Методика 2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Методика 2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

2021-06-24 24
Методика 2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1. здоровье;

2. ум, способности;

3. характер;

4. авторитет у сверстников;

5. умение многое делать своими руками, умелые руки;

6. внешность;

7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

a. уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

b. высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

c. значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Таблица 2. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки

Параметр

Количественная характеристика (балл)

низкий средний высокий Очень высокий
Уровень притязаний Менее 60 60-74 75-89 90-100
Уровень самооценки Менее 45 45-59 60-74 75-100

 

Анализ результатов исследования самооценки младших школьников представим в виде таблицы.

 

Таблица 3. Диагностика самооценки младших школьников

 Методика 1

Методика 2

Вывод об уровне самооценки

Уровень притязаний Уровень самооценки
1 42 60 50  средняя
2 44 62 48 средняя
3 52 62 52  средняя
4 32 75 63 высокая
5 48 61 49 средняя
6 48 60 48 средняя
7 46 61 48 средняя
8 84 45 32 низкая
9 10 76 44 завышенная
10 32 75 64 высокая
11 42 61 48 средняя
12 88 43 32 низкая
13 63 48 43 заниженная
14 85 40 34 низкая
15 67 40 44 заниженная
16 48 61 48 средняя
17 50 60 48 средняя
18 30 75 62 высокая

 

Таким образом, в результате исследования были выделены следующие группы учащихся:

- учащиеся с завышенной самооценкой - 1 человек (учащийся под номером 9) имеет высокий уровень притязаний, считает себя лучше других и откровенно высказывает подобные суждения, критичен по отношению к другим детям, бескомпромиссен, не позволяет неуважительного отношения к себе, зачастую бывает агрессивен, унижает других детей;

- учащиеся с высокой самооценкой – 3 человека (учащиеся под номерами 18, 10, 4) имеют высокий уровень притязаний, уважительно относятся к себе и демонстрируют это, не терпят над собой насмешек;

- учащиеся со средней самооценкой – 9 человек (учащиеся под номерами 6,5, 1,2,3, 16, 17, 11, 7) в целом принимают себя такими, какие они есть, на критику реагируют адекватно, не позволяют насмешек над собой и не унижают других детей;

- учащиеся с заниженной самооценкой – 2 человека (учащиеся под номерами 15,13), уровень их притязаний не велик, они не считают себя чем-то лучше других, сомневаются в своей успешности, привлекательности, зачастую бывают нерешительны;

- учащиеся с низкой самооценкой 3 человека (учащиеся под номерами 8, 12,14) не верят в свои силы и возможности, позволяют над собой насмешки, зачастую не зная как отреагировать, долго переживают по этому поводу.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.