Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-06-30 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Когда увеличивается напряженность, растет и взаимное недоверие. Люди подозревают друг друга в еще более худших намерениях, чем те, которые можно обнаружить, и чтобы не выглядеть более слабыми или глупыми, они слишком сильно вооружаются, прежде чем выйти на арену. Поэтому динамика эскалации конфликта определяется склонностью к чрезмерной чувствительности, к чрезмерной вооруженности и обостренной реакции, как это описано в "Процессе гонки вооружений Ричардсона" (Richardson 1960).
Когда бригада монтеров начала забастовку, она опасалась, что ее не воспримут всерьез, поэтому она решила тут же во всеуслышание объявить о забастовке, начать со сложной машины, остановка которой стоила бы дорого, а также положить на стол руководству список жестких требований.
Молодой учительский состав выразил свой протест на еженедельной конференции; чтобы быть услышанными, они решили помешать текущему обсуждению другой темы, высказать протест против авторитарного и репрессивного руководства конференцией и использовать возникшую суматоху, чтобы тотчас же внести в повестку дня свои пункты.
Реакция удивленного руководства на массированное наступление была особенно сильной и привела к обострению событий.
Бастующие монтеры после первой конфронтации с ошарашенным руководством предприятия решили остановить еще более сложную машину и к первоначальным требованиям добавили еще несколько особенно решительных.
Протестующие учителя из-за авторитарного давления директора отступили от своего первоначального плана, с громким протестом покинули конференцию и решили на следующий день начать забастовку.
В обеих ситуациях произошло как раз то, чего конфликтующие стороны сначала вовсе не хотели. Уже в подготовке они учитывали возможность сильного сопротивления. Когда же не были сделаны ожидаемые уступки с противоположной стороны
|
§ "конечно, кто мог бы этого ожидать от такого руководства!"
§ они перешли к более резкому образу действий.
Это привело к иному повороту событий, чем они перед этим рассчитывали. В каждой угрозе живет тенденция вызывать состояние, которое, собственно, этой угрозой должно было быть предотвращено. В этом опасный парадокс угрозы.
Чтобы в таких ситуациях не попадать в тупик, полезна самостоятельная проверка собственного образа мышления и поведения, как это предлагается в табл. 4.6.
Перед тем как войти в следующую личную конфронтацию, я ставлю перед собой следующие вопросы:
1. Какие из моих действий могли бы восприниматься и истолковываться противоположной стороной как массированная угроза?
2. Что я могу сделать, чтобы дело не доходило до такого ложного истолкования?
3. Какие альтернативы поведения я имею, чтобы сделать ситуацию менее острой, если реакция моего противника намного сильнее и агрессивнее, чем предполагалось?
4. Как я могу показать силу и решительность и все же оставаться открытым для сигналов к сотрудничеству моего оппонента?
В этом суть всех усилий: я не должен становиться пленником моей собственной ограниченной силы представления и не должен попадать в тупик, из которого мне трудно будет выбраться. С одной стороны, существует шанс ясно и четко выразить мои намерения, а с другой стороны, я подвергаюсь опасности выразить это так, что именно это оттолкнет моего противника. Это происходит не потому, что он не понимает мои аргументы, а потому, что он считает мой способ агрессивным. В этом и состоит парадокс: я стал более агрессивным именно потому, что я полагал, что в ином случае я не буду достаточно убедительным. Но я упускаю из виду, что агрессивность моего противника направлена не против представляемой мной позиции, а против того агрессивного способа, которым я из страха перед недостаточной убедительностью ее представил.
|
УСУГУБЛЯЮЩИЙСЯ КОНФЛИКТ
Если Вы знаете важнейшие признаки различных ступеней интенсивности конфликта, Вы можете своевременно что-то предпринять:
§ Вы можете или помешать дальнейшему нежелательному развитию эскалации, или сознательно позволить конфликту усиливаться дальше,
§ Вы можете сами найти конструктивное устранение существующих разногласий, или, зная, что на данной ступени эскалации Вы не в силах самостоятельно справиться с проблемой, Вы можете искать внешней помощи.
Как показывает глава 1, вопрос в целом стоит так: "у меня конфликт" или "я у конфликта". Расхождения в совместной жизни людей — обычное дело; они существуют всегда, и это еще не причина для конфликта. Все зависит от того, как люди относятся к этим расхождениям. Напряженность перерастает в конфликт, когда причастные к этому люди больше не могут обходиться с ней конструктивно.
Следующее ниже описание ограничивается ключевыми признаками ступеней конфликта (подробности смотри Glasl 1997, с. 183 и далее). Это ориентиры, могущие оказать большую помощь, если при этом обращать внимание не только на ряд каких-то признаков, но и на общую характеристику. Отдельные признаки позднейших ступеней могут появляться уже и в ранних стадиях, но еще не составляют определенную ступень.
Так, например, на ступени 3 (дела вместо слов) высказываются определенные "угрозы", как в нашем примере забастовки монтеров на заводе: "Если Вы тут же не отмените новую эксплуатационную систему, мы уволимся!" Но их неследует путать с сознательной стратегией угроз ступени 6, которая определяет все события и где противоположной стороне постоянно наносится ущерб.
Или: на ступени 4 (образы и коалиции) конфликтующие стороны начинают отпускать колкости в отношении друг друга. Причиняемый этим меньший ущерб все же никак не связан с ограниченными уничтожающими ударами ступени 7, поскольку там речь идет о сильном ущербе, создающем экзистенциальную опасность для противника.
Как в случае красного пятнышка на коже еще нельзя ставить диагноз "корь", так и отдельный признак еще не является правильным определением какой-либо ступени эскалации. На каждой ступени эскалации становится очевидным проявление многих механизмов и признаков в совместном взаимодействии, для которого подходит "основная формула" (например, "дела вместо слов"). И можно наблюдать так называемую "хронифи-кацию": образцы повторяются и имеют уже известную устойчивость.
|
Эскалация может пройти 9 ступеней и при этом пробуждать все более глубокие бессознательные слои в людях и группах, пока они полностью не потеряют контроль над собой. На этом основании здесь на схеме 5.1 эскалация представлена в форме ступеней, которые ведут вниз. Каждая ступень ограничена порогом, который может предупреждать сознание о переходе к более глубокой ступени эскалации. Жирные вертикальные линии символизируют эти пороги. Чем глубже ступень, тем интенсивнее и сильнее развитие конфликта. Действие конфликтных механизмов затягивает конфликт все дальше вглубь, если конфликтующие стороны не будут сознательно противостоять этой динамике. Но это требует знания механизмов, способности воспринимать происходящее и моральной силы. Помощь в этом призвана оказать данная книга.
В следующих отрывках основные признаки отдельных ступеней эскалации — как и в предыдущей главе 4 — будут иллюстрироваться теми же двумя конкретными примерами. Это машиностроительная фирма "Кессельверке" и реформаторская педагогическая "Эразмус-гимназия" в одном большом городе. Чтобы сохранить неузнанными организации, конфликты в которых послужили материалом для данного пособия, здесь обобщены черты многих подобных случаев. То есть рассматриваемые события никоим образом не выдуманы, а действительно происходили.
Табл. 5.1 Ступени эскалации.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!