Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-06-23 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Заикание — довольно распространенное у детей тяжелое речевое расстройство. Внешне оно проявляется в непроизвольных остановках в моменты высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц) в момент речевой деятельности.
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Появление данного расстройства речи обычно совпадает с периодом интенсивного формирования речевой функции у детей. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в логопедии как самостоятельная речевая патология и отличается от, так называемого, симптоматического или «вторичного» заикания, которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств.
В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными.
Резко меняется поведение заикающихся детей в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте у заикающихся начинает ярко проявляться патологическая личностная реакция на свое речевое нарушение, формируется боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. Постепенно одни дети начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты (пассивная форма компенсации), другие, напротив, становятся агрессивными, навязчивыми в общении (явление гиперкомпенсации).
|
С возрастом у заикающихся детей нередко формируется сложная клиническая картина: дисгармонизация развития личности, проявляющаяся в чувстве социальной неполноценности.
В современной логопедии существует несколько точек зрения на этиологию и механизмы возникновения заикания. По этиологическому признаку традиционно различают два вида заикания:
1) функциональное заикание;
2) органическое заикание.
Чаще всего в логопедической практике встречается функциональ ное заикание. Оно возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет, в период формирования развернутой фразовой речи и, как правило, не обусловлено органическими поражениями центральной и периферической частей нервной системы.
Причины функционального заикания:
— раннее речевое развитие с бурным накоплением словаря;
— задержка речевого развития (при нехватке элементарного запаса слов и грамматических средств языка для выражения своих мыслей);
— перегрузка детей младшего дошкольного возраста речевым
материалом, усложнение речевого материала (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
— перевоспитание леворукости (у 33 % детей при смене ведущей руки развивается заикание);
— неправильные условия воспитания ребенка (избалованность, «излишняя правильность», физические наказания и др.);
— острая тяжелая психическая травма (сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный эффективной эмоциональной реакцией: страх, испуг, чрезмерная радость);
— хроническая психическая травма (длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций, которые часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье);
— подражание речи родственникам, страдающим заиканием.
Однако названные причины вызывают заикание далеко не у всех
детей. Специалисты едины во мнении, что большую роль в возникновении заикания играют предрасполагающие факторы: особенности развития центральной нервной системы (её неустойчивость, ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность), невропатическая отягощенность родителей (нервные, соматические и инфекционные заболевания, ослабляющие ЦНС), общая предрасположенность к заиканию.
|
Органическое заикание встречается редко. Оно возникает в любом возрасте в результате органического поражения центральной нервной системы. Это может происходить в разные периоды развития под влиянием многих вредоносных факторов.
Причины органического заикания:
— патологическое течение беременности (механические, химические, эндокринные, инфекционно-воспалительные и другие
факторы; несовместимость крови матери и плода);
— родовые травмы;
— асфиксии;
— черепно-мозговые травмы;
— нейроинфекции.
Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в артикуляционном, голосовом, дыхательном аппарате. Судороги, возникающие в артикуляционном аппарате, поражают мышцы языка, губ или мягкого неба, при этом как бы запирается свободный речевой выдох (д...домик, до...доченька, б...бабушка, бу...бу...будка). Судороги, возникающие в голосовом аппарате, охватывают мышцы гортани, при этом голосовые связки плотно или прерывисто смыкаются, удерживая выход гласного звука (а...автомат, о...о...обруч). Судороги, возникающие в дыхательном аппарате (в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки), приводят к задержке воздуха в момент речи (говорящий как бы замирает с открытым ртом) или, наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу, и фраза произносится на явно недостаточном выдохе. По месту возникновения речевые судороги бывают смешанными: артикуляционно-дыхательными, артикуляционно-голосовыми, дыхательно-голосовыми и др.
Формы заикания. По типу судорог, периодически возникающих в периферическом речевом аппарате, различают три формы (вида) заикания: клоническую, тоническую, смешанную.
Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (д-д-д-дорога, к-к-к-калит-ка, ма-ши-ши-шина, бе-рё-рё-рёза).
Со временем она переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длитель.ные остановки в начале или середине слова (с...тол, ц...веток, бутыл...ка).
|
В логопедической практике встречается и смешанная форма заикания: клоно-тоническая (к-к-к-кораб...лик) или тоно-клоническая (к...ранда-да-даш).
Степени заикания. По интенсивности судорог, периодически возникающих в периферическом речевом аппарате, различают три степени заикания: слабую (умеренную), среднюю и сильную (тяжелую). Четких критериев определения степени заикания нет. Сла бая степень — заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. Средняя степень заикания — дети испытывают затруднения в речевом общении в новых, а также в значимых для них ситуациях, в присутствии незнакомых людей. Сильной считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится почти невозможным.
Заикание может возникать внезапно или исподволь, постепенно усиливаясь. Периодически оно исчезает, ослабевает, или, наоборот, проявляется с большей силой и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей.
В большинстве случаев при заикании имеют место эмболофразии (употребление в речи стереотипных слов или звуков: «а-а», «э-э», «ну», «вот так», «так сказать» и т.п.) и сопутствующие движения (моргание, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы, сжимание пальцев, притопывание ногами и др.). Ещё одним из характерных симптомов заикания является боязнь собственной речи, определенных звуков или слов. Это явление называется логофобией.
Распространенность заикания среди детей колеблется от 1,4 % (К.П. Беккер) до 2 % (М.Е. Хватцев). Данная речевая патология значительно чаще возникает у мальчиков, чем у девочек. Это соотношение составляет 4:1. Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у их городских сверстников. Причины этих явлений до настоящего времени ещё не выяснены окончательно.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!