Глава 2. Направления развития сервиса в домоведении и окружающем социуме — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 2. Направления развития сервиса в домоведении и окружающем социуме

2021-06-24 25
Глава 2. Направления развития сервиса в домоведении и окружающем социуме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

§ 2.1. Производственные и непроизводственные виды услуг в домоведении

1. Характеристика производственных и непроизводственных видов услуг.

2. Специфика непроизводственных групп услуг:

а)    услуги парикмахерских;

б)услуги проката;

в)    разнобытовые, обрядовые услуг и услуги службы знакомств;

г)     справочно-информационная служба.

Характеристика производственных и непроизводственных

Видов услуг

Отрасль бытового обслуживания населения выполняет широкий круг социально-экономических функций. Главная из них — расширение объема потребления населением услуг. Это достигается посредством производства дополнительных, жизненных благ, воплощающихся в восстановлении частично утраченных полезных свойств товаров, в материальных потребительных стоимостях, но не новых, уже существующих; производства нематериальных благ, направленных на обслуживание человека непосредственно или создание условий потребления.

"Эти услуги существуют в чистом виде, не принимают предметной формы, не получают, в виде вещи самостоятельного бытия отдельно от исполнителя и не входят составной частью в стоимость какого-нибудь товара" — писал К. Маркс.

Совокупность бытовых услуг насчитывает свыше 1000 наименований. В наиболее общем виде они сгруппированы в производственные и непроизводственные виды услуг.

К производственным в соответствии с классификатором „Бытовые услуги населению" отнесены: ремонт и индивидуальный пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и текстильной галантереи: ремонт, индивидуальный пошив и вязка трикотажных изделий; ремонт и строительство жилищ (квартир) по заказам населения; ремонт бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам; ремонт и изготовление мебели; химическая чистка и крашение; услуги прачечных; услуги по переработке продукции сельского хозяйства и другие сельскохозяйственные услуги: транспортные услуги, услуги фотоателье и фотокино лабораторий; прочие виды услуг производственного характера (переплет тканей, граверные работы, изготовление настенных гипсовых панно и др.).

К непроизводственным бытовым услугам отнесены услуги бань и душевых павильонов, парикмахерских, проката, обрядовые услуги, услуги по охране вещей и ломбардов, справочно-информационной службы, службы знакомств; частично ритуальные услуги; так называемые добрые услуги, обучение вязанию, кройке, шитью, фотографированию и т.п.; прочие виды услуг непроизводственного характера.

Производственные и непроизводственные виды услуг соотносятся как 80:20. Предшествующее многолетнее развитие отрасли характеризовалось опережающими темпами роста услуг производственного характера, прежде всего, по изготовлению новых потребительных стоимостей. Комплексная программа развития производственных товаров народного потребления и сферы услуг на 2000-е годы предусматривает перемены в структуре бытовых услуг, позволяет предвидеть в дальнейшем изменения соотношений производственных и непроизводственных групп бытовых услуг в пользу последних.

В статистической отчетности по укрупненной номенклатуре Госплана из всей совокупности непроизводственных видов бытовых услуг отдельной графой выделяются лишь услуги парикмахерских, бань и душей, проката и ритуальные. Остальные непроизводственные услуги (например: справочно-информационной службы, ломбардов, службы знакомств, разнобытовые, обрядовые и др.) не включаются в группу. В целом, характеризуя динамику развития непроизводственной группы услуг по имеющимся данным, можно сделать следующие выводы:

1.эти виды услуг развиваются высокими темпами, объем реализации их за последний период увеличился в 8,4 раза;

2.наиболее высокие темпы роста наблюдаются в ритуальных услугах и прокате: объем реализации этих услуг возрос соответственно в 53 и 63 раза.

Индивидуальный характер как особенность отрасли бытового обслуживания населения в целом и группы непроизводственных видов бытовых услуг, в частности, обусловлен ориентацией процесса труда при их выполнении на конкретного потребителя. На практике это выражается в функционировании предприятий отрасли на основе индивидуальных заказов, т.е. заказчик имеет возможность влиять на параметры услуг, непосредственно формировать их качественные характеристики в соответствии с индивидуальным вкусом, а, следовательно, в определенной мере воздействовать на производственную деятельность предприятий в целом.

Непроизводственные виды бытовых услуг — специфичная группа услуг определенного функционального назначения, характеризующаяся рядом особенностей, проявляющихся как на абстрактном, так и на конкретном уровнях исследования. Непроизводственная группа бытовых услуг носит черты как отрасли бытового обслуживания населения в целом, так и непроизводственной сферы народного хозяйства. Двоякая принадлежность этих услуг обусловлена двойственностью их экономической природы. С одной стороны, группа непроизводственных видов услуг имеет индивидуальный характер, т.е. конкретная услуга исполняется на основе полученного заказа определенного индивида. С другой стороны, бытовые услуги непроизводственной группы нематериальны, т.е. процесс их выполнения выступает в форме полезного эффекта определенного вида труда (рис. 1).

 

Рис.1. Двойственный характер непроизводственной группы бытовых услуг

 

Нематериальность непроизводственной группы бытовых услуг, как отличительная особенность непроизводственной сферы, обусловлена тем, что результат процесса труда в этом случае представляет собой нематериальное благо: особую потребительную стоимость, не имеющую предметной формы.

Следовательно, в данном случае отсутствует материальная субстанция для образования стоимости. В этих условиях труд характеризуется как производительный, так как он реализует основной экономический закон, но он не является источником национального дохода.

Нематериальность непроизводственной группы бытовых услуг — наиболее общие характеристики, свойственные большинству видов услуг исследуемой группы. Однако следует иметь в виду, что непроизводственную группу бытовых услуг отличает большое разнообразие (перечень услуг парикмахерских насчитывает около 130, разнобытовых услуг около 120 наименований и т.д.). Это обусловливает неоднородность этой группы.

По характеру и результату процесса труда группа непроизводственных бытовых услуг включает, наряду с нематериальными, материальные виды деятельности. Значительную часть разнобытовых услуг составляют услуги по уборке и благоустройству квартир, полотерные, стеклопротирочные работы и др. 11средко оказание бытовых услуг непроизводственной группы сопровождается производством материального продукта. Так, в услуги парикмахерских заключаются постижерные работы. Процесс труда в этом случае реализуется в вещественной форме. В составе разнобытовых услуг выполняются переплетные работы, связанные с восстановлением и созданием новых потребительных стоимостей. В совокупности ритуальных услуг преобладают услуги, связанные с изготовлением предметов похоронного ритуала (их удельный вес по стране составляет свыше 70% объема реализации).

Не безусловен и индивидуальный характер непроизводственных видов бытовых услуг, который предполагает не только опосредование процесса выполнения услуг индивидуальным заказом, но и индивидуальное потребление их (лично или семьей). Так, ряд производственных бытовых услуг потребляется в коллективном порядке. В их числе ритуальные, обрядовые услуги, услуги службы знакомств, частично разнобытовые услуги (курсы по обучению населения способам ведения домашнего хозяйства, прогулочные группы). Таким образом, в совокупности непроизводственной группы бытовых услуг существуют и услуги материального характера, и услуги, предназначенные для коллективного потребления. Однако случаи эти единичны, и, следовательно, не они определяют сущность исследуемой группы услуг. Индивидуальность и нематериальность бытовых услуг непроизводственной группы — не всеобщие, но наиболее типичные исходные ее свойства. Это позволяет считать их основными сущностными признаками данной группы услуг, определяющими в свою очередь некоторые особенности (не взаимозаменяемость услуг, невозможность их хранения, накопления, транспортировки и т. п.).

Не взаимозаменяемость непроизводственных видов бытовых услуг обусловлена их особым функциональным назначением и выражена в данной группе более рельефно, чем по отрасли в целом. Так, бытовые услуги по производству стандартных потребительных стоимостей при определенных условиях могут быть заменены продукцией отраслей материального производства, производящих товары народного потребления. Бытовые услуги ремонтного характера зачастую могут быть заменены заранее отремонтированными изделиями (что, правда, не исключает предварительного восстановления частично утраченных ими полезных свойств). Большинство же бытовых услуг непроизводственной группы выполнимо лишь соответствующими предприятиями по мере возникновения потребности в них и не подлежит замене результатами труда других подразделений народного хозяйства. Так, услуги по уходу за внешностью выполнимы в системе общественного производства лишь парикмахерскими. Предприятия проката (и только они) удовлетворяют временно возникшую потребность в предметах домашнего обихода. Бани и души позволяют получать услуги гигиенического характера с лечебно-оздоровительным эффектом. Ломбарды обеспечивают сохранность предметов личного пользования в наилучших для них условиях и среде, выполняют ссудные операции. Справочно-информационная служба удовлетворяет потребности информационного, в ряде случаев посреднического характера. Предприятия ритуальных услуг и обрядовой службы выполняют соответственно функции по организации и проведению торжеств и т.д. Невозможность хранения, накопления и транспортировки бытовых услуг непроизводственной группы обусловлена их нематериальностью. Эти услуги не могут быть выполнены обезличенно и заранее. Следовательно, предприятия, оказывающие такие услуги, лишены главного средства сглаживания аритмии спроса — выпуска продукции мелкими партиями, т.е. функционирование предприятий находится в большей, чем по отрасли в целом, зависимости от спроса на услуги.

Индивидуальный характер непроизводственных бытовых услуг, направленность большинства их на человека делают необходимым непосредственный контакт предприятий бытового обслуживания с потребителем. В этих условиях предприятия выполняют не только функцию производства, но и реализации услуг. Вместе с тем нематериальный характер услуг, их неотделимость от исполнителя и потребителя обусловливают совпадение во времени и пространстве двух названных функций, что влечет за собой ряд особенностей в организационной структуре предприятий, а также в формировании затрат и цен на услуги.

Полная зависимость непроизводственной группы бытового обслуживания от спроса населения на услуги обязывает при размещении предприятий четко соблюдать принцип максимального приближения к населению. Здесь более ярко, чем по отрасли в целом, выражен локальный характер деятельности предприятий бытового обслуживания (главным образом она рассчитана на жителей определенного района). При этом, если в производственных отраслевых группах бытового обслуживания реализация этого принципа частично осуществима за счет приемной сети, для нематериальных услуг в силу неотделимости производства от обслуживания функциональная форма специализации, т.е. обособление собственно производства от приема и выдачи заказов, практически неосуществима. В этих условиях существенно затрудняется не только размещение предприятий, но и процесс концентрации. В качестве ведущей формы концентрации выступает централизация отдельных вспомогательных функций территориально обособленных предприятий. Выявив наиболее общие и абстрактные свойства бытовых услуг непроизводственного характера, рассмотрим частные и более конкретные их черты по отдельным видам услуг.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.