Часть первая:модели понимания — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Часть первая:модели понимания

2022-10-04 34
Часть первая:модели понимания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Каждый знает: для того чтобы стать специалистом, нужны знания и практическое их использование. С ранних лет разум любого человека обогащают системами представлений.Огромный объем знаний, что мы получили в школе, университете или аспирантуре остаются невостребованными по двум причинам:

1. Мы в них не нуждаемся, поскольку область нашей деятельности сосредоточена на небольшом объеме необходимой информации.

2. Тот объем информации, что может быть полезен для практической деятельности, остался без внимания, - нетрансформировался в индивидуальные модели понимания,не стал инструментами.

В процессе восприятия и использования информации действуют психофизиологические факторы, которые определяют границы восприятия и структуру понимания. Особенно важнытри закономерности: искажение, исключение и обобщение информации.Именно они формируют индивидуальные системы представлений.Важно не то, что мы знаем, а каким образом мы представляем. Полезным итогом обработки информации в процессе ее использования являются образные модели. Например, фундаментальный принцип  суперпозициив квантовой механике описывается формулой: ψ = с1ψ1 + с2ψ2, +… + сnψn, где с1, с2, …, сn произвольные комплексные числа.Наглядная, то есть образная модель этой формулы выглядит так: Вы читаете эту книгу сейчас, …. много лет назад на уроке русского языка, когдапишите диктант и прислушиваетесь к голосу учителя …. планируясвой отпуск ипредставляя отдых на море: пляж, горячий песок, набегающие на берег волны сейчас, …. в деревянной кроватке, рядом с плюшевой игрушкой, с закрытыми глазами слышите голос мамы и чувствуете уют и тепло….Этим утром, вместес теперь уже бывшими одноклассниками, - встречаете рассвет и остро осознаете, что закрыли дверь в прошлое. …Когда школьные годы остались позади, … а вы стоите на пороге, за которым начинается путь в настоящую и большую жизнь….

Заметьте, все происходит одновременно в прошлом, настоящем и будущем;в один момент и в разных состояниях. Именно таким образом работает нейрон.Взрослый сорокалетний мужчина, сидя перед вами в кресле, сильно заикается.Потому что прямо сейчас,из далекого детства, из логова подсознания…. выпрыгивает собака! Онарычит, стремительно бросается на него и кусает за подбородок.Эта злая собака притаилась в пространстве детской памяти и тридцать лет подряд, каждый день выходит на охоту, чтобы наброситься и покусать его внутреннего ребенка.

Передача индивидуальных моделей понимания в виде образов – это основное предназначение (функция) любого процесса обучения. Смысл этой книги – предложить модели понимания,подходы и приемы, что могут пригодиться для работы в области медицинской (клинической) психологии.

Поскольку взаимодействие между людьми производится на двух уровнях (осознанном и бессознательном) одновременно, то для психологаважно использовать два языка:язык знаков – для общения с сознанием и метафорический язык - для взаимодействия сбессознательным.С помощью метафор подсознание воспринимает информацию проще и легче, чем прямые указания. Для меня мир личности представляется в виде нескольких образных моделей, построенных на принятых в нейрофизиологии и психологии личности теориях и концепциях. Для построения личных метафорических представлений, можно обратиться кработам представителей отечественной школы нейрофизиологии - И.М. Сеченова, И.П. Павлова или методологии Дж. Уотсона; радикализму Б. Скиннера или теории личности К. Юнга; когнитивной психологии Р. Аткинсона, концепции психосинтеза Р. Ассоджиоли, гештальтпсихологии М. Вертгеймера,транзактному анализу Э. Берна, NLPTechnologies Р. Бендлера, Дж. Грингдера, теории «нематериальной психики» М. Решетникова, или «квантового сознания» Р. Пенроуза. Можно пользоваться модельюпозитивной психотерапии Н. Пезешкиана или пятью принципами психотерапии М. Эриксона.В любом случае, используя тот или иной метод, концепцию или подход, в силу основных процессов восприятия и обработки информации (обобщение, искажение и исключение), вы получаете интегративные инструментыпонимания: упрощенные образные представления взаимно дополняющие, а порой исключающие друг друга.

Для меня эти модели выглядят как рабочие метафоры. Грамматические и синтаксические корни не только русского, но и любого языка изначально несут в себе архаическое (метафорическое) понимание мира. Персонификация и наделение предметов, объектов и процессов одушевленными характеристиками определяют субъектность.Пример тому - самые обычные фразы: пасмурный день, счастливое время, плывут облака…. Концептивная аналогизация позволяет прямым образом, в обход стройных формально-логических умозаключений понимать сложные концепции и теории. То есть, создавать метафорическую систему понимания.Некоторыми элементами такого понимания мне хотелось бы поделиться.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.