Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2021-06-23 | 37 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Работа в данном направлении осуществляется специалистами ДОУ, родителями с помощью психологических, психотерапевтических и коррекционных воздействий:
— создание особого положительного эмоционального фона окружающей обстановки;
— соблюдение режима речевого общения в соответствии с конкретным этапом коррекционной работы;
— выполнение единых требований к поведению заикающегося ребенка сотрудниками ДОУ, родителями;
— развитие у ребенка чувства уверенности в себе;
— оказание помощи заикающимся детям в утверждении своей роли в коллективе;
— формирование умения согласовывать желания с требованиями детского коллектива;
— развитие фантазии, творческой активности, организационных способностей;
— формирование у заикающихся социальных взаимоотношений: подготовка к обучению и взаимодействию с учителем и соучениками, к активной общественной деятельности в школе.
4.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ1
Успех в работе с заикающимися детьми дошкольного возраста зависит от организации общего и речевого режима в группе, от правильно выбранных методов и приемов коррекционно-логопедической работы, медикаментозного укрепления нервной системы ребенка, квалификации и профессионализма педагогов.
Программой обучения и воспитания детей с заиканием определены следующие виды логопедических занятий:
— фронтальные;
— подгрупповые (группа делится на 2 подгруппы);
— индивидуальные.
В неделю логопед проводит 5 занятий: 2 по развитию речи и ознакомлению с окружающей жизнью и природой, 1 — по аппликации, 1 — по рисованию, 1 — по лепке/конструированию (занятия чередуются через неделю).
|
На I и II этапе обучения занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающей жизнью и природой проводит логопед. На III и IV этапе добавляется одно занятие, которое проводит воспитатель.
Длительность логопедических занятий зависит от возраста детей (от 30 до 45 минут). На фронтальных и подгрупповых занятиях логопед организует отдых детей: проводит упражнения на развитие
1 Разработано с учетом требований «Программы обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста» (С.А. Миронова, 1978), «Программы обучения правильной речи заикающихся детей подготовительной к школе группы» (С.А. Миронова, 1979).общей и мелкой моторики, музыкальные паузы, несложные гимнастические упражнения, которые не требуют большого сосредоточения, внимания, индивидуальные игры. Занятия по изобразительной деятельности можно проводить с перерывом и без перерыва в зависимости от состояния детей, их работоспособности.
Примерная сетка занятий в старшей группе для заикающихся детей
День недели | Первая половина дня | Вторая половина дня | Кто проводит |
Понедельник | 1. Развитие речи 2. Музыка | 3. Лепка (или конструирование) | Логопед Муз. руков. Воспитатель |
Вторник | 1. Лепка (или конструирование) 2. Физкультурное | 3. Аппликация | Логопед Физ. руков. Воспитатель |
Среда | 1. Математика 2. Рисование | 3. Аппликация | Воспитатель Воспитатель Логопед |
Четверг | 1. Рисование 2. Музыка | Логопед Муз. руков. | |
Пятница | 1. Развитие речи | 2. Физкультурное | Логопед Физ. руков. |
Фронтальные и подгрупповые логопедические занятия. Они предусматривают нормализацию коммуникативной деятельности заикающихся детей (т.е. преодоление специфических при заикании отклонений в процессе устного речевого общения) и совершенствование психических процессов, которые играют ведущую роль в развитии речи.
Логопед проводит занятия по разным видам учебной деятельности. В связи с этим речевые умения и навыки формируются не методом механического подражания, а в условиях занятий по развитию продуктивных видов деятельности. Собственная речь ребенка в ходе обучения рисованию, лепке, конструированию, аппликации по поводу предметов, действий является самостоятельной по своей сути. И поскольку она опирается на наглядную действительность, то свободна от запинок.
|
Путем постепенного усложнения заданий от занятия к занятию происходит воспитание правильной, свободной, самостоятельной, лишенной признаков заикания речи. Однако завышение требований к высказываниям детей без учета их возможностей может привести к повторному появлению заикания.
На фронтальных и подгрупповых занятиях логопед осуществляет контроль за правильным произношением поставленных звуков.
Индивидуальные занятия. На индивидуальные занятия приглашаются дети, имеющие тяжелую форму заикания, и дети, у которых не сформированы фонетико-фонематические процессы. На индивидуальных занятиях логопед проводит специальные упражнения на развитие правильной артикуляции, дыхания, голоса, просодики и т.д. При автоматизации звуков в словах, во фразах, в стихах соблюдаются требования, необходимые для нормализации речи заикающегося: логопед и ребенок говорят на мягкой атаке голоса, плавно, не нарушая темпа дыхания и речи.
Продолжительность занятий 10—15 минут.
Логопедические занятия проводятся по определенной системе с учетом основных дидактических принципов и индивидуальных особенностей каждого ребенка, с опорой на сознательность, активность детей и согласовываются с требованиями общеобразовательной программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Занятия для детей с заиканием организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.
На занятиях с заикающимися детьми предусматривается тренировка правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в различных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых людей и т.д. С этой целью используется всё разнообразие коррекционно-логопедической работы: многочисленные формы работы по развитию речи, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка и участие в утренниках, концертах, выступления перед микрофоном и др.
|
На логопедических занятиях постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей, магнитофонные записи и пластинки с выступлениями мастеров художественного слова и др.
В работе с заикающимися детьми следует учитывать их личностные особенности: многие из них легко ранимы, обидчивы, впечатлительны, и поэтому на занятиях необходимо создавать атмосферу доброжелательности, творчества, взаимодействия, взаимопонимания. Если ребенок застенчив, то не следует его спрашивать первым, предоставив ему возможность послушать ответы товарищей. Подвижных, шумных детей необходимо успокоить, подождать, когда возбуждение спадет, и только после этого вступить с ними в диалог.
Занятия должны поддерживать у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.
Кроме специальных логопедических занятий, для устранения заикания необходимо использовать режимные моменты: подготовка к занятиям, сборы на прогулку, дежурство в группе и т.п. Конкретным наглядным материалом для разговора с детьми могут служить их одежда, пособия для занятий, посуда, игрушки и др.
Работа по устранению заикания принесет большую пользу в том случае, если логопедические занятия будут интересными, содержательными, наполненными разнообразными играми, творческими заданиями и упражнениями и будут проходить на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и правильного его воспитания.
4.6. КОМПЛЕКСНЫЕ СИСТЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время считается общепринятым мнение о том, что устранять заикание необходимо сразу же после его возникновения. Чем больше времени проходит с момента возникновения заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.
Устранение заикания у детей требует комплексного подхода (или применение комплексного метода реабилитации), поскольку данное нарушение речи связано с целым рядом причин биологического, психологического и социального характера.
Комплексный метод реабилитации заикающихся признается отечественными специалистами наиболее эффективным и результативным. Впервые идея комплексной реабилитации заикания была выдвинута в начале XX в. И.А. Сикорским. В исследованиях В.А. Гиляровского, Н.А. Власовой, Е.Ф. Pay и др. этот метод в 30-х гг. XX в. получил свое дальнейшее развитие.
|
Комплексный подход к преодолению заикания предполагает проведение коррекционной работы по двум направлениям:
— сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, на воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом;
— использование системы четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов: врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, преподавателя по физическому воспитанию.
Комплексная психолого-педагогическая и клиническая реабилитация предполагает одновременное решение трех задач:
1) формирование устойчивой, плавной речи, свободной от за икания;
2) психолого-педагогическое воздействие на личность заикающегося;
3) профилактика рецидивов и хронификации заикания.
Решение первой задачи связано с применением целого ряда логопедических методов и приемов, современных коррекционных технологий, способствующих торможению патологических речедвигательных стереотипов, регуляции эмоционального состояния, развитию координации и ритмизации движений, формированию речевого дыхания и просодической стороны речи, развитию планирующей функции речи. Эту работу в основном выполняет логопед на своих занятиях, а также воспитатели, специалисты ДОУ, родители.
Вторая задача предполагает психолого-педагогическое воздействие на ребенка с целью воспитания и перевоспитания отношения к себе, к своему речевому дефекту, а также формирование социальной активности; используются психотерапия, психологические тренинги, функциональные тренировки, логопедические занятия.
Третья задача требует проведение лечебно-оздоровительной работы, к которой относятся следующие мероприятия: медикаментозное лечение, различные виды физиотерапии, лечебная физкультура, логопедический массаж, закаливающие процедуры.
В настоящее время в рамках комплексного метода реабилитации существуют разные системы коррекционной работы по преодолению заикания. В каждой из них доминирует одно из направлений этого метода: логопедическое, психотерапевтическое или клиническое.
В ряде специальных дошкольных учреждений до сих пор применяется система, разработанная в 30-40 годы Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay. Авторы впервые обосновали ряд принципов комплексного метода реабилитации заикающихся:
|
1) до начала коррекционной работы необходимо проведение
тщательного медико-психолого-педагогического обследования;
2) коррекционные воздействия должны направляться не только на развитие навыка плавной речи, но и на весь организм и на личность заикающегося;
3) логопедической работе по преодолению заикания должен предшествовать охранительный речевой режим;
4) развитие навыков плавной речи включает постепенное усложнение самостоятельной речи: сопряженная, отраженная речь, краткие ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомой картинки, пересказ прослушанного не большого рассказа, рассказ по знакомой картинке и самостоятельная речь в процессе беседы.
Особое внимание в системе комплексной реабилитации заикающихся эти авторы уделяли развитию памяти, внимания, мыслительных операций, общей и мелкой моторики.
Основные положения этой системы до настоящего времени широко используются логопедами в практической работе с заикающимися.
Во многих специальных дошкольных общеобразовательных учреждениях используется система, разработанная Н.А. Чевелевой, которая позволяет воспитать у детей самостоятельную речь, лишенную запинок, начиная с самой легкой, доступной ситуативной речи (речь по поводу наглядных предметов и демонстрируемых действий) и заканчивая контекстной (связной) речью. Логопедическая работа по преодолению заикания проходит в процессе ручной деятельности ребенка (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Данная система предполагает реализацию принципа последовательного усложнения речевых упражнений по развитию самостоятельной речи заикающегося ребенка. Она представлена следующим образом:
— на вопросы логопеда дети отвечают простыми короткими фразами («это кукла», «карандаш синий», «я рисую» и т.п.);
— в условиях наглядности на вопросы логопеда дети отвечают простыми распространенными предложениями («У меня на столе пластилин», «Я раскатываю его», «Я из него сделаю лесенку»);
— постепенно предложения становятся развернутыми; дети отвечают сложными предложениями («Я рисую куклу, которая сидит на столе», «У Тани сегодня день рождения, мы ей подарили рисунки»);
— дети овладевают умениями говорить свободно, отвечать на самые сложные вопросы логопеда, задавать вопросы товарищу, составлять рассказ и др.
Система Н.А. Чевелевой включает пять этапов:
I - пропедевтический этап (детям прививают навыки организованного поведения, вводится режим ограничения речи);
II — этап сопровождающей речи (собственная речь детей по поводу совершаемых ими в данный момент действий);
III — этап завершающей речи, представляющей собой описание уже выполненной работы или ее части (в условиях ограниченной наглядности);
IV — этап планирующей речи или речь, лишенная зрительной опоры;
V — этап закрепления навыков самостоятельной развернутойречи.
В работе со старшими дошкольниками по преодолению заикания успешно используется система, разработанная С.А. Мироновой, в основу которой положены методика устранения заикания Н.А. Чевелевой и «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
Эта система предполагает формирование речевых умений и навыков в специально созданных ситуациях общения: логопед проводит занятия по развитию речи, изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). В коррекционных целях вносятся некоторые изменения в содержание общеобразовательной программы дошкольного воспитания и обучения, увеличиваются сроки усвоения детьми трудного речевого программного материала. Кроме того, в начале учебного года дети повторяют речевой материал предыдущей возрастной группы.
В коррекционные задачи первого периода обучения входят расширение словаря, уточнение значения слов, активизация пассивного словарного запаса. Все эти задачи реализуются при использовании простейших видов ситуативной речи на всех занятиях, которые проводит логопед.
Во втором периоде заикающихся детей обучают конструированию простой и распространенной фразы, ее грамматическому оформлению, построению сложноподчиненных конструкций, умению составлять связный рассказ. Закрепляются навыки пользования ситуативной речью, вводится элементарная контекстная речь.
В третьем периоде задачи развития речи становятся идентичными задачам общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Дети с заиканием обучаются составлению рассказов по наглядной опоре и вопросам логопеда, пересказу, самостоятельному рассказу.
В четвертом периоде продолжается работа по обогащению лексико-грамматического строя речи. Коррекционные задачи направлены на умение выстраивать логическую последовательность передаваемого сюжета.
На основе своей системы по преодолению заикания С.А. Мироновой были составлены специальные программы обучения правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста в логопедических группах.
Комплексная реабилитация заикания у детей младшего дошкольного возраста по системе Л.М. Крапивиной предполагает включение в коррекционно-педагогическую работу логопедических, логоритмических, музыкальных занятий и занятий по обучению элементам мышечного расслабления. Реабилитационное воздействие на детей осуществляется дифференцированно, в зависимости от формы заикания.
Кроме того, существует система устранения заикания у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, разработанная Г.А. Волковой. Логопедические занятия включают в себя ряд специально подобранных, взаимосвязанных друг с другом дидактических, подвижных, игр с пением, с танцами и др., отражающих тему занятия и составляющих единый сценарий. Коррекционное воздействие посредством игровой деятельности способствует стабилизации состояния нервной системы ребенка, развитию навыка плавной речи и формированию гармонично развитой личности.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!