Икона «Находящаяся над вратами» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Икона «Находящаяся над вратами»

2022-10-04 22
Икона «Находящаяся над вратами» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эта святая икона Божией Матери находится над вратами Ватопедского монастыря с наружной их стороны. О ней рассказывают следующее.

В 1882 году, в апреле месяце, когда Афонская Гора была занята турецкими войсками, один из неистовых агарян возымел дерзость выстрелить из ружья в божественный лик Пречистой Девы. Святотатственный выстрел ударил в правую руку изображенной на иконе Богоматери. Тотчас же, как только было совершено это безумие, нечестивцем овладело помрачение ума, и он повесился в саду на одном из масличных деревьев, в виду монастырских ворот.

Имя этого несчастного агарянина было Хусейн. Он был племянником начальника того отряда, который стоял при Ватопедской обители. Нельзя не видеть здесь особого промышления Божией Матери о монастыре. Несомненно, что имела громадное значение та внешняя обстановка, при которой произошла смерть Хусейна. Надсмотрщик за агарянскими лошадьми своими глазами видел самоубийство своего собрата. Он даже поспешил было к нему на помощь, когда самоубийца неистово вопил, испуская последнее свое издыхание, но было уже поздно. Он-то и объяснил начальнику отряда, что его племянник сам виновен в своей смерти, а не другой кто-нибудь. Не будь этого свидетеля-очевидца, над обителью пронеслась бы ужаснейшая гроза неистовства турок. Можно почти с достоверностью сказать, что турки не оставили бы в живых ни одного инока Ватопедской обители и сам Ватопед разрушили бы до основания. Но Богоматерь, Покровительница афонских монастырей, предотвратила это тяжелое несчастье. Когда дядя узнал о том святотатственном поступке, который был совершен его племянником, то он признал, что и смерть его была следствием Божественного суда над ним. Поэтому начальник приказал своему отряду не предавать самоубийцу обычному погребению, но бросить его, как злодея, на съедение хищным зверям и птицам.

На иконе и до сих пор видна рана на руке Богоматери, произведенная выстрелом Хусейна.

Января

Икона «Утоли моя печали»

Тот смысл, какой соединяется с названием иконы Божией Матери «Утоли моя печали», прекрасно объясняется нам самой св. церковью в тех песнопениях и молитвословиях, которые составлены в честь этой святой иконы. В тропаре праздника мы обращаемся к Пресвятой Деве Марии со следующими словами: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли, Ты бо человеком болезни отгониши и грешным скорби разрушавши; Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево». «Избранное нам — читаем в кондаке праздника — и дивное даровася избавление — образ Твой честный, преблагословенная Владычице Дево Богородице, яко избавльшеся от злых явлением его, к нему же взирающе восписуем Ти благодарственная раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, радосте наша! избави нас от всякого зла и утоли наша печали». Последние слова кондака: «Радуйся, радосте наша! избави нас от всякого зла и утоли наша печали» — служат в то же время и припевом акафиста.

Мысль, почему икону Божией Матери наименовали «Утоли моя печали», становится еще более ясной из особой молитвы, составленной св. Церковью для верующих, обращающихся за помощью к Пресвятой Богородице. Вот эта молитва: «Надежда всем концем земным Ты еси, Пречистая Дево Госпоже Богородице, утешение мое! не гнушайся мене, скверного, в дерзновенном молении недостойных уст моих, и молю: угаси ми пламень греховный и ороси покаянием, иссохшее сердце мое от мрака греховного очисти, ум от лукавых помыслов, душевныя и телесныя язвы исцели, облегчи, Владычице, болезнь, утиши бурю злых нападений, Пречистая, отъими бремя грехов моих, Преблагая, и утоли печали моя, сокрушающия сердце. Ты бо еси возведение роду человеческому и в печалех скорая Утешительница. За толикия же Твоя милости до последнего моего издыхания славословити Тя имам, о Всеблагословенная! Аминь».

Из приведенных слов тропаря, кондака и молитвы можно заключить, что название «Утоли моя печали» — есть ни что иное, как молитва к Божией Матери об избавлении от многочисленных болезней и скорбей телесных и в особенности душевных, т. е. греховных страстей, обуревающих сердце. В жизни, полной невзгод, кто не испытывал скорби? Кто может сказать о себе, что он на своем жизненном пути не переживал тяжелых минут несчастья и не искал ниоткуда себе поддержки или утешения? Нет такого человека… И истинный христианин, при всех тяжелых и печальных обстоятельствах своей временной земной жизни, невольно мысленно обращается туда, откуда он ждет помощи: духовный взор его устремляется к небу, к Пресвятой Деве Марии, и уста его шепчут мольбу: «Утоли моя печали, сокрушающие сердце мое, ибо Ты — скорая Утешительница!..» И, действительно, не от людей, таких же немощных по своей природе, как и сам страдающий, этот последний получает истинное лекарство, исцеляющее от душевных и даже телесных болезней, но от Самого Господа по ходатайству пред Ним Пресвятой Богоматери.

Нет необходимости здесь говорить о всех благодеяниях Пресвятой Девы Марии, оказанных Ею роду человеческому. Они неисчислимы. Укажем лишь некоторые из них, которые так или иначе соединены с образом Богоматери, именуемым «Утоли моя печали». Но прежде всего несколько слов о самой иконе. Она находится в Москве, в церкви святителя Николая Чудотворца, что на Пупышах, в Замоскворечье. Принесена она сюда казаками в 1640 г., в царствование Михаила Феодоровича (1613—1645). В Николаевской церкви на Пупышах хранились записи о многих чудесах от этой иконы. Но пожар, бывший в 1771-м году, уничтожил все эти записи.

Несмотря на этот несчастный случай, бывший притом так давно, сказания о чудесах, совершившихся при этой иконе, известны и поныне. Предание сохранило нам память о первом прославлении иконы, бывшем во второй половине семнадцатого столетия. По свидетельству этого предания, чудодейственная сила иконы Богородицы «Утоли моя печали» открылись человеческому роду при следующих обстоятельствах.

Одна женщина довольно знатного происхождения, жившая вдали от Москвы, продолжительное время страдала расслаблением всего организма, а в особенности рук и ног. Имея все материальные блага жизни, она не имела самого главного — здоровья. Что она могла сделать со своим богатством? Сама она пользоваться им не могла, а служить им для других тоже была не в силах: болезнь приковывала ее к одру. Она имела полную возможность пользоваться услугами врачей и пользовалась. Однако помощь врачей не только оказалась бессильной, но, постепенно истощая ее силы, довела ее до предсмертного томления: она потеряла всякую надежду на свое выздоровление. И в эту-то тяжелую минуту жизни, когда человек не видит ниоткуда помощи и сводит мысленно последние счеты со своим прошлым, когда он видит медленно, но неуклонно приближающуюся смерть, в эту тягостную минуту больная получила радостную и успокоительную надежду на выздоровление. В сонном видении она услышала голос, говоривший ей:

— Вели себя везти в Москву; там на Пупышеве, в храме святого Николая, есть образ Божией Матери с надписью: «Утоли моя печали»; молись пред ним, и ты получишь исцеление.

При этих словах явилась ей и сама икона, от которой было обещано исцеление.

Видение кончилось. Больная, лежавшая пред этим как бы без чувств, пробудилась от своего глубокого сна и тотчас же почувствовала в себе какую-то новую жизнь. Промысл всемогущего Бога поддерживал еще ее существование в этом земном мире. Придя в полное сознание, она сообщила о своем дивном видении домашним. Оказалось, что никто из ее родных никогда не бывал в Москве.

Тем не менее просьба больной была удовлетворена: ее привезли в Москву. Отыскали местность, называемую Пупышево, и внесли расслабленную в храм Николая Чудотворца. Больная, осмотрев все иконы, не нашла между ними той, которая явилась ей во сне. Между тем, сопровождавшие больную рассказали местному священнику об ее видении. Тогда священник велел причетникам принести с колокольни все находившиеся там ветхие иконы Божией Матери. Среди них оказалась и икона с надписью: «Утоли моя печали», но она до того была покрыта пылью, что с трудом можно было узнать лик Богородицы. Лишь только этот образ Богоматери был внесен в церковь, как больная, несколько времени от слабости уже не говорившая и не владевшая ни руками, ни ногами, к удивлению сопровождавших ее родных, вдруг воскликнула:

— Она! Она!

Как радостен был этот возглас! Он краток — всего лишь одно слово: «Она!» Но как он содержателен! В нем было положительно все: и вера, глубокая вера в помощь Богоматери, вера, поддерживавшая больную в ее долгом, тяжелом путешествии в отдаленный город; и надежда на исцеление от тяжкого недуга телесного и не менее тяжелых душевных страданий; и любовь, признательная любовь за даруемое здоровье телесное и душевное. Кратко говоря, это был возглас, идущий из глубины христианской верующей души, это была радость за даруемое Божией Матерью исцеление и в то же время мольба об утолении печали, сокрушающей исстрадавшееся сердце, — молитва при виде чудотворного образа «Утоли моя печали». Она твердо верила в свое исцеление, и Небесная Царица не оставила ее без Своего призрения, но чудесным образом даровала ей здоровье. Вот доказательства этого чуда от иконы «Утоли моя печали». Во-первых, больная не только воскликнула, хотя перед этим, как было сказано, она несколько времени от слабости уже не говорила, но и перекрестилась. Мог ли это сделать человек, уже несколько времени не владевший рукой? Нет. Далее. Когда после молебна больная приложилась к чудотворной иконе Богоматери, она почувствовала в себе столько силы, что без всякой помощи других стала на ноги и потом, без посторонней же поддержки, вышла из церкви св. Николая. Кто не увидит в этом событии помощи свыше? Только по воле Бога расслабленные могут ходить. Наконец, больная вернулась домой совершенно здоровой, и это, несомненно, по милости Царицы Небесной.

Это чудо совершилось 25-го января. С тех пор было установлено этот день праздновать в честь иконы «Утоли моя печали».

В Москве есть еще четыре святочтимых иконы Богоматери, также известных под именем «Утоли моя печали». Они — точные снимки с вышеупомянутой чудотворной иконы. Одна из них находится в церкви св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня на Покровке; другая — в церкви св. апостолов Петра и Павла в Ново-Басманной; третья — в церкви св. Тихона Амафунтского у Арбатских ворот и, наконец, в церкви преподобного Сергия, что в Рогожской, четвертая благодатная икона «Утоли моя печали», в серебряной позлащенной ризе, богато украшенной драгоценными камнями. Перед этой последней иконой по воскресным дням совершаются молебные пения с чтением акафиста Божией Матери «Утоли моя печали».

В С.-Петербурге, в храме Вознесения Господня, что на Вознесенском проспекте, близ Екатериненского канала, есть также древняя и глубокочтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». Эта св. икона привезена из Москвы в 1765 году 25 сентября купцом Роговиковым, одним из участников построения Вознесенского храма, ко дню освящения придела в честь этой иконы, где она и была помещена в особо устроенном серебряном киоте. Этому чудотворному образу «Утоли моя печали» оказывается особенное чествование. Жители С.-Петербурга нередко принимают его в свои дома. Верующие во множестве прибегают к этой иконе Небесной Царицы, и многие больные по вере своей получают от нее исцеление и утешение. Кроме того, еженедельно по пятницам, после поздней литургии, служатся пред ней молебны с чтением акафиста. Празднование этому образу совершается, кроме 25 января, еще 25 сентября в память перенесения его из Москвы.

Чудотворная икона Богоматери «Утоли моя печали», или, как ее еще иначе называют, «Утоление печали», имеется еще в Орловской губернии, Карачаевском уезде. Она находится там в Николаевском Одрином монастыре. До 1784 года этот образ был заветной домашней святыней сенатора, графа Н. Б. Самойлова. Сначала он стоял в Москве, в доме графа, и здесь прославился многими чудесными исцелениями. Затем Н. Б. Самойлов перевез его в свое имение, которое находилось по соседству с упомянутым монастырем. Устроив на свои средства при монастырском Николаевском соборе теплый придел в честь иконы «Утоли моя печали», граф затем пожертвовал туда и св. икону Богоматери. Ее поместили в иконостасе по правую сторону от царских дверей, где она пребывает и доныне. Празднование этому чудотворному образу Пресвятой Богородицы на месте совершается два раза в году: 25 января и 9 октября. В оба эти дня в Одрине монастыре бывает значительное стечение народа.

Кроме Москвы, С.-Петербурга и Орловской губернии, чудотворные и особо чтимые иконы Божией Матери «Утоли моя печали» известны еще в следующих местах:

в Покровском монастыре, в г. Шклове Могилевской губернии;

в Вернадском мужском монастыре Ольгопольского уезда Подольской губернии и

в скиту св. Иоанна Предтечи Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии.

Изображение иконы «Утоли моя печали» представляет Божию Матерь, приложившую левую руку к Своей главе, несколько склоненной набок. Общий ее вид как бы говорит о том, что Царица Небесная прислушивается к слезам и умиленным молитвам всех верующих, прибегающих к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях. Правой рукой Своей Богоматерь придерживает стопы Предвечного Младенца. Спаситель пред Собой держит в руках, подняви кверху, развернутый свиток, на котором начертаны следующие слова Божественного увещания: «Суд праведен судите, милость и щедроты творите кийждо ко искреннему своему; вдовицу и сира не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите».


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.