Как я могу работать над проблематичными двусторонними отношениями? — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Как я могу работать над проблематичными двусторонними отношениями?

2021-06-30 27
Как я могу работать над проблематичными двусторонними отношениями? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы, описанные в главах 3, 6, 7, служат тому, чтобы вместе с противоположной стороной прорабатывать определенные вопросы, не обращаясь за профессиональной помощью извне. Это все же предполагает две вещи:

1. что по меньшей мере достигнуто принципиальное согласие относительно работы с конфликтом,

2. что эскалация еще не перешла на ступень 4, как это будет описано в главе 5.

Но даже если конфликт уже зашел далеко, Вы можете с пользой применять методы 1-6. Они позволят Вам после расставания внутренне действительно освободить партнера по конфликту. Эти методы уже многократно оправдали себя при прояснении и устранении затруднений в отношениях двух людей. Они должны Вам помочь освободиться от собственной связанности и фиксированности, и тем самым освободить своего недруга внутри себя. Когда Вы с более глубоким, чем прежде, пониманием обходитесь со своим противником, Вы больше не удерживаете его в своей душе посредством одностороннего, искаженного и темного образа. Так Вы можете даровать недругу — который был убит в Вашей душевной жизни, пока Вы не допускали его дальнейшего развития — возможность воскресения через прощение. Такая моральная жертва помогает как тому, кто получает этот дар, так и дарящему!

Указания табл. 3.8. — 3.13 (с.69 и далее) Вы можете применять в группах опять-таки без консультаций извне, чтобы работать с напряженностью между светлой и теневой стороной групповой идентичности. Конечно, еще лучше было бы обратиться для этого за "помощью к ближнему" или профессиональной поддержкой, но и без этого внешнего сопровождения здесь имеются шансы на успех.

(1) Критический ретроспективный обзор в конце дня по Р.Штайнеру (1905)

С помощью этого метода Вы можете лучше узнать себя, даже если никакие конфликты не дают для этого повода. Перед засыпанием Вы можете вызвать в памяти различные события дня, и лучше всего в обратной последовательности: рассмотрите, что Вы делали непосредственно перед этим обзором, затем что было перед этим и так все дальше, вплоть до момента пробуждения утром.

Следующее представление облегчает этот процесс: в начале обзора вы поднимаетесь в своей фантазии на холм рядом с вашим жилищем и сверху с большей дистанции Вы оглядываетесь на себя во всех ситуациях в течение дня, как если бы все происходило не сегодня, а несколько лет назад.

Задайте себе, находящемуся на имагинативном холме, следующие вопросы:

§ Что кажется мне сегодня существенным?

§ Что следует считать напрасно потерянным временем?

§ Когда я предпринимал усилия, чтобы преодолеть напряженность в отношениях между моим повседневным "Я" и моей высшей сущностью или тенью?

§ Когда и как я предоставлял своей высшей сущности возможность развития?

§ Когда и как я поддавался давлению двойника?

§ Что на меня при этом повлияло? Что привело меня к тому, чтобы больше слушаться двойника, чем высшую сущность? И что мне помогло больше слушать мою высшую сущность?

§ Какие последствия моего поведения я не предвидел?

Таковы некоторые вопросы, которые в смысле ранее изложенного могут Вам помочь проверять Ваше собственное поведение с самокритичной дистанции. Но Вы ни в коем случае не должны при обзоре пытаться интеллектуально интерпретировать события. Достаточно, чтобы перед Вашим духовным взором прошла картина воспоминаний. Ежедневная ретроспектива такого рода создает основополагающее настроение для многих других упражнений и методов. Посредством обзора Вы открываете дистанционный диалог с самим собой, не подавляете определенные события и не побуждаете никого оправдываться.

(2) Инвентаризация собственных идеалов и ценностей, сил и позитивных моральных свойств

Вы можете примерно в течение получаса размышлять о том, какие ценности и цели мотивируют Вас как в профессиональной, так и в личной жизни. Это открывает прямой доступ к пониманию собственных ценностей и идеалов. Ответы на эти вопросы получают через концентрированную индивидуальную работу, а позже ответы можно обсудить с доверенным лицом, которое Вам помогает и делает критические замечания.

Ответьте на следующие вопросы, рассматривая прошедшие 12 месяцев:

§ Какие сильные качества отличали меня за минувшее время?

§ На какие способности я мог уверенно полагаться в эти 12 месяцев?

§ Что, по моему мнению, во мне особенно ценили в это время мои подруги и друзья?

§ Чем, оглядываясь назад, я больше всего горжусь?

§ Каким моральным качествам, которые я за минувший период выказал, я придаю особую ценность, даже если я их смог проявить лишь начальным образом?

§ Какие идеалы я хочу осуществить в следующие год-два?

§ Какие маленькие шаги в этом направлении я могу сделать уже завтра?

В этом упражнении речь идет не о том, что Вы на всю оставшуюся жизнь ставите себе абсолютные и недостижимые высокие идеалы, а о том, что Вы пытаетесь обнаружить, какие из ценностей и свойств, сколько-нибудь указывающих в направлении Ваших идеалов, Вы могли бы на следующий день внести в повседневные поступки. Практическая, уже завтра достижимая и поддающаяся конкретной проверке цель имеет гораздо большую ценность, чем витающая за облаками утопия облагодетельствовать человечество.

Вы можете развивать эти качества скорее именно на маленьких вещах — чаще всего не замечаемых окружающими, — чем на высоких идеалах, которые предъявляют к Вам чрезмерные требования и этим только обескураживают.

(3) Отыскание забытых ценностей и идеалов по Р.Штайнеру

Часто не удается отыскать собственные ценности и идеалы. Они заслоняются жизненным опытом и поэтому могут быть раскрыты только косвенно. Побуждение к очень действенному ме-тоду дает Штайнер в своих докладах о "Миссии гнева" и "Метаморфозах душевной жизни" (1909).

Задайте себе следующие вопросы в поисках забытых ценностей и идеалов:

1. Каковы были внешние события моей жизни в возрасте от 18 до 24 лет: Что я тогда делал? Насколько спокойным или бурным кажется мне это время в воспоминаниях?

2. Какие события вызвали во мне тогда самые сильные чувства и эмоции?

3. Когда я в своей памяти ищу моменты в возрасте от 18 до 24 лет, которые вызывали во мне большое возмущение или сильный гнев — какие эпизоды я при этом вспоминаю? Что тогда происходило? Как я себя при этом чувствовал? Что было причиной моего возмущения?

Обязательно обратите внимание: Под возмущением здесь понимается чувство сильного гнева, которое в Библии называется "священный гнев". Этот "священный гнев" возбуждается в человеке, когда другие задевают его глубочайшее чувство моральных ценностей.

Реконструируйте такие моменты как можно точнее и представьте их себе так, чтобы пробудились живые воспоминания чувств. Когда при осмыслении ситуаций Вашего гнева снова возникают сильные эмоции, тогда Вы становитесь "богатыми".

Постарайтесь снова пластично провести эти события и ситуации перед своим духовным взором.

4. Есть ли сходство между отдельными событиями?

5. Если Вы рассмотрели различные побуждения — какому пониманию ценностей это в Вас тогда отвечало? К какой формуле это сводится?

6. Рекомендуются формулировки следующего вида: "Я не мог выдержать, что звери..." — "Меня глубоко поразило, что иностранные сотрудницы так..." и так далее.

7. Наконец, направьте Ваш взгляд на последующие годы вплоть до настоящего: Где Я снова встречал подобные ценности? Когда я — быть может, слабее, чем в 20-летнем возрасте — переживал подобные чувства?

Эти вопросы побуждают к отысканию ценностей, которые, возможно, уже забыты. Поэтому применение этого метода особенно рекомендуется, если Ваше повседневное "Я" уже несколько отошло от высшей сущности.

И наконец, этот метод можно применять, имея в виду своих партнеров по конфликту. После этого возможен даже разговор об истинных и ложных ценностях (см. гл. 6).

(4) Поиск сходств со своим недругом

В конфликтах большинство людей склоняются к тому, чтобы переоценивать различия между собой и своими противниками и применять излишние меры. В конце концов они не хотят с ними иметь ничего общего! Следующее упражнение может открыть Вам глаза на возможное проецирование собственных слабостей на противоположную сторону.

Спросите себя честно и откровенно:

§ Какие свойства и манеры поведения в моем оппоненте я нахожу особенно отталкивающими?

§ Какие из моих свойств и манер — если я буду абсолютно честным — нравятся мне меньше всего?

§ Какие свойства моего противника сходны с моими собственными неприятными свойствами?

§ Как я до сих пор обходился с моими неприятными свойствами?

§ Когда и как я смог что-то действительно улучшить в себе — когда и как это мне не удалось?

§ Знаю ли я, в сущности, как мой оппонент стремится работать над своими негативными свойствами?

Вначале этот поиск сходства с противником пробуждает преимущественно неприязнь. Но целебно, тем не менее, продолжать его, поскольку чем дольше Вы ищете параллели, тем больше Вы будете открывать. Часто их обнаруживается даже больше, чем Вы вначале могли допустить.

Теперь Вы можете ответить на следующие вопросы относительно сходства со своим противником:

§ Как я реагирую на неприятные свойства моего противника? (Составьте перечень типичных для Вас образцов поведения.)

§ Дал ли я понять моему противнику, что мне эти его свойства мешают? Если да, то как я ему на это указал?

§ Мог ли мой противник хоть в какой-то мере воспользоваться моими указаниями? И если да, то как я об этом узнал?

§ Смог ли я подавать свои сигналы так, чтобы мой противник для них открывался? Как я об этом позаботился?

§ В какой мере я, в свою очередь, получал от моего противника указания на недостатки, которые его во мне раздражают? Как это происходило?

§ Как на меня подействовали его сигналы? Какие чувства это во мне пробудило? Смог ли я принять эти сигналы?

§ Как я отвечал на эти указания? Как выглядела моя реакция?

§ Мог бы я при следующей возможности ответить на сигналы моего противника в другой форме? Какая манера поведения была бы, возможно, более подходящей?

Также и с этими вопросами Вам лучше всего работать в паре со своим доверенным лицом.

(5) Проверка сцепленности с противником

Каждая конфликтующая сторона считает естественным, что она сама не подает никакого повода к разрастанию конфликта, а только реагирует на провокации противника. Но Вы можете спросить себя, насколько определенная манера поведения противника вызывает у Вас реакции, которых у Вас никогда бы не было при нормальных обстоятельствах. (Glasl 1997, с.378). Если Вы в себе обнаружите, вследствие чего Вы позволяете провоцировать себя на неконтролируемое поведение, Вы сможете лучше управлять собой.

Следующие вопросы служат проверке Вашей сцепленности с противником:

§ Какое поведение противника провоцировало меня настолько, что я терял самообладание?

§ Какие чувства это поведение во мне вызывало?

§ Насколько я позволял своему противнику довести меня до такого поведения, последствия которого я совсем не мог предвидеть?

§ И наоборот: что в моем поведении могло вызвать в противнике реакцию, которую он не до конца контролировал?

Другими словами: насколько Вы обусловливаете друг друга (см. табл. 3.6), не отдавая себе в этом отчета? Если Вам удается вырваться из заколдованного круга обоюдной обусловленности, то Вы можете сделать важный шаг к разрешению всего конфликта.

(6) Поиск "золотых мгновений" в поведении противника — или "Михаил и дракон"

Цель этого метода состоит в том, чтобы для себя как конфликтующей стороны (со ступени эскалации 4 и 5) сделать возможным снова бросить взгляд на личность противника в целом (Glasi 1997, с. 298 и далее). Для этого упражнение проделывается Вами в одиночку, то есть без другой конфликтующей стороны.

Как внешний консультант я применяю этот метод также и при посредничестве между конфликтующими сторонами, но сначала позволяю оппонентам как следует поработать над этим раздельно; после позитивного опыта они могут позднее — под профессиональным руководством — обменяться своими результатами и сообщить о познаниях, которые они приобрели друг от друга.

Здесь показаны этапы поиска "золотых мгновений":

Возьмите два-четыре эпизода, которые способствовали существенному обострению конфликта. Восстановите в памяти эти события в общих чертах.

1. Из взятых эпизодов выберите несколько моментов (1-3), в которых Ваш противник не следовал исключительно негативным побуждениям, где Вы могли почувствовать, что он каким-либо образом старался прислушаться к своей совести и умерить свою агрессивность.

2. Опишите для выбранного момента 1 конкретно и во всех деталях, как при этом — в Вашем воспоминании — вел себя Ваш противник; а также помещение, температуру, цвет, свет и так далее.

3. Опишите для выбранного момента 2 конкретно и во всех деталях, что Вы помните. То же самое для момента 3 и так далее.

4. Посмотрите теперь во всех этих моментах на ощутимые позитивные намерения и старания и создайте из этого собственную позитивную личность, то есть сказочную фигуру, мифический образ или что-то в этом роде. Эта фигура будет персонификацией хороших аспектов противника.

5. После этого отметьте важнейшие негативные свойствам манеры поведения, которые, как Вы полагаете, Вы находите у противника в реконструированных моментах и воссоздайте из этого другую, негативную фигуру. Ваше доверенное лицо может при этом оказать хорошую услугу и назвать из вышеописанных моментов существенные черты, которые бросились ему в глаза.

6. В заключение заставьте оба противоположных образа контактировать друг с другом при помощи слов и жестов. Таким образом, происходит встреча двух фигур, целое приключение. История обеих фигур складывается при этом, в сущности, сама собой, поскольку она возникает из динамики конфликта и характера фигур.

7. После того как Вы сами рассказали эту историю как целое, хорошо запомните эти образы. Рекомендуется все снова и снова вспоминать об этой истории перед тем как лечь спать или в другие спокойные минуты и давать ей возможность проходить перед Вашим духовным взором.

Поскольку в эти моменты становится доступным действие высшей сущности противника, я называю их "золотыми мгновениями". Если Вам удастся восстановить эти моменты в образах для восприятия, то в следующий раз Вы будете лучше готовы, чтобы своевременно обнаружить у Вашего противника эти "золотые мгновения", если он перед Вами предстанет. Тогда Вы видите противника в его целостности и тем самым познаете, как его повседневное "Я" борется со своим светом и своей тенью, и Вы больше не сводите его только к теневому образу.

Таким образом, Вы одновременно сможете лучше осознавать и Вашу собственную борьбу.

 

3.2. Вы можете освободить врага внутри себя

В чем же более глубокий смысл этих маленьких упражнений? Если Вы проделаете их несколько раз, Вы должны суметь развить другой взгляд на противника и на собственную личность. Этот взгляд направлен на человека в его целостности, а не на аспекты его двойника, которые в конфликте отфильтровываются и преувеличиваются, чего обычно не замечают.

Целительный эффект для конфликта возникает из того, что Вы видите своего противника в борьбе, в ежедневном напряжении между его "Я" и высшей сущностью, с одной стороны, и двойником, с другой стороны. В конфликте стороны редуцируют друг друга до чисто "звериного облика" и больше почти не могут видеть "другого" или "других" в ином свете. Ваше отношение также действует на противника и фиксирует его на таком восприятии. Тем самым Вы сковываете противника — а также себя самого, препятствуя дальнейшему развитию. Вы не признаете, что также и он мог бы позитивно измениться. Потому что другой "таков, и навеки останется таким", обычно подразумевают конфликтующие стороны. Таким образом, другого они уже духовно списали со счетов.

Тем, что Вы вступаете в состояние позитивной самоконфронтации, Вы можете освободить Вашего противника или врага из этой фиксированности. Он действительно может снова "воскреснуть" в Вас самих.

Если позитивное развитие в отношениях между конфликтующими сторонами продолжается, то прежние противники могут даже прийти к пониманию, что они, в сущности, могли бы учиться друг у друга. Через конфронтацию в конфликте они — пусть даже с другим намерением — начинают предъявлять друг другу требования, которые в результате могут служить хорошим толчком к их собственному дальнейшему развитию.

В моей работе консультанта в конфликтных ситуациях это было одним из счастливейших переживаний, когда прежние противники приходили к пониманию, что они помогли друг другу приобрести реалистичный взгляд на себя самих. Если до этого доходит, то обе стороны могут извлечь из конфликта пользу: конфликт превращается во встречу, которой они достигают более всеобъемлющего самосознания и большей человеческой глубины. Болезненный, но экзистенциальный опыт конфликта становится для них существенным шагом в их самопознании и развитии, благодаря чему для них открывается путь, чтобы их повседневные "Я" могли создавать плодотворные отношения с их высшей сущностью и их двойником.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.