Лексико-грамматического строя речи — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Лексико-грамматического строя речи

2021-06-23 27
Лексико-грамматического строя речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НА ТЕМУ «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»

(подготовительная группа)

Цели:

— закрепление знаний о диких животных, знакомство с их жилищами;

— расширение и активизация словаря по темам «Зима», «Дикие животные»;

— формирование практических навыков правильного употреб­ления относительных прилагательных, закрепление умения согла­совывать существительные с прилагательными;

— развитие навыков связного высказывания;

— развитие познавательных способностей, воображения, твор­чества;

— формирование экологической культуры, воспитание чувства
прекрасного.

Оборудование:

магнитофон, кассета с записью музыки П. Чайковского («Вре­мена года»); оборудование для «зимнего леса»: искусственные ели, пеньки, ветки, вата, снежинки, белая бумага (дорога со следами зайца), корзиночка с орехами и шишками, мягкие игрушки: мед­ведь, заяц, белка, волк, еж, лиса; фланелеграф (один большой и два маленьких), картинный материал (дикие животные, их жили­ща, 2—3 елочки, кустики, солнышко, сугробы, облака, снежинки и т.д.). маски зайчиков.

Лексический материал:

— имена существительные: белка, медведь, лиса, ежик, заяц,
волк, жилище, дятел, дупло, нора, берлога, логово, крона;

— имена прилагательные: дикие, беличья, медвежья, лисья, за­
ячьи, волчье, косолапый (косолапо);

— глаголы: поселяются, утепляют, выдолбить.

I. Организационный момент

Логопед: К нам на занятие пришли гости. Угадайте кто.

По деревьям скок-скок,

Да орешки щёлк-щёлк. Дети: Белка. К нам пришла белка...

После каждого ответа логопед выставляет на фланелеграф кар­тинку с изображением животного. Логопед: А как вы догадались?

Дети: Белка питается орехами. Она быстрая, легко прыгает....

Логопед: Ходит летом косолапо, А зимой сосет он лапу.

Дети: Медведь.

Логопед: А как вы понимаете слово «косолапо»?

Дети предлагают свои варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны. Логопед поясняет: «Ходить косолапо — ступать пятками врозь, неуклюже, неловко».

Логопед: Рыжая, хитрая, кур крадет.

Дети: Лиса.

Логопед: А что значит «хитрая»?

Дети: Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намере­ния (желания)...

Логопед: Ползун ползет, иголки на себе везет.

Дети: Ёжик.

Логопед: А что вы ещё можете сказать о еже?

Дети: Иголки у него колючие. Он ест яблоки. Зимой спит долго....

Логопед: Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети: Заяц.

Логопед: Это и все, что можно сказать о зайце?

Дети: Нет. Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится....

Логопед: Кто зимой холодной

Ходит в лесу злой, голодный?

Дети: Волк.

Логопед: Посмотрите на картинки, которые появились на фланелеграфе. Назовите наших гостей одним или двумя словами.

Дети: Звери. Дикие животные.

Логопед: Почему этих животных мы называем дикими?

Дети: Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные....

II. Сообщение темы занятия

Логопед: Сегодня мы продолжим разговор, о диких животных, об их жилищах. А как вы понимаете слово «жилище»?

Дети предлагают свои варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны.

Логопед: «Жилище — это место обитания животных вдали от человеческого жилья.». Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы посмотрим в сказочном лесу.

III. Ход занятия

/. Проведение психогимнастического этюда

Звучит музыка.

Логопед: Закройте глаза и представьте себе все, о чем я буду вам рассказывать.

На улице зима. Все кругом белым-бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами. Мы встали на лыжи и отправились в лес. В лесу тихо. Ветви деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Дере­вья, словно из сказки: пушистые снежинки облепили все веточки. Крона, так называется верхняя часть дерева, вся ослепительно белая, только ствол темнеет на фоне пушистого снега. Стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веток. И это так красиво.

А теперь, дети, откроем глаза. Я скажу вам по секрету, что ма­ленький уголок сказочного леса находится рядом с нами.

Дети вместе с логопедом идут в другую комнату, где создан «зим­ний лес».

Логопед: Присмотритесь и прислушайтесь. Что вы видите? Что вы слышите?

Дети: Тут тихо. Стоят зелёные ёлочки, усыпанные снежинками. На деревьях птички. В дупле сидит белка....

Музыка смолкает.

Логопед: Где? Покажите мне ее. Как называется ее дом?

Дети: Ее дом называется дуплом.

Логопед: Белка сама не может выдолбить себе дупло. Откуда это дупло? Как вы думаете?

Дети: Там жила другая белка. В старом дереве белка нашла себе дом...

Логопед: Белки поселяются в дупло, которое остается после дят­ла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой.

Логопед, проходя к детям, «нечаянно» раскрывает корзиночку, опрокидывает ее, орехи и маленькие сосновые шишечки раскаты­ваются по «снегу».

Логопед: Ой! Что я наделала. Как вы думаете, откуда это?

Дети: Это запасы белки на зиму. Она сама собирала.

Логопед: Возьмите себе орех или шишку и положите на ладошку. Рассмотрите их.

2. Проведение пальчиковой гимнастики и упражнения по профи­ лактике нарушения зрения

Логопед: Давайте с вами поиграем с орехами (шишками).

Дети зажимают орехи (шишки) в кулачок (5—10 раз), прокаты­вают между ладонями (вверх — вниз, вправо — влево, круговые движения по ладоням и т.д.); после этого вытягивают правые руки, большим и указательным пальцами удерживают данные предметы и медленно отводят руки вправо, влево, делают круговые движе­ния руками и внимательно следят глазами за движением предмета, не поворачивая головы.

Логопед: У вас очень хорошо все получилось. А теперь положим орехи и шишки в корзиночку и оставим это белке. Ребята, посмот­рите, что это?

Дети: Это нора. Мы видим хвост лисы. Это дом лисы.

Логопед: Это лисья нора. Давайте повторим название дома лисы.

Дети хором, индивидуально произносят предложение.

Логопед: А как называется жилище медведя?

Дети: Берлога.

Логопед: Давайте пофантазируем и представим, как медведь строит берлогу.

Дети: Большое дерево упало, и медведь залез под него. Это боль­шая яма, а сверху ветки....

Логопед: Я принимаю все ваши ответы. Может быть и так. Это ваше суждение, ваше мнение. И я во многом с вами согласна: мед­ведь устраивает себе берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает. Как вы думаете, где расположился медведь в нашем «лесу»?

Дети показывают на большой «сугроб».

Логопед: Но тревожить медведя мы не будем, пусть спит в своей берлоге. А кто еще спит зимой?

Дети: Ёж.

Логопед: А какое жилище у ежа?

Дети: Он спит в листьях....

Логопед: Ежи спят целых шесть месяцев. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев.

Ребята, посмотрите, что это за следы?

Дети: Это следы лисы, зайца.

Логопед: Это следы зайца, заячьи следы. А сейчас мы превратим­ся с вами в зайчиков и попрыгаем по заячьим следам. Я думаю, они нас приведут к дому зайца.

3. Динамическая пауза

Дети надевают шапочки с ушками и прыгают по заячьим следам.

Логопед: Как вы думаете, где заяц? Почему он не в своем жилище?

Дети: Заяц убежал. Он всех боится. За ним охотятся. У него нет дома...

Логопед: Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отды­хают, спят под кустиком. Зимой они могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. Давайте уйдем от этого кустика. Может быть, заяц нас испугался и поэтому убежал.

Дети прыгают к другому «дереву», снимают шапочки.

Логопед: Жилище какого зверя мы с вами не назвали?

Дети: Волка. Мы не назвали жилище волка.

Логопед: Жилище волка называется логово.

Логопед рассказывает и показывает.

Логопед: Логово — это небольшая яма, в ней много травы, лис­тьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, по-

этому снег не проваливается в яму. Ьолк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка?

Дети: Логово (хоровые, индивидуальные ответы).

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в группу. Что вам понравилось в нашем лесу, в нашем путешествии?

Дети: Дупло, в котором живет белка. Как мы превращались в зайчиков....

Дети прощаются с «лесом» и идут в другую комнату.

Логопед: Я прошу Ангелину,... подойти к столу, взять картинки с жилищами диких животных и прикрепить их на фланелеграф (каждому животному его дом). А теперь посмотрите на фланелеграф и ответьте полным предложением на вопросы:

Где живет лиса? (Лиса живет в норе.)

Значит, это чья нора? (Это лисья нора.)

Где живет белка? (Белка живет в дупле.)

Дупло чье? (Это беличье дупло.)

Где живет медведь? (Медведь живет в берлоге.)

Это чья берлога? (Это медвежья берлога.)

Где живет заяц? (У зайца нет дома. Он живет под кустиком...)

Где живет ежик? (Ежик прячется на зиму в сухой листве и траве.)

(На каждый вопрос — 2—3 индивидуальных ответа.)

Логопед: Ребята, я предлагаю вам создать свой сказочный лес на фланелеграфе.

Дети берут картинный материал (ёлочки, снежинки, облака...) и прикрепляют его.

Логопед: Мне очень нравится. А вам? Давайте придумаем назва­ние нашей картине.

Дети: В лесу. Сказочный лес. Лес — дом для животных...

IV. Итог занятия

Логопед: Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Дети: Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит...

Логопед: А как люди должны вести себя в лесу?

Дети: В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять...

Логопед: Вы сегодня порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Ксюша, Камила много знают о диких животных; интересными были ответы на вопросы у Кати, Антона; Дима очень интересно рассказывал о жилище (берлоге) медведя...

Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. До свидания.

Сюжет на фланелеграфе остается в группе 2—3 дня. Воспитатель закрепляет изученный материал, проводит работу по формирова­нию психологической базы речи.

5.Э. КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ТЕМУ «ОСЕНЬ» (подготовительная группа)

Цели:

— формирование у детей навыка составления описательного
рассказа на тему «Осень» (с опорой на схему);

— формирование у детей навыка связности, развёрнутости, не­
прерывности высказывания;

— расширение и активизация словаря по лексическим темам:
«Осень», «Поведение птиц, животных осенью»;

— совершенствование психологической базы речи: увеличение
объема кратковременной линейной памяти до шести элементов;

— развитие общей моторики;

— воспитание доброты, отзывчивости;

— формирование правильного отношения к объектам природы.

Оборудование: наборное полотно; схемы для составления описа­тельных рассказов (солнце, небо, деревья, земля, птицы и живот­ные)1; схемы для объяснения образования слов: листопад и водо­пой; вентилятор; осенняя «корона», разноцветные листья.

Лексический материал:

— имена существительные: урожай, осень, корона, букет, листья,
приметы, листопад, птицы, водопой, спячка, сюрприз, схема;

— имена прилагательные: осенние, яркое, пасмурное, разно­
цветные, опавшие, перелетные, зимующие, оранжевый;

— глаголы: падают, летят, светит, греет, заготавливают.

I. Организационный момент

Логопед: Послушайте внимательно загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья украшаю,

Но не касаюсь сосен и елочек, я...? (Осень)

Логопед: Закройте глаза. Один, два, три. (Логопед надевает «ко­рону» и берет букет осенних листьев.) Откройте глаза. Кто я? Дети: Осень. Логопед: А почему вы так думаете?

1 Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравни­тельных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно» — М.: Гном и Д., 2001.

 

Дети: Вы похожи на Осень из сказки, у вас букет из осенних листьев...

Логопед: Что вы знаете об осени, как о времени года?

Дети: Осенью солнце светит ярко, но не греет. Листья с деревьев падают на землю. Осенью часто идут дожди, становится холодно. Птицы улетают на юг....

Логопед: Вы назвали приметы осени. Приметы — это отличи­тельное свойство, признак, по которому можно узнать кого или что-нибудь.

II. Ход занятия


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.