Глава 1. Теоретические исследования взаимосвязи статусного положения и самооценки младшего школьника в группе сверсников — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава 1. Теоретические исследования взаимосвязи статусного положения и самооценки младшего школьника в группе сверсников

2021-06-24 37
Глава 1. Теоретические исследования взаимосвязи статусного положения и самооценки младшего школьника в группе сверсников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества.

В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно –исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

Социально–психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем.

Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал о формах проявления самооценки, ее регулятивной функции, связи самооценки с самоотношением личности и ее самопознанием, уровнем адекватности и устойчивости самооценки в различных возрастах, ее связи с социальными отношениями, устанавливаемыми личностью.

 

Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте, с появлением ориентации на общение, на сверстников, на референтную группу. Следовательно, очевидна особенная уязвимость подростков перед манипулятивным воздействием и давлением группы. В дальнейшем человек с заниженной самооценкой часто дает любым действиям других людей негативную интерпретацию, независимо от того, насколько позитивным это действие выглядит в глазах окружающих.

По словам многих авторов (К.Роджерс, В.Сатир и др.), позитивное отношение к самому себе, принятие себя оказывается взаимосвязанным со способностью к конструктивному взаимодействию с другими людьми.

Высоко оценивая самого себя, человек, скорее всего, будет так же доброжелательно относиться к другим. Такому человеку свойственны открытость, свобода в выражении своих чувств, способность к самораскрытию в общении.

 Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу". Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, – индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Исследования социометрического статуса связаны с изучением взаимоотношений и общения в малых группах и коллективах (Т.Е. Конникова, Л.И. Уманский, А.В. Киричук, Т.А. Репина, Х.И. Лийметс, Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, А.Л. Свенцицкий, В.Т. Лисовский, Я.Л. Коломинский и др.).

Проблема самооценки подробно исследована в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э.Эриксона, К.Роджерса, А.И.Липкиной и др.

Исследованию проблемы взаимоотношений младших школьников посвящены следующие работы: А.Д. Алферов «Психология развития школьников», В. Г. Боброва, М. Вахрушев «Общая характеристика развития личности подростка», Е. Д. Божович «Психология особенного развития личности подростка»  и др.

Таким образом, несмотря на большое количество работ по данной теме, проблема взаимосвязи самооценки личности младшего школьника и их статусного положения в группе остается все еще открытой.

Гипотеза: чем выше статус ребёнка в группе, тем выше его самооценка

Объект исследования: экспериментальная группа «А» в количестве 25 человек, из них 13 мальчиков и 12 девочек в возрасте 10-11 лет; экспериментальная группа «Б» в количестве 25 человек, из них 12 мальчиков и 13 девочек также в возрасте 10-11 лет.

Цель исследования: изучение влияние статусного положения младшего школьника в группе сверстников формирование уровня его самооценки.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

 2. На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.

 3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

 4.   Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

 5. Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, социометрия, тестирование.

В исследовательской части на основе изучения межличностных отношений в группе детей младшего подросткового возраста был определен социальный статус каждого ребенка в группе, определен уровень самооценки у каждого ребенка в группе, выявлена взаимосвязь между статусным положением ребенка в группе и уровнем его самооценки.

Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика самооценки качеств личности (Т. Дембо – С. Рубинштейна). Для проведения диагностики межличностных отношений в группе подростков была использована методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (социометрия).

Теоретическая значимость

Практическая значимость:

База исследования: Предмет исследования: зависимость уровня самооценки ребенка младшего подросткового возраста от его статуса в данной группе.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из …листов машинописного текста и включает в себя введение, 2 главы, 4 подглавы, … таблиц, … рисунков, заключение, список использованных источников, приложение.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов.

На основании анализа литературных источников описаны основные аспекты межличностных отношений в группе детей младшего подросткового возраста, даны представления о самооценке детей данного возраста.

После проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

в экспериментальной группе «А» большинство детей имеют неблагоприятный статус (52%), то есть относятся к категориям «отверженные» и «пренебрегаемые», а в экспериментальной группе «Б» большинство детей имеют первый и второй статус (56%), то есть относятся к категориям «лидеры» и «предпочитаемые». Следовательно, в экспериментальной группе «Б» большинство детей благополучны в системе межличностных взаимоотношений, удовлетворены в общении, признании сверстниками;

– в данных экспериментальных группах существует несколько взаимосвязей, которые можно определить как «взаимная симпатия» между мальчиками и девочками, а также в группах наблюдаются явления «неразделенной любви»;

– мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием общаться, иметь общее дело;

– самооценка детей данных экспериментальных групп находится в пределах нормы (средний уровень), но также есть дети, которые имеют высокий и низкий уровень самооценки;

– математическая обработка данных показала, что дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети, имеющие высокий статус.

После выводов, сделанных на основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации:

Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.

Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

В процессе проведенного исследования влияния статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов.

Изучение природы межличностных отношений непростая задача. Особенно сложно она решаема в детских коллективах. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу - процесс влияния взаимоотношений между детьми, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.

 

Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений как в данном возрасте - младшего подростничества, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они так - же дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах школьников младшего подросткового возраста.

 

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Издательство Московского Университета, 1999. 195с.

2. Б.Хасан Б.И., Бреслав Г.М. Пол и образование. Красноярск. 1996. 412 с.      

3. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991. 63с.

4. Берне Р. Развитие "Я"– концепции и воспитание. М.: Просвещение, 2002. 425 с.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1995. 352с.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Просвещение, 1994. 374с.

7. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. М.: Просве­щение, 1999. 288с.

8. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Издательство Московского Университета, 2004. – 174с.

9. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. М.: Просве­щение, 2001. 195с.

10. Кваде В.; Трусов В.П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка. М.: Вопросы психологии, 1990. 336 с..

11. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Просвещение, 1998. 225 с.

12. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. – Л.: ЛГУ, 1997. 168с.

13. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 2006. 64с.

14. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3–х кн–х. Кн. 1 Общие основы психологии– 2–е изд. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. 573с.

15. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллек­тива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвеще­ние, 2001. 117с.

16. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. М.: «Современное слово», 2002. 899 с.

17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов на Дону: Феникс, 1997. 214с.

18. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 1985. 32 с.

19. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2000. 114 с.

20. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 2001. 161с.

1) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г.

2) Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984.

3) Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1979.

4) Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. – М.: Просвещение, 1981.

5) Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987.

6) Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно–методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997.

7) Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3–х кн–х. Кн. 1 Общие основы психологии– 2–е изд. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

8) Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1987.

9) Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. –

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Издательство Московского Университета, 1980. – 195с.

Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.

Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.

Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. – М.: Просвещение, 1983. – 274с.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – 374с.

Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.

 Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1979. – 288с.

Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Издательство Московского Университета, 1984. – 174с.

Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.

 Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. – М.: Просвещение, 1981. – 195с.

Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.

Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно–методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.

Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2–е изд. – М.: Просвещение, 1986г. 147с.

Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. – Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.

Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с.

 Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.

 Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3–х кн–х. Кн. 1 Общие основы психологии– 2–е изд. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. –573с.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.

Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1978.– 117с.

Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 147с.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179с.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. –529с.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214с.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998. –508с.

Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. – 114с.

Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 1985. – 32с.

Приложение

 

Опросный лист №1.

Социометрический эксперимент.

 

Инструкция:

Выбери из вашего класса трёх учеников в порядке твоего предпочтения и укажи их фамилии в прямоугольниках, расположенных после задания.

Через тире укажи номер причины, по которой ты делаешь свой выбор (на другой стороне опросного листа написаны 14 причин).

Напиши внизу листа свою фамилию и имя.

 

Отвечать нужно искренне и точно. Гарантируем неразглашение ваших ответов.

 

 

Напиши 3 фамилии учеников из Вашего класса (мальчика или девочку) с кем бы Ты больше всего хотел дружить и заниматься интересным делом.

Напиши через запятую фамилии тех, кто Тебе больше всего не нравится в твоем классе.

 

Дата заполнения ________________

 

Класс__________

 

Имя ___________________________

 

Причины твоего выбора:

 

Потому что он веселый и с ним можно общаться.

Потому что он не жадный.

Потому что мы живем рядом.

Потому что мы вместе ходим на одну секцию.

Потому что мы давно учимся в одной школе.

Потому что мы вместе отдыхали летом.

Потому что с ним интересно.

Потому что много знает.

Потому что подсказывает и мы вместе делаем домашнее задание.

Потому что мы обмениваемся книгами.

Потому что мы вместе играем на компьютере.

Потому что он очень сильный и защищает меня.

Потому что он (она) мне нравиться.

Потому что мне нужен такой друг (подруга).

 

Опросный лист №2.

 

Методика самооценки качеств личности

 

(м. Т. Дембо – С. Рубинштейн)

 

 

Дата заполнения ________________

 

Класс__________________________

 

Имя ______________________________________

 

 

Приложение

Методика «Дерево»

 

 


[1] Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. М.: «Современное слово», 2016. С. 426.

[2] Там же. С. 427.

[3] Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Знание, 2015. С. 124-125.

[4]  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2016. С. 324.

[5] Там же. С. 325.

[6] Берне Р. Развитие «Я» - концепции и воспитание. М.: Просвещение, 2016. С. 84-85.

[7] Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. М.: «Современное слово», 2016. С. 12.

[8] Там же. С.82.

[9] Там же. С. 226.

[10] Кваде В.; Трусов В.П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка. М.: Вопросы психологии, 2014. С. 222.

[11] Кваде В.; Трусов В.П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка. М.: Вопросы психологии, 2015, С 225.

[12]Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопр. психологии. 2014, №1.

 

[13] Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 2015. 225.

[14] Там же. С.226-228

[15] Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: АПН СССР, 1988. С. 56.

[16] Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного

возраста // Вопр. психологии. 2015. С.1.                                          

[17] Там же. С. 4.

[18] Берне Р. Развитие «Я» - концепции и воспитание. М.: Просвещение, 2014. 88-89.

[19] Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: АПН СССР, 1988. С. 62-63.

 

[20] Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 2015. С. 156.

 

[21] Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: АПН СССР, 1988. С. 58.

[22] Фельдштейна Д.И. Психология воспитания подростка. М.: Просвещение, 2015. С. 251.

[23] Кон И.С. Открытие "Я". М.: Просвещение, 1998. С. 123.

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества.

В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно –исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

Социально–психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем.

Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал о формах проявления самооценки, ее регулятивной функции, связи самооценки с самоотношением личности и ее самопознанием, уровнем адекватности и устойчивости самооценки в различных возрастах, ее связи с социальными отношениями, устанавливаемыми личностью.

 

Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте, с появлением ориентации на общение, на сверстников, на референтную группу. Следовательно, очевидна особенная уязвимость подростков перед манипулятивным воздействием и давлением группы. В дальнейшем человек с заниженной самооценкой часто дает любым действиям других людей негативную интерпретацию, независимо от того, насколько позитивным это действие выглядит в глазах окружающих.

По словам многих авторов (К.Роджерс, В.Сатир и др.), позитивное отношение к самому себе, принятие себя оказывается взаимосвязанным со способностью к конструктивному взаимодействию с другими людьми.

Высоко оценивая самого себя, человек, скорее всего, будет так же доброжелательно относиться к другим. Такому человеку свойственны открытость, свобода в выражении своих чувств, способность к самораскрытию в общении.

 Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу". Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, – индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Исследования социометрического статуса связаны с изучением взаимоотношений и общения в малых группах и коллективах (Т.Е. Конникова, Л.И. Уманский, А.В. Киричук, Т.А. Репина, Х.И. Лийметс, Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, А.Л. Свенцицкий, В.Т. Лисовский, Я.Л. Коломинский и др.).

Проблема самооценки подробно исследована в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э.Эриксона, К.Роджерса, А.И.Липкиной и др.

Исследованию проблемы взаимоотношений младших школьников посвящены следующие работы: А.Д. Алферов «Психология развития школьников», В. Г. Боброва, М. Вахрушев «Общая характеристика развития личности подростка», Е. Д. Божович «Психология особенного развития личности подростка»  и др.

Таким образом, несмотря на большое количество работ по данной теме, проблема взаимосвязи самооценки личности младшего школьника и их статусного положения в группе остается все еще открытой.

Гипотеза: чем выше статус ребёнка в группе, тем выше его самооценка

Объект исследования: экспериментальная группа «А» в количестве 25 человек, из них 13 мальчиков и 12 девочек в возрасте 10-11 лет; экспериментальная группа «Б» в количестве 25 человек, из них 12 мальчиков и 13 девочек также в возрасте 10-11 лет.

Цель исследования: изучение влияние статусного положения младшего школьника в группе сверстников формирование уровня его самооценки.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

 2. На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.

 3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

 4.   Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

 5. Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, социометрия, тестирование.

В исследовательской части на основе изучения межличностных отношений в группе детей младшего подросткового возраста был определен социальный статус каждого ребенка в группе, определен уровень самооценки у каждого ребенка в группе, выявлена взаимосвязь между статусным положением ребенка в группе и уровнем его самооценки.

Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика самооценки качеств личности (Т. Дембо – С. Рубинштейна). Для проведения диагностики межличностных отношений в группе подростков была использована методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (социометрия).

Теоретическая значимость

Практическая значимость:

База исследования: Предмет исследования: зависимость уровня самооценки ребенка младшего подросткового возраста от его статуса в данной группе.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из …листов машинописного текста и включает в себя введение, 2 главы, 4 подглавы, … таблиц, … рисунков, заключение, список использованных источников, приложение.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ГРУППЕ СВЕРСНИКОВ


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.