Особенности проявления заикания у детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности проявления заикания у детей дошкольного возраста

2021-06-23 28
Особенности проявления заикания у детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Заикание — довольно распространенное у детей тяжелое речевое расстройство. Внешне оно проявляется в непроизвольных останов­ках в моменты высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи (губ, языка, мягкого нёба, гор­тани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц) в момент ре­чевой деятельности.

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Появление данного расстройства речи обычно совпадает с пери­одом интенсивного формирования речевой функции у детей. Заика­ние, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в логопедии как самостоятельная речевая патология и отличается от, так называемого, симптоматического или «вторичного» заикания, которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств.

В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не ока­зывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их кон­такты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными.

Резко меняется поведение заикающихся детей в младшем школь­ном возрасте. Именно в этом возрасте у заикающихся начинает ярко проявляться патологическая личностная реакция на свое речевое нарушение, формируется боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. Постепенно одни дети начинают избе­гать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты (пас­сивная форма компенсации), другие, напротив, становятся агрес­сивными, навязчивыми в общении (явление гиперкомпенсации).

С возрастом у заикающихся детей нередко формируется сложная клиническая картина: дисгармонизация развития личности, про­являющаяся в чувстве социальной неполноценности.

В современной логопедии существует несколько точек зрения на этиологию и механизмы возникновения заикания. По этиологи­ческому признаку традиционно различают два вида заикания:

1) функциональное заикание;

2) органическое заикание.

Чаще всего в логопедической практике встречается функциональ­ ное заикание. Оно возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет, в период формирования развернутой фразовой речи и, как прави­ло, не обусловлено органическими поражениями центральной и периферической частей нервной системы.

Причины функционального заикания:

— раннее речевое развитие с бурным накоплением словаря;

— задержка речевого развития (при нехватке элементарного за­паса слов и грамматических средств языка для выражения своих мыслей);

— перегрузка детей младшего дошкольного возраста речевым
материалом, усложнение речевого материала (абстрактные поня­тия, сложная конструкция фразы);

— перевоспитание леворукости (у 33 % детей при смене ведущей руки развивается заикание);

— неправильные условия воспитания ребенка (избалованность, «излишняя правильность», физические наказания и др.);

— острая тяжелая психическая травма (сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный эффектив­ной эмоциональной реакцией: страх, испуг, чрезмерная радость);

— хроническая психическая травма (длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешен­ных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций, которые часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье);

— подражание речи родственникам, страдающим заиканием.
Однако названные причины вызывают заикание далеко не у всех

детей. Специалисты едины во мнении, что большую роль в возник­новении заикания играют предрасполагающие факторы: особен­ности развития центральной нервной системы (её неустойчивость, ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоцио­нальная напряженность), невропатическая отягощенность родите­лей (нервные, соматические и инфекционные заболевания, ослаб­ляющие ЦНС), общая предрасположенность к заиканию.

Органическое заикание встречается редко. Оно возникает в лю­бом возрасте в результате органического поражения центральной нервной системы. Это может происходить в разные периоды разви­тия под влиянием многих вредоносных факторов.

Причины органического заикания:

— патологическое течение беременности (механические, хими­ческие, эндокринные, инфекционно-воспалительные и другие
факторы; несовместимость крови матери и плода);

— родовые травмы;

— асфиксии;

— черепно-мозговые травмы;

— нейроинфекции.

Основным внешним признаком (симптомом) заикания явля­ются возникающие в момент речи судороги в артикуляционном, голосовом, дыхательном аппарате. Судороги, возникающие в ар­тикуляционном аппарате, поражают мышцы языка, губ или мяг­кого неба, при этом как бы запирается свободный речевой выдох (д...домик, до...доченька, б...бабушка, бу...бу...будка). Судороги, возникающие в голосовом аппарате, охватывают мышцы горта­ни, при этом голосовые связки плотно или прерывисто смыкают­ся, удерживая выход гласного звука (а...автомат, о...о...обруч). Су­дороги, возникающие в дыхательном аппарате (в мышцах брюш­ного пресса, диафрагмы или грудной клетки), приводят к задер­жке воздуха в момент речи (говорящий как бы замирает с откры­тым ртом) или, наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу, и фраза произносится на явно недостаточном выдохе. По месту возникновения речевые судороги бывают смешанными: артикуляционно-дыхательными, артикуляционно-голосовыми, ды­хательно-голосовыми и др.

Формы заикания. По типу судорог, периодически возникающих в периферическом речевом аппарате, различают три формы (вида) заикания: клоническую, тоническую, смешанную.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (д-д-д-дорога, к-к-к-калит-ка, ма-ши-ши-шина, бе-рё-рё-рёза).

Со временем она переходит в более тяжелую форму — тониче­скую, при которой в речи появляются длитель.ные остановки в на­чале или середине слова (с...тол, ц...веток, бутыл...ка).

В логопедической практике встречается и смешанная форма заи­кания: клоно-тоническая (к-к-к-кораб...лик) или тоно-клоническая (к...ранда-да-даш).

Степени заикания. По интенсивности судорог, периодически возникающих в периферическом речевом аппарате, различают три степени заикания: слабую (умеренную), среднюю и сильную (тя­желую). Четких критериев определения степени заикания нет. Сла­ бая степень — заикание проявляется едва заметно и не мешает ре­чевому общению. Средняя степень заикания — дети испытывают затруднения в речевом общении в новых, а также в значимых для них ситуациях, в присутствии незнакомых людей. Сильной считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится почти невозможным.

Заикание может возникать внезапно или исподволь, постепен­но усиливаясь. Периодически оно исчезает, ослабевает, или, на­оборот, проявляется с большей силой и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей.

В большинстве случаев при заикании имеют место эмболофразии (употребление в речи стереотипных слов или звуков: «а-а», «э-э», «ну», «вот так», «так сказать» и т.п.) и сопутствующие движения (моргание, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы, сжимание пальцев, притопывание ногами и др.). Ещё од­ним из характерных симптомов заикания является боязнь собствен­ной речи, определенных звуков или слов. Это явление называется логофобией.

Распространенность заикания среди детей колеблется от 1,4 % (К.П. Беккер) до 2 % (М.Е. Хватцев). Данная речевая патология значительно чаще возникает у мальчиков, чем у девочек. Это соот­ношение составляет 4:1. Среди детей, живущих в сельской местно­сти, заикание встречается реже, чем у их городских сверстников. Причины этих явлений до настоящего времени ещё не выяснены окончательно.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.