Глава 1. Аналитический обзор литературы на тему «распознавание обмана» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 1. Аналитический обзор литературы на тему «распознавание обмана»

2022-02-11 29
Глава 1. Аналитический обзор литературы на тему «распознавание обмана» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие обмана

    Проблема обмана является феноменом, который занимает важное место в социальной жизни людей. Данной проблемой занимались исследователи из различных сфер философии, этики, религии, логики и психологии. Тем ни менее проблема лжи остается недостаточно изученной. В частности это касается рассмотрения обмана, как социально-психологического феномена. Прикладное значение исследований феномена обмана в некоторых профессиональных областях сложно переоценить. Способность людей распознавать ложь является значимой частью успешного выполнения своих профессиональных функций. Это может касаться политики, национальной безопасности, юридического дела, бизнеса. Упоминания об использовании обмана, как технологии достижения успеха упоминается в самых ранних письменных источниках культуры человечества.Сунь-Цзы в своей книге «Искусство войны» (V-VIв до н.э.) описываетшпионаж, как один из способов победы на войне. Гомер в своем эпосе «Одиссея»рассказывает историю об Одиссее, который пытался обмануть Паламеда, имитируя свое сумасшествие. Двадцать первый век ознаменовался крупными шпионскими разоблачениями. Самые известные из них этораскрытие крупной шпионской сети в США. Основной героиней стала российская шпионкаАнна Чапман. Эдвард Сноуден раскрыл шпионскую программунационального агентства безопасности США (NSA), БрэджиМаннинг передал отчеты о спецоперациях в Афганистане и Ираке Джулиану Ассанжу, которые рассекретили на портале Wikileaks.

    Были и более трагичные случаи провала работы людей, которые должны распознавать обман. 15 апреля 2013 года в г. Бостон, США был произведен теракт. Ответственными за взрыв признали Тамерлана и Джохара Царнаевых. Позже выяснилось, что старший брат, Тамерлан, годом ранее был на допросеФБР. Причиной допроса была попытка понять причину его принадлежности к группе радикальных исламистов. После допроса его отпустили. В связи с популяризацией интернета популярными стали видео обращения с просьбами о помощи. Так,в 2012 году Алексей Кабанов, сообщил о пропаже своей жены Ирины Кабановой. Он публично просил помощи у жителей Москвы в поисках, видео обращение транслировались по федеральным каналам, и было популярным в социальных сетях. Позже оказалось, что А. Кабанов жестоко убил свою жену и попытался избавиться от следов преступления. Его приговорили к четырнадцати годам колонии строгого режима. Интересно, что первый, кто обратил на странное поведение А. Кабанова, оказался психолог Геннадий Чичканов.[Интерфакс, 2013]

    В последние десять лет возрос интерес к обману, как предмету психологического исследования. Одним из самых популярных исследователей в области распознавания лжи является американский психолог Пол Экман, автор «Психология лжи». Прообраз самого П. Экмана и его работы был обыгран знаменитым актеромТимомРотом в сериале «Обмани меня» (2009 год, телеканал FOX). Пол Экман является автором серии книг по психологии лжи и методам распознавания обмана. Он, как и другие авторы, указывает на сложности в определении понятий «ложь» и «обман».

    М. Красников пишет:

«Данное явление[ложь] трактуется как "вымысел или извращение истины" (К. Ме-литан), "сознательно неверное показание" (В. Штерн), "особый вид мышления" (А. Лурия), "акт воздействия" (Г. Дюранден), "преднамеренное несоответствие между тем, что человек заявил, и тем, в чем он действительно убежден, что он действительно знает, считает и чувствует" (Л. Леви), "реализация намерения субъекта ввести партнера в заблуждение" (В. Знаков)»[Красников, 1999, с. 1]

    Сергей Иванович Ожегов в «Толковом словаре русского языка» определяет обман следующим образом:

· «Обман – это ложное о представление о чем-то, заблуждение»

· «Обмануть – ввести в заблуждение, поступить недобросовестно по отношение к кому-то».

Д.И. Дубровский дает следующее определение обмана:

«Обман – это ложное, неверное сообщение, способное ввести в заблуждение того, кому оно адресовано».[Д.И. Дубровский, 2012, с. 5]

М. Красников указывает на отсутствие описаний специфики обмана, различий между обманом и ложью, заблуждением, иронией, фантазированием. В данной работе мы будем рассматривать обман, как социально - психологический феномен.

Одним из ключевых понятий, по мнению большинства авторов является понятие «заблуждение.Мы предлагаем  рассмотреть понятие «заблуждение».

Заблуждение

    Если рассматривать обман, как введение в заблуждение, то следует обратить внимание на следующие ключевые аспекты.

    Заблуждение возможно рассматривать:

1) как процесс введения в заблуждение

2) как нахождение в состоянии заблуждения[Знаков В.В., 1993].

    Процесс, в свою очередь, можно рассматривать, как

1)  преднамеренное действие (осознанное введение в заблуждение)

2)  непреднамеренное действие (неосознанное введение в заблуждение).

Согласно С. Ожегову, находиться в заблуждении означает, что представления человека является ошибочным, неправильным. Перед нами встает задача оценки представлений, знаний, информации. Критерии по которым разделяются представления на правдивые и ложные зависят от области в которой мы ставим перед собой данный вопрос. Ответы в науке, религии, философии, политике будут отличаться. Самым частым методом оценки информации является мнение людей.

По мнению К. Поппера, объективное научное знание оценивается на основе субъективных мнений. Тем самым научная дискуссия становится не об объективной реальности, а о субъективных представлениях об объективной реальности. Таким образом, научное знаниенельзя однозначно назвать объективным в связи с наличием мнения ученых о каком-то факте, а это заведомо снижает возможности описания объективной реальности.[Поппер, 2002]

Мы считаем, что мнение коммуникатора об информации является важным социально-психологическим критерием различия заблуждения, правды и лжи. Дифференцируя правду и ложь, мы опираемся на наше собственное мнение. Другими словами, ложь – это то, что мы считаем ложью, а правда, в свою очередь, это то, что мы считаем правдой. Таким образом, у обманывающего есть, как минимум, два мнения: то, что он считает правдой и то и что он считает ложью. СловаБлаженного Августина: “Ложь — это сказанное с желанием сказать ложь”является удачной иллюстрацией представления и мотивации коммуникатора о своем сообщении.[Знаков В.В., 1993]

Существует ряд ситуаций в которых мы непреднамеренно можем ввести в заблуждение другого человека. Например, феномен ложных воспоминаний, исследуемый Э. Лофтус или галлюцинации у пациентов клиник. В описанных случаях отсутствует выраженное намерение ввести в заблуждение других людей. Сами люди не считают, что обманывают. С точки зрения оценки информации другими людьми (учеными, врачами) такая информация содержит ложь.

К. Пикель провел серию экспериментов в которых доказал, что представления о правде и лжи могут меняться со временем. В своих экспериментах он просил испытуемых посмотреть видеоматериалы. После просмотра испытуемые делились на две группы. Первая группа рассказывала о некоторых деталях просмотренного фильма. Вторая группа лгала о некоторых деталях просмотренного фильма. Через неделю представителей обеих групп просили рассказать то, что они просмотрели, но на этот раз нужно было максимально полностью восстановить свои воспоминания. Участники исследования, которых просили лгать, чаще давали неточные детали о содержании фильма. Их воспоминания изменились в результате проведенного эксперимента. Можно сказать, что то, что было раньше ложью, теперь стало правдой.[Pickel, 2004]. Можно предположить, что при первом рассказе у людей появлялись признаки обмана. После недели этих признаков обнаружить было бы невозможно, поскольку люди уже не считали, что обманывали.

Таким образом, мы разделили обман и заблуждение, выделив преднамеренность и мнение коммуникатора.

Выводы

В результате проведенного анализа мы разделили понятие «обман», «заблуждение» и «ложь». Ключевым различием вы посчитали намерение коммуникатора ввести в заблуждение адресата. Вторым критерием мы посчитали мнение коммуникатора относительно передаваемой информации – считает ли он сам ее правдой или ложью. Полученные результаты помогут нам лучше понять феномен обмана.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.