалкое посмешище «врага», потерянный для земли, потерявший себя для неба…

И вот таких-то безнадежных людей спасительницей, этих «погибших взысканием» является Богоматерь…

Когда люди считают какого-нибудь человека безвозвратно потерянным, и он сам чувствует, что все для него кончено, невидимо следящая за ним Богоматерь является его надежной опорой. Она с жаром материнской любви и ни пред какой действительностью не отступающей веры борется за такого погибшего и сообщает ему новые жизненные силы, когда он лежит почти трупом.

Что шепчет Богоматерь такой измученной, пропавшей душе: это тайна Ее, эта тайна спасаемого Ею человека… Но чудным образом Она льет целительный бальзам на сплошную язву души, выпрямляет, выхаживает, оздоровляет пропадающего человека.

В проникнутом горячей верой акафисте Покрову Богоматери знаменитый проповедник Иннокентий Херсонский проводит следующую замечательную.мысль о чудесном заступлении Богоматери: «Господь, желая показать людям бездну щедрот Своих, силу терпения Своего, даровал Тебя людям, как непреодолимую защиту. И если кто из них праведным судом Божиим оказывается достойным осуждения, — Твоим державным покровом сохраняется «а покаяние».

Русский народ с незапамятных времен усвоил Богоматери трогательное название «Взыскание погибших» — и издавна в России писались иконы с этим наименованием, пока, наконец, прославление одной из них не сделало это имя особенно известным.

В половине XVIII столетия в селе Бор Калужской губернии, почти на границе ее с Московской, был деревянный, крайне бедный храм. Один из прихожан, живший в деревне Вязовке, Федот Алексеев Обухов, по силе возможности своей, помогал убогому храму, в котором ризы были крашенинные, а сосуды оловянные, жертвуя туда иконы и утварь.

Крестьянин Обухов часто бывал в городе Волхове Орловской губернии, разъезжая оттуда по окрестным селам и деревням, скупая пеньку и конопляное семя. Однажды зимой, в лютый мороз он был застигнут в пути страшной вьюгой и сбился с дороги; лошадь его выбилась из сил и стала на краю непроходимого оврага. Ехать дальше было некуда, а вьюга и мороз все ожесточались. В этой крайности несчастный Обухов от всего сердца помолился Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы «Взыскание погибших», находящейся в Георгиевской церкви города Волхова, и пожертвовать его в свой приходский храм. Затем он отпряг лошадь, привязал ее к саням, укрылся, чем мог, лег в сани и стал понемногу замерзать. Еще несколько минут, и он бы погиб. Но не дремало над ним око Той, Которую он с такой верой призывал. Совершилось необъяснимое происшествие: сани с отпряженной лошадью, стоявшие у края оврага, вдруг очутились у ворот крестьянина соседней деревни. Сидя внутри избы, этот крестьянин услыхал под окном голос: «возьмите». Вышедши к воротам, он увидал привязанную лошадь, а в санях Федота Алексеева. Его внесли в дом, оттерли, обогрели и вернули к жизни.

Когда Алексеев совсем оправился от последствий ужасного события, он заказал в Волхове, согласно обету, икону «Взыскание погибших»; по написании ее, отвез ее к себе в дом, а потом на своей голове благоговейно перенес ее в храм. Икона эта, писанная в память чудесного спасения человека от гибели, и сама прославилась чудесами. На поклонение ей ежегодно собирается много народа, и на копейки усердных богомольцев на месте прежней бедной деревянной церковки воздвигнут прекрасный, богатый каменный храм, где пышно отправляются службы.

Замечательны обстоятельства, сопровождавшие строение храма. Два соседние помещика спорили между собой, так как каждому из них хотелось, чтобы храм стоял на его земле. В это время староста храма, человек благочестивый, видел во сне, что он из старого храма на голове вынес икону «Взыскание погибших» и поставил там, где она и теперь стоит в новом храме, и был при этом голос: «Здесь Мне будет место». Вскоре пришел из Синода указ строить храм на том самом месте, которое видел во сне староста.

Великое чудо сотворила Богоматерь через Борскую икону «Взыскание погибших» в 1871 году. Было холерное время, и жители Серпухова пожелали принести к себе икону. В городе был мальчик, немой и не владевший ногами. Увидав икону, он вдруг произнес: «вот взыскание погибших» и тут же стал на ноги. По принесении иконы холера в Серпухове прекратилась. В воспоминание об этом серпуховские граждане пожертвовали в храм села Бор драгоценное Евангелие с изображением иконы и с надписью, говорящей о чуде.

Борская икона «Взыскание погибших» отличается громадными размерами. В вышину она более сажени, а в ширину аршин и три четверти. Вверху иконы изображено Крещение Христово — в память того, что именно в праздник Крещения крестьянин Алексеев избавлен был от гибели. Богоматерь изображена в полурост, обхватив обеими руками стоящего во весь рост Божественного Младенца.

Древняя чудотворная икона «Взыскание погибших» находится в селе Малижине Богодуховского уезда Харьковской губернии. Обретена она, по преданию, около 1770 года; прославлена исцелением помещицы Лесницкой и троекратным избавлением той местности от холеры.

В Троицком женском монастыре при селе Раковском Самарской губернии пребывает чудотворный образ «Взыскание погибших», силой которого исцелился в ноябре 1896 года 58-летний крестьянин села Большой Каменки Самарского уезда Алексей Казаков от страшного нарыва, потребовавшего трех операций и обезобразившего все его лицо, а также от сильной зубной, головной и глазной боли. 16 августа 1898 года эта же икона исцелила диакона села Вязовки Николаевского уезда Петра Кандалинцева, а 28 июля того же года крестьянина села Большой Глушицы, того же уезда, Василия Лазарева.

Известны еще чудотворные местночтимые иконы «Взыскание погибших»: в Москве, в храме Рождества Христова, что в Палашах, и в храме святителя Николая в Звонарях; в городе Волхове, в Георгиевской церкви («первообраз Борской иконы»); в селе Красном Конотопского уезда Черниговской губернии; в городе Воронеже и в г. Козлове Тамбовской губернии. С 1835 года при Московском Александровском Сиротском институте существует церковь во имя этой иконы.

Икона Елецкая-Черниговская

Относительно обретения этого св. образа известно следующее.

Когда прп. Антоний Печерский (скон. 1072 г.) в 1060 году был изгнан из Киева великим князем Изяславом (1054—1073), он тайно удалился в пределы Чернигова. Там он ископал себе на горах Болдиных пещеру и стал вести уединенную подвижническую жизнь. В это именно время им и была обретена икона Божией Матери. Он увидел ее на ели сияющей светлыми лучами, так что она казалась окруженной огнем.

Благодаря содействию Черниговского князя Святослава прп. Антоний на месте обретения иконы основал обитель и построил каменную церковь во имя Успения Богоматери. Как обитель, так и явленная икона, которая была поставлена в этой обители, были названы Елецкими. Елецкая обитель существовала до времен нашествия на Русь татар. В 1238 году татарские полчища Батыя вторглись в пределы русских владений и разрушили как церковь, так и обитель, основанные прп. Антонием. Елецкая икона, однако, сохранилась во внутренности монастырской стены.

После этого там, где подвизался прп. Антоний, более двух столетий виднелись лишь одни развалины. Только в 1470 году благочестивый Киевский князь Симеон Олелькович возобновил Елецкий монастырь. Cв. икона опять была поставлена в храме. Однако в начале XVII столетия Елецкий монастырь постигла та же участь, что и в XIII веке: он вторично был разрушен полководцем Польского короля Сигизмунда III Горностаем. В это тяжелое время чудотворный образ Елецкой иконы Божией Матери совершенно утратился, и дальнейшая история его совершенно неизвестна христианскому миру.

Впрочем, есть еще другое известие, по которому св. икону еще раньше, — когда в 1579 году, в Баториеву войну, Чернигов перешел в руки Польского короля, — взял в Москву князь Барятинский, потомок Черниговского князя Святослава Ярославича.

В 1676 году братья Козелы привезли из города Владимира в Чернигов другой образ Богоматери, также называемый Елецким. Ныне эта св. икона находится в Елецкой обители. Она не оригинал, найденный прп. Антонием, а один из многочисленных списков с древней Елецкой иконы, прославленный, подобно древней иконе, многочисленными чудесами.

Архимандрит Иоанникий Голятовский, бывший настоятелем Елецкого монастыря в XVII веке, говорит об этом чудотворном образе следующее: «Этот образ Пресвятой Богородицы привез из Великой России, именно из Владимира, Никита Феодорович Козель в январе 1676 года в Чернигов на ярмарку, и этот образ купил у него Константин (Константинович), князь Мазопетта (Острожский), и отдал его (взамен утраченного) в церковь Елецкой Богородицы. Ибо такой образ московские люди называют Богородицей Елецкой, так как он обретен в Чернигове на ели, что они вычитали у какого-то русского летописца».

В том же 1676 году Иоанникий посылал своих старцев в Москву для того, чтобы точно установить, почему эта икона именуется Елецкой. На это происходивший от Черниговских князей боярин Никита Иванович Одоевский отвечал: «Слышали мы от своих дедов и прадедов, что близ Чернигова на ели найден был образ Богоматери, а потому и церковь, там основанная, названа Богородице-Елецкая. Кем был поставлен туда образ, неизвестно, но то известно, что это было при князе Черниговском Святославе Ярославиче, как записано в синодике епископа Черниговского Зосимы Прокоповича: церковь Елецкая основана в 6568 (т. е. в 1060) году. Из Чернигова во время военное сия икона перенесена в Москву, а в Чернигове сей иконы нет».

Архимандрит Иоанникий Голятовский возобновил разрушенный польским полководцем Горностаем Елецкий монастырь Богородицы и поставил в нем пожертвованную князем Острожским св. икону. Кроме того, он описал в своей книге «Скарбница», или «Скравница» (Сокровищница), изданной в 1678 году в Новгороде-Северском, те многочисленные чудеса, которые совершались от этой иконы.

На Елецкой Черниговской иконе изображена ель, среди зеленых ветвей которой помещается сам образ Богоматери с Предвечным Младенцем на коленях. Величина всего изображения — 1 аршин и 14 вершков в вышину (если измерять посередине, так как вверху икона полукругла) и 1 аршин 1 вершок в ширину. Длина же самой иконы, находящейся в ветвях дерева, составляет 10 3/4 вершка, а ширина — 51/2 вершков. Вся лицевая сторона образа покрыта серебряной вызолоченной ризой, а венец Божией Матери украшен дорогими камнями.

Елецкая икона Богородицы в летнее время находится в главном Успенском соборном храме обители, а на зимнее время переносится в теплый Петровский, где и занимает особое место в киоте, с правой стороны за клиросом. Перенесение это совершается с особенной торжественностью, при соборном участии братии в священных облачениях, с пением тропаря Богоматери и при колокольном звоне.

В Черниговском Елецком монастыре с очень давних времен существует обычай каждую среду пред литургией служить молебен Богоматери с акафистом. К этому молебному пению и акафисту, совершаемым пред чудотворной иконой, усердные богомольцы, несмотря ни на какую погоду, всегда стекаются в значительном числе. Жители Чернигова имеют обыкновение брать этот чудотворный образ в свои дома.

Икона Богоматери, называемая Елецкая-Черниговская, имеется также в Харьковском Успенском соборе. Окольничий князь Даниил Барятинский, находившийся под начальством князя Василия Голицына и командовавший новгородскими полками, в 1687 году возвращался из похода в Крым. В Харькове он сильно заболел и, находясь уже при смерти, отдал бывшую при нем в походе Елецкую икону Богоматери в харьковский Успенский собор, где она и находится до сего дня.

Этот образ Божией Матери прославился многочисленными чудесами. На нем имеется весьма древняя надпись, сделанная киноварью: «Образ Пресвятая Богородица Елецкая-Черниговская», а в древнейшей описи Успенского собора, сделанной в 1724 году, значится: «Образ чудотворной Пресвятыя Богородицы Елецкой; риза серебряная, позолоченная, подана курченином Финогеном Безходарным, а подсвещник позолоченный полковником Григорием Кветкою». Таким образом, древность этой иконы вне всякого сомнения.

Февраля

Смирнская икона

В Смирне, одном из малоазийских городов, с древнего времени росло одно кипарисовое дерево, внутри которого неизвестно кем и когда был положен образ Пресвятой Богородицы. Открытие этого образа последовало 6-го февраля 892 года.

Некто, проходя мимо этого кипариса, заметил внутри его свет. Подойдя к дереву, он увидел, что свет этот исходит от иконы Божией Матери. Тотчас же он поспешил донести о виденном Смирнскому епископу. Епископ, обрадованный явлением иконы, прославил Бога и Пречистую Его Матерь за милостивое посещение его паствы, а потом соорудил на месте явления храм в честь Преблагословенной Богородицы, в котором и поставил новоявленный Ее образ.

Февраля


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.