III . Психокоррекция личности заикающегося ребенка — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

III . Психокоррекция личности заикающегося ребенка

2021-06-23 37
III . Психокоррекция личности заикающегося ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа в данном направлении осуществляется специалистами ДОУ, родителями с помощью психологических, психотерапевти­ческих и коррекционных воздействий:

— создание особого положительного эмоционального фона ок­ружающей обстановки;

— соблюдение режима речевого общения в соответствии с кон­кретным этапом коррекционной работы;

— выполнение единых требований к поведению заикающегося ребенка сотрудниками ДОУ, родителями;

— развитие у ребенка чувства уверенности в себе;

— оказание помощи заикающимся детям в утверждении своей роли в коллективе;

— формирование умения согласовывать желания с требования­ми детского коллектива;

— развитие фантазии, творческой активности, организацион­ных способностей;

— формирование у заикающихся социальных взаимоотноше­ний: подготовка к обучению и взаимодействию с учителем и соуче­никами, к активной общественной деятельности в школе.

4.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ1

Успех в работе с заикающимися детьми дошкольного возраста зависит от организации общего и речевого режима в группе, от правильно выбранных методов и приемов коррекционно-логопедической работы, медикаментозного укрепления нервной системы ребенка, квалификации и профессионализма педагогов.

Программой обучения и воспитания детей с заиканием опреде­лены следующие виды логопедических занятий:

— фронтальные;

— подгрупповые (группа делится на 2 подгруппы);

— индивидуальные.

В неделю логопед проводит 5 занятий: 2 по развитию речи и ознакомлению с окружающей жизнью и природой, 1 — по аппли­кации, 1 — по рисованию, 1 — по лепке/конструированию (заня­тия чередуются через неделю).

На I и II этапе обучения занятия по развитию речи и ознаком­лению с окружающей жизнью и природой проводит логопед. На III и IV этапе добавляется одно занятие, которое проводит воспита­тель.

Длительность логопедических занятий зависит от возраста детей (от 30 до 45 минут). На фронтальных и подгрупповых занятиях ло­гопед организует отдых детей: проводит упражнения на развитие

1 Разработано с учетом требований «Программы обучения правильной речи заикаю­щихся детей старшего дошкольного возраста» (С.А. Миронова, 1978), «Программы обу­чения правильной речи заикающихся детей подготовительной к школе группы» (С.А. Миронова, 1979).общей и мелкой моторики, музыкальные паузы, несложные гим­настические упражнения, которые не требуют большого сосредо­точения, внимания, индивидуальные игры. Занятия по изобрази­тельной деятельности можно проводить с перерывом и без пере­рыва в зависимости от состояния детей, их работоспособности.

Примерная сетка занятий в старшей группе для заикающихся детей

 

День недели Первая половина дня Вторая половина дня Кто проводит
Понедельник 1. Развитие речи 2. Музыка 3. Лепка (или констру­ирование) Логопед Муз. руков. Воспитатель
Вторник 1. Лепка (или кон­струирование) 2. Физкультурное 3. Аппликация Логопед Физ. руков. Воспитатель
Среда 1. Математика 2. Рисование 3. Аппликация Воспитатель Воспитатель Логопед
Четверг 1. Рисование 2. Музыка   Логопед Муз. руков.
Пятница 1. Развитие речи 2. Физкультурное Логопед Физ. руков.

Фронтальные и подгрупповые логопедические занятия. Они пре­дусматривают нормализацию коммуникативной деятельности заи­кающихся детей (т.е. преодоление специфических при заикании отклонений в процессе устного речевого общения) и совершен­ствование психических процессов, которые играют ведущую роль в развитии речи.

Логопед проводит занятия по разным видам учебной деятельно­сти. В связи с этим речевые умения и навыки формируются не ме­тодом механического подражания, а в условиях занятий по разви­тию продуктивных видов деятельности. Собственная речь ребенка в ходе обучения рисованию, лепке, конструированию, аппликации по поводу предметов, действий является самостоятельной по своей сути. И поскольку она опирается на наглядную действительность, то свободна от запинок.

Путем постепенного усложнения заданий от занятия к занятию  происходит воспитание правильной, свободной, самостоятельной, лишенной признаков заикания речи. Однако завышение требова­ний к высказываниям детей без учета их возможностей может при­вести к повторному появлению заикания.

На фронтальных и подгрупповых занятиях логопед осуществля­ет контроль за правильным произношением поставленных звуков.

Индивидуальные занятия. На индивидуальные занятия приглаша­ются дети, имеющие тяжелую форму заикания, и дети, у которых не сформированы фонетико-фонематические процессы. На инди­видуальных занятиях логопед проводит специальные упражнения на развитие правильной артикуляции, дыхания, голоса, просоди­ки и т.д. При автоматизации звуков в словах, во фразах, в стихах соблюдаются требования, необходимые для нормализации речи заикающегося: логопед и ребенок говорят на мягкой атаке голоса, плавно, не нарушая темпа дыхания и речи.

Продолжительность занятий 10—15 минут.

Логопедические занятия проводятся по определенной системе с учетом основных дидактических принципов и индивидуальных особенностей каждого ребенка, с опорой на сознательность, ак­тивность детей и согласовываются с требованиями общеобразова­тельной программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Занятия для детей с заиканием организуются таким обра­зом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.

На занятиях с заикающимися детьми предусматривается трени­ровка правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в различных жиз­ненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых людей и т.д. С этой целью используется всё разнообразие коррекционно-логопедической работы: многочисленные формы работы по разви­тию речи, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и твор­ческие игры, экскурсии, подготовка и участие в утренниках, кон­цертах, выступления перед микрофоном и др.

На логопедических занятиях постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей, магнитофонные записи и пластинки с выступлениями мастеров художественного слова и др.

В работе с заикающимися детьми следует учитывать их личност­ные особенности: многие из них легко ранимы, обидчивы, впечат­лительны, и поэтому на занятиях необходимо создавать атмосферу доброжелательности, творчества, взаимодействия, взаимопонима­ния. Если ребенок застенчив, то не следует его спрашивать первым, предоставив ему возможность послушать ответы товарищей. Под­вижных, шумных детей необходимо успокоить, подождать, когда возбуждение спадет, и только после этого вступить с ними в диалог.

Занятия должны поддерживать у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.

Кроме специальных логопедических занятий, для устране­ния заикания необходимо использовать режимные моменты: подготовка к занятиям, сборы на прогулку, дежурство в группе и т.п. Конкретным наглядным материалом для разговора с деть­ми могут служить их одежда, пособия для занятий, посуда, игрушки и др.

Работа по устранению заикания принесет большую пользу в том случае, если логопедические занятия будут интересными, содержа­тельными, наполненными разнообразными играми, творческими заданиями и упражнениями и будут проходить на фоне правильно­го отношения окружающих к заикающемуся ребенку и правильно­го его воспитания.

4.6. КОМПЛЕКСНЫЕ СИСТЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время считается общепринятым мнение о том, что устранять заикание необходимо сразу же после его возникновения. Чем больше времени проходит с момента возникновения заика­ния, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.

Устранение заикания у детей требует комплексного подхода (или применение комплексного метода реабилитации), поскольку дан­ное нарушение речи связано с целым рядом причин биологическо­го, психологического и социального характера.

Комплексный метод реабилитации заикающихся признается отечественными специалистами наиболее эффективным и резуль­тативным. Впервые идея комплексной реабилитации заикания была выдвинута в начале XX в. И.А. Сикорским. В исследованиях В.А. Ги­ляровского, Н.А. Власовой, Е.Ф. Pay и др. этот метод в 30-х гг. XX в. получил свое дальнейшее развитие.

Комплексный подход к преодолению заикания предполагает проведение коррекционной работы по двум направлениям:

— сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоро­вительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, на воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом;

— использование системы четко разграниченных, но согласо­ванных между собой средств воздействия разных специалистов: врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работни­ка, преподавателя по физическому воспитанию.

Комплексная психолого-педагогическая и клиническая реаби­литация предполагает одновременное решение трех задач:

1) формирование устойчивой, плавной речи, свободной от за­ икания;

2) психолого-педагогическое воздействие на личность заикаю­щегося;

3) профилактика рецидивов и хронификации заикания.

Решение первой задачи связано с применением целого ряда лого­педических методов и приемов, современных коррекционных тех­нологий, способствующих торможению патологических речедвигательных стереотипов, регуляции эмоционального состояния, раз­витию координации и ритмизации движений, формированию ре­чевого дыхания и просодической стороны речи, развитию планиру­ющей функции речи. Эту работу в основном выполняет логопед на своих занятиях, а также воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

Вторая задача предполагает психолого-педагогическое воздей­ствие на ребенка с целью воспитания и перевоспитания отноше­ния к себе, к своему речевому дефекту, а также формирование социальной активности; используются психотерапия, психологи­ческие тренинги, функциональные тренировки, логопедические занятия.

Третья задача требует проведение лечебно-оздоровительной ра­боты, к которой относятся следующие мероприятия: медикамен­тозное лечение, различные виды физиотерапии, лечебная физкуль­тура, логопедический массаж, закаливающие процедуры.

В настоящее время в рамках комплексного метода реабилитации существуют разные системы коррекционной работы по преодоле­нию заикания. В каждой из них доминирует одно из направлений этого метода: логопедическое, психотерапевтическое или клини­ческое.

В ряде специальных дошкольных учреждений до сих пор приме­няется система, разработанная в 30-40 годы Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay. Авторы впервые обосновали ряд принципов комплексного метода реабилитации заикающихся:

1) до начала коррекционной работы необходимо проведение
тщательного медико-психолого-педагогического обследования;

2) коррекционные воздействия должны направляться не только на развитие навыка плавной речи, но и на весь организм и на личность заикающегося;

3) логопедической работе по преодолению заикания должен предшествовать охранительный речевой режим;

4) развитие навыков плавной речи включает постепенное ус­ложнение самостоятельной речи: сопряженная, отраженная речь, краткие ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятель­ное описание знакомой картинки, пересказ прослушанного не­ большого рассказа, рассказ по знакомой картинке и самостоятель­ная речь в процессе беседы.

Особое внимание в системе комплексной реабилитации заика­ющихся эти авторы уделяли развитию памяти, внимания, мысли­тельных операций, общей и мелкой моторики.

Основные положения этой системы до настоящего времени широко используются логопедами в практической работе с заика­ющимися.

Во многих специальных дошкольных общеобразовательных уч­реждениях используется система, разработанная Н.А. Чевелевой, которая позволяет воспитать у детей самостоятельную речь, ли­шенную запинок, начиная с самой легкой, доступной ситуатив­ной речи (речь по поводу наглядных предметов и демонстрируемых действий) и заканчивая контекстной (связной) речью. Логопеди­ческая работа по преодолению заикания проходит в процессе руч­ной деятельности ребенка (рисование, лепка, аппликация, конст­руирование).

Данная система предполагает реализацию принципа последова­тельного усложнения речевых упражнений по развитию самостоя­тельной речи заикающегося ребенка. Она представлена следующим образом:

— на вопросы логопеда дети отвечают простыми короткими фразами («это кукла», «карандаш синий», «я рисую» и т.п.);

— в условиях наглядности на вопросы логопеда дети отвечают простыми распространенными предложениями («У меня на столе пластилин», «Я раскатываю его», «Я из него сделаю лесенку»);

— постепенно предложения становятся развернутыми; дети от­вечают сложными предложениями («Я рисую куклу, которая сидит на столе», «У Тани сегодня день рождения, мы ей подарили рисун­ки»);

— дети овладевают умениями говорить свободно, отвечать на самые сложные вопросы логопеда, задавать вопросы товарищу, составлять рассказ и др.

Система Н.А. Чевелевой включает пять этапов:

I - пропедевтический этап (детям прививают навыки организо­ванного поведения, вводится режим ограничения речи);

II — этап сопровождающей речи (собственная речь детей по по­воду совершаемых ими в данный момент действий);

III — этап завершающей речи, представляющей собой описание уже выполненной работы или ее части (в условиях ограниченной наглядности);

IV — этап планирующей речи или речь, лишенная зрительной опоры;

V — этап закрепления навыков самостоятельной развернутойречи.

В работе со старшими дошкольниками по преодолению заика­ния успешно используется система, разработанная С.А. Мироновой, в основу которой положены методика устранения заикания Н.А. Чевелевой и «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

Эта система предполагает формирование речевых умений и на­выков в специально созданных ситуациях общения: логопед про­водит занятия по развитию речи, изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). В коррекционных целях вносятся некоторые изменения в содержание общеобра­зовательной программы дошкольного воспитания и обучения, уве­личиваются сроки усвоения детьми трудного речевого программ­ного материала. Кроме того, в начале учебного года дети повторяют речевой материал предыдущей возрастной группы.

В коррекционные задачи первого периода обучения вхо­дят расширение словаря, уточнение значения слов, активизация пассивного словарного запаса. Все эти задачи реализуются при ис­пользовании простейших видов ситуативной речи на всех заняти­ях, которые проводит логопед.

Во втором периоде заикающихся детей обучают констру­ированию простой и распространенной фразы, ее грамматическо­му оформлению, построению сложноподчиненных конструкций, умению составлять связный рассказ. Закрепляются навыки пользо­вания ситуативной речью, вводится элементарная контекстная речь.

В третьем периоде задачи развития речи становятся иден­тичными задачам общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Дети с заиканием обучаются составлению рассказов по наглядной опоре и вопросам логопеда, пересказу, самостоятельно­му рассказу.

В четвертом периоде продолжается работа по обогаще­нию лексико-грамматического строя речи. Коррекционные задачи направлены на умение выстраивать логическую последовательность передаваемого сюжета.

На основе своей системы по преодолению заикания С.А. Миро­новой были составлены специальные программы обучения пра­вильной речи заикающихся детей дошкольного возраста в логопе­дических группах.

Комплексная реабилитация заикания у детей младшего дошколь­ного возраста по системе Л.М. Крапивиной предполагает включение в коррекционно-педагогическую работу логопедических, логоритмических, музыкальных занятий и занятий по обучению элемен­там мышечного расслабления. Реабилитационное воздействие на детей осуществляется дифференцированно, в зависимости от фор­мы заикания.

Кроме того, существует система устранения заикания у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, разрабо­танная Г.А. Волковой. Логопедические занятия включают в себя ряд специально подобранных, взаимосвязанных друг с другом дидактических, подвижных, игр с пением, с танцами и др., отража­ющих тему занятия и составляющих единый сценарий. Коррекционное воздействие посредством игровой деятельности способству­ет стабилизации состояния нервной системы ребенка, развитию навыка плавной речи и формированию гармонично развитой лич­ности.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.