Понятие и особенности статусного положения младшего школьника в группе — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Понятие и особенности статусного положения младшего школьника в группе

2021-06-24 57
Понятие и особенности статусного положения младшего школьника в группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследования социометрического статуса связаны с изучением взаимоотношений и общения в малых группах и коллективах (Т.Е. Конникова, Л.И. Уманский, А.В. Киричук, Т.А. Репина, Х.И. Лийметс, Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, А.Л. Свенцицкий, В.Т. Лисовский, Я.Л. Коломинский и др.). Наиболее сложен в плане теоретического рассмотрения вопрос о статусе группы, где происходит смешение межличностной и межгрупповой перцепции.

Положение человека в системе личных взаимоотношений не только зависит от целого ряда факторов, но и само является существенной предпосылкой формирования личности. Ведь качества личности и особенности поведения, обуславливающие положение человека в обществе, могут быть поняты и обратно, а именно как результат воздействия на личность того статуса, который он приобретает в коллективе. Например, аффективность, почти всегда понижающая положение личности в среде сверстников, как показала Л.С. Славина, сама является следствием неудовлетворенности ребенка своим положением.

Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию человека, т.е. знать как сам человек переживает свое положение, как он к этому относится. Отношение человека к своему положению в группе включает в себя два основных психологических компонента: переживание и осознание. Переживание и осознание теснейшим образом связаны между собой, но это разные психологические характеристики отношения к окружающему.

Человек может что-то осознавать, но это оставляет его более или менее спокойным, эмоциональноне затрагивает. И наоборот, у него могут быть переживания, чьих истинных причин он не осознает.

В школе обычно все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Школьный коллектив, как отмечают Р.С. Немов и А. Г. Кирпичник, представляет собой организацию, целесообразно устроенную и выполняющую важные социальные функции. В школе подрастающее поколение не только получает необходимые знания, но и готовится к будущей жизни, общается, вступает в межличностное взаимодействие.

В структуре школьного коллектива выделяют формальные и неформальные объединения. К формальным органам ученического самоуправления можно отнести ученический комитет, старост в классах и т.д.). Кроме этих формальных структур в коллективах существуют еще структуры неформальные, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение.

Если формальные структуры коллектива базируются на деловых, социальных отношениях, то в основе неформальных групп лежат отношения психологические - личная симпатия и антипатия, узкогрупповые интересы и стремления.

В неформальных объединениях прежде всего ценится независимость, искренность и открытость отношений, свобода самовыражения. Среди членов этих неформальных объединений существуют столь ценимые и необходимые молодым людям доверительные отношения [23,38].

Отношения в коллективе младших школьников закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными, затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Все это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течении которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности.

В любом школьном коллективе можно выделить классические роли: лидер – личность, за которой все остальные учащиеся признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы. Отверженные – члены коллектива, с мнением которых не считаются, пренебрегаемые – члены группы, не желающие принимать серьезные решений и не способствующие развитию группы [23,64].

Лидер может быть положительным (настроен на позитивную деятельность) и отрицательным (настроен на негативную деятельность). Но если первый руководит положительной деятельностью класса и способствует ее развитию, то второй руководит отрицательной и способствует деградации коллектива.

Кроме того в классе можно заметить и другие роли: «шут», «очкарик», «выскочка», «забитый», «козел отпущения», «недотрога», «плакса», «ботаник». В связи с этим складываются разного рода отношения: положительные, отрицательные, принимающие, отвергающие, презрительные, уважительные и т.п.

Как правило, изменить такое отношение не просто. Если большинство членов группы негласно решит, что кто-то из учащихся «забитый», с ним никто не станет дружить, никто не сядет с ним за одну парту, не обратится с просьбой и т.п. Младший школьник, нарушивший этот негласный закон, сам рискует оказаться в такой роли.

Группа во многом диктует младшему школьнику формы поведения и формирует определенные позиции и отношение к себе и окружающим.

Как отмечают Д. В. Колесов и И. Ф. Мягков, группа сверстников для младшего школьника является той непосредственной микросоциальной средой, без которой он не может обойтись. В группе равных по социальному статусу младшие школьники находят настоящий эмоциональный контакт и понимание, потому что ее членов волнуют одни и те же близкие вопросы. В общении с друг с другом они удовлетворяют жажду интересующей их информации. В группе сверстников младшему школьнику представляется возможным утверждаться в своих личностных качествах, в эффективности своей деятельности, сравнивать себя с себе подобными.

У каждого младшего школьника есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение младшего школьника в группе определено не только личностью, но и особенностями группы.

В системе взаимоотношений младших школьников в коллективе нет равенства. Одни учащиеся пользуются симпатиями многих сверстников, другие меньше привлекают к себе товарищей, третьи оказываются в своеобразной психологической изоляции. Все это: симпатии-антипатии, принятие - непринятие, определяет положение младшего школьника в группе или социометрический статус.

Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Ребенок может быть удовлетворен или неудовлетворен своим положением, но оно, по мнению исследователей (Т.В.Драгунова, Я.Л. Коломенский, А.В.Киричук, Гронланд, Бьерстедт и др.), обладает определенной устойчивостью, а с возрастом показатель стабильности общения ребенка в структуре эмоциональных взаимоотношений классного коллектива возрастает [16,78].

При этом другими авторами (Л.И.Божович, Ю.Орн, В.Г.Хроменок) подчеркивается, что данном возрасте младший школьник еще не до конца осознает свое положение в группе и причины данного положения. У младших школьников наблюдается неадекватное осознание своего положения в классе. В чем причина такой неадекватности? Ученики с неблагоприятных социометрическим статусом в группе ("пренебрегаемые", "изолированные") склонны к нереалистически завышенной самооценке и оценке своего положения в группе. Возможно, это происходит вследствие вытеснения человеком мысли о неудовлетворительном положении, способной вызвать конфликт. А ученики с благоприятных социометрическим статусом в группе ("Принятые", "Звезды") имеют тенденцию недооценивать свое положение.

Несмотря на неосознанность младшим школьником своего положения, его личностные качества формируются и развиваются в зависимости от его статуса в группе.

Вместе с тем, положение младшего школьника в системе межличностных отношений зависит от совокупности личностных качеств и от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение. Одно и то же сочетание личных качеств может обусловить различные положения человека в зависимости от групповых стандартов и требований к человеку.

Следовательно, с одной стороны, социометрический статус младшего школьника зависит от его личных качеств и социокультурного уровня коллектива, с другой стороны - сами личностные качества формируются и развиваются в зависимости от его положения в группе.

Изучение работ отечественных исследований (Л.И. Божович, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, Л.И. Галигузовой, Н.К. Радиной) по проблемам самооценки позволило определить понятие и специфику развития самооценки младшего школьника.

Итак, самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Большинство исследователей относит самооценку к фундаментальным образованиям личности. Самооценка в значительной степени определяет активность личности, отношение к себе и другим людям.

Исследования взаимоотношений младших школьников в малых группах и коллективах (Т.Е. Конникова, Л.И. Уманский, Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, А.Л. Свенцицкий, В.Т. Лисовский, Я.Л. Коломинский и др.) позволило изучить особенности положения младшего школьника в коллективе, проблемы их статуса.

Неудовлетворенное положение в группе сверстников, неблагоприятно складывающиеся межличностные отношения переживается детьми очень остро и нередко является причиной различных конфликтов.

Таким образом, педагогу и психологу, работающему с коллективом младших школьников, необходимо знать специфику не только данного возраста и особенности взаимодействия учащихся, но и уметь выявлять характер межличностных отношений.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.