Методика изучения самооценки (Т. Дембо–С. Рубинштейн) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Методика изучения самооценки (Т. Дембо–С. Рубинштейн)

2021-06-24 35
Методика изучения самооценки (Т. Дембо–С. Рубинштейн) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо – С. Рубинштейна.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".

Пример шкалы:

                                

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" – со средним баллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом 0–2.5.

 

2.2 Результаты социометрического опроса.

В результате мы определили следующие диагностические показатели:

а). В результате статусные категории каждого ребенка:

 – в экспериментальной группе “А”: лидеры – 9 человек; предпочитаемые – 3 человека; принебрегаемые – 8 человек; отверженные – 5 человек.

– в экспериментальной группе “В”: лидеры – 7 человек; педпочитаемые – 7 человека; принебрегаемые – 7 человек; отверженные – 4 человек.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод (смотри график 3.1.):

в экспериментальной группе “А” более 50% детей имеют неблагоприятный статус, а 48% относятся к первой и второй статусным группам;

в экспериментальной группе “В” более 50% детей имеют благоприятный статус, т.е относятся к первой и второй статусным группам, а 44% имеют третий и четвертый статус.

 

 

Диаграмма 3.1. Социальный статус деией в системе межличностных отношений

Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек по определению социометрического статуса (см. график 3.2.) очевидно, что:

– в экспериментальной группе “А” 38 % мальчиков имеют первую статусную категорию (лидеры), что на 13 % больше, чем в экспериментальной группе “В” (25 %);

– из графика также видно, что: 8 % мальчиков экспериментальной группы “А” относятся к предпочитаемым, а в экспериментальной группе “Б” их –25 %;

– к третьей статусной категории относятся 23 % в экспериментальной группа “А” и 33 % в экспериментальной группе “Б”;

– к четвертой статусной категории относятся 31 % мальчиков экспериментальной группы “А”, что на 4 % меньше, чем в экспериментальной группе “Б” (17 %).

Сравнив данные графика также можно видеть, что:

– в экспериментальной группе “А” 34 % девочек имеют первую статусную категорию, а в экспериментальной группе “Б” – 31 %.

– к предпочитаемым относятся 8% девочек в экспериментальной группе “А” и 31 % в экспериментальной группе “Б”;

–третью статусную категорию (принебрегаемые) имеют 50 % девочек в экспериментальной группе “А” и 23 % в экспериментальной группе “Б”;

– к категории отверженные относятся в экспериментальной группе “А” 8% и в экспериментальной группе “Б” 15 %.

Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в экспериментальной группе “Б” эмоциональный климат группы для каждого воспитанника более благоприятный, теплый, чем в экспериментальной группе “А”.

б.) В экспериментальной группе “А” уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) можно определить как низкий, т.к. в группе преобладают дети с неблагоприятным статусом – 52 %.

В экспериментальной группе “Б” УБВ – высокий, т.к. большинство детей находятся в благоприятных (1 и 2) статусных категориях – 56%.

Вывод: низкий УБВ в экспериментальной группе “А” означает неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Результаты проведения представленной методики в группах детей младшего подросткового возраста выглядят следующим образом:

– в экспериментальной группе “А” (график 3.3.) из общего количества детей:28% имеют высокий уровень самооценки; 56% имеют средний уровень самооценки; 16% имеют низкий уровень самооценки;

– в экспериментальной группе “Б” (график 3.3.) из общего количества детей: 36% имеют высокий уровень самооценки; 52% имеют средний уровень самооценки; 12% имеют низкий уровень самооценки.

Диаграмма 3.3. Исследование самооценки качества личности

Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем самооценки, мы получили следующие результаты

А). В экспериментальной группе “А”:

– из общего количества детей первого статуса (лидеры) 78% детей имеют высокий уровень самооценки и 22% имеют средний уровень самооценки;

– из всех детей находящихся во втором статусе (предпочитаемые) 100% детей имеют средний уровень самооценки;

–100% детей, относящихся к третей статусной категории (принебрегаемые) имеют средний уровень самооценки;

 – из всех детей, находящихся в четвертой статусной категории (отверженные)– 80% имеют низкий уровень самооценки и 20% детей имеют средний уровень самооценки.

В). В экспериментальной группе Б:

– из общего количества детей первого статуса (лидеры) 71% имеют высокий уровень самооценки и 29% имеют средний уровень самооценки;

– из всех детей находящихся во втором статусе (предпочитаемые) 57% имеют высокий уровень самооценки и 43% имеют средний уровень самооценки;

– из всех детей третей статусной категории (принебрегаемые) 100 % имеют средний уровень самооценки;

– из всех детей находящихся в четвертой статусной категории (отверженные) 25% имеют средний уровень самооценки и 75% имеют низкий уровень самооценки.

В результате исследования связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений мы пришли к следующим выводам: самооценка подростка в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе.

 

Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки личности младшего школьника и их статусного положения в группе было проведено на базе третьего класса МОУ СОШ № г. Нальчика

В исследуемом классе обучаются восемнадцать человек. Несмотря на довольно длительное существование класса, группу учащихся нельзя назвать коллективом в полном смысле этого слова. Некоторые учащиеся занимают довольно обособленную позицию, не участвуют в жизни класса, не общаются и с другими учащимися. Официального лидера в классе не существуют, но имеются некоторые учащиеся с высоким социальным статусом. Между некоторыми детьми установились довольно доверительные отношения. В классе есть свои «звезды» и «отвергнутые». Некоторые учащиеся составляют обособленные группы, члены которых общаются только между собой. Весьма напряженными оказываются отношения между мальчиками и девочками. Первичное наблюдение выявило необходимость более глубокого изучения особенностей межличностных взаимоотношений в коллективе.

Изучение особенностей статусного положения младших школьников было проведено с помощью социометрии.

Социометрия – это система некоторых приемов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета власти в малых группах, при диагностике.

Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы

Современные психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

В данном случае для исследования межличностных отношений младших школьников в школьном коллективе была использована методика социометрии.

Цель данной методики - получение подробной информации о положении каждого учащегося в системе межгрупповых отношений.

Перед началом исследования учащиеся данного класса, собравшиеся в аудитории, получили инструкцию следующего содержания:

«Ваша группа (класс) существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение, неуважение к друг другу и т.п. Не все очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по видимому, от идеала. С кем-то вам хорошо находиться в одной группе (классе), кто-то вас не очень устраивает и с ним бы вы хотели расстаться. Подумайте и ответьте на два вопроса:

1. Назови троих одноклассников, которых бы ты пригласил к себе на день рождения.

2. С кем из одноклассников ты бы хотел сидеть за одной партой?

3. Подумай, с кем из одноклассников ты ни за что бы не хотел очутиться на необитаемом острове?

Полученные ответы детей были проанализированы. На основе анализа составлены социограммы.

Вместо имен и фамилий учащихся были использованы их номера по классному журналу. Рассмотрим особенности взаимных выборов учащихся.

Наибольшее количество взаимных выборов получено ученицами под номером 18 (9 выборов, из которых 2 взаимных) и номером 7 (7 выборов, из которых 1 взаимный). Это лидеры.

В исследуем коллективе «звездами» являются: девочки под номером 16 (5 выборов, из которых 3 взаимных) и 10 (4 выбора) и мальчики под номерами 1, 2, 4 (по 4 выбора).

«Принятыми» можно считать учащихся с номерами 3, 5, 6, 11, 13, 17.

В критическом положении находятся мальчики с номерами 8, 9 и девочка с номером 15 (по одному выбору).

Никто не выбрал участников с номерами 14 и 12.

Общее количество взаимных выборов в данном классе – 11. Взаимные выборы у 10-17, 17-16, 16-10, 11-18, 16-18, 10- 7, 2-4, 2-5, 1-13, 6-1, 1-8, 6-13.

Наиболее дружеские отношения установились у участницы под номером 16 и участника под номером 1 (по 3 взаимных выбора). По два взаимных выбора имеют участники с номерами 17, 18, 2. По одному выбору имеют 9, 8 и 15.

Не имеют взаимных выборов 3, 5, 9, 15.

Данный характер выборов говорит о наличии у детей как четко сформировавшихся симпатиях и антипатиях, так и навыков общения, бесконфликтного поведения. Дадим анализ отклонений учащихся.

Наибольшее количество отклонений получил учащийся под номером 8 (7 отклонений), учащиеся под номерами 3, 9, 13, 17 имеют по четыре отклонения.

Учащиеся под номерами 1, 2, 5, 6, 11, 12, 14, 15, 1 имеют по 1-3 отклонения.

Не отвергают учащихся под номером 4, 10 и 18.

Взаимная неприязнь особенно ярко проявляется у учащегося под номером 9 с ученицами под номером 14, 16 и 13.

Согласно данным исследования взаимоотношений младших школьников можно выделить следующие группы учащихся:

1. Учащиеся под номерами 18, 10 и 4 смогли установить межличностные отношения с большинством учащихся класса. Эти учащиеся имеют высокий статус, отличаются бесконфликтным поведением, умением устанавливать взаимоотношения с другими членами коллектива, они дружелюбны, общительны, не злопамятны, готовы к сотрудничеству со всеми учащимися. Мнение этих учащихся все уважают, их поведение вызывает восхищение. Многие хотят с ними дружить.

Ученица под номером 18 отличается высоким уровнем общительности, умеет ладить как с мальчиками, так и с девочками. Большинство учащихся привлекает в ней внешняя красота и добрый характер. Ученики под номерами 4 и 10 уважительно относятся ко всем ребятам в классе.

2. Учащиеся под номерами 1, 2, 16, 7 обладают приемлемым статусом легко устанавливают контакты со сверстниками, не замкнуты, общительны, но и в то же время могут постоять за себя.

Учащийся под номером 2 отличается высоким чувством юмора, необидчив, в классе часто играет роль шута. Учащаяся под номером 16 установила крепкие дружеские связи со многими учащимися.

3. Учащиеся под номерами 3, 5, 6, 11, 13, 15, 17 смогли установить взаимоотношения лишь с некоторыми членами коллектива, с другими же часто вступают в конфликты.

Учащиеся под номерами 13, 5 бывают критичны в высказываниях, заносчивы, не считаются с мнением коллектива. Учащаяся под номером 15 тянется к «звездам», подражает им во всем, не обращает внимание на других одноклассников, которые бы хотели дружить с ней.

4. Учащиеся под номерами 8, 9, 12, 14 испытывают трудности в установлении взаимоотношений с коллективом. Учащийся под номером 9 отличается конфликтным поведением. Его поступки часто вызывают негодование у одноклассников. Он может подойти, ударить, обидеть или оскорбить товарища, который, по его мнению, делает что-то не так. Ведет себя крайне нетерпимо к недостаткам и промахам другого и старается всячески его обидеть.

Учащегося под номером 8 не уважают, большинство учащихся высказывает к нему явную неприязнь. С ним практически никто не общается, некоторые над ним подсмеиваются. Это тихий ученик, в острые конфликты не вступает, но в то же время не может постоять за себя. Общее негодование у учащихся вызывает его неопрятный вид, неуспеваемость, внешняя непривлекательность. статусный самооценка психический отношение

Девочки 12 и 14 не могут установить нормальных взаимоотношений в силу своей замкнутости, малообщительности, неуверенности в себе.

Итак, социометрия, выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Однако не все дети имеют высокий статус в группе. Некоторых детей откровенно не любят, они часто становятся объектами насмешек.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.