Сущность, функции и значение менеджмента — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Сущность, функции и значение менеджмента

2021-06-30 35
Сущность, функции и значение менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятие менеджмента: его сложность и неоднозначность.

Менеджмент – особая система управления организацией для достижения поставленных целей и повышения эффективности ее деятельности.

Объект - организация (структура или организация, на которую оказывается воздействие)

Субъект - менеджеры (лицо или орган, осуществляющий управление)

Понятие «менеджмент» выражает различные социально-экономические процессы. Аспекты: система производственных отношений, область научных исследований, социальное положение и ранг и др. Многогранность выражается и в различных формах проявления данного процесса. Функциональные виды менеджмента: стратегический, производственный, инвестиционный, финансовый. Общая форма - менеджмент.

Менеджмент не существует абстрактно, всегда связан с организацией, важно учитывать целенаправленность.

 

Взаимосвязь менеджмента и управления.

Управление – основа, база на которой возник менеджмент (конец 19 - начало 20 в). Управление - более широкое понятие.

Общие принципы: координация, системность, целенаправленность.

Общий объект - организация, представляющая собой единство средств производства и людей, приводящих их в действие.

В то же время менеджмент имеет ряд особенностей, которые не позволяют однозначно говорить о его единстве с управлением.

Менеджмент - управление хозяйственной деятельностью

Управление - различными сферами общественной деятельности (гос, общественное, войсками)

Особенности:

● Рассматривает организацию как соц систему (отношения между людьми), а в управлении задача руководителя - соединить факторы производства в едином процессе

○ Особые задачи менеджмента: выявление соц групп и отношения между ними, образование формальных и неформальных групп, образование малых групп

● Менеджер не всегда является руководителем (может выполнять свои функциональные обязанности самостоятельно, не имея подчиненных)

● Менеджер решает особые проблемы: необходимость создания системы, необходимость обеспечения сочетания текущих и перспективных задач

 

Менеджмент как особая функция управления. Значение менеджмента в рыночной экономике.

● Менеджмент охватывает все социальное пространство, включая всю социальную сферу

● Необходимость менеджмента в рыночной экономике определяется наличием организации, в которой люди работают для достижения общей цели и удовлетворения своих интересов.

● В настоящее время, когда условия конкурентной борьбы заставляют ее участников постоянно совершенствовать формы и методы работы на рынке, менеджмент необходим для поиска наиболее эффективных управленческих решений.

● Менеджмент помогает ответить на такие вопросы: как получать прибыль в условиях конкурентной борьбы, как удержаться от банкротства, что надо сделать для укрепления позиций компании на рынке.

● Теория и практика менеджмента позволяют принимать обоснованное управленческое решение

● Менеджмент позволяет генерировать человеческую энергию и придаёт ей направление движения

● Позволяет решать конкретные практические задачи (прагматизм и универсальность принципов)е

 

Функции менеджмента, их особенности и взаимосвязь.

1) Планирование - разработка и реализация программы действий на определенный период. Оно позволяет приспособить ресурсы организации к изменениям среды.

Этапы:

1. Оценка обстановки (экономической и политической ситуации в стране)

2. Постановка целей

3. Определение задач

4. Выбор направлений развития (определение видов деятельности)

5. Определение приоритетов

6. Разработка плана (определение показателей, сроков, ответственных)

Подходы:

● Сверху вниз

● Снизу вверх

● Цели вниз, планы вверх

При административно-командной экономике директивное планирование (без учета реальностей рынка, выполнение плана любой ценой)

При рыночной - не директивное (рациональное в основе) (гибкость, объективность, достоверность, реализм; чем быстрее изменяется ситуация, тем меньше срочность планирования; чем больше период планирования, тем меньше степень детализации плана)

2) Организация - создание необходимых условий для выполнения поставленных целей и задач.

Взаимосвязь с предыдущей функцией состоит в том, что после того, как разработаны планы, создаются необходимые условия для их выполнения.

Этапы:

● Построение орг структуры

● Определение типов взаимоотношений в организации

● Делегирование полномочий

● Построение системы внутренних коммуникаций

● Организационные отношения предприятия с элементами внешней среды

Организационная структура управления – совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой последовательности для решения поставленных задач.

1. звенья – подразделения организации и отдельные работники, выполняющие функции управления.

2. уровни управления – совокупность звеньев, расположенных в определенной иерархии (верхний, средний, нижний)

3. связи – вертикальные (подчинение) и горизонтальные (взаимосвязь)

1. Линейная

Во главе каждого подразделения находится руководитель, который выполняет все функции управления. Решения передаются по цепочке снизу вверх. Действует принцип единоначалия (подчиненные выполняют распоряжения только своего непосредственного руководителя).

К положительным сторонам относятся: простота управления, быстрота принятия решений, согласованность действий.

Недостатки данной структуры: отсутствие функциональных подразделений, ограниченная самостоятельность.

2. Функциональная

В этой структуре специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения. Строится по функциональному признаку.

Достоинства:

+ высокая компетентность специалистов

+ уменьшается дублирование в управлении

Недостатки:

- Трудности в координации деятельности функциональных служб

- Необходимость согласования

3. Линейно-функциональная, чаще всего в рф

Существуют как линейные, так и функциональные руководители. Линейные – руководство по вертикали, функциональные отвечают конкретно за свои обязанности и функции. Этот тип структур особенно эффективен там, где аппарат управления выполняет повторяющиеся стандартные процедуры.

Достоинства:

+более глубокая подготовка решения планов

+возможность привлекать экспертов и консультантов

Недостатки:

- отсутствие тесной связи и взаимодействия на горизонтальном уровне

-недостаточно четкая ответственность за решения

4. Штабные структуры управления создаются для освоения новой продукции или технологии; для решения внезапно возникшей неординарной задачи; для вывода организации из экономического кризиса.

В штабных структурах для этого организуется штаб, которому делегируются дополнительные функции управления. Штаб непосредственно подчиняется руководителю предприятия. После выполнения порученных штабу работ, он расформировывается.

Достоинство: быстрое решение возникших проблем.

Недостатки: сложность согласования производственной деятельности подразделений предприятия и программ штаба

5. Дивизиональная структура управления.

В этой структуре сочетаются централизация (на высшем уровне разрабатываются стратегические решения) и децентрализация (существуют дивизионы, которые имеют широкие полномочия и права).

Имеет несколько разновидностей:

- региональная (управление компанией осуществляется по территориальному принципу.)

- продуктовая (направлена на выпуск определенной продукции.)

- потребительская (создается вокруг определенной группы потребителей)

Достоинства:

+позволяет лучше знать потребности рынка и приспосабливаться к ним

Недостатки:

- структура является бюрократической 

- много затрат

6. Матричная структура управления.

Объединяет линейное и программно-целевое управление. В соответствии с линейным управлением образуются различные подразделения. Программно-целевой подход подразумевает разработку программ и проектов. Применяется там, где разрабатывается наукоемкая технологическая продукция или в международных компаниях

Преимущества:

+ гибкость и адаптивность

+ требует высокого творчества всех руководителей и специалистов

Недостатки:

- сложная система подчинения

- Сложность координации

- требует больших затрат

7. Проектная структура – это временная организация, создаваемая для решения какой-либо конкретной задачи. Она позволяет сконцентрировать все усилия на решении только этой задачи. После завершения работы структурное подразделение расформировывается.

3) Мотивация - процесс побуждения человека к определенной деятельности под воздействием внутренних и внешних факторов для достижения желаемого результата.

Функция мотивации служит логическим дополнением к планированию организации. Планы выполняют люди, а для этого у них должна быть заинтересованность.

См 11 билет

4) Контроль - установление определенных стандартов и сопоставление фактических результатов со стандартами (плановыми показателями).

Причины необходимости:

● Неопределенность, сложность, изменчивость внешней среды

● Предупреждение возникновения кризисных ситуаций

● Оценка темпа продвижения к цели

Взаимосвязь контроля с другими функциями:   Планирование: в планах определяются цели и конкретные показатели, которые нужно контролировать.

Организация: решение проблем централизации (низкий контроль) и децентрализации (высокий контроль)

Мотивация: зависит от результатов труда, поэтому нужен контроль

Координация: контроль эффективности всех функций менеджмента

Элементы контроля:

● Объект – предприятие, организация, отдельные работники

● Субъект – менеджеры, подразделения и гос органы

● Предмет – процессы, происходящие в организации (производственный, качества, за финансами)

● Инструменты -наблюдение, учет, анализ

Этапы контроля:

1. Установление стандартов: определение показателей результатов.

Стандарт – определение показателей результативности. Стандарты должны иметь:

- временные рамки

-критерии для оценки работы

2. Сравнение «план-факт»: определение масштабов отклонений, принцип исключения, измерение результатов (сравнение достигнутых результатов с установленными стандартами)

3. Действия: ничего не делать, устранить отклонения, изменить стандарты.

Виды:

1. По стадии производственного процесса: входной, операционный, контроль готовой продукции

2. По субъекту контроля: гос, отдел технического контроля, менеджером, самоконтроль

3. По степени охвата объекта: сплошной, выборочный

4. По режиму контроля: усиленный, обычный

5. По периодичности: непрерывный, периодический

6. По времени:

○ Предварительный контроль (предшествует началу контроля) (призван предотвращать потенциальные ошибки и несоответствие установленным стандартам и требованиям)

■ Управленческий контроль (принято ли УР, правильно ли оформлено, доведено ли)

■ Контроль за ресурсами (материалы и финансы)

■ За стадиями кругооборота капитала

○ Текущий контроль (основная форма): контроль за ходом выполнения заданий

○ Итоговый контроль - контроль за результатами работы (расчет отклонений фактических значений от плановых, анализ причин этих отклонений).

5) Координация - обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.

Важность: Обеспечивая взаимосвязь всех функций менеджмента, координация способствует бесперебойной работе предприятия. Координация синхронизирует не только текущую деятельность организации, но позволяет осуществлять согласованные действия по ее изменению, адаптации к меняющимся требованиям рынка. Это имеет особое значение в современных условиях, когда приспособляемость к внешней среде становится одним из основных факторов развития.

Процедуры:

● Приказы, распоряжения

● Создание норм и правил

● Совещание, контакты между руководителями и подчиненными

 

Основные школы менеджмента

Возникновение и особенности развития менеджмента на различных исторических этапах.

Этапы:

1. Донаучный (до 18 века) в первобытном обществе управление осуществлялось сообща. Руководители – старейшины.

2. Научный 1776 год наше время

● Индустриальный (1776-1856) Адам Смит – характеристики и обязанности руководителя государства. Роберт Оуен – гуманизация процессов управления производством 

● Систематизации (1856-1960) промышленная революция привела к фабрикам. Владельцы не справлялись с управлением фабрик и ставили на должность людей, задачей которых было управление – первые менеджеры

● Информационный (1960 – наше время). Применение мат и компьютерных моделей в управлении, системный анализ, систематизационный подход

 

Научная школа управления, ее представители и основные идеи.

Представители: Фредерик Тейлор, Фрэнк и Лилиан Гилбрет и Генри Гантт.

1885-1920

Тейлор: «Управление фабрикой», «Принципы научного менеджмента». Основные идеи: увеличение производительности труда, постановка целей рабочим (научно обоснованного дневного задания и методов его выполнения)

Цель: рационализация процессов управления, наблюдение и замеры для совершенствования (рационализации) ручного труда, стимулирования рабочих. Учёт человеческого фактора, выделение управления в особую функцию, организация учета и отчетности. Планированием и выполнением занимаются разные люди.

 

Административная школа управления и ее особенности.

Представители: Анри Файоль, Макс Вебер, Эмирсон, Форд.

1920-1950

Рационализация производства, исследование проблем управления

Процесс управления - функция администрирования, предназначенная для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

Смысл: повысить деятельность организации можно, если все работники организации будут строго выполнять комплекс принципов.

Основные принципы управления по Файолю:

1. Разделение труда.

2. Полномочия и ответственность. 

3. Дисциплина.

4. Единоначалие.

5. Единство направления.

6. Подчинение личных интересов общественным.

7. Вознаграждение

8. Централизация

9. Скалярная цепь (общение по цепи полномочий от высшего уровня к низшему)

10. Порядок

11. Беспристрастность

12. Стабильность персонала

13. Инициативность

14. Коллективизм

Типы организаций по Веберу (по типу власти руководителя):

● Харизматический

● Традиционный

● Идеальный (бюрократический)

Характеристики идеальной бюрократии:

● Разделение труда

● Иерархия власти

● Формальный отбор

● Формальные правила и процедуры

● Беспристрастность

● Ориентированность на карьеру (менеджеров)

 

Бихевиористская школа управления, ее основные принципы.

Представители: Элтон Мэйо, Роэзлизбергер, Мари Фоллетт (школа человеческих отношений); Маслоу, Мак-Грегор, Херцберг (бихевиоризм)

1930-1950

Смысл: использование в управлении психологического метода, уделяли больше внимания неформальным отношениям.

В результате своей работы Мэйо пришел к следующим выводам: в организации нужно в дополнение к формальным отношениям развивать неформальные связи. Забота – позитивная реакция – развитие неформальных отношений. Также важен обмен эффективной информацией.

Исключение роли сознания и воли человека, концентрация на его поведении.

 

Математическая школа управления.

Представители: Акофф, Вир, Гольдбергер, Форестер.

1950 - наст время

Смысл: использование в управлении математических методов, особое значение уделялось компьютерной технике. Управленческие решения с помощью программ и математического аппарата. Рассмотрение производства как социальной системы с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

 

Процессный, системный и ситуационный подходы как методологическая основа современных концепций менеджмента.

Процессный подход: основа – анализ процессов и взаимосвязь процессов. Управление - непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций.

Системный подход: система – совокупность элементов с одной целью. Организация рассматривается как открытая (на неё действует внешняя среда) «система», состоящая из определенного количества взаимосвязанных элементов. Ее главный признак - наличие конкретной цели. Задача управления - комплексный процесс для достижения целей, стоящих перед системой.

● Четкое определение целе и установление их иерархии

● Достижение наилучших результатов при наименьших затратах, используя сравнительный анализ выбора альтернативных путей достижения поставленных целей

● Широкая всесторонняя оценка всех возможных результатов деятельности на основе количественной оценки целей, методов и средств их достижения

Ситуационный подход заключается в определении понятия ситуации, для которой применяются свои уникальные методы управления. Нет универсальных методов управления. На организацию влияют внутренние и внешние переменные.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.