По формированию речевой деятельности детей с ОНР — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

По формированию речевой деятельности детей с ОНР

2021-06-23 29
По формированию речевой деятельности детей с ОНР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОНР

(старшая группа)

1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь):

2 раза в неделю — фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и
развитию связной речи;

1 раз в неделю — фронтальные занятия по формированию правильного звукопроизношения.

II период обучения (декабрь, январь, февраль, март):

2 раза в неделю — фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и
развитию связной речи;

1 раз в неделю — фронтальные занятия по формированию правильного звукопроизношения.

III период обучения (апрель, май, июнь):

 

Пе- рио, Me- Неделя   Занятия по формированию звуковой стороны речи Занятия по формированию 1роизношения.
      звуки навыки звукового анализа и синтеза строя речи связной речи
1 2 3 4 5 6 7
    II   Логопедичееес еское обследование  
    III 1-[у] Выделение гласного звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного из начала слова. 2. Развитие общего внима­ния и понимания речи. 3. Формирование понятий о действии и предмете.  
    IV 1.[а] Анализ звукового ряда типа а-у, а-у-и и т.д. 2. Употребление собствен­ных имен существительных    

3 раза в неделю — фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;

 

1. 2 3 4 5 6 7

п

Е

Р

В

Ы й

 

С Е Н Я Б Р Ь    

и образование их умень­шительных форм. 3. Образование нарица­тельных имен существи­тельных с помощью суф­фиксов уменьшительно-ласкательного значения.  

 

О К Т Я

 Б Р Ь

I 1.[И]

 

2. Образование III лица единственного и множе­ственного числа глаголов настоящего времени и употребление их в речи. 3. Формирование умения составлять словосочетания (им. прил.+им. сущ. в кос­венных падежах).  

 

 

II 1.[о]

 

2. Образование и закреп­ление формы винительно­го падежа существительных во множественном числе. 3. Употребление глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.  

 

 

1 2 3 4 5 6 7
    III 1. [а-у-   2. Употребление  
      и-о]   Притяжательных мест. местоимений  
          «мой», «моя», «моё»,  
          «мои».  
          3. Составление двусостав-  
          ных предложений. Озна-  
          комление с понятием «сло-  
          во», «предложение».  
    IV 1.[ы]   2. Согласование числитель- 3. Пересказ текста,
          ных «один», «одна» с име- составленного по де-
          нами существительными в монстрируемым дей-
          косвенных падежах. ствиям.
  н I 1[ы]-   2. Образование и закреп- 3. Пересказ рассказа
      [и]   ление формы родительного по демонстрируемым
  о       падежа имен существитель- действиям.
          ных в единственном и мно-  
  я       жественном числе.  
  Б II 1[п].- Выделение первого и последнего 2. Образование и закреп- 3. Пересказ коротко-
  Р   [п'] согласного звука в словах (паук, кот). ление формы дательного  рассказа с исполь-
          падежа имен существитель- зованием фланеле-
  Ь       ных в единственном и мно- графа.
          жественном числе.  

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 3 4 5 6 7

 

 

III 1. [т]-[т']

Анализ и синтез обратных слогов типа an, от, ук и т.д.

Преобразование слогов путем из­менения одного гласного звука (от - ут - ит).

Дифференциация согласных звуков на слух. Вьщеление согласных звуков в ряде других звуков. Нахождение согласных звуков в слове. Определение места согласного зву­ка в слове. Выделение гласного звука в поло­жении после согласного. Анализ и синтез прямого слога (ка, фа, во).

2. Образование и закреп­ление формы творительно­го падежа имен существи­тельных в единственном и множественном числе. 3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.
IV 1. [к]- [к'] 2. Понимание значений приставочных глаголов и употребление их в речи (с приставками на-, по-, вы-). 3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.

 В

Т О

р

О

й

д

Е К А Б

Р

Ь

I 1.[п-т-к] 2. Обучение согласованию количественных числитель­ных с именами существи­тельными. 3. Понимание простран­ственного значения предло­га «на» и употребление его в речи.
II 1.[в- в'] 2. Понимание простран­ственного значения предло­га «под» и употребление его в речи. Дифференциация предлогов «на» и «под». 3. Составление распростра­ненных предложений из трех слов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 3 4 5 6 7

 

 

III 1-[ф-Ф']

 

2. Образование и закреп­ление формы предложного падежа имен существитель­ных в единственном и мно­жественном числе с пред­логами. 3. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.
IV 1.[в- ф] 2. Изменение имен суще­ствительных в единствен­ном числе по падежам. 3. Пересказ рассказа с установлением пос­ледовательности серии сюжетных картинок.

Я Н В А Р Ь

I

КАНИКУЛЫ

II

КАНИКУЛЫ

III 1..[м-м']

Анализ и синтез прямых и обрат­ных слогов. Определение позиций согласных и.гласных звуков в словах. Анализ и синтез односложных слов (сок, стул), преобразование слов пу­тем замены первых звуков (лак - бак). Знакомство со схемой слова (вы­деление кружочками разного цвета гласных и согласных звуков).

2. Изменение имен суще­ствительных во множе­ственном числе по падежам. 3. Составление рас­сказа с опорой на се­рию сюжетных карти­нок.
IV 1.[н-н'] 2. Понимание простран­ственного значения предло­га «в» и употребление его в речи 3. Составление рас­сказа с установлени­ем последовательнос­ти серии сюжетных картинок.
  I 1.[м-н]

 

2. Согласование имен при­лагательных с именами су­ществительными в роде.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф

Е В Р А Л Ь

   

 

  3. Распространение предло­жений путем введения од­нородных членов.  
II 1.[х-х'] 2. Согласование имен при­лагательных с именами су­ществительными в числе. 3. Распространение предло­жений путем введения од­нородных членов.  
III 1-[л '] 2. Согласование имен при­лагательных с именами су­ществительными в падеже. 3. Составление рас­сказа по серии сюжет­ных картинок.
IV 1.[й] 2. Дифференциация пред­логов «в», «на», «под» и употребление их в речи. 3. Составление рас­сказа по серии сюжет­ных картинок.

 

I 1.[с] 2. Дифференциация пред­логов «в», «на», «под» и употребление их в речи. 3. Составление рас­сказа по сюжетной картине.
II 1.[с] 2. Дифференциация грам­матических значений оду­шевленности и неодушевленности. 3. Составление рас­сказа по сюжетной картине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М А

 Р Т

  III   1.[с]

 

  2. Образование и употреб­ление в речи относитель­ных прилагательных со зна­чением соотнесенности с продуктами питания.   3. Составление рас­сказа по сюжетной картине (с придумы­ванием окончания рассказа).
 IV 1.[с] 2. Образование и употреб­ление в речи относитель­ных прилагательных со зна­чением соотнесенности с различными материалами. 3. Составление предложе­ний с противительным со­юзом «а».  

т р

Е Т И Й

А П Р Е

Л

ь

I 1[з]

Повторение пройденного матери­ала.

2. Образование и употреб­ление в речи относитель­ных прилагательных со зна­чением соотнесенности с растениями, деревьями, овощами, фруктами.... 3. Составление сложнопод­чиненных предложений.  
II 1-[с-з] 2. Образование и употреб­ление в речи притяжатель­ных прилагательных. 3. Составление рас­сказа по картине (с придумыванием нача­ла рассказа).

 

1 2 3 4 5 6 7

 

 

III 1.[ц]

 

2. Образование и употреб­ление в речи прилагатель­ных с уменьшительно-лас­кательными суффиксами (-еньк; -оньк). 3. Обучение описа­нию предметов и объектов с использо­ванием опорных схем.

 

IV 1.[б-п]

 

2. Понимание простран­ственного значения предло­га «к» и употребление его в речи. 3. Описание предме­тов и объектов по опорным схемам.

 

м

А Й

I 1.[ш]

 

2. Понимание простран­ственного значения предло­га «от» и употребление его в речи. 3. Описание предме­тов и объектов по опорным схемам.

 

 

II 1.[с-ш]

 

2. Закрепление употребле­ния в речи изученных пред-ложно-падежных конструк­ций. 3. Самостоятельное составление рассказов по заданной теме.

 

 

III 1.[л]

 

2. Дифференциация пред­логов, обозначающих на­правление движения («в»— «из», «на» — «с», «к» — «от»). 3. Самостоятельное составление рассказов по заданной теме.

 

 

IV 1.[л-л']

 

2. Повторение пройденно­го материала. 3. Самостоятельное составление рассказов по заданной теме.
1 2 3 4 5 6 7
  И Ю н ь

Закрепление речевых умений и навыков, приобретенных на индивидуальных, подгрупповых и фрон­тальных занятиях, в свободном общении, играх, развлечениях, на прогулках, праздниках.

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОНР

(подготовительная группа)

1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь):

2 раза в неделю — фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка
и развитию связной речи;

2 раза в неделю — фронтальные занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте.

II период обучения (декабрь, январь, февраль, март):

2 раза в неделю — фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;

2 раза в неделю — фронтальные занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте.

III период обучения (апрель, май):

2 раза в неделю — фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;

 

 

 

 

 

 

Пе­риод

Ме­сяц

Неделя

Занятия по формированию фонетической стороны речи

Занятия по формированию лексико-грамматических представлений

Занятия по развитию связной речи

звуки буквы навыки звукового анализа и синтеза
1 2 3 4 5 6 7 8

 

 

I

Логопедическое обследование

II

2 раза в неделю — фронтальные занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте.

 

 


 

1 2 3 4 5 6 7 8
П С   1.[ y ] У Выделение ударного гласно- 3. Дифференциация имен 4. Составление пред-
  р III     го из начала слова. существительных един- ложений по предмет-
Е ill   2.[а] А Анализ ряда типа а-у. ственного и множествен- ным картинкам с пос-
  н         ного числа. ледующим распростра-
Р т           нением; объединение
п я           их в рассказ.
в Б IV 1.[и] И Выделение ударного гласно- 3. Работа над фразой. Со- 4. Пересказ рассказа
ы Р       го из начала слова. ставление 4-словных пред- по наглядным дей-
  Ж   2.[э] Э Анализ ряда типа а-у-и. ложений с введением одно- ствиям.
й ь         го определения.  
    I 1.[п-п'] П Анализ обратного слога ти- 3. Образование и употреб- 4. Восстановление де-
  о       па an. ление в речи глаголов про- формированного тек-
      2.[т] Т Выделение последнего со- странственного значения с ста.
  к       гласного из слов типа мак, помощью приставок «с-»,  
          кот. «у-», «под-», «от-», «пере-»  
  т         и употребление их в речи.  
          ыделение начального со-    
  rw II 1.[к-к'] К гласного и гласного после со- 3. Дифференциация глаго- 4. Пересказ срассказа с
  Я       гласного {кот). лов совершенного и несо- использованием фла-
  Б   2.[п-т-к]     вершенного вида. фланелеграфа.
    III 1.[л']     3. Понимание простран- 4. Пересказ рассказа с
  р         ственного значения предло- использованием серии
      2. [о] О   гов «в», «к», «от», «из» и сюжетных картин.
 

Ь

        др. и употребление их в  
          речи.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8

 

  IV 1.[х-х'] 2.[к-х] X

 

3. Согласование местоиме­ний «наш», «наша», «наше», «наши» с имена­ми существительными в роде, числе, падеже. 4. Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин.

Н 0

я

Б

 Р Ь

I 1.[й] 2.[л'-й] й 3. Составление предло­жений с включением нескольких определе­ний. 4. Овладение диало­гической формой об­щения.
II 1.[ы] 2.[ы-и] ы

Выделение начального со­гласного и последующего гласного из слов типа сумка, сани.

Анализ прямого слога типа су. Полный анализ слов типа суп.

3. Образование и закреп­ление формы творительно­го падежа имен существи­тельных в единственном и множественном числе. 4. Пересказ рассказа по сюжетной картине.
III 1-[с] 2. [с] с 3. Образование относитель­ных имен прилагательных и употребление их в речи. 4. Пересказ рассказа по сюжетной картине.
IV 1.[с] 2.[с-с]   3. Образование имен при­лагательных с помощью уменьшительно-ласкатель­ных суффиксов и употреб­ление их в речи. 4. Составление рас­сказа по сюжетной картине.
    I 1.[с] 2.[с-с] 3 Деление слов на слоги. Со­ставление слоговой схемы слова. Полный анализ слов типа суп. 3. Образование и закреп­ление формы предложного падежа имен существитель­ных в единственном и мно­жественном числе. 4. Составление рас­сказа по сюжетной картине.
1 2 3 4 5 6 7 8

в т о р о й

д

Е К А Б Р Ь

II 1.[с-з]   2-[с-з]  

Составление звуко-слоговой схемы слов.

3. Согласование имен при­лагательных с именами су­ществительными в роде, числе, падеже. 4. Составление рас­сказа с элементами творчества по серии сюжетных картинок.

 

 

III 1[ц] 2-[б] ц Б

 

3. Согласование имен чис­лительных с именами су­ществительными в косвен­ных падежах. 4. Составление рас­сказа с элементами творчества по серии сюжетных картинок.

 

 

IV 1.[б-п] 2. -[т]  

 

3. Образование притяжа­тельных прилагательных и употребление их в речи. 4. Составление рас­сказа с элементами творчества по сюжет­ной картине.

 

Я Н В А Р Ь

I

КАНИКУЛЫ

 

 

II

КАНИКУЛЫ

 

 

III 2.[Д] Д

Полный анализ слов типа зубы, составление звуко-сло­говой схемы.

3. Образование и закреп­ление формы родительного падежа имен существитель­ных во множественном числе. 4. Составление рас­сказа с элементами творчества по сюжет­ной картине.

 

 

IV 2. [г] Г

 

3. Образование и закреп­ление формы родительного падежа имен существитель­ных во множественном числе. 4. Составление рас­сказа с элементами творчества по сюжет­ной картине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8

 

Ф Е

В Р А Л Ь

I 1.[г-к] 2.[ш] Ш Полный анализ слов типа шубы, составление звуко-слоговой схемы. 3. Обучение самостоятель­ной постановке вопросов. 4. Пересказ литера­турного текста.
II 1.[ш] 2. [с-ш]  

Полный анализ слов типа стол, кошка, замок, составле­ние звуко-слоговой схемы.

3. Понимание лексическо­го значения слов-антони­мов и употребление их в речи. 4. Совершенствование навыков ведения диа­лога.
III 1.[с-ш] 2.[л] Л 3. Понимание лексическо­го значения слов-синони­мов и употребление их в речи. 4. Составление рас­сказа-описания с ис­пользованием схем.
IV 1.[л] 2.[ж] Ж 3. Знакомство с термином «родственные слова» и уме­ние устанавливать род­ственные связи слов. 4. Составление рас­сказа-описания с ис­пользованием схем.

м

А Р Т

I 1.[ш-ж] 2.[з-ж]   3. Понимание простран­ственного значения слож­ного предлога «из-под» и употребление его в речи. 4. Составление рас­сказа-описания.
II 1.[с-ш-з-ж] 2.[с-ш-з-ж]   3. Понимание простран­ственного значения слож­ного предлога «из-за» и употребление его в речи. 4. Придумывание рас­сказа с опорой на ри­сунок ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8

 

 

III 1.[р] 2.[р] Р

 

3. Дифференциация пред­логов «из-за», «из-под» и употребление их в речи. 4. Придумывание рас­сказа с опорой на ри­сунок ребенка.
IV 1.[р-л] 2-[р-л]   3. Образование и употреб­ление в речи разных предложно-падежных конструк­ций. 4. Придумывание сказки с опорой на рисунок ребенка.

Т Р

Е Т И Й

А П Р

Е Л

ь

I 1.[р'] 2.[Р-Р']  

Закрепление пройденного.

3. Знакомство со сложным предложением. 4. Придумывание сказки с опорой на рисунок ребенка.
II 1. [ч] 2.[ч] Ч 3. Составление и употреб­ление в речи сложносочи­ненных предложений с со­юзом «а». 4. Придумывание сказки на заданную тему.
III 1.[щ] 2.[щ] щ 3. Составление и употреб­ление в речи сложноподчи­ненных предложений с со­юзом «потому что». 4. Придумывание сказки на заданную тему.
IV 1.[ч-т'] 2.[ч-т']   3. Составление и употреб­ление в речи сложноподчи­ненных предложений с со­юзом «чтобы». Закрепление навы­ков связной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8

 

м

А Й

I 1.[ч-с-С] 2.[ч-с-С]  

Закрепление пройденного.

3. Образование сложных слов и употребление их в речи. 4. Закрепление навы­ков связной речи.
II 1.[щ-ч] 2.[щ-ч]   3. Закрепление навыков составления и употребления в речи сложных предложе­ний (разных видов). 4. Закрепление навы­ков связной речи.
III 2.[щ-ш]   3. Правильное употребле­ние в речи несклоняемых имен существительных. 4. Закрепление навы­ков связной речи.
IV 1.[щ-ч-с'-т'] 2.[щ-ч-с'-т']   3. Повторение и закрепле­ние пройденного материа­ла. 4. Закрепление навы­ков связной речи.

 

3.8. КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ

НА ТЕМУ «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»

(подготовительная группа)

Цели:

— закрепление знаний о диких животных, знакомство с их жилищами;

— расширение и активизация словаря по темам «Зима», «Дикие животные»;

— формирование практических навыков правильного употреб­ления относительных прилагательных, закрепление умения согла­совывать существительные с прилагательными;

— развитие навыков связного высказывания;

— развитие познавательных способностей, воображения, твор­чества;

— формирование экологической культуры, воспитание чувства
прекрасного.

Оборудование:

магнитофон, кассета с записью музыки П. Чайковского («Вре­мена года»); оборудование для «зимнего леса»: искусственные ели, пеньки, ветки, вата, снежинки, белая бумага (дорога со следами зайца), корзиночка с орехами и шишками, мягкие игрушки: мед­ведь, заяц, белка, волк, еж, лиса; фланелеграф (один большой и два маленьких), картинный материал (дикие животные, их жили­ща, 2—3 елочки, кустики, солнышко, сугробы, облака, снежинки и т.д.). маски зайчиков.

Лексический материал:

— имена существительные: белка, медведь, лиса, ежик, заяц,
волк, жилище, дятел, дупло, нора, берлога, логово, крона;

— имена прилагательные: дикие, беличья, медвежья, лисья, за­
ячьи, волчье, косолапый (косолапо);

— глаголы: поселяются, утепляют, выдолбить.

I. Организационный момент

Логопед: К нам на занятие пришли гости. Угадайте кто.

По деревьям скок-скок,

Да орешки щёлк-щёлк. Дети: Белка. К нам пришла белка...

После каждого ответа логопед выставляет на фланелеграф кар­тинку с изображением животного. Логопед: А как вы догадались?

Дети: Белка питается орехами. Она быстрая, легко прыгает....

Логопед: Ходит летом косолапо, А зимой сосет он лапу.

Дети: Медведь.

Логопед: А как вы понимаете слово «косолапо»?

Дети предлагают свои варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны. Логопед поясняет: «Ходить косолапо — ступать пятками врозь, неуклюже, неловко».

Логопед: Рыжая, хитрая, кур крадет.

Дети: Лиса.

Логопед: А что значит «хитрая»?

Дети: Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намере­ния (желания)...

Логопед: Ползун ползет, иголки на себе везет.

Дети: Ёжик.

Логопед: А что вы ещё можете сказать о еже?

Дети: Иголки у него колючие. Он ест яблоки. Зимой спит долго....

Логопед: Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети: Заяц.

Логопед: Это и все, что можно сказать о зайце?

Дети: Нет. Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится....

Логопед: Кто зимой холодной

Ходит в лесу злой, голодный?

Дети: Волк.

Логопед: Посмотрите на картинки, которые появились на фланелеграфе. Назовите наших гостей одним или двумя словами.

Дети: Звери. Дикие животные.

Логопед: Почему этих животных мы называем дикими?

Дети: Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные....

II. Сообщение темы занятия

Логопед: Сегодня мы продолжим разговор, о диких животных, об их жилищах. А как вы понимаете слово «жилище»?

Дети предлагают свои варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны.

Логопед: «Жилище — это место обитания животных вдали от человеческого жилья.». Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы посмотрим в сказочном лесу.

III. Ход занятия

/. Проведение психогимнастического этюда

Звучит музыка.

Логопед: Закройте глаза и представьте себе все, о чем я буду вам рассказывать.

На улице зима. Все кругом белым-бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами. Мы встали на лыжи и отправились в лес. В лесу тихо. Ветви деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Дере­вья, словно из сказки: пушистые снежинки облепили все веточки. Крона, так называется верхняя часть дерева, вся ослепительно белая, только ствол темнеет на фоне пушистого снега. Стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веток. И это так красиво.

А теперь, дети, откроем глаза. Я скажу вам по секрету, что ма­ленький уголок сказочного леса находится рядом с нами.

Дети вместе с логопедом идут в другую комнату, где создан «зим­ний лес».

Логопед: Присмотритесь и прислушайтесь. Что вы видите? Что вы слышите?

Дети: Тут тихо. Стоят зелёные ёлочки, усыпанные снежинками. На деревьях птички. В дупле сидит белка....

Музыка смолкает.

Логопед: Где? Покажите мне ее. Как называется ее дом?

Дети: Ее дом называется дуплом.

Логопед: Белка сама не может выдолбить себе дупло. Откуда это дупло? Как вы думаете?

Дети: Там жила другая белка. В старом дереве белка нашла себе дом...

Логопед: Белки поселяются в дупло, которое остается после дят­ла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой.

Логопед, проходя к детям, «нечаянно» раскрывает корзиночку, опрокидывает ее, орехи и маленькие сосновые шишечки раскаты­ваются по «снегу».

Логопед: Ой! Что я наделала. Как вы думаете, откуда это?

Дети: Это запасы белки на зиму. Она сама собирала.

Логопед: Возьмите себе орех или шишку и положите на ладошку. Рассмотрите их.

2. Проведение пальчиковой гимнастики и упражнения по профи­ лактике нарушения зрения

Логопед: Давайте с вами поиграем с орехами (шишками).

Дети зажимают орехи (шишки) в кулачок (5—10 раз), прокаты­вают между ладонями (вверх — вниз, вправо — влево, круговые движения по ладоням и т.д.); после этого вытягивают правые руки, большим и указательным пальцами удерживают данные предметы и медленно отводят руки вправо, влево, делают круговые движе­ния руками и внимательно следят глазами за движением предмета, не поворачивая головы.

Логопед: У вас очень хорошо все получилось. А теперь положим орехи и шишки в корзиночку и оставим это белке. Ребята, посмот­рите, что это?

Дети: Это нора. Мы видим хвост лисы. Это дом лисы.

Логопед: Это лисья нора. Давайте повторим название дома лисы.

Дети хором, индивидуально произносят предложение.

Логопед: А как называется жилище медведя?

Дети: Берлога.

Логопед: Давайте пофантазируем и представим, как медведь строит берлогу.

Дети: Большое дерево упало, и медведь залез под него. Это боль­шая яма, а сверху ветки....

Логопед: Я принимаю все ваши ответы. Может быть и так. Это ваше суждение, ваше мнение. И я во многом с вами согласна: мед­ведь устраивает себе берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает. Как вы думаете, где расположился медведь в нашем «лесу»?

Дети показывают на большой «сугроб».

Логопед: Но тревожить медведя мы не будем, пусть спит в своей берлоге. А кто еще спит зимой?

Дети: Ёж.

Логопед: А какое жилище у ежа?

Дети: Он спит в листьях....

Логопед: Ежи спят целых шесть месяцев. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев.

Ребята, посмотрите, что это за следы?

Дети: Это следы лисы, зайца.

Логопед: Это следы зайца, заячьи следы. А сейчас мы превратим­ся с вами в зайчиков и попрыгаем по заячьим следам. Я думаю, они нас приведут к дому зайца.

3. Динамическая пауза

Дети надевают шапочки с ушками и прыгают по заячьим следам.

Логопед: Как вы думаете, где заяц? Почему он не в своем жилище?

Дети: Заяц убежал. Он всех боится. За ним охотятся. У него нет дома...

Логопед: Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отды­хают, спят под кустиком. Зимой они могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. Давайте уйдем от этого кустика. Может быть, заяц нас испугался и поэтому убежал.

Дети прыгают к другому «дереву», снимают шапочки.

Логопед: Жилище какого зверя мы с вами не назвали?

Дети: Волка. Мы не назвали жилище волка.

Логопед: Жилище волка называется логово.

Логопед рассказывает и показывает.

Логопед: Логово — это небольшая яма, в ней много травы, лис­тьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, по-

этому снег не проваливается в яму. Ьолк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка?

Дети: Логово (хоровые, индивидуальные ответы).

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в группу. Что вам понравилось в нашем лесу, в нашем путешествии?

Дети: Дупло, в котором живет белка. Как мы превращались в зайчиков....

Дети прощаются с «лесом» и идут в другую комнату.

Логопед: Я прошу Ангелину,... подойти к столу, взять картинки с жилищами диких животных и прикрепить их на фланелеграф (каждому животному его дом). А теперь посмотрите на фланелеграф и ответьте полным предложением на вопросы:

Где живет лиса? (Лиса живет в норе.)

Значит, это чья нора? (Это лисья нора.)

Где живет белка? (Белка живет в дупле.)

Дупло чье? (Это беличье дупло.)

Где живет медведь? (Медведь живет в берлоге.)

Это чья берлога? (Это медвежья берлога.)

Где живет заяц? (У зайца нет дома. Он живет под кустиком...)

Где живет ежик? (Ежик прячется на зиму в сухой листве и траве.)

(На каждый вопрос — 2—3 индивидуальных ответа.)

Логопед: Ребята, я предлагаю вам создать свой сказочный лес на фланелеграфе.

Дети берут картинный материал (ёлочки, снежинки, облака...) и прикрепляют его.

Логопед: Мне очень нравится. А вам? Давайте придумаем назва­ние нашей картине.

Дети: В лесу. Сказочный лес. Лес — дом для животных...

IV. Итог занятия

Логопед: Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Дети: Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит...

Логопед: А как люди должны вести себя в лесу?

Дети: В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять...

Логопед: Вы сегодня порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Ксюша, Камила много знают о диких животных; интересными были отве


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.324 с.