Общая характеристика танцевальной традиции Псковской области — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общая характеристика танцевальной традиции Псковской области

2021-06-23 83
Общая характеристика танцевальной традиции Псковской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

1. Введение………………………………………………. стр. 3-4
2. Общая характеристика танцевальной традиции Псковской области (выдержки из книги«Народная традиционная культура Псковской области»)……………..     стр. 5-6
3. Основные положения рук в псковской танцевальной традиции……………………………………………………...   стр. 7-12
4. Основные движения танцевальной традиции Псковской области………………………………………………………..   стр. 13-18
5. Пляски, бытовавшие в Псковской области повсеместно… Светит месяц Краковяк Чертик стр. 19-20  
6. Кадриль деревниНизовцыГдовского района……………. стр. 21-22
7. Танец Псковского района «Чижик-пыжик»………………. стр. 23
8. Танец Псковского района «Сумецкая»……………………. стр. 24
9. Танец Псковского района «Лентяя»……………………….. стр. 25-26
10.  Кадриль деревни Митковицы Печорского района………. стр. 27-29
11.  Танец народа Сето«Сережа» (Печорский район)……… стр. 29
12.  Танец Дновского района «Солома»………………………. стр. 30-31
13. Красногородский вальс…………………………………….. стр. 32
14. Танец Красногородского района «Лобанок»……………... стр. 33-35
15. Танец села Глубокое Опочецкого района «Лобан»……… стр. 36
16.  Танец села Глубокое Опочецкого района «Лобанок»…… стр. 37-38
17.  Танец Опочецкого района «Лентяя»……………………… стр. 39-40
18.  Танцы Куньинского района………………………………...  Кокетка Капустка стр. 41    
19.  Танец Усвятского района «Топор-рукавица»…………….. стр. 42
20.  Приложение 1 Нотный материал………………………….. стр. 43-46
21.  Приложение 2 Плясовые песни районов Псковской области………………………………………………………..   стр. 47-52
22.  Список использованной литературы……………………… стр. 53

 

Введение

 

Фигура первая «Знакомство»

 

Впервые с Псковской танцевальной традицией я познакомился во время получения профессионального образования. Элементы северо-псковской линейной кадрили были органично вплетены в станок народно-характерного танца. До этого мне были доступны лишь уже обработанные формы народной хореографии нашего региона.

Позже, на первых занятиях по «Композиции и постановке танца», нам, студентам, было предложено самим обработать хореографический материал одной из областей России, но найти информацию по Псковской области в достаточном количестве тогда не удалось. Наверное, именно в этот момент я решил заняться этой темой, сначала, скорее, из любопытства, не совсем осознанно. Осознание пришло потом, после окончания обучения, с началом  педагогической деятельности.

 

Фигура вторая «До-за-до»

 

Начало педагогической деятельности еще больше убедило в важности разработки именно этой темы. Со временем, при поддержке руководителя хореографического отделения Себежской Детской школы искусств,мы сталииспользовать элементы Псковской хореографии на уроках народно-характерного танца. Отслеживая фольклорные коллективы, находя описания тех или иных танцев и обрабатывая материал, я осуществлял постановки на основе нашего местного колорита.

 Поддержка отделения придает мне еще большую уверенность в правильности выбранного направления.

 

Фигура третья «Крендель»

Итак, хореографический материал у нас уже есть, но он не систематизирован, нет ни одного источника, который мог бы собрать все воедино, сплести в некий «крендель» танцевальную традицию прошлого и хореографию настоящего. Если этого не сделать вовремя, то значительная часть нашего духовного и культурного наследия будет утрачена, наши корни – потеряны. 

А кто мы, если не помним своих корней?..

 

Фигура четвертая «Переходы»

Иногда в голову приходят грустные мысли. У нас с радостью пляшут цыганские,  казачьи, молдавские, болгарские, ирландские танцы или вообще переходят в современную хореографию.

Все это, конечно, красиво и грамотно сделано, но ведь не НАШЕ. Мне бы хотелось увидеть «Лентяю», «Солому» или «Сумецкую» (о них будет рассказано дальше).

Так, чтобы все было НАШЕ: и движения, и музыка, и костюм. Так, чтобы мы «перешли» обратно к своей самобытной хореографии.

 

Фигура пятая «Непрощальная»

 

Эта работа – лишь первый опыт исследования,  попытка собрать то, что есть, в один, некий свод, чтобы любой желающий мог ознакомиться с частью нашего общего духовного и культурного наследия. Чтобы начинающие хореографы могли использовать его в своей работе, прививая своим ученикам любовь к родному краю и, посредством этого, любовь к своей Родине.

 

 

Основные движения в Псковской танцевальной традиции

Движение 1

 

«Переменный шаг»

Исходное положение: 6 позиция.

 

1 – шаг на правую ногу

и – подтянуть левую ногу к правой

2 – шаг на правую ногу

и – пауза.

То же самое с левой ноги.

 

Движение 2

 

«Дробь хромого»

Исходное положение: 6 позиция.

 

1 – наступить на левую ногу, чуть согнутую в колене, всей стопой

и – ударить правой ногой и так далее подряд (удар может быть двойным).

То же самое с правой ноги.

 

Движение 3

 

«Удар с выносом на каблук и притопом»

Исходное положение: 6 позиция.

 

1 – ударить правой ногой

и – вынести правую ногу на каблук

2-и – тройной притоп

1 – ударить левой ногой

и – вынести левую ногу на каблук

2-и – тройной притоп.

 

Движение 4

 

«Поклон»

Исходное положение: 6 позиция.

 

1-и – правая рука через первую позицию переходит во вторую, рука при этом слегка сгибается в локте, ладонь прямая. Голова поворачивается вправо, как бы смотрит в зеркальце. 

2-и – левая рука делает то же самое. Голова поворачивается влево.

3-и –  ладони скрещиваются на груди

4-и – поклон.

 

Движение 5

 

«Падебаск»

Исходное положение: 6 позиция. Пара стоит по линии танца. Исполнитель левой рукой держит правую руку исполнительницы.

 

1-и – падебаск по 6 позиции друг от друга. Исполнитель – на левую ногу, исполнительница – на правую.

2-и – падебаск по 6 позиции друг к другу. Исполнитель – на правую ногу, исполнительница – на левую.

 

Движение 6

 

«Тройной шаг с ударом»

Исходное положение: 6 позиция. Пара стоит по линии танца. Исполнитель левой рукой держит правую руку исполнительницы.

 

1-и-2-и – разворачиваясь друг от друга, исполнитель – с левой ноги, исполнительница – справой, делают три шага и удар. При этом руки открываются через первую позицию во вторую.

2-и-3-и – поворачиваясь друг к другу, исполнитель – с правой ноги, исполнительница – с левой, делают три шага и удар. Руки при этом закрываются на поясе.

 

 

Движение 7

 

«Вальсовый шаг»

Исходное положение: 6 позиция. Пары стоят по кругу в «вальсовом» положении. Исполнитель – спиной в круг, исполнительница – лицом (см. рис. 10).

 

1 - исполнитель шагает на исполнительницу с правой ноги (первый шаг чуть длиннее), исполнительница отступает назад с левой ноги

2-3 – два коротких шага на месте, исполнитель – с левой ноги, исполнительница – с правой.

1 – исполнитель отступает с левой ноги, исполнительница шагает на исполнителя с правой ноги

2-3 – два коротких шага на месте, исполнитель – с правой ноги, исполнительница – с левой.

 

Движение 8

 

«Молоточек»

Исходное положение: 6 позиция.

 

1 – шаг на правую ногу (на всю стопу) накрест

и – удар подушечкой стопы левой ноги (нога ударяет и отскакивает).

2-и – вернуться в исходное положение.

То же самое с другой ноги.

 

Движение 9

 

«Шаг пьяного»

Исходное положение: свободная невыворотная 2 позиция.

 

1 – шаг правой ногой накрест (руки работают наотмашь впротивоход) 

и – шаг левой ногой накрест

2 – шаг правой ногой назад (руки сброшены вниз, болтаются плетьми)

и – шаг левой ногой назад.

При исполнении корпус расслаблен и раскачивается. Исполнитель изображает опьянение.

 

Движение 10

 

«Шаг с остановкой»

Исходное положение: свободная невыворотная 2 позиция.

 

1 – шаг с правой ноги

и – шаг с левой ноги

2 – шаг с правой ноги, левая нога приходит в положение coudepied сзади

и – упадание на левую ногу, правая нога выносится на каблук, руки как будто отталкиваются от невидимой преграды.

 

Движение 11

 

«Ломание»

Исходное положение: свободная невыворотная 2 позиция.

 

1 – колени сгибаются, корпус разворачивается влево

и – корпус сгибается к левому колену

2-и – корпус разгибается и запрокидывается назад

3 – колени сгибаются, корпус разворачивается вправо

и – корпус сгибается к правому колену

4-и – корпус разгибается и запрокидывается назад.

 

Движение 12

 

«Дробь хромого с притопом и разворотом корпуса»

Исходное положение: 6 позиция.

 

1-и-2-и – дробь хромого

3-и-4-и – тройной притоп.При этом корпус сгибается и разворачивается влево, как бы закручивается правой рукой.

1-и-2-и – дробь хромого

3-и-4-и – тройной притоп.При этом корпус сгибается и разворачивается вправо, как бы закручивается левой рукой.

 

Движение 13

 

«Соскок в заворотную 1 позицию с выносом ноги на каблук»

Исходное положение: 1 свободная позиция.

 

1 – соскок по заворотной первой позиции (руки разворачиваются ладонями назад)

и – вынос правой ноги на каблук в сторону (руки разворачиваются ладонями вперед)

2 – соскок по заворотной первой позиции (руки разворачиваются ладонями назад)

и – вынос левой ноги на каблук в сторону (руки разворачиваются ладонями вперед).

 

Движение 14

 

«Двойная дробь с подбивкой»

Исходное положение: 6 позиция.

 

1 – шаг на правую ногу вперед

и – левая нога догоняет правую (подбивает)

2 – двойной удар правой ногой

и – левая нога догоняет правую.

Дробь исполняется в продвижении.

 

Движение 15

 

«ПИлим»

Исходное положение: 6 позиция. Пары стоят по кругу: исполнитель – спиной в круг, исполнительница – лицом (см. рис. 21).

 

Ноги исполняют дробь хромого, руки совершают перетягивающие движения вперед-назад, корпус разворачивается вправо-влево, при этом пара продвигается по кругу.

 

Движение 16

 

«Шаркающий шаг»

Исходное положение: 6 позиция.

 

1 – шаг на правую ногу

и – «шаркнуть» левой ногой

2 – шаг на левую ногу

и – «шаркнуть» правой ногой и т.д.

 

Движение 17

 

«Шаг с проездом»

Исходное положение: 6 позиция.

 

и – размахнуться правой ногой, левая нога исполняет подскок

1 – ударить каблуком правой ноги и поднять ее на воздух

и – поставить правую ногу на пол («проехать» на правой ноге и размахнуться левой ногой)

2 – ударить каблуком левой ноги и поднять ее на воздух

и – поставить левую ногу на пол («проехать» на левой ноге и размахнуться правой ногой) и т.д.

 

Движение 18

 

«Простой мужской ход»

Исходное положение: 6 позиция.

 

Левая рука исполнителя находится за спиной и согнута в локте. Правая рука работает впротивоход.

1 – шаг на правую ногу, правая рука отводится в сторону на уровне плеча

и – шаг на левую ногу, правая рука сгибается в локте на уровне груди и т.д.

 

Движение 19

 

«Поворот в паре на 360 градусов в положении «свечка»

Исходное положение: 6 позиция. Исполнители стоят друг напротив друга в положении «свечка» (см. рис. 22)

 

1 – исполнители шагают правыми ногами на каблук и подтягиваются друг к другу руками, ноги при этом приходят в положение coudepied сзади

и – отталкиваются друг от друга и поворачиваются на 90 градусов вправо относительно исполнителя

2 – подтягиваются друг к другу

и – отталкиваются друг от друга и поворачиваются на 90 градусов вправо относительно исполнителя, то есть меняются местами (180 градусов)

3 – подтягиваются

и – отталкиваются и поворачиваются на 90 градусов вправо относительно исполнителя (270 градусов)

4 – подтягиваются

и – отталкиваются и поворачиваются на 90 градусов вправо относительно исполнителя, то есть возвращаются на свои места.

 

Кадриль

Фигура 1

 

Исполнительницы обходят исполнителей из пары визави, рисуя по ходу движения восьмерку, исполнители смещаются слегка вперед, позволяя им пройти. Затем они встречаются на середине и, задержавшись там, берутся за руки, после чего возвращаются в свою пару и кружатся. Исполнители идут к исполнительницам из пар визави и здороваются («здоровкаются») с ними за руку. Затем возвращаются в свои пары, и все кружатся. По окончанию фигуры исполнители активно топают и хлопают, раззадоривая себя для следующей.

 

Фигура 2

 

Исполнители из первых пар и исполнительницы из вторых пар делают до-за-до на середине, возвращаются в свои пары, и все кружатся. То же самое делают исполнители из вторых пар и исполнительницы из первых пар. По окончанию фигуры исполнители активно топают и хлопают.

 

Фигура 3

 

Первые пары идут ко вторым, исполнители в паре разворачиваются друг к другу лицом, делают поворот. Исполнительница из первой пары становится по левую руку исполнителя из второй пары, образуется «тройка». Исполнитель из первой пары отходит на свое место спиной, «тройка» двигается на него. Затем «тройка» отходит назад. Исполнительницы обходят исполнителей из пары визави (делают «восьмерку» как в первой фигуре), возвращаются в свои пары, и все кружатся. То же самое делают вторые пары. По окончанию фигуры исполнители активно топают и хлопают.

 

Фигура 4

 

Пары визави идут на середину и обходят друг друга, исполнительницы делают «восьмерку» (исполнительницы из первых пар обходят исполнителей из вторых пар, исполнительницы из вторых пар обходят исполнителей из первых пар), исполнители смещаются слегка вперед, позволяя им пройти. Исполнительницы возвращаются в свои пары, и все кружатся. Фигура исполняется два раза. По окончанию фигуры исполнители активно топают и хлопают.   Возможен вариант исполнения фигуры. Пары обходят друг друга (меняются местами), затем исполнительницы переходят к исполнителям из пары визави (меняются местами), затем исполнители меняются местами (то есть пары возвращаются на свои места, исполнительницы делают «восьмерку»(исполнительницы из первых пар обходят исполнителей из вторых пар, исполнительницы из вторых пар обходят исполнителей из первых пар), исполнители смещаются слегка вперед, позволяя им пройти. Исполнительницы возвращаются в свои пары, и все кружатся. По окончанию фигуры исполнители активно топают и хлопают.  

 

Пары идут по кругу и кланяются гармонисту. Каждая пара исполняет ему частушку.

 

Иногда третья и четвертая фигуры меняются местами.

 

 

Чижик-пыжик

Псковский район

1. Исполнители идут линией на исполнительниц, затем возвращаются спиной назад, а исполнительницы идут на них так же линией и отходят спиной назад.
2. Первый исполнитель и последняя исполнительница из своих линий идут на середину и кружатся сначала под правую, затем под левую руку.В это время остальные исполнители продвигаются боком на одно место вправо. Покружившись, исполнители переходят на освободившиеся места. Остальные исполнители делают то же самое, пока все не вернутся на свои места.  
3. Последний исполнитель и последняя исполнительница встречаются на середине. Затем в паре идут на зрителя и расходятся, исполнитель – направо, исполнительница – налево. В это время остальные исполнители сдвигаются на одно место влево, исполнительницы – на одно место вправо. Сделавшие «проходку» исполнители, занимают освободившиеся места. Остальные исполнители делают то же самое, пока все не вернутся на свои места.
4. Исполнители идут линией на исполнительниц, затем возвращаются спиной назад, а исполнительницы идут на них так же линией и отходят спиной назад.
  5. Последние исполнитель и исполнительница идут на середину, встают в пару и уходят.Так же уходят все оставшиеся исполнители.

 

Сумецкая

Псковский район

 

Наигрыш «Сумецкая»

Пары стоят по кругу, исполнитель – спиной в круг, исполнительница – лицом (см. рис. 25).

 

1 – исполнитель с правой ноги, исполнительница с левой ноги делают шаг вправо (относительно исполнителя)

и – приставить (при исполнении соединенные руки раскачиваются)

2 – шаг влево

и – приставить.

Фигура исполняется два раза.

 

1-и-2-и – три шага вправо (относительно исполнителя) и притоп

3-и-4-и – три шага влево и притоп.

Пары разворачиваются по линии танца.

 

1-и-2-и-3-и-4-и – исполнитель поворачивает пару на 360 градусов через левое плечо.

 

1-и-2-и – исполнитель через левое плечо, исполнительница через правое плечо

делают поворот вокруг себя (три шага и притоп).

 

1-и-2-и-3-и-4-и – исполнители кружатся под правую руку

5-и-6-и-7-и-8-и – исполнители кружатся под левую руку.

 

 

Лентяя

Псковский район

Пары стоят друг напротив друга, исполнитель находится у правого плеча исполнительницы. Ведущий объявляет фигуры.

 

Фигура Первая «Сговор» Два хлопка в ладоши   Пары визави по очереди идут на середину навстречу друг другу, «здоровкаются» (здороваются за руку) и возвращаются на свои места. По окончанию фигуры – один хлопок.
  Фигура Вторая «Крутеля с соседом» Два хлопка в ладоши   1-и-2-и-3-и-4-и-5-и-6-и-7-и-8-и – Исполнители кружатся под правую руку с исполнительницами из пары справа (положение рук см. рис. 15а). 1-и-2-и-3-и-4-и-5-и-6-и-7-и-8-и – Исполнители кружатся под левую руку в своей паре (положение в паре см. рис. 15а). Фигура исполняется два раза. По окончанию фигуры – один хлопок.
Фигура Третья «Переходы» Два хлопка в ладоши   Первые пары визави идут на середину и, встретившись левыми плечами, обходят друг друга (положение в паре см. рис. 18). То же самое делают вторые пары визави. Далее исполнительницы идут по кругу по линии танца (проходят два круга) и кружатся под правую руку с исполнителем из пары визави (положение в паре см. рис. 15а). Сноваисполнительницы идут по кругу по линии танца (проходят два круга) и кружатся под правую руку в своей паре. Затем так же идут исполнители. По окончанию фигуры – один хлопок.
Фигура Четвертая «Корзина» Два хлопка в ладоши   Пары идут по кругу по линии танца до своих мест и поворачиваются через правое плечо (положение в паре см. рис. 18). Далее пары идут в «корзину» (положение см. рис. 26а). «Корзина» двигается по кругу по линии танца. По ходу движения исполнители переносят руки через верх и опускают их на уровень поясницы исполнительниц. Исполнители чуть пригибаются, и исполнительницы переносят руки через их головы и кладут их чуть выше рук исполнителей (положение см. рис. 26б). Затем снова в парах идут по кругу по линии танца до своих мест и поворачиваются через правое плечо. По окончанию фигуры – один хлопок.
Фигура Пятая «Шен» Два хлопка в ладоши   Исполнители идут по кругу по линии танца, исполнительницы – против линии танца, «здоровкаясь» то правой, то левой рукой, доходят до своей пары и кружатся под правую руку (положение в паре см. рис. 15а). По окончанию фигуры – один хлопок.
  Фигура Шестая «Прощальная» Два хлопка в ладоши   Повторение первой фигуры. Далее пары идут по кругу и кланяются гармонисту. 

 

 

МитковИцкая кадриль

Фигура 1

«Митковицкая»   Пары визави прочесом меняются местами и кружатся (положение в паре см. рис. 10). Затем возвращаются так же прочесом на свои места и снова кружатся (положение в паре см. рис. 10). Фигура исполняется два раза. По окончанию фигуры исполнительницы выставляют ладошку, исполнители хлопают по ней.

 

Фигура 2

 

«Половиночки»   Исполнительницы идут на середину и встречаются там сначала правым плечом, затем – левым.Возвращаются в свою пару и кружатся (положение в паре см. рис. 10). Фигура исполняется четыре раза. По окончанию фигуры исполнительницы выставляют ладошку, исполнители хлопают по ней.

 

Фигура 3

«Под крендель»   Исполнительницы идут на середину и делают поворот под левую руку, держась под «крендель» (положение в паре см. рис. 15в). Затем они обходят друг друга левыми плечами. В это время к ним подходят исполнители и, придерживая исполнительниц за правую руку, помогают им обойти. Все возвращаются на свои места и кружатся (положение в паре см. рис. 10). Фигура исполняется четыре раза. По окончанию фигуры исполнительницы выставляют ладошку, исполнители хлопают по ней.

Фигура 4

«Задорная»   Исполнительницы идут на середину, встречаются сначала правыми, затем левыми плечами, возвращаются в свои пары и кружатся (положение в паре см. рис. 10). Исполнители идут на середину и делают соло, возвращаются в свои пары и кружатся (положение в паре см. рис. 10). Фигура исполняется два раза. По окончанию фигуры исполнительницы выставляют ладошку, исполнители хлопают по ней.

 

Фигура 5

«Под драку»   Исполнители поворачивают исполнительниц под правой рукой и кружат с ними (положение в паре см. рис. 10). Исполнительницы из первых пар идут к парам визави и становятся по левое плечо исполнителя пары визави, то есть в «тройку». Оставшиеся одни исполнители идут к «тройкам» и делают перед ней соло («ломания»), затем возвращаются на место. Исполнитель и исполнительница, которая находится слева из «тройки», идут на место исполнителей визави, а исполнители визави идут на их место к исполнительницам визави, при этом исполнители встречаются правыми плечами. Все кружатся (положение в паре см. рис. 10). Затем исполнители возвращаются в свои пары, встречаясь правыми плечами, и все кружатся (положение в паре см. рис. 10).   Исполнительницы из вторых пар идут к парам визави и становятся по левое плечо исполнителя пары визави, то есть в «тройку». Оставшиеся одни исполнители идут к «тройкам» и делают перед ней соло («ломания»), затем возвращаются на место. Исполнитель и исполнительница, которая находится слева из «тройки», идут на место исполнителей визави, а исполнители визави идут на их место к исполнительницам визави, при этом исполнители встречаются правыми плечами. Все кружатся (положение в паре см. рис. 10). Затем исполнители возвращаются в свои пары, встречаясь правыми плечами, и все кружатся (положение в паре см. рис. 10).    По окончанию фигуры исполнительницы выставляют ладошку, исполнители хлопают по ней.

Фигура 6

«В Обозерье за рыбой поехали!»   Исполнители поворачивают исполнительниц под правой рукой и идут к следующей по линии танца (по квадрату) исполнительнице, с ней в паре они переходят на место соседней пары (положение в паре см. рис. 7). Исполнители поворачивают исполнительниц под правой рукой и кружатся (положение в паре см. рис. 10). Далее исполнители идут к следующей исполнительнице и делают то же самое. И т.д. пока не вернутся в свои пары.  

 

 

Серёжа (Serjo ŝ a)

Солома

Дновский район

Исходное положение две линии: одна – исполнителей, другая – исполнительниц.

Исполнители кричат: «Раз-солома, два-солома, три, четыре, пять!»

Исполнительницы отвечают: «Разрешите-ка, ребятушки, соломушку начать!»

 

1. Исполнители и исполнительницы двигаются линиями и встречаются на середине (руки исполнительниц работают впротивоход, у исполнителей – см. рис. 4). Далее они так же линиями возвращаются на место (руки у исполнителей см. рис. 2, у исполнительниц – см. рис. 3) Затем на месте делают шаг накрест правой ногой и бьют «молоточек» левой ногой, после чего делают шаг накрест левой ногой и бьют «молоточек» правой (руки исполнительниц придерживают сарафан, руки исполнителей – см. рис. 5).
2. Исполнители и исполнительницы двигаются линиями и встречаются на середине (руки исполнительниц работают впротивоход, у исполнителей – см. рис. 4). Затем исполнительницы и исполнители делают поворот вокруг себя. Далее они так же линиями возвращаются на место (руки у исполнителей – см. рис. 2, у исполнительниц – см. рис. 3) Затем на месте делают шаг накрест правой ногой и бьют «молоточек» левой ногой, после чего делают шаг накрест левой ногой и бьют «молоточек» правой (руки исполнительниц придерживают сарафан, руки исполнителей – см. рис. 5).
3. Исполнители и исполнительницы двигаются линиями и встречаются на середине (руки исполнительниц работают впротивоход, у исполнителей – см. рис. 4) и исполняют движение 19 (см. стр. 18). Далее они так же линиями возвращаются на место (руки у исполнителей – см. рис. 2, у исполнительниц – см. рис. 3) Затем на месте делают шаг накрест правой ногой и бьют «молоточек» левой ногой, после чего делают шаг накрест левой ногой и бьют «молоточек» правой (руки исполнительниц придерживают сарафан, руки исполнителей см. рис. 5).
  4. Исполнители и исполнительницы двигаются линиями, встречаются на середине (руки исполнительниц работают впротивоход, у исполнителей – см. рис. 4) и соединяются в положение «лодочка»(см. рис. 11).   Они делают заступ друг за друга правыми ногами (встречаются правыми боками), возвращаются в положение «лодочка» и целуются. После этого они делают заступ друг за друга левыми ногами (встречаются левыми боками), и снова возвращаются в положение «лодочка» и целуются. Далее они так же линиями возвращаются на место (руки у исполнителей – см. рис. 2, у исполнительниц – см. рис. 3) Затем на месте делают шаг накрест правой ногой и бьют «молоточек» левой ногой, после чего делают шаг накрест левой ногой и бьют «молоточек» правой (руки исполнительниц придерживают сарафан, руки исполнителей см. рис. 5).
5. Исполнители и исполнительницы двигаются линиями и встречаются на середине (руки исполнительниц работают впротивоход, у исполнителей – см. рис. 4) и делают поворот в парах через правое плечо (положение в паре см. рис. 15г). Линии расходятся через зрителя и возвращаются на свои места. Далее они на месте делают шаг накрест правой ногой и бьют «молоточек» левой ногой, после чего делают шаг накрест левой ногой и бьют «молоточек» правой (руки исполнительниц придерживают сарафан, руки исполнителей см. рис. 5).
6. Исполнительницы идут линией на исполнителей и, дойдя до них, делают поворот вокруг себя через правое плечо (руки работают впротивоход). Затем онилинией возвращаются на место (положение рук см. рис. 3), исполнители в это время двигаются на них линией (положение рук см. рис. 4). Исполнительницы доходят до своего места, и исполнители делают перед ними соло, после чего линией возвращаются на место (положение рук см. рис. 2). Далее все на месте делают шаг накрест правой ногой и бьют «молоточек» левой ногой, после чего делают шаг накрест левой ногой и бьют «молоточек» правой (руки исполнительниц придерживают сарафан, руки исполнителей см. рис. 5).

 

Исполнительницы кричат: «Раз-солома, два-солома, три, четыре, пять!»

Исполнители отвечают: «Разрешите-ка, девчоночки, соломушкукончать!»

 

Красногородский вальс

 

Наигрыш: «Когда б имел златые горы».

 

1. Ведущий объявляет: «Парни приглашают барышень» Парни выбирают барышень (у барышень в руках платочки) и исполняют бытовой вальс по кругу по линии танца (положение в паре см. рис. 10).
  2. Ведущий объявляет: «К новым барышням»   Парни отправляют своих барышень по линии танца к следующему парню и продолжают бытовой вальс. Барышни меняются несколько раз, пока не вернутся в свои пары (положение в паре см. рис. 10). 
3. Ведущий объявляет: «В парах прогулочка»   Пары простым шагом идут по кругу по линии танца (положение в паре см. рис. 15г).
4. Ведущий объявляет: «Барышни вправо, парни влево»   Барышни идут направо и выстраиваются в линию, парни идут налево и выстраиваются в линию напротив них.  
5. Ведущий объявляет: «Первая пара танцует вальс»   Первая пара танцует свое соло. Ведущий объявляет: «Парни грабят барышню» Барышня подкидывает платочек, парни ловят его. Поймавший платочек танцует с нею.   Ведущий объявляет вторую, третью и т.д. пары и каждую барышню «грабят».
  6. Ведущий объявляет: «Парни к барышням своим» Парни возвращаются в свои пары и исполняют бытовой вальс (положение в паре см. рис. 10).   
  7. Ведущий объявляет: «Парни, благодарим барышень» Парни благодарят барышень и прощаются.  

ЛобанОк

Красногородский район

 

Ведущий объявляет фигуры.

 

Фигура 1

 

  «Здоровкаемся»   Исполнители «здоровкаются» с исполнительницами слева, затем возвращаются в свою пару, и все кружатся через правое плечо (положение в паре см. рис. 10).   Исполнитель из первой пары и исполнительница из третьей пары идут на середину и «здоровкаются», затем исполнительница возвращается на место, а все исполнители идут к исполнительницам слева и кружатся с ними (положение в паре см. рис. 10), далее исполнители идут в свои пары, и все кружатся (положение в паре см. рис. 10). Так же идут исполнитель из второй пары и исполнительница из четвертой; исполнитель из третьей пары и исполнительница из первой; исполнитель из четвертой пары и исполнительница из второй.   Ведущий объявляет: «Девки по кругу» Исполнительницы идут по кругу по линии танца к исполнителям из пары визави, кружатся с ними, возвращаются на одного исполнителя назад и кружатся с ними (положение в паре см. рис. 10). Образуются новые пары («новый свой»).

 

Фигура 2

 

  «До-за-до» Исполнитель из первой пары и исполнительница из третьей пары идут на середину и делают до-за-до. Исполнительница возвращается на место, а исполнители идут к исполнительницам слева и кружатся с ними (положение в паре см. рис. 10), далее исполнители идут в свои пары, и все кружатся (положение в паре см. рис. 10). Так же идут исполнитель из второй пары и исполнительница из четвертой; исполнитель из третьей пары и исполнительница из первой; исполнитель из четвертой пары и исполнительница из второй.   Ведущий объявляет: «Девки по кругу» Исполнительницы идут по кругу по линии танца к исполнителям из пары визави, кружатся с ними, возвращаются на одного исполнителя назад и кружатся с ними (положение в паре см. рис. 10). Образуются новые пары («новый свой»).

 

Фигура 3

  «Крендель»   Исполнитель из первой пары и исполнительница из третьей пары идут на середину и кружатся «под крендель» (положение в паре см. рис. 15а, или положение см. рис. 15в). Исполнительница возвращается на место, а исполнители идут к исполнительницам слева и кружатся с ними (положение в паре см. рис. 10), далее исполнители идут в свои пары, и все кружатся (положение в паре см. рис. 10).   Так же идут исполнитель из второй пары и исполнительница из четвертой; исполнитель из третьей пары и исполнительница из первой; исполнитель из четвертой пары и исполнительница из второй.   Ведущий объявляет: «Девки по кругу» Исполнительницы идут по кругу по линии танца к исполнителям из пары визави, кружатся с ними, возвращаются на одного исполнителя назад и кружатся с ними (положение в паре см. рис. 10). Образуются новые пары («новый свой»).

 

Фигура 4

 

«Парочки»   Первая и третья пары идут на середину и, встретившись левыми плечами, поворачиваясь через правое плечо, меняются местами (положение в паре см. рис. 7).   После чего моглиисполняться частушки (одна – исполнителем, другая – исполнительницей из первой пары).   Первая и третья пары идут на середину и, встретившись левыми плечами, поворачиваясь через правое плечо, возвращаются на свои места (положение в паре см. рис. 7). После чего могли исполняться частушки (одна исполнителем, другая – исполнительницей из третьей пары).   То же самое делают вторая и четвертая пары.   Ведущий объявляет: «Девки по кругу» Исполнительницы идут по кругу по линии танца к исполнителям из

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.131 с.