Как построить эффективное «Я-сообщение»? — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Как построить эффективное «Я-сообщение»?

2022-10-05 24
Как построить эффективное «Я-сообщение»? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Описание события.

Очень важно, чтобы описание ситуации, которая вас беспокоит, было нейтральным, объективным, беспристрастным. Объективность обозначает отсутствие субъективных или эмоционально окрашенных выражений. Важно не допустить подмены описания происходящего вашим собственным истолкованием или интерпретацией событий.       

Объективные описания:

-Когда в классе шумно, и я не слышу своего собственного голоса...

-Когда я перед самым уроком впервые слышу о том, что на уроке будет проверяющий...

-Когда на моем столе разложены чужие бумаги и тетради...

Те же описания, но менее объективные:

-Когда я слышу дикие вопли...

-Когда никто не удосужился меня предупредить заранее о присутствии на моем уроке проверяющего...

-Когда чье-то барахло разбросано на моем столе...

Эти фразы обвиняют, и скорее всего ваш собеседник сразу станет в защитную позу или сам перейдет к обвинениям.

Когда вы рассержены на кого-нибудь, объективное описание их поведения -задача не из легких.

Выражения типа:

-Когда вы строите против меня козни...

-Когда вы радуетесь моим неудачам...

являются вашим собственным истолкованием событий. Задача «Я-сообщения» в этом случае - объективно описать детали поведения другого человека, которое представляется вам как козни или как радость по поводу ваших неудач.

Например:

-Когда я узнаю, что мои личные дела обсуждаются в коллективе...

-Когда я вижу улыбку на вашем лице, в то время как мне приходится нелегко...

 

2. Ваша реакция.

Когда вы говорите не о ситуации, а о том, что вы ощущаете, - еы находитесь на безопасной почве. Вы обсуждаете факты, коюрые невозможно оспаривать. Если при этом вы еще и удержитесь от того, чтобы переложить ответственность за ваше плохое самочувствие на вашего собеседника (т.е. обвинения), считайте, что вы достигли цели.

Говоря о своих чувствах, вы можете сообщить, что вы чувствуете себя:

  -обиженным;

  - рассерженным;

  - забытым;

  - беспомощным;

  - виноватым...

Если трудно обозначить свои эмоции, можно вместо этого сказать о том, что вы
делаете, или о том, что вам хочется сделать, когда ЭТО происходит, например:
Когда…..

 - я ухожу в себя;

- я начинаю нервничать;

- я решаю все делать сам;

- мне хочется просто выйти, хлопнув дверью;

 - у меня появляется желание избегать вас...

Очень важно избегать осуждения вашего собеседника. Если вы осуждаете других как причину вашей эмоциональной реакции, они обычно начинают яро защищаться. Необходимо очень тщательно следить, чтобы ваши «заявления от «я» были чистыми, то есть чтобы в них не было прямого или скрытого осуждения.

Примеры осуждающих сообщений:

- Вы расстроили меня;

- Это сводит меня с ума;

- Вы оскорбляете мои чувства...

 

Предпочитаемый исход.

Когда нам что-то не нравится так как оно есть, мы часто хотим, чтобы, кто-то другой исправил положение или изменил его так, чтобы это было нам больше по вкусу.

Для человека очень важно чувствовать свою автономию. Поэтому когда мы говорим другим, что они должны что-то сделать, это часто вызывает протест и сопротивление. Когда вы говорите о предпочитаемом исходе, не стоит формулировать его как указание другому по поводу его поведения. Старайтесь сформулировать его в общей форме, оставив как можно больше вариантов открытыми. Не навязывайте другим свое решение проблемы. Ограничьтесь только тем, что обозначьте ее.

Если вам нужно решить вопрос с уборкой класса, лучше всего оставить возможность детям и родителям самим внести предложения о том, как именно они

готовы обеспечить чистоту. Возможно, дети будут убирать класс по очереди, а возможно, родители решат оплачивать труд уборщицы.

Формулировка вашего предпочитаемого исхода при этом должна быть достаточно общей, например: «Я хочу утром заходить в чисто убранный класс».

 

Уведомив своего собеседника чистым «Я-высказыванием» о своих переживания и потребностях и при этом не обидев и не унизив его, вы повысите вероятность того, что ваш партнер сам предложит, какой вклад в изменение ситуации он мог бы взять на себя.

Творческий подход к решению проблемы: выработка альтернатив

Игра  «Бутылочиые пробки»

Цель:

   - приобретение участниками опыта генерирования идей методом мозгового штурма.

Участники делятся на малые группы. Ведущий рассказываег следующую историю.

Сегодня директор вызвал меня утром к себе в кабинет и сказал, что наша школа получила очень необычный подарок Винзавод, который перешел на производство безалкогольных напитков, подарил нам миллион бутылочных пробок. Директор спросил меня, что с ними делать, и я ответил, что не знаю. Школе нужна ваша помощь. Нужны интересные идеи. Сейчас в малых группах попытайтесь методом мозгового штурма найти этим бутылочным пробкам как можно больше способов применения. Ваша задача - придумать как можно больше вариантов. Итак, какие вы видите возможности использования этого необычного подарка?

Тренер знакомит учащихся с правилами мозгового штурма.

 

В помощь ведущему

 

Правила мозгового штурма

1. Записывайте любую идею, которая Приходит вам в голову. Некоторые идеи могут казаться глупыми или неосуществимыми, но это не важно. Иногда самые нелепые идеи могут натолкнуть на интересную мысль.

2. Старайтесь придумать как можно больше идей. Чем больше идей придет вам в голову, тем выше шанс, что среди них окажутся ценные мысли.

3. Не оценивайте идеи как плохие или хорошие. Критика тормозит творчество.

 4. Не обсуждайте, не обдумывайте идеи, а просто записывайте их.

 

На выполнение работы дается 10 минут. Группы по очереди сообщают о результатах своей работы. Ведущий поощряет выступления участников, приветствует смелые, нестандартные идеи.

В заключение тренер говорит о том, что гибкость и творческий подход к решению проблемы являются одним из важных навыков при разрешении конфликтов. Этот навык необходим на этапе выработки альтернатив, когда стороны ищут варианты такого решения, которое бы устроило обоих.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.