Индивидуальная зона бессознательного — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальная зона бессознательного

2022-10-04 26
Индивидуальная зона бессознательного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Используя концепцию личности К. Юнга можно представить, что в этой обширной зоне имеется несколько взаимосвязанных с друг другом областей, в виде форм, изначально созданных эволюционным процессом. На кончиках стрел-тенденций  в зоне индивидуального бессознательного при рождении у каждого из нас находятся прототипы образовматери, отца, тени, анимы и т.д.

 

 

Метафорическое содержание архетипов строго индивидуально и формируется вследствие воздействия различных факторов, которые можно разделить на две основные группы: биологические и социальные.

 

Божественная Матрена. Пантеон Богов.

Четвертая внутренняя фигурка матрешки – это пространство Limbus, - самая глубокая, базальная часть индивидуального бессознательного.

В переводе с латыни limbus – это рубеж, край, предел. Термин использовался богословами в раннем средневековье для обозначения места, в котором пребывают души не попавшие в Ад, но не имеющие права на Чистилище, а тем более на Рай. В фильме «Начало» режиссером К. Ноланом использовано понятие «Лимбо» (англ. limbo) для обозначения самого глубокого уровня сновидения.

Термин «лимбическая система» был предложен П. Мак-Лином в 1952 году в качестве нервного субстрата для эмоций. Он также предложил концепцию триединого мозга, согласно которой человеческий мозг состоит из трёх частей, насаженных одна на другую, как в матрёшке: древний мозг (или мозг рептилии), средний мозг (или лимбическая система) и неокортекс (кора больших полушарий). Если анатомическое строение лимбической зоны головного мозга на сегодняшний день боле или менее известно, то функциональное предназначение нейронных структур RegioLimbus остается великой тайной нейрокосмоса. Однако известно, что лимбическая система отвечает за вегетативные и соматические реакции, и обеспечивает процессы адаптации организма к внешней среде. То есть, - поддержание гомеостаза. Известны лишь некоторые функции этой нейронной зоны:

- формирование эмоций, мотиваций, поведенческих реакций, ориентировочно-исследовательской деятельности, процессов обучения;

- поддержание баланса симпатической и парасимпатической нервной систем с целью

управления функциями внутренних органов,

- восприятием запахов (обоняние);

- организация механизмов кратковременной и долговременной памяти, ориентацию в пространстве и времени;

- управляет механизмами сна;

- участвует в формировании второй сигнальной системы.

Заметьте список глаголов, которыми описываются функции Limbo: управляет, формирует, поддерживает, организовывает.

Четвертая утроба Матери-Матрены – это область управляющих энергий юнговских архетипов: Анимы/Анимуса, Матери, Отца, Ребенка (дитя), Трикстера, Духа Мудрости, Бога и прочих. Отсюда из RegioLimbus управляется процесс роста личности; производится контроль и регулирование психосоматических механизмов обеспечивающих в конечном итоге стабильность ядра личности – самости.

Самость можно представить в виде дерева, что посадили и взрастили два главных божества Мать и Отец. В сердцевине этого дерева живет и развивается внутренней ребенок – метафорическая проекция архетипа Божественного Дитя. Это развитие связано с формированием Образа Страдающего Ребенка […] (ссылка на главу «Интегративная модель понимания феноменов архетипа Божественного ребенка К. Юнга)

В глубокой центральной зоне четвертого уровня в каждом из нас имеется пантеон, похожий на Рай, в котором живут два Бога – Мать и Отец. Боги-ремесленники заняты одним делом - сотворением Древа Самости. Создавая его сердцевину по своему образу и подобию, они намерены сотворить Божественного Ребенка. Однако, как правило, вместо Образа Божественного Дитя получается Образ Страдающего Дитя.

Архетип Матери и Отца

Личная библия каждого из нас может начинаться с рождения самости ….

И был небесный Отец, что есмь Воздух и Пламень. И возлюбил он Мать, что есмь Земля и Вода. Тогда разжег Отец-Небо пламень в сердце своем, и ударила молния в лоно Матери-земли. И когда пролились семена теплым дожем, увлажнили землю, с небосвода скатилась Звезда Вечерняя и вслед за ней Звезда Утренняя. И прочертили они огненный путь, и упали они в тело матери-Земли. И в месте, где упали звезды, вспыхнул язык пламени и начал танцевать, призывая Дух. И пророс росток новой жизни. А когда вошел в него Дух ( Aether ), то соединил вокруг себя и Землю и Воздух, и Огонь и Воду. И замкнул себя квадратом четырех стихий. Тогда начало расти Древо Самости в сердцевине своей несущее образ Божественного Дитя. И окрепло оно, прорастая корнями и питаясь соками матери-Земли. И возвысилось оно, прорастая ветвями сквозь облака, питаясь лучезарным светом Неба-Отца….

Вслед за Карлом Юнгом повторим: «Архетипическое содержание выражает себя, во-первых, и в главных, - метафорами». Опуская вопрос генезиса и типологизации образов Матери и Отца, мы сосредоточим внимание на соотношении сил влияния этих метафорических проекций и, собственно, механизмах их влияния. 

«Во-первых, и в главных», архетипический образ Матери является самым важным. Это обусловлено, прежде всего, тем, что институт материнства появился с первым делением клетки на планете Земля. Он является неотъемлемой частью биологической жизни и действует на уровне отдельной клетки (простейших форм жизни). Институт отцовства возник гораздо позже и сформировался как эволюционный механизм необходимости выживания потомства. И поскольку психогенез отдельной личности зеркально повторяет онто- и филогенез, то формирование архетипа Отца начинается с «задержкой». В раннем младенческом возрасте (до 2-3 месяцев) мир ребенка представляется единым недифференцированным пространством, в котором «я» почти не имеет границ, оно растворяется и отождествляется с матерью: Я = Мама. В период сепарации (дифференциации) начинает простраиваться граница. И к году мир ребенка представляет собой пространство «Я и Мама».

Граница между «Я» и «Мама» нарушаются в период, когда на горизонте событий все чаще замечается образ бородатого субъекта. Этот товарищ начинает бесцеремонно вмешиваться и разделять идеальную модель: Я и Мама. В норме не нарушая общего баланса развития первый «роковой любовный треугольник» вне зависимости от пола ребенка возникает в полтора года.

Сроки проявления признаков трагедии Эсхила (Эдипов Комплекс) Фрейд определял с полутора лет жизни, Кляйн - с семи месяцев. В контексте гипнотерапии это не столь важно. Важно, что у ребенка проявляется амбивалентное чувство к родителю того же пола.

Но давайте представим, что отец и мать поменялись ролями. Папа принимает на себя все обязанности ухода за младенцем: кормит из бутылочки, носит на руках, поет колыбельные песни, купает и перепеленывает…. В этом случае интроективный процесс психогенеза к полутора годам смоделирует восприятие, при котором архетип Матери будет проявляться в бородатом образе «Божественного Папы», имеющим набор характерных черт реального мужчины. Поэтому важно понимать, что баланс проявления архетипов Матери и Отца в виде прямого переноса ролевых персон и директив-установок зависит от степени участия реальных родителей в процессе воспитания. Сила проявления родительских персон-протагонистов и теневых антагонистов будет определять сбалансированность «Я-концепции» как осознанной (искаженной) проекции архетипа самости. В процессе гендерной дифференциации воздействие архетипических образов матери у мужчин (отца у женщин) будет прямо пропорционально степени влияния реальных родителей.В случае дисбаланса этого влияния можно наблюдать не только преобладание мускулинных черт характера у женщин или феминных у мужчин, но и превалирование персон прота- и антагонистов одного из родителей. Особенно сильно это проявляется в контексте выбора партнера, и в контекстах супружеских отношений. (Более подробно в третьей части книги «Пять психотерапевтических этюдов»).

В идеальном случае период детства для некоторых остается в памяти подобием Рая. Однако для наших клиентов детство редко напоминает Эдем. «Конечно, с моральной позиции гораздо удобнее оставить Бога единственно ответственным за этот дурдом для младенцев, где никто не способен донести ложку до своего рта. Но человеку стоит самому пережить боль, и у него в душе есть нечто, что должно вырасти» (К. Юнг).

- Что делает главными архетипические образы Матери и Отца?

- Их созидательная функция! Они, как два архитектора создают структуру, композицию и орнамент здания личности, надеясь построить уникальное сооружение. Иногда действительно получается шедевр, наподобие Храма Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família А. Гауди). Но те, кто являются на психокоррекцию, больше напоминают избушку на курьих ножках, или кособокую лачугу из тростника со вставленными там и сям стеклянными окнами. Вместо деда и бабки в русской сказке «Колобок», приготовлением главного героя занимаются мама и папа. Причем по принципу два в одном мама решает испечь пышный торт, а папа поджарить отбивную котлету. Представьте, телешоу «Семейная Кухня»….

- Теперь кладем две столовые ложки сахара и взбиваем яичный белок,… – сообщает Мама.

- Еще пару измельченных зубчика чесночка, соли и черного перчика, - добавляет Папа.

- Стакан просеянной муки, и тщательно перемешиваем. И не забываем про ванильный крем на малом огне… - щебечет Мама.

- Отлично! Теперь берем всю эту кашу, что мама приготовила, бросаем туда филейную вырезку и колошматим от души. Лучше молотком фирмы BergHOFF и под песню «Мы себе давали слово не сходить с пути прямого…»! – комментирует Папа свои действия. Крем и взбитые сливки разлетаются по всей студии.

Пройдут десятилетия и в результате перед психотерапевтом в кресле окажется тридцатилетняя отбивная котлета со взбитыми сливками и кремовыми розанчиками.

*** Примечательна связь Я - образа родителя с его системой образов ребенка. Статистически достоверным является факт, что в процессе воспитания «особенно высока эта связь у матерей, которые, в большинстве случаев строят систему отражения ребенка исходя из структуры собственного Я - образа» (В. Ситников). Это значит, что основная функция Матери Бога - создание своего подобия.

 

Символические образы родителей формируются в раннем детстве и продолжают видоизменяться всю жизнь. Они запускают динамические процессы роста в виде двух антагонистических тенденций: индивидуализации и социализации. Две главные силы дают рост ствола и ветвей древа самости. И оно образует и поддерживает на своих ветвях хрупкую конструкцию верований и пониманий. Подпирает идейно-мифологическую основу, простаивает категории ценностей, формирует социальные установки и потребности. Поэтому во многих случаях отклонение от психического здоровья является отражением дисбаланса действия двух процессов: индивидуализации и социализации. При этом колебания (девиация) самости эманируют сквозь слои темной зоны и предсознания и достигают кристалла разума.

Таким образом, в пространстве четвертого уровня, в Личном Храме бессознательного в течение всей жизни два главных творца Мать и Отец по принципу два в одном созидают свою проекцию - Образ Божественного Ребенка. Их работа не всегда носит комплиментарный характер, чаще всего - это внутренняя борьба за престол главного божества. Стараниями родителей здесь, во Внутреннем Храме Личности, созидаются идолы, что будут питаться энергией и временем жизни.

Каждым вечером мы засыпаем, чтобы войти под своды Личного Храма. Каждым утром мы просыпаемся и вновь входим под своды Личного Храма. Чтобы в мерцающем свете свечных язычков встать на колени пред бронзовыми, иногда уже позеленевшими ликами своих маленьких богов. Встать на колени, надсечь серебряным лезвием вену и по каплям слить в жертвенную чашу силы и время жизни. Идолу достатка – каплю крови, идолу признания – каплю крови, идолу любви…. Так по так каплям истекает жизнь. Но все эти кумиры второстепенны, они созданы силой божественных образов Матери и Отца.

Архетипы Анима/Анимус, проявляясь в бессознательных образах женщины и мужчины, как обратные стороны андрогинии мужчин и женщин являются, на мой взгляд, производными главных архетипов Мать и Отец.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.