Какие части мозга мы используем для музыки? — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Какие части мозга мы используем для музыки?

2021-06-30 28
Какие части мозга мы используем для музыки? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Какой у вашего малыша любимый композитор – Моцарт, Бетховен. Бах? Только не говорите, что вы поете своему ребенку только «Шалтай‑Болтай» и ничего кроме. Разве вы не знали, что существует миниатюрная музыкальная библиотека для «развития детского мозга с помощью классической музыки»? Большую ее часть занимаетам Моцарт, но можно попробовать и Бетховена («Тренировка мозга малыша») или сборники Генделя, Пахельбеля, Вивальди и других. Существуют даже специальные подборки Моцарта для новорожденных, а также подборки под каждое настроение младенцев – «от игр до подготовки ко сну».

Я думаю, эти записи были бы мне полезны, если бы у меня съезжала крыша от бессонных ночей и от бесконечного удовлетворения непрестанных нужд моего новорожденного ребенка. Я бы решил, что адажио Моцарта из струнного квартета в издании Хоффмайстера– это как раз то, что мне нужно; малышу, возможно, музыка тоже пришлась бы по душе. Но, конечно, дело не в магии музыки: идея заключается в том, что «Эффект Моцарта», благодаря которому, как говорят, детишки становятся умнее, предположительно запустит в работу новые грани мозга вашего ребенка.

Нас не должно удивлять, что звукозаписывающие компании заприметили и исследовали маркетинговый потенциал этой идеи, особенно если учитывать эмоциональную заряженность вопроса детского развития. Но на самом деле не существует никаких доказательств эффекта Моцарта, а Министерство образования и научных исследований Германии даже выпустило специальный доклад по этому вопросу – всех разочаровавший – после того, как спонсоры завалили министерство предложениями о проведении исследований на тему взаимосвязи музыки и интеллекта. Волна воодушевления поднялась из‑за публикации1993 года в научном журнале «Nature», а ведь ее авторы даже не смогли доходчиво объяснить – и не потрудились хоть как‑то исследовать – вопрос благотворного влияния музыки Моцарта на развитие интеллекта у детей.

Позже мы еще вернемся к сомнительному эффекту Моцарта, а пока скажу только, что его идея не появилась ниоткуд. Авторы исследования 1993 года писали, что у идеи о способности музыки стимулировать работу мозга и улучшать выполнение когнитивных функций довольно долгая история: изначально эта концепция основывалась только на словесной информации, но в наши дни новые технологии, а именно магнитно‑резонансная томография (МРТ), позволяют нейроученым напрямую увидеть, чем занят мозг во время прослушивания музыки, как и выяснить, пересекается ли его активность с другими ментальными функциями. В следующих главах я более подробно расскажу о нескольких примерах подобного.

Увидеть «напрямую», пожалуй, слишком сильно сказано. Нынешние технологии обгоняют нашу способность интерпретировать то, что мы видим с их помощью: мы пока не в состоянии четко понять, какую работу выполняют все отделы мозга и как они взаимодействуют. Картинка получается очень впечатляющей, но при взгляде на нее мы можем сказать только то, что мозг включает одну свою область для обработки того и этого. Но мы не знаем, что подразумевает восприятие того и этого.

Если смотреть с позиции музыки, то исследования при помощи МРТ часто имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Многочисленные когнитивные задачи, к примеру, зрение и речь, связаны со строго определенными центрами активности мозга, чего не скажешь о музыке. В общих чертах, когда мы слушаем музыку, то вспыхивают все центры разом, активность наблюдается во всем мозге: участвуют двигательные центры, отвечающие за моторные функции, «первичные» эмоциональные центры, языковые модули, ответственные за обработку синтаксиса и семантики, слуховые центры… В отличие, скажем, от речи, музыка не затрагивает специализированных совокупностей нейронных связей, расположенных в одной или нескольких зонах: она является «общемозговым» феноменом. С одной стороны, это обстоятельство затрудняет возможность определить, что все‑таки происходит. С другой стороны, оно прямо указывает на невероятную важность музыки: никакой другой раздражитель не вызывает реакцию всех аспектов психического аппарата и не заставляет их так взаимодействовать между собой. Левое полушарие общается с правым, логика взывает к эмоциям – и нам не нужен никакой эффект Моцарта, чтобы обосновать важность музыки для развития, познавательной способности, образования и социализации. Проще говоря, музыка – это гимнастика для ума.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.