Параметры анализа группы в социальной психологии — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Параметры анализа группы в социальной психологии

2022-02-11 55
Параметры анализа группы в социальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Традиционно принято выделять две группы параметров, достаточно полно описывающих особенности той или иной малой социальной группы:

• характеризующие группу как целое;

• характеризующие человека как члена группы.

Первая группа параметров принципиально важна:

1) психологическое содержание совместной деятельности (цели, задачи и операции, служащие удовлетворению основных мотивов данной деятельности, а также взаимосвязанных с этими мотивами и способами их удовлетворения социальных ценностей)  

2) Все особенности конфигурации, функционирования и развития группы будут зависеть от того, какими психологическими свойствами обладает данная деятельность: какой способ взаимодействия предусматривает, на какие ценности взаимоотношений ориентирует участников и т. д. Шаблон деятельности, по Т. Шибутани, вытекает из центральной задачи совместных действий и способов ее решения. Конечно, существует этот шаблон в индивидуальном поведении членов группы. Совместная целенаправленная активность членов группы разворачивается как минимум в двух направлениях: реализации основной цели группы и поддержания внутренней групповой целостности. Соответственно виды и формы групповой деятельности, направленные на достижение основной социальной цели, ради которой группа и была создана, принято обозначать как инструментальные. Деятельности, направленные «внутрь» группы, на ее сплочение, решение конфликтов, развитие эмоциональных связей, обозначаются как экспрессивные. Это важный момент. Наличие двух основных видов деятельности многое определяет в психологии группы и особенностях группового взаимодействия.

Традиционно принято выделять также следующие параметры группы как целого: композиция группы, групповые структуры и групповые процессы.

Композиция группы — совокупность индивидуальных характеристик членов группы, важных для понимания ее целостных свойств. Признаки, входящие в групповую композицию, каждый раз определяются исследователем в соответствии с целями и задачами его работы с группой, а также с учетом специфики группы. Скажем, композиционный набор в случае практической задачи решения конфликта, возникшего в рабочем коллективе, один и совершенно другой — при проведении корреляционного исследования в учебных коллективах подростков. Достаточно часто в композиционные признаки включают показатели возраста, пола, образования.

Групповые структуры возникают как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой. Выделив определенный признак, лежащий в основе тех или иных устойчивых отношений, можно построить некоторую иерархию, в которой каждый член группы займет определенное положение, позицию. Принято выделять и изучать вертикальные и горизонтальные групповые структуры.

К вертикальным относятся структуры, которые образуются совокупностью позиций членов группы в системе официальных отношений, развивающихся для достижения инструментальных целей группы. Так, в организованной группе, созданной для достижения определенной цели, можно выделить три уровня вертикальной структуры:

> официальные деловые отношения, они возникают по поводу деятельности и регламентируются штатным расписанием и должностными инструкциями;

> неофициальные деловые отношения; возникают в процессе решения деловых задач и содержательно связаны с данными задачами, но не определяются должностными инструкциями;

> неофициальные эмоциональные отношения; возникают и развиваются на основе эмоциональной симпатии, содержательно и процессуально не связаны с целями совместной деятельности.

Каждый член группы в той или иной степени включен во взаимодействие на всех трех уровнях вертикальной структуры. Банальный пример, иллюстрирующий это положение: член такой организованной группы, занимающий в ней некоторое официальное статусное положение (официальные отношения), при решении сложных деловых вопросов склонен советоваться не с вышестоящим начальником, а со своим коллегой, обладающим прекрасной эрудицией в данной области (неофициальные деловые отношения), а свои личные дела обсуждает с соседом по кабинету, с которым у него сложились доверительные отношения (неофициальные эмоциональные отношения).

Очень многое для понимания группы как системы сложившихся взаимосвязанных отношений дает модель, разработанная А. В. Петровским. Графически эта модель представлена на рисунке:

В модели существуют три слоя отношений в группе, каждый из которых порождает свои феномены, процессы, и ядро. В качестве ядра рассматривается совместная деятельность, те ее характеристики, которые задают параметры выстраивающихся вокруг нее отношений. Прежде всего — психологическое содержание деятельности. Здесь формируется и развивается структура официальных отношений, разворачиваются психологические феномены руководства.

Внутренний слой — это отношение каждого члена группы к деятельности, точнее, ее целям и ценностям. Естественно, оно различно по степени принятия этих целей и ценностей. Если одни люди находят в групповой цели значимые личностные смыслы, а другие признают важность и целесообразность их достижения в определенной степени, то третьи могут относиться к ним индифферентно, вынужденно включаясь во взаимодействие, связанное с достижением целей. Средний слой — межличностные отношения членов группы, опосредованные содержанием целей и ценностей группы. Во многом эти связи схожи с неофициальными деловыми отношениями. Они строятся на фундаменте отношения каждого участника группы к ее целям и ценностям. Вероятно, что наиболее высокое положение будут занимать те члены группы, которые максимально разделяют нормы и ценности группы, личностно ориентированы на них. В этом слое отношений формируется лидерская структура.

Наружный слой образуют межличностные отношения членов группы, возникающие вне целей и ценностей группы, построенные на эмоциональном принятии или отвержении. В иерархии таких связей «на вершине» оказываются те члены группы, по отношению к которым большинство испытывают симпатию, основанную на их личностных качествах. Это слой неофициальных эмоциональных отношений, в котором формируется и функционирует социометрическая структура.

Горизонтальные структуры определяют положение членов группы в системах отношений, образуемых по различным основаниям. Одновременно в группе существует много подобных структур, так как деятельность группы многомерна и возникающие в ней отношения чрезвычайно разнообразны. Устойчивые отношения постепенно складываются в иерархическую соподчиненную систему позиций членов группы. Такие системы отношений возникают на основе симпатии или антипатии (структура эмоциональных предпочтений), степени психологического влияния (лидерская структура) и движения информации по группе (коммуникативная структура). Данные горизонтальные структуры хорошо изучены в социальной психологии. Групповые процессы характеризуют малую группу в ее динамике. Групповые процессы — это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся процессы развития, сплочения и нормативного давления. Кроме того, ряд групповых явлений может существовать только в динамике. К ним относится процесс принятия группового решения.

Система групповых ожиданий — принципиально важное понятие, задающее тон в определении свойств и особенностей поведения человека как члена группы. Т. Шибутани: «...Люди редко бывают изолированы и редко действуют как независимые агенты....Даже если человек физически находится один, он часто принимает в расчет то, какой, вероятно, будет реакция других людей, если они узнают, что он делает... Человеческое поведение организуется в ответ на экспектации (ожидания, — М. Б.), которые приписываются другим людям. Система групповых ожиданий — это некоторая совокупность представлений о том, как должен вести себя тот или иной член группы в определенной ситуации» (123, с. 59).

Чем по сути являются экспектации по поводу ожиданий других: атрибуциями конкретных членов группы, с помощью которых они снимают для себя ситуацию неопределенности, или некоторыми обобщениями, имеющими отношение к реальным мнениям других участников группы? Исследования показывают, что имеющиеся у человека представления о том, чего от него ждут другие члены группы, часто соответствуют действительности. И объясняется это тем, что в основе групповых ожиданий и тех представлений, которые есть по поводу них у отдельных членов группы, лежат групповые нормы. Нормы по своей сути являются представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения. Нормы — это некоторый свод законов данной группы, набор правил о том, что нельзя, что можно и что подобает «хорошему» члену группы. Все поведенческие проявления в группе воспринимаются, оцениваются, регламентируются в соответствии с духом и с буквой группового закона — социальных норм. Это обеспечивает группе стабильность существования и внутреннюю поведенческую и ценностную целостность. Это же при определенных обстоятельствах ведет к групповому застою, создает трудности на пути развития группы. Однако малая группа, как любой другой самостоятельный субъект целенаправленной активности, обладает механизмами, позволяющими ей преодолевать негативные последствия повышенной нормативности своих членов. Нормы регулируют индивидуальное поведение участников группы на неосознаваемом уровне. Такие нормы и нарабатываются группой стихийно, «по наитию», некритично усваиваются членами группы и действуют дальше автоматически.

Для того чтобы стимулировать нормативное поведение и снижать вероятность появления ненормативности как массового явления, в каждой группе создается и действует система санкций. Санкции — это психологические формы поощрения нормативности и наказания ненормативности поведения членов группы. Они носят индивидуально-групповой характер, во многом зависят от того, что в данной группе и социальном пространстве, в которое она вписана, считается поощрением, а что обидно, неприятно. В целом нормативным членам группы оказывается больше поддержки, уважения, принятия. Адресуемая им информация более доброжелательна. К ним чаще обращаются, им больше улыбаются. Ненормативность наказывается лишением поддержки, неподтверждением, отказом в сочувствии и со-радовании, лишением права на значимую групповую информацию и т. д.

Статус личности в группе — это понятие, которое сегодня подверглось значительной девальвации. Тому есть как минимум две причины. Первая — формальная трактовка понятия «статус» как некоторого набора прав и возможностей, которые человек получает одновременно со своей служебной должностью. Можно даже встретить довольно странные противопоставления друг другу авторитета и статуса руководителя, как явлений, различных по природе (авторитет — психологическая сила руководителя, а статус — социальная). Другая причина — применение данного термина для качественного объяснения данных социометрической методики. В контексте социометрии статус — характеристика положения члена группы в системе эмоциональных предпочтений. Адекватная трактовка термина «статус» предполагает, что он рассматривается как психологическая величина, имеющая отношение к положению человека в различных стуктурных образованиях малой группы (не только эмоциональной).

Опираясь на взгляды Г. М. Андреевой, мы приводим следующее определение статуса.

Это совокупность объективно присущих человеку характеристик, которая определяет восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системах групповых отношений.

Каждый человек раскрывается в группе через определенные присущие ему свойства и особенности, которые он смог задействовать в осуществление данной совместной деятельности. Через восприятие этих свойств другие участники выстраивают образ данного члена группы и далее — свое собственное поведение в отношении его. Сам член группы, воспринимая особенности отношения к себе, создает собственный образ «я в группе». В результате он реализует поведение, которое задает ему некоторое место, положение в группе. Скажем, некий человек в группе смог задействовать в процессе взаимодействия свои лучшие качества: эрудицию, инициативность, принципиальность и прочее. Благодаря этому у коллег сложился весьма положительный образ его как надежного, полезного члена группы. Это отразилось в доброжелательности, уважительности их отношений, частых обращениях за деловым советом. Ободренный поддержкой он демонстрировал уверенное, ответственное поведение. В результате он приобрел в группе статус лидера. И наоборот, другой некий человек не включился в групповую деятельность, демонстрируя скепсис, равнодушие, непоследовательность в поведении. У многих членов группы это вызвало неудовольствие, раздражение, что на уровне отношений проявилось в агрессии, критике, снижении интереса к личности человека (неподтверждении). Такое поведение членов группы вполне может спровоцировать нашего героя на эмоционально недоброжелательное, протестное поведение (или вызвать еще большую отстраненность). Как итог — низкий статус, позиция на периферии группы.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.