Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-06-23 | 40 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
октября 1922 года.<Петроград>
Друг мой дорогой, Анна, ты сама знаешь, как пусто стало, как только ты ушла — и я не стал бороться с сентиментальным желанием тебе писать. Люблю тебя, родная, люблю тебя. Какая странная и ровная пустота там, где ты еще час тому назад наполняла все комнаты и меняла размеры всех вещей; мне всегда стыдно напоминать о себе, но я дорожу тем, что говоришь о чем-нибудь моем; так и сегодня, хотелось, чтобы ты все видела, все заметила и все запомнила, а я только мог едва-едва поцеловать твои руки. Ты так плохо выглядела под конец, я не могу, мне физически больно, когда ты так больна и когда у тебя что-нибудь болит; я смотрел, как ты ешь яблоко, на твои пальцы и по ним мне казалось, что тебе больно; какое невозможное желание сейчас во мне: их поцеловать, их целовать; это уже не любовь, Анна, не счастье, а начинается страдание, не могу без тебя и в горле чувствую; где ты сейчас, друг, друг мой? Как ты под конец сегодня плохо выглядела; не надо так, Анна.
Наш страшный вчерашний разговор очень сильно изменил характер или окраску, что ли, моей любви к тебе. Она стала тревожной и мрачной, какой раньше не была; я чувствую ее теперь в сердце почти постоянно, в форме какой-то глубокой тоски, все равно думаю я о тебе или не думаю и как думаю. Чувствуешь ли ты то же самое? Что произошло? Почему все стало таким трагичным, еще меньше стало возможностей тебя видеть, как будто ты еще куда-то ушла — и стала так близко к моей жизни, совсем рядом, и в душу мою вошла...
Друг мой дорогой, как я хочу тебя видеть, как я все помню, что ты была сегодня здесь.
Словно память о том, что в каких-то далеких веках мы прошли здесь с тобою*.
Н.Н.ПУНИН
|
«TRISTIA»
<...> Я уже не знаю за чтением «Tristia», где кончается старая форма, где начинается новая, но я изменяю всему: новому искусству, динамике, боевым товарищам и пр. перед лицом человека, так глубоко еще владеющего искусством. Перед лицом этого человека слабеет крепость моего «воинствующего духа», прощая ему все, с чем я никак не могу согласиться и никогда не соглашусь. Я думал, что происхождение формы из «индивидуальных источников», из «личной взволнованности» художника дает право назвать такую форму старой, предшествующей, гуманистической, и относил стихи Мандельштама к старым формам. Выходит, однако, что все равно откуда рождается форма, когда она имеет такую силу. «Все равно» — не для теории, ни даже для критики, а мне, живому человеку, все равно. Я все равно читал эти стихи целый день, буду читать, где бы я ни был и как бы хорошо ни знал, как делается и что такое новая форма. <...>
Жестокая судьба у этого поэта: на его голос фактически не может ответить ни один литературный резонатор. <...>
В наши дни, когда, по выражению одного уверенного человека, уже никто не хочет заполнять поэзией строчек между двумя рифмами, Мандельштам «поет своей музе»:
.«Нерасторопна черепаха-лира. Едва-едва беспалая ползет, Лежит себе на солнышке Эпира, Тихонько греет золотой живот».
Если же завтра, как это можно ожидать, нам удастся заменить строфы формулами языка, он будет по-прежнему молиться за слова:
«За блаженное бессмысленное слово Я в ночи советской помолюсь».
<...> Условимся же никогда не забывать его, как бы молчалива ни была вокруг литературная критика. И через ее голову станем говорить с поэтом, самым удивительным из того, что, уходя, оставил нам старый мир.
«Жизнь искусства» № 41, 1922
ДНЕВНИК. 1922 год
2 ноября
Из всего этого божеского напряжения — ничего не записать.
Ты ли это наконец, моя темная тревожная радость? Правда ли, что живу из последних сил?
А если ты, так почему в таком тумане и никакой от тебя помощи, кроме страха и лжи и тревоги?
|
Выдумать себе лицо и его искать — лучшее, конечно, средство оправдывать все встречи и измены всему, что было. Милая блоковская формула!
Как я люблю тебя... Как стебель ты, гибкая; раскрывающиеся губы, злые и уничтожающие, говоря слова. Гибкая гибель, правда ли? Дорогие руки, из них пить любовь. Ты вся такая, из которой — пить любовь.
И пью, все позабыв...
Вечером того же дня
Ты такая, как будто, проходя, говоришь: «пойдем со мною» — и идешь мимо. Зачем это тебе надо звать и зачем меня позвала? Куда с тобою, ну, куда с тобою, бездомная нищенка?
3 ноября
«Еще не любишь ты, но верь: Не полюбить уже не можешь...»*.
4 ноября
Что мне веселье твое и беспечность, когда самой глубины жизни не пойму. Не постигаю я ее никаким десятым чувством.
Тут ли совсем близко или ее вовсе нет т пустота? А ты, черно-косая, лицом крестьянка, машешь еще перед самыми глазами своим веселым смехом. И счастлив я, как мальчик, и когда бы только почувствовала об этом предельном одиночестве. Не я одинок ~ ты во мне одинока, как свеча, как любовь моя к тебе, как память о том, что живешь. Нежная моя радость, долгой любви не жди. Хрупка наша близость, как ледок.
Ты, грешница, будешь, если не умрешь, жалеть об этом...
7 ноября
Пикассо и Татлин. То, чем играют французы — мы принимаем всерьез и делаем трагедию.
9 ноября
Можешь без меня? - Не могу; я еще такой тревожной тоски, такого беспокойства не помню..
ноября
Никогда еще так конкретно, так вблизи не чувствовал духа смерти — не то чтобы это было страшно, совсем даже не страшно но одиноко и какое-то бессилие и духота, как будто сжато дыхание и так все серьезно, как никогда еще в жизни не было, и никакого возбуждения, очень просто и совсем обьщенно, если бы не было торжественно.
Мимо моей судьбы, или через мою дорогу, летит смерть — почти уверен в этом. Откуда у меня это чувство?
Я как будто даже чувствую духовный холод ее полета, душе холодно, мне сиротливо: всему, что близ меня, холодно; всему, даже вещам, одиноко и сиротливо. Что это?
А.В.КОРСАКОВА - Н.Н.ПУНИНУ
7 ноября 1922 года. Берлин
Милый друг мой Юксинька. Как это, правда, скучно, что от Вас ничего не получаю!
Последнее письмо — привезенное Лурье. Два месяца или уже еще дольше? 31/Х слышала «Волжскую идиллию» Лурье*. В небольшом концерте, посвященном современной музыке. Подробный отчет Вы, конечно, получите от него самого; хотя я его и не видела, но он, наверное, присутствовал где-нибудь за рядами. Его музыка своеобразна, свежа и, без сомнения, очень талантлива. Успех был не выдающийся, но все же хороший. Конечно, чтобы иметь мнение о таких вещах, нужно их слышать несколько раз, — мы очень осторожны с суждениями. Его самого я не вижу, что он делает — не знаю. Конечно, он Вам пишет и Вы ориентированы. Сильное впечатление, даже больше — событие - выставка русских художников. Много прекрасных, сильных вещей, как в правом, так и в левом отделе. Главное т краски чистые, сильные и гармоничные. Прекрасно прикладное искусство, особенно фарфор и украшения из камней. Если бы была возможность жить в Москве — прямо бы опять записалась на старости лет в ученицы. Конструктивисты очень интересны, также театральные декорации! Да здравствует Россия!!! Немцы ходят выпуча глаза! Видела Пуни на выставке и в концерте. Его, впрочем, не было, одна она*, набелена, нарумянена, в собольем балахончике — страшно подойти. Не нравится она мне, уж очень льстива и ловка. Критики ее на руках носят. У нее громадный успех. Как Вам нравится А.Экстер? Она меня очень заинтересовала. Татлин... Жаль, что мало его работ. Но я еще напишу Вам о выставке, я была 2 раза, но этого мало, слишком много всего и мозг не усваивает.
|
Когда же мы будем в России?! Через неделю Мюнхен и Вена. А Россия? Будьте здоровы. Где же фотографии?
Ваша Юкси. Кланяйтесь жене и Ирине.
Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ.
декабря 1922 года. <Петроград>
Милая любовь моя, моя кроткая, ведь кроткая? — ревность немного мешает мне писать тебе в то время, когда ты на «Аиде»; вообще в этот период твоей жизни, ознаменованный внезапной любовью к опере и балету — но вечер такой мягкий и петербургский, «ахматовский» — черты твоего нежного лица во всем городе, под всеми фонарями дышит на меня твое лицо; с улицы не хочу уйти, как будто ухожу, расставаясь с тобою, цыганка, как я люблю в тебе эту склонность к бродяжничеству, к беспечной безответственности, как у православной Кармен, когда ты крестишься на встречную церковь, как будто и в самом деле под Богом ходишь, а такая грешница. Люблю и не хочу без тебя, если б даже и мог, тихо утешен тобою.
|
Я чувствую и знаю, что все это время от осени — одно сплошное время, день скреплен с днем, и ночь заходит и цепляется за один день, который прошел, и за тот, который наступает — я не могу уехать - нет, не могу - это одно сплошное время разорвется, и что там будет, хотя, возможно, и хорошо будет, уже не то, другое будет, так, что даже, прости, в быту стану говорить «до заграницы» и «после заграницы»* — сладко, утешительно и дорого, чтоб продолжалось начавшееся, о чем Анненский говорит «только утро любви». Нет, я не разорву, пока само оно не сыщет конца, я не поеду. Не боюсь разлучного решения; как и ты, ничего не буду тянуть и вытягивать, но берегу любовь, как тебя, как умею.
Какое легкое, какое чистое и веселое сейчас у меня сердце от тебя, чуть-чуть охмелевшее от самой тихой радости, от немой радости любить тебя; счастлив, ничего не надо, поверь, совсем ничего. Разве имел бы я право сказать, что берег любовь и тебя, если б поехал. Да и так, плохо ли, хорошо, а я живу с тобою вместе, там же я один, ни о чем тебе не сказать, нечего тебе показать — и целый кусок жизни ляжет между нами, как и у тебя. Когда бы счастье было долго, а любовь была бы вечной — а от тебя счастье, должно быть, короткое, а любовь — неверность — зачем же мне торопить жизнь, которая от тебя стала такой полной и нежной, ну, скажи, зачем, для чего? Не будем об этом больше думать — не гони меня, не гони.
Анна, имя милое, подумай только, какая во мне сейчас тишина, как у любви бывает иногда тихо в доме; зову тебя, зову по имени, и мне становится все тише и все спокойнее. Благодатный ангел, хорошо тебя любить, хорошо любить с тобою. Целую милый твой лоб и волосы.
А.А.АХМАТОВА - Н.Н.ПУНИНУ
<Декабрь 1922 года. Петроград>
Конечно, никто не приехал.
В театре от невыносимой трескотни у меня сделалась мигрень, так что я до сих пор лежу в постели («в холодной комнате» и т.д.).
Впрочем, комната не холодная, печка топится и даже дымит. Спасибо за письмо. Вы, оказывается, умеете писать, как нежнейший из ангелов, как я рада, что Вы существуете. До завтра.
Анна.
А за границу все-таки ехать надо. Не упрямьтесь, все равно заставлю.
ДНЕВНИК. 1922 год.
декабря
Кончилось. Вышел обычно — легко, не сломленным и ничем не потревожен; как после яда, только устало сердце. Что же ты такое, милая жизнь? Так и не пустила меня к себе на ужин. Я шестой гость на пире смерти (стихи А.), и все пять пили за меня, отсутствующего, а у меня такое чувство, как будто я никогда не умру*. А умереть вообще хочу, должен, ужасно было бы не умереть. Сегодня пришел к Ан., холодно, сломана печка (времянка), совсем больна — сердце. Починил печку, потом гуляли в Летнем саду. Повеселела, стала улыбаться своей милой женской улыбкой; зашли в булочную, накормила меня пирожным, купили елку, проводила до дому. Она разрушена последние дни бесстыдной и наглой книгой Эйхенбаума*.
|
Ни с кем я не был так терпелив и нежен, как с ней. Она удивительно и мягко добра, она легкая и веселая, но измученная - чем только, не определю. Так пустынна — не внешняя ее жизнь,— никому так не поклоняются, как ей,— внутри нее, самая жизнь ее пустынна, так что даже мне бывает страшно. Между тем никто так не заслужил любви простой, народной, бесхитростной, несложной, как сама она, легкая, простая, веселая. Она чудесная, сохранила полное живое чувство к миру, чем-то (интуицией) напоминает Татлина, удивляется часто тому, к чему мы уже привыкли; как я любил эти радостные ее удивления: чашке, снегу, небу. Пишет она совсем бессознательно, был с ней и еще раз почувствовал, что мне отпущено очень мало творчества; знаю, как надо, но хочу не того, что надо, и мало хочу, когда хочу.
Наша любовь была трудной, оттого она преждевременно и погибла; ни я, ни она не смели ее обнаружить, сказать о ней, освободить для нее свои жизни; ей казалось, что ей не простили бы близости со мной, мне тоже. Вероятно, простили бы. Но нас, действительно, все разделяло: положение ее и мое, взгляды, быт, поколения, понимание искусства, темп самой жизни, потребности ума, я еще умел ее веселить, но она никогда не могла меня утешить. Мне часто было горько и душно с ней, как будто меня обнимала, целовала смерть. Но до сих пор еще я люблю ее гибкие и резкие движения, строй ее тела и особенно — люблю ее лицо — рот и горькую складку улыбки, зубы со скважинками, овал ее крупного подбородка, большой лоб, и особенно — ее мягкие черно-коричневые волосы... Ее лицо преимущественно женское, я себе всегда представлял такой женщину или очень похожей; мне казалось, что моя мать такое же имела лицо; у Юноны нижняя часть лица такой же конструкции.
Милое лицо. Я берег и до смерти стану беречь ее, мою милую подругу.
(Хорошо ли ты берег ее, а?)
7 января 1923 г.
АННА АХМАТОВА
НОВОГОДНЯЯ БАЛЛАДА
И месяц, скучая в облачной мгле,
Бросил в горницу тусклый взор.
Там шесть приборов стоят на столе,
И один только пуст прибор.
Это муж мой, и я, и друзья мои
Встречаем новый год.
Отчего мои пальцы словно в крови
И вино, как отрава, жжет?
Хозяин, поднявши полный стакан,
Был важен и недвижим:
«Я пью за землю родных полян,
В которой мы все лежим!»
А друг, поглядевши в лицо мое
И вспомнив бог весть о чем,
Воскликнул:
«А я за песни ее,
В которых мы все живем!»
Но третий, не знавший ничего,
Когда он покинул свет,
Мыслям моим в ответ
Промолвил: «Мы выпить должны за того,
Кого еще с нами нет». 3
ДНЕВНИК. 1923 год
2 января
Нет еще, не кончилось; вся душа в угаре. Встречая Новый год, было забыл, а потом как пошло, как пошло огненными языками, не было мне ни места, ни покоя, и так посейчас...
3 января
Почему я думал, кончилось, когда ничего не кончилось, а только началось. Сегодня в концерте несколько шагов был с нею — все заметили, кто был из знающих нас; нет, нам не дадут покоя. Чего я жду, чего хочу? — что я знаю. Имя вспомню, произнесу - горит внутри, позову, вспомню ее — все смешается, провалится, она г одна, не могу без нее. Разлучит нас жизнь -тяжелей муки не придумать для меня.
Ничего не кончилось; страшно глядится в будущее жизнь.
Ни с кем не был еще так скрытен и сдержан, как с нею, чего боюсь? и боюсь ли?
7 января
Весь день с трепетом ждал ее. Днем пришел Татлин с Молекулой (прозывается его жена), не был рад и ему. Потом читал Лосского -т пустяки; не без остроумия, умно выходит из трудностей; в какой попал «идеализм» (субстанция) - только не в этом дело. Очень в культуре; в методе непогрешим, с такой осторожностью говорит о правде, что не веришь; пусть лучше ложь, чтоб только верилось, чтоб стало легче жить.
Двадцать минут девятого позвонили; была так легка и проста; было у меня немного хереса; за Артурову мировую славу выпили втроем. Бедный скудный вечер втроем. Только она одна могла бы помочь, если бы только хотела.
Теперь глубокий вечер, как в мягком снегу (петербургской зимы) от нее.
8 января
Ездили с Галей в Павловск. Мою вину перед ней мог бы искупить только любовью, а любви нет, и ее не сделать. Нельзя сказать, чтобы была только привычка, но любовь — привязанность, а не любовь; вроде как к веселой и милой сестре. Из всего, что есть, самое мучительное — ее обманывать, а самое ужасное — ее мучить, делаю и то и другое. Ан. все это понимает и бережет меня беспримерно; зачем только? что она знает, что предвидит?
Целый день чувствовал ее со светлой нежностью, в темноте и шуме Павловского парка темный ее лик. В моей любви — благоговение; больше всего боюсь причинить ей боль, и все — желание повторять слова о ее внешнем облике: о лице, о волосах, о руках, и как сидит на полу; она сидит, как девушка с кувшином в Царскосельском парке.
9 января
Нет, с существующей оценкой Блока не согласен. По форме он — замок на пушкинской эпохе, конец классической (ренес-сансной, как я говорю) формы -- во что выродился Пушкин, можно бы так сказать. По содержанию — романс, отчаяние, пьяные ночи, тройки, цыгане, рестораны, седое утро, все надрывы Достоевского, приведенные к петербургской влюбленной попойке, весь старый, весь буржуазный мир с брезжущим образом Дамы не то в прошлом, не то в предчувствии. Весь старый мир. И никакого отношения к революции, ни слухом, ничем ее не почувствовал и не понял, а когда почувствовал — перестал писать и умер от духоты; нечем было, не осталось, чем дышать этому старому миру. Как неверно и внешне понята революция в «Двенадцати», например. Непостижима аберрация и современников. Я ничего не говорю, он большой человек, но его роль не та, которую стремятся придать ему сейчас, он — конец, прошлое и отчаяние..
января
Два дня Ан. была какая-то беспокойная, мучащаяся, подавленная; не понимал; думал, действительно: Рождество, оди-
.ноко; я сам всегда в такие праздники чувствую одиночество. Вчера, долго борясь, сказала не своим голосом: я изменила тебе.
Потом плакала. Мне ли прощать ее. Было столько боли, сколько органически, в стихии дано мне, никакими выводами и сопоставлениями ее не увеличил в себе, был чисто честен; ни ненависти, ни озлобления против нее не было («Мне отмщение и аз воздам»). Как я изменил, так и мне изменили — так почувствовал; еще почувствовал, нет вины в мире, что она придумывается, что по совести не могу осудить никого; нет такого греха, который не был бы человечески ничтожен. И вот эта ее измена упала куда-то на самое дно и любви не тронула.
Не знаю, как я устроен — мое начало действительно ли свет или тьма и тогда уже глухая и страшная?
А сегодня и сейчас очень нервы... только нервы реагировали (вчера била дрожь в ногах и спине, когда сказала, крупная, как барабанная дробь), ни сознание, ни дух, ни сердце не ответили ничем; только кротости и нежности было больше, от этого она и заплакала. Не скажу — я простил, но — не мне прощать ангела. Даже если мое начало свет, ее начало — ангельское. Не ее — во грехе, в суете, в тщеславии и в распутстве не смел обидеть, но ангела в ней. Ангел ее много уже страдал от нее, но я не знаю человека, в котором жил бы такой большой и чистый ангел в таком темном греховном теле. Это милое и страшное тело и лицо люблю за то, что оно жилище этого ангела.
Знаю, что изменила, знаю, что изменишь, но люблю тебя не той любовью, которой можно изменить; и твои руки, которыми, как вчера, обвила мою шею, говоря: мальчишка мой. Нет у тебя, Ан., силы, чтобы заставить меня причинить тебе боль — такая уж моя любовь. Мое темное счастье согласится ли еще кто-нибудь пить со мною. И я пью жадно, не размышляя, пью без сознания, пью мое счастье точно из губ самой жизни - какая она темная, сладкая, манящая, как люблю ее, уже не различая, где ты и где она; только чувствую слепо, что недолго мне пить...
Н.Н.ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ.
января 1923 года.<Петроград>
Никакого веселого письма не могу написать, а мрачным не хотел бы Вас тревожить, потому что люблю Вас.
С тех пор еще больше того, что Вы назвали отчаянием; проснулся сегодня в тяжелой тоске о Вас и видеть Вас - единственное, чего хочу; но знаю, что это ни к чему и бесполезно, так можно дойти до края, до полной потери власти над своей жизнью. Не только я не хочу этого, но и ангел Ваш.
Я не жалуюсь, не думайте этого. Люблю Вас не только такой, какая Вы есть, но если бы Вы были, действительно, злой. Счастье тоже бывает разное, мое темное и тяжелое счастье от Вас. Все утро думал только о Вас, вспоминал Ваши слова, Ваш голос — и показалось, что это мое счастье полнее оттого, что сейчас Вас нет около меня; это, верно, мираж, не может так быть, но от напряженного воспоминания, от тоски и беспокойства.
Мы часто с Вами жалуемся на условия, в которых наша любовь — это зря; во всех условиях будет так, как сейчас, разве только бледнее. Единственная форма, которая принесла бы призрачное, внешнее облегчение - если бы я мог быть только с Вами все часы дня и ночи, хоть неделю, хоть месяц.
Все еще идет один день, сейчас поеду ко всей этой тупой суете и понесу всюду темную память о Вас, над всем, что будет, будете и Вы, и, вероятно, это самое напряженное чувство из тех, которыми наполнены люди, какие мне сегодня встретятся. Ну, улыбнитесь, ведь это самомнение любви.
Как я люблю Вас. Никакие слова, ни даже поступки ничего не могут передать. С какою нежностью, с какою покорностью, без остатка, ничего не ожидая особенного, не за что-нибудь, только просто люблю и Ваше милое грешное тело, и Вашу душу ангела.
Анна, нет у Вас силы заставить меня причинить Вам сознательно боль, милая.
Ну, храни Вас Бог, сейчас хочу занести Вам это письмо и не знаю, удержусь ли, чтобы не увидеть Вас, а может быть, пошлю с посыльным. Неужели не дождусь от Вас настоящего письма...
Целую Ваши чудесные дорогие руки, до завтра.
ДНЕВНИК. 1923 год.
января
Эти два дня была дивная, просветленная, спокойная, веселая, какой я ее никогда не видал раньше..
января.
(Бесстрастной повести) среда
В пятницу просил у Ан. «взять меня» в понедельник в театр на «Хованщину»; сговорились, что попросит у Циммермана* второй билет в воскресенье - согласилась охотно.
В понедельник осторожно спросил о «Хованщине», билета не было; затем много говорили, рассказывал, между прочим, о Даме Луны, подробно о последней встрече — сказала: «Эти женщины всегда так, если не любят, то рассудительны и такая заботливость, что деться некуда, а когда та же любит, трепаная в три часа ночи прибежит мимо тысячи препятствий...» — сказала, как ужалила — Ан. ведь только и делает, что бережет меня, да мой дом, да мое имя, да еще мое сердце (чтоб мне никогда от нее больно не было - такая у нее формула). Ничего не сказал, но еще больше захотелось с нею в театр и стал просить ее. Не сказала «нет», но все отговаривалась, а когда я крепко сказал: «Хочу идти сегодня с тобой в театр», сделала нервную гримасу ртом, означавшую не приставайте, пожалуйста. Замолчал и было больно. Спросила: «Вам больно?» — сказал: «Да» -утешала. Вскоре встал и ушел, решив, что в театре я буду.
Вышел и так хотел знать, удастся ли попасть в театр, что не мог идти пешком, взял извозчика (недалеко было идти) и поехал в контору. Получил место (к удивлению управляющего — одно, на одного) в директорской ложе. Едва дождался времени; волнуясь и все время было больно - вошел в ложу к самой занавеси, так что не видел, была она уже в театре или нет. В первом антракте увидел ее в белой косынке на плечах; не вставал, не выходил и не знал, видит меня или не видит. Во втором — не видел, как она вышла в фойе, в рядах ее не было, ее место было пусто; не вставал, не выходил. И боролся с желанием встать и пойти к ней; думал: не видеть меня не могла, если любит, придет в ложу ко мне; сердце стучало, тело дрожало мелкой нервной дрожью. Как тосковал о ней! Уже все вернулись в зал, ее не было, тушат огни, ее нет, действие началось, рампа освещает зал, смотрю в бинокль: ее место пусто, и думаю, что ошибаюсь в рядах, и все считаю 8-й ряд, и все ищу не видя. Потом опустил бинокль, потом посмотрел на сцену, потом случайно обернулся на ложу: Ан. сидела рядом на стуле в моей ложе, в глубине, отделенная от меня выступом стены, за углом. Потом я два дня, закрывая глаза, видел ее так сидящей нога на ногу, в белой косынке, в профиль. В страшном волнении, дрожа, я спрятался за угол в складки портьеры. Значит, она пришла, затем я видел, как вошел певец Левик, мы поклонились, затем — Циммерман и встал за нею. Ан., видимо, не заметила, что я ее увидел; я посмотрел на нее раз — не повернулась, другой раз - тоже, потом повернулась — я отшатнулся, она не двинулась, и только гораздо позже, когда опять посмотрел, она вдруг засмеялась и протянула руку, я поцеловал ее пальцы, она смеялась; затем поманила рукой, желая что-то сказать, я нагнулся, спросила шепотом, один ли я. Я мучительно и долго смотрел в ее глаза, на милый профиль, сердцу было так больно, так дивно и темно. В антракте она объяснила. Меня она не видела и пришла в ложу, чтоб слышать слова, удивлялась тому, что пришла туда, где я, не зная, не желая. Она говорила, что не узнавала меня, когда выглядывал из-за угла ложи; долго не узнавала, даже увидев, такое, она говорила, страшное было мое лицо («правильно — зеленого цвета»,— как весело говорила) - «вот так у меня всегда в жизни, я ведьмушка», - и она объяснила свой приход силой моего желания,— «я ведь недаром лунатичка», и опять долго удивлялась, что пришла именно в эту ложу, а не хотя бы в литер «В», куда ее мог также провести, чтобы слышать слова, Циммерман. Затем говорил ей о том, как мне хотелось ее видеть в театре, и о том, что думал о ее нелюбви. К пятому акту ей стало вдруг плохо, заболело «солнечное сплетение», она побледнела и, видимо, очень страдала; мы уехали до конца, я отвез ее домой, час посидел у нее — была нежная, ласковая, все удивляясь тому, что у меня было страшное лицо и как она пришла.
Вторник ее не видел.
Сегодня нашел ее томящейся от обид Артура — получила новые доказательства его измен — нервничала и — это было в первый раз — сказала мне несколько злых вещей, а потом стала говорить о скорой нашей разлуке (похоже, как Лида* говорила). Опять спросила — тебе больно? — и просила научить, как сделать, чтобы мне не было больно. Между прочим, просила — не ненавидеть ее, как расстанемся, просила помнить и, что она будет помнить меня светлого, легкого; говорила также, что ей обязательно надо уехать из Артурова дома*; я спросил ее, что если бы я был один, пришла бы она ко мне жить, ответила: «Тогда пришла бы». На вопрос, почему же хочет расстаться — отвечала, что не может, что запуталась, стихами Мандельштама сказала: «Эта (показала на себя) ночь непоправима, а у Вас (показала на меня) еще светло».
Проводил до трамвая, поехала в театр, к Циммерману; расстался с уверенным чувством скорого разрыва и разлуки. Весь вечер мучительно страдал, трудно дышать. Скорее бы. Сердце расширенное, большое, болит «вся душа». Ничего не знаю, что будет; не знаю, чего хотеть; выхода нет; если действительно не может, — нет выхода. Если бы даже в состоянии был разрушить дом, ничего бы не спасло; ну, на год пришла бы, а потом ушла бы все равно. Правильно сказала, если бы по-настоящему любила, никакие формы жизни не могли бы мешать разрушать. Не любит. Нет, не любит. Как жить, чем жить. Я ведь знаю, что люблю ее тайной, глубокой, настоящей любовью, люблю; эта любовь надолго, не скоро выйдешь, и выйдешь ли? и как, каким выйдешь?.
января
Но ведь и она с таким же правом может думать обо мне, что мало любит — дом хранит, какая уж тут любовь. Так вот и все, и иду все время в полжизни.
. 19 января
Удобно устроены великие русские писатели: днем был у Ф.Сологуба — побывал в северной русской провинции, вечером у Ахматовой — в державном Петербурге..
января
Татлин сказал мне: тебе только одно и нужно усвоить — не восторгайся и не впадай в трагическую грусть. В какой я сейчас нечистоте живу, в какой мы с тобой, Ан., нечистоте живем. Нельзя так дольше. Это значит ~ я не смел тебя любить. Разлука? Неужели же эта любовь нечиста? Какая же тогда чистая? Нет, нет, что-то не так здесь. Все нечисто, все неверно, но не любовь.
С такой непередаваемой страшной нежностью я тебя чувствую. Нам только одного нельзя - счастья; только радость любви или счастье близости делает нас нечистыми.
Татлину легко дается устойчивость в значительной степени по его громадному профессионализму; это не дает ему желания во все вмешиваться. Про всех нас он говорит, что сложная психология, вагон всего.
Отсюда мой дилетантизм. Мне бы просто быть деловым человеком: коммерсантом сегодня, политическим деятелем завтра, нэпманом послезавтра или вчера, а у меня еще какие-то рудименты на творчество в художественной форме. Это и губит все. Как бы всю эту лирику и трагедию вытравить, и все равно, она не настоящая и не большая, а так, прирученная..
января
A. Если любил человека в женщине, то непременно будешь
ждать и искать — и полюбишь - женщину как стихию, и на
оборот.
B. Для того, чтобы женщина стала другом мужчины, не
обходимы два следующих условия: женщина должна быть на
столько вынослива, чтобы выдержать непрерывное и жертвен
ное мученичество, а мужчина настолько сильным, чтобы не
жалеть мучить женщину повседневно.
C. Любовь к женщине, понятой в стихии, не может быть
без физического ею обладания. В тех случаях, когда это по доб
ровольному желанию одной из сторон делается — сердце и лю
бовь сохнут и тотчас же умирают.
Н.Н. ПУНИН - А.А.АХМАТОВОЙ.
января 1923 года. <Петроград>
Я бросил в уголья камина папиросу и задумал: если папироса истлеет и не даст огонька - не буду тебе писать, лучше тебе не писать; если даст огонь ~ напишу; папироса истлела без огня, а я все-таки сел писать третий час ночи. Весь вечер читал г- и думал о тебе. Друг родной, все по-прежнему чувствую странную непроницаемость твоей жизни, твою — и устаю от этого. Всегда уставал и устаю от нашей любви, от самой формы, в которой она раскрывается или живет, и в то же время чувствую всегда глубокий и как бы предельный покой в моем чувстве любви к тебе, как будто силы, которые копятся, когда я один, сразу разматываются и растекаются, как только я — с тобою. Впрочем, все это не относится ко всему моему чувству, идущему от тебя, а только к тем из них, которые можно назвать лирическими. Последние дни ты что-то много говорила о моей убывающей любви — не знаю, неверно. В моих мыслях и памяти о тебе, действительно, стало как будто меньше «лирики», но можешь ли ты утверждать, что это показатель любви. Я — нет. Я вообще не верю, что любовь кончается; она может быть только искусственно прерванной — разлукой, а любить мы, и я особенно — можем неограниченно, если только любим, а не просто взволнованы, ну хоть чувственно. Ты сама хорошо знаешь, что значит помнить; думая о тебе — я, в сущности, не думаю, а помню, и когда читаю, как говорил, особенно помню тебя, чувствую, что ты существуешь. А как ты боишься этого холода безлирической памяти; почему боишься, что ты?
Я устал сейчас, устал от самого процесса жизни, но не неврастенически, а здоровой усталостью, и хотел бы пожить немного не эмоциональной взволнованностью, а простым, ясным чувством жизни. И все время страшно, что ты не веришь и уходишь, как будто боишься покоя. Не веришь, что потерять тебя было бы большим для меня горем, и я не хочу этого, не инстинктивно только, но всем чувством и сознанием жизни. Меня обижает, что ты настолько мало мне веришь, что думаешь: я буду лгать и притворяться, если бы мог разлюбить. К чему мне это нужно, чем могу я быть заинтересован в наших отношениях, кроме любви? Я тебя люблю — не той любовью, которой можно изменить и которую можно забыть - вряд ли когда-нибудь я тебя забуду. Я тебя люблю своей жизнью и мог бы разлюбить не забывая, только если бы мы разлучились. А вот в романтику вечного чувства в разлуке я не верю. Я только одного ведь и хочу: быть с тобою, и самое страшное, самое подтачивающее — это то, что не с тобою всегда. Не любовь холодеет и просит разлуки, а жизнь без тебя — отнимает тебя.
Нежный мой друт, не томи ты меня всем этим своим неверием; я же не пуглив, я тебе скажу, если что будет. Ты чутка, как ни одна женщина, насколько я знаю, к «лирическим волнам» любви, все колебания замечаешь, еле уловимые, только это
.не исчерпывает любви. Ты со мною — в моей жизни — как ужасно было бы, если бы ты ушла, друг.
Неужели правда, что я чем-либо тебя обидел.
Если даже ты чувствуешь, что я всю ответственность за наши отношения возлагаю на тебя, то ты непонятно для меня чувствуешь. Никогда еще я в такой малой степени не занимал кого-либо собою, как тебя; да ты и не любишь, когда я говорю о себе, любишь только, когда говорю о тебе или о себе в связи с тобою, и утешаешь только в том, что от тебя, разве не правда?
Странно это для меня, но именно этим ты и дорога мне, в этом мои отношения к тебе не похожи ни на какие бывшие.
Ты — освобождение мое от себя; я хочу, чтобы ты была моим освобождением от «лирики». Не чувствовать хотел бы я с тобою, а жить с тобой.
Я многого хочу от тебя, Анна, ты еще и не знаешь этого. Милый друг мой, подруга.
Ну спи мирно, твое сердце меня тревожит. Зачем ты больна? Веселой, здоровой — ну, светлой ты никогда не будешь — легкой хотел бы я тебя всегда видеть.
Люблю, какая ты есть. Ты как серна, такая же пугливая, только она глупенькая, а ты нет.
Помню, помню тебя. Н.
Н.Н.КУПРЕЯНОВ - Н.Н. ПУНИНУ
5 февраля 1923 года. <Москва>
Многоуважаемый Николай Николаевич, пользуюсь любезностью С.А.Абрамова* и посылаю с ним в Петроград мои рисунки с просьбой показать их Вам. Мне кажется, что в них больше принципиальности и осмысленности, больше свободы от пассивной «протокольности», чем в старых моих работах. Я потому хочу, чтобы Вы увидели их, что надеюсь получить от Вас через С.А. по поводу них какие-нибудь замечания. Я чувствую себя очень плохо в Москве в том смысле, что здесь нет ни одного человека, чьи суждения об искусстве, о рисунке в частности, были бы для меня значительны и существенны. Уважаю Инхук*, но с конструктивистами здешней формации мне не по пути.
Понимание рисунка и графики, осуществляемое в работах Митурича, Бруни и Лебедева, в значительнейшей степени определяет круг задач, стоящих передо мной. Из людей, профессионально разговаривающих по поводу искусства, Вы являетесь тем, чьи суждения для меня наиболее ценны. Из этого Вы поймете, почему я, живя в Москве, критики своих работ жду из Петербурга. Москва же заселена преимущественно Сидоровыми и в незначительной степени ~ Ганами*. Я посылаю мои рисунки в полном сознании того, что аналогичные или даже те же самые задания, что стояли передо мной, в работах Митурича и Лебедева получили гораздо более завершенное и последовательное разрешение. Таким образом, единственный смысл демонстрации моих работ перед Вами состоит в том, что лично для себя, для собственного своего развития как художника я жду от Вас замечаний и критики, которые помогут мне хотя бы выяснить собственную свою траекторию, до сих пор для меня неясную.
Я буду Вам глубоко благодарен, если Вы напишете мне пару слов.
Ваш Н.Купреянов.
ДНЕВНИК. 1923 год
3 февраля
Вчера зашел за Ан., чтобы идти в КУБУ* менять карточки на паек. На обратном пути пригласил ее к себе позавтракать. Пришла. Ирина спала, Гали не было дома. Затопил камин, усадил Ан. в кресло у камина. Она похудела сильно за эти месяцы...
Все время Ан. настаивала, чтобы я показал ей последний дневник — в конце концов дал; разве мне не хотелось самому дать? Она была чем-то потрясена, уже на улице говорила: «Сильное впечатление у меня от дневника». Я потом перечитал его — не знаю, не понимаю, от чего бы могло быть это впечатление, что она нашла в нем.
Вечером потом я вспоминал, как она спросила: «Рад, что я пришла?» Отвечал я довольно глупо: «Еще бы». Я не рад, а счастлив был белым полным счастьем, так что все стало тихим и чистым, как в снегу. (Ан., это счастье, когда ты у меня.) В моей квартире у самых окон деревья сада — в окна видны ветки в снегу; Ан., придя, так наполнила комнату, что похоже было: ко мне пришла в гости сама зима, только теплая. Пили кофе, я что-то мало говорил..
февраля
Ахматова сказала о Блоке (разговор шел о способности удивляться жизни, о свежести восприятия): «Он страшненький. Он ничему не удивлялся, кроме одного: что его ничто не удивляет; только это его удивляло»..
февраля
Как, Ан., ты одинока после революции; как мы беспомощны с тобой в жизни, задавлены!
15 февраля
Проходя мимо лихачей на углах, всегда вспоминаю Ан.: «Я
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!