Икона «Достойно есть», или «Милующая» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Икона «Достойно есть», или «Милующая»

2022-10-04 36
Икона «Достойно есть», или «Милующая» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На Афоне рассказывают следующее предание относительно этой иконы Богоматери.

В конце X века невдалеке от Карейского монастыря, основанного императором Константином Великим, в одной келье, уединенно спасаясь, отшельнически жил один священноинок со своим послушником. Келья эта с небольшой церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы сохранилась до настоящего времени. Живя здесь, старец и его послушник проводили все время в подвигах молитвы и поста. Они оставляли свою келью только тогда, когда должны были присутствовать на общественном богослужении.

Однажды священник отправился к всенощному бдению в Карейский храм, а богобоязненному ученику своему заповедал совершить службу, как может, дома. Инок остался стеречь свою келью. При наступлении ночи он вдруг услышал стук в дверь кельи. Отворив ее, он увидел перед собой незнакомого монаха, который просил разрешения войти в келью на ночь. Послушник впустил его. Между тем, наступило время совершения службы. Оба монаха встали и, вознесши сердце и ум свой в горняя, начали со страхом и благоговением изливать перед Творцом вселенной свои молитвенные чувства и славословия. Так текла их ночная служба своим порядком, пока не настало время величать Пресвятую Богородицу. Став перед Ее иконой, послушник, полный сердечного умиления и благоговения к Всепетой и как бы тая в чувстве пламенеющей любви к Ней, трогательными звуками изливал хваления Царице Небесной, воспевая «Честнейшую херувим», т. е. общепринятую в церкви песнь св. Косьмы Маюмского, творца канонов, и не прилагая к этой песни никаких других славословий, кроме вздохов умиленной души. Вдруг дивный гость, делая к сей песни иное начало, запел сладким ангельским голосом: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего».

А к сему он добавил «Честнейшую херувим».

Слушая пение чудесного гостя, послушник пришел в восторг и умиление. Так было прекрасно оно! Выслушав песнь до конца, он в изумлении обратился к явившемуся незнакомцу и сказал:

— Мы поем только «Честнейшую херувим», а песни «Достойно есть» до сей поры никогда не слыхали, и не только мы, но даже и предки наши. Впрочем, прошу тебя, напиши мне сию песнь, чтобы и я мог таким же образом величать и славить Богородицу.

Незнакомец согласился исполнить его просьбу и потребовал себе бумаги и чернил. Послушник извинился перед гостем, сказав, что он не имеет ни того, ни другого, ибо, занимаясь молитвой и рукоделием, очень редко нуждается в этих предметах.

— Тогда принеси мне, по крайней мере, какую-нибудь каменную плиту, — сказал гость.

Послушник тотчас же принес плиту и подал незнакомцу. Тот взял ее и стал писать на ней перстом своим песнь «Достойно есть».

Под его чудодейственной рукой камень умягчался, как воск: пишущий перст его глубоко врезывался в камень, и слова отпечатлевались на нем четко и ясно. Окончив писание, незнакомец подал плиту иноку и сказал:

— Отныне так пойте и вы, и все христиане.

Затем он внезапно исчез, как молния, от изумленных взоров благоговейного инока. Долго стоял послушник перед каменной плитой; радостный и благоговейный трепет объял его при виде письмен, чудесно начертанных на камне. Подобно Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус и не узнавшим Своего воскресшего Господа, послушник оставался во время присутствия гостя в неведении, кто сей таинственный инок. И только теперь, оставшись один, он понял, что это был небожитель.

Православная церковь верует, что явившийся небожитель был архангел Гавриил, который во время земной жизни Богородицы был Ее пламенным прославителем, Ее питателем и благовестителем. Что чудо это действительно древнейшее и что явившийся ангел был Гавриил, это можно видеть из греческих миней, где под 11 числом июня, когда совершается празднование иконе Богоматери «Достойно есть», говорится: «В той же день собор архангела Гавриила в «пении» (так называлось место, где стояла келья, которую посетил ангел и в которой он воспел чудесную песнь). Из этого видно, что чудо сие совершилось 11 июня. Посему-то афонские иноки ежегодно совершали службу на этом месте в память совершившегося там чуда и в честь архангела Гавриила.

Изучив песнь, инок стал славословить Богородицу ее словами. Старец, возвратившись со всенощного бдения и застав своего послушника поющим эту чудную песнь, был весьма удивлен и обратился к нему с вопросом, где он выучился такой прекрасной песни. Тогда послушник рассказал старцу все случившееся с ним и в заключение показал ему доску с чудесно начертанными на ней письменами песни. Старец внимательно выслушал рассказ своего ученика о явлении ему ангела Господня. Долго рассматривал он каменную доску, исписанную чудесной рукой, и перечитывал слова песни. Затем он и инок, взяв эту доску, отнесли ее к прету, т. е. начальнику Святой горы, и рассказали подробно о случившемся.

Скоро об этом чудесном событии узнали и другие старцы Афона. Все едиными устами и единым сердцем прославили Христа Бога и Его Пречистую Матерь и воспели Ей новую ангельскую песнь, принесенную на землю архангелом Гавриилом. Вслед за этим о явлении архангела было донесено патриарху и царям. Государством тогда правили братья Василий и Константин, называемые порфирородными, а патриахом был Николай Хрисоверг. Донося царям и патриарху, афонские иноки отослали в Константинополь каменную доску с начертанной на ней песнью Богоматери, как доказательство истинности передаваемого ими известия. С той поры сия ангельская песнь «Достойно есть», вполне выражающая славу и величие Пресвятой Богородицы, стала звучать и доселе звучит в церкви Христовой на божественной литургии и на прочих службах. Распространившись по всей вселенной, она стала столь общей и столь вожделенной для всех христиан, что теперь даже и самые малые дети христианские с великой радостью поют ее во славу Богородицы.

Та икона Богоматери, перед которой небесный посланник воспел свою хвалебную песнь, была взята из кельи отцами Афонской горы и перенесена в соборный протатский храм, где она и доселе видима в алтаре на горнем месте и всем приходящим и поклоняющимся ей с верой и любовью источает благодатные дары исцелений от душевных и телесных болезней. Вместо прежнего названия «Милующая», или «Милостивая», она именуется теперь иконой «Достойно есть». Равным образом, и сама келья со времени описанного чудесного события названа и доселе называется «Достойно есть».

Указанное дивное событие на святой Афонской горе воспоминается и празднуется ежегодно 11 июня. Но так как в июне месяце совершается пост в честь святых верховных апостолов Петра и Павла и поется Аллилуия, то, чтобы сохранить сии святые установления церкви и не дозволить разрешения поста, установили праздновать 11 июня только иконе Богородицы, а собор архангела Гавриила перенести на 13 июля.

К сказанному предание Афонской горы добавляет, что икона Богоматери «Милующая» в то время, когда архангел пел перед ней, издавала светлое блистание и святой лик Богоматери как бы изъявлял удовольствие и соизволение на выражаемое Ей славословие. Сия икона прославилась многими чудесами, из коих приведем только самые примечательные.

Святые подвижники, просиявшие на Афоне, установили издревле совершать крестный ход с иконой «Достойно есть» на второй день Пасхи. Для этого все иноки, как живущие в Карейском монастыре, так и подвизающиеся в кельях, расположенных в окрестностях его, должны были собираться на службу церковную в храм Протата и после литургии отправляться с крестным ходом. Это святоотеческое предание и установление однажды, по сатанинскому действию, нарушили четыре монаха, обитавшие в Карее, на подворье обители святого Дионисия. Когда проходили с крестным ходом мимо их убежища, они не только не вышли навстречу святой иконе, но заперлись в своем жилище и участников крестного хода называли ядцами и винопийцами, а чин священного хода — делом противозаконным. Богоматерь не оставила без вразумления этих несчастных ругателей святыни. Вечером того же дня вдруг выпал сильный дождь с градом. Поутру на другой день оказалось, что огородные растения, виноградники и все прочие плоды были совершенно выбиты и, что удивительнее всего, бедствие это постигло исключительно только подворье Дионисиатское. В этом все увидели гнев Божий на хулителей истины. Когда монахи сообщили своей обители о постигшем их бедствии, то пребывавший в то время в монастыре Константинопольский патриарх Нифонт в праведном гневе своем наложил на них строгую эпитимию за безумие их и за презрение святой иконы. На следующий год четыре монаха эти, вразумленные чудесным способом, выразили уже подобающее уважение святыне, а у совершающих крестный ход торжественно просили прощения.

В другой раз нарушителями святоотеческого предания оказались иноки обители Кутлумуша. По действию духа злобы, они вообразили себе, что так как они живут в монастыре, то не должны совершать крестного хода вместе с келиотами, то есть живущими в отдельных кельях, а должны делать это отдельно, как и прочие монастыри. Так они и поступили. Но неугодно было Богоматери такое превозношение кутлумушцев. Внезапно с суши и моря напали на кутлумушскую пристань разбойники из неверных и предали огню все там находившееся. Увидев этот явный гнев Божий, кутлумушцы раскаялись в своем грехе и в последующее время стали следовать чину, установленному древними отцами, совершая крестный ход уже вместе с прочими чтителями святыни.

Спустя некоторое время эти же иноки кутлумушские снова оказались нарушителями обычаев, установленных прежде относительно иконы Богоматери «Достойно есть». На этот раз они получили свыше сильнейшее вразумление: подобно стенам иерихонским, разрушилась внезапно новоустроенная их трапеза и другие здания внутри и вне обители. Видя это, иноки вразумились и поспешили раскаяться в своем неразумии.

Существует несколько известных списков с иконы «Достойно есть». Один из них, между прочим, находится в Санкт-Петербурге, в храме, построенном в Галерной гавани в честь Богоматери Милующей. Список этот прислан с Афона.

Другой список с этой иконы, прославленный чудесами, находится в селе Юрьевском Котельнического уезда Вятской губернии.

Есть еще список с иконы «Достойно есть» в Оренбурге. Он был прислан сюда в 1858 году для предполагавшейся женской обители. Икона сия ознаменовала себя многочисленными чудесами, совершившимися преимущественно во время пути.

Абульская икона

Икона эта явилась в Сербии в конце VII века. В XVI столетии она была перенесена в город Абул в Испании (отсюда и ее наименование Абульская), где находится в настоящее время. Предание рассказывает, что в 1870 году перед этой чудотворной иконой в церкви свв. мучеников Викентия, Савина и Крискентия получила исцеление одна слепая девица. С этого времени стали совершать празднование в честь Абульской иконы 11 июня.

Июня

Игрицкая-Песоченская икона

Сия чудотворная икона Богоматери именуется так по месту своего пребывания в Игрицкой Песоченской мужской обители, которая существует и доселе на правом берегу Волги, в 15 верстах от Костромы. По внешнему виду эта икона Богородицы представляет копию с иконы Смоленской. Обстоятельства явления ее следующие.

В селе Савинском, находящемся в близком расстоянии от г. Костромы, в XVI веке жил один боярский сын Емилиан Исаев, по прозванию Севрюгов. Он потерял зрение. Пять лет он лечился, но без всякого успеха, и только небесная помощь возвратила ему зрение. Однажды его пастухи, крестьяне того же села, находились со стадом своим в местности, называемой Игрица, при реке Песочне. Там стояла старая, полуразвалившаяся церковь во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца. В 1571 году Кострому и окрестные селения посетило страшное бедствие — чума. Целые селения почти совершенно запустели. В таком же запустении пребывала и церковь св. Николая в течение 50 лет. Подойдя к этой церкви, пастухи из любопытства решились проникнуть внутрь ее. Когда они вошли в храм, то увидели на престоле икону Богоматери с Предвечным Младенцем. Икона показалась им совершенно новой. Помолившись перед ней, они вышли из церкви и отправились к своему господину Севрюгову, чтобы поведать ему о находке. Выслушав рассказ их, благочестивый Емилиан обрадовался и тотчас же послал в Кострому за своим духовным отцом, священником Феодором, приглашая его совершить молебен перед новооткрытым образом Богородицы. Феодор и Емилиан с его семейством отправились к месту нахождения иконы. Был отслужен молебен с водосвятием. Священник окропил всех св. водой, в том числе и слепого Емилиана. По Божьему соизволению он прозрел.

Весть о сем чудесном исцелении скоро распространилась по всем окрестностям, и к новоявленной иконе Богоматери стали стекаться богомольцы и страждущие разными болезнями. Многие из них по вере своей получили исцеление. Привлеченные славой чудес, совершившихся у этой иконы, жители Костромы Потапий, Карп, Андрей и Григорий, оставив дома свои, пришли сюда к Песоченской церкви и поселились здесь. В первое время они подвизались мирянами. Так как среди них не было лица с иерейским саном, то они должны были приглашать священника из окрестных мест для совершения богослужения и молебнов перед иконой Богоматери. Впоследствии к ним пришел один священноинок, который и постриг их в иночество. Так было положено основание обители.

Прежде всего необходимо было вместо ветхой церкви выстроить новую. Благодаря пожертвованиям в скором времени можно было приступить к ее постройке. На закладку церкви собралось много народа. Между пришедшими из Костромы на это торжество была одна глухая женщина, по имени Пелагея. Во время молебна перед чудотворной иконой Богоматери она горячо и усердно молилась Богородице, умоляя Ее простить ее согрешения и даровать ей исцеление. Вскоре она почувствовала себя совершенно здоровой и возвратилась домой, прославляя Заступницу рода христианского.

Игрицкую-Песоченскую икону Богоматери ежегодно носят в торжественном крестном ходе из монастыря в Кострому. На 9 неделе по Пасхе духовенство этого города отправляется в Песоченский монастырь и там служит всенощную. На другой день по совершении литургии устраивается крестный ход в Кострому с чудотворной иконой Богоматери в сопровождении множества богомольцев. Икону несут одни священники; по пути в двух деревнях, в которых имеются часовни, служатся молебны. Когда крестный ход приближается к Костроме, в городском соборе начинается звон. Почти весь город выходит в сретение иконы.

Репицкая икона

В прежнее время эта местночтимая икона находилась в селе Репках (отсюда ее наименование Репицкая), в 35 верстах от г. Чернигова. 12 июня 1740 года она была перенесена в Чернигов при архиепископе Черниговском Иларионе Роголевском и ныне находится в черниговском Борисоглебском соборе, над царскими вратами.

Голубинская икона

Голубинской икона Богоматери именуется потому, что на ней Спаситель изображен с двумя голубями в руках. Находится она в Воскресенском храме города Торжка Тверской губернии.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.