Специфика оценки автотранспортных средств — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Специфика оценки автотранспортных средств

2017-05-22 435
Специфика оценки автотранспортных средств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автотранспортные средства обладают рядом существенных функ­циональных, конструктивных и эксплуатационных отличий от других объектов оценки, в том числе:

• состав и влияние факторов, определяющих стоимость в отно­шении автотранспортных средств, существенно отличаются от других объектов оценки;

• правовые, организационные, методические, информационные аспекты оценки автотранспортных средств существенно отличаются от других объектов оценки. Правовые нормы по автотранспортным сред­ствам выделены в целом ряде нормативных правовых актов (Гражданский кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ);

• автотранспортные средства являются объектом повышенной опас­ности, что вызывает целый ряд правовых последствий, связанных с возме­щением материального ущерба, и требует проведения его оценки;

• в действующих в РФ классификаторах, связанных с проведением работ по оценке, автотранспортные средства выделены в отдельную груп­пу (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ– оценка таможенной стоимости, Общероссийский классификатор основ­ных фондов – переоценка основных фондов и.т.д.);

• структура и параметры рынков автотранспортных средств суще­ственно отличаются от тех же характеристик товарных рынков других ви­дов объектов оценки, что является принципиальным вопросом при фор­мировании методического и информационного обеспечения.

Затратный подход при оценке транспортных средств основывается на том, что в качестве стоимости оцениваемого транспортного средства принимаются затраты на его изготовление. Так как транспортные сред­ства – объекты серийного или крупносерийного производства, то затрат­ный подход в большинстве случаев не используется.

Доходный подход основывается на определении текущей стоимости объекта оценки как совокупности будущих доходов от его использования.

Глава 4. Законодательство Российской Федерации об оценочной деятельности

Так как доходы дает только конкретное производство, то доходный подход не применяется при оценке отдельных видов средств труда, являющихся элементом производства, а в основном используется только для оценки предприятий, производственных комплексов и других объектов бизнеса.

По этой причине при оценке отдельных транспортных средств до­ходный подход практически не применяется.

Рыночный (сравнительный) подход основывается на анализе цен покупки и продажи транспортных средств, сложившихся в данный мо­мент на первичном и вторичном рынке. Так как транспортные сред­ства– продукция массового потребления и число сделок купли-продажи достаточно велико, то ценовая информация стабильна и доступна. В том cлучае, если у оценщика отсутствует информация о сложившейся рыночной цене конкретной марки транспортного средства, он может с помощью рыночного (сравнительного) подхода оценить данное транс­портное средство на основе анализа рыночных цен на транспортные средства, имеющие аналогичные функциональные и конструктивные характеристики. В данном случае в рамках сравнительного подхода бу­дет использоваться метод прямого сравнения продаж.

В качестве исходной информации для реализации сравнительно­го подхода могут быть использованы данные торгующих организаций (автомагазинов, дилеров, автосалонов, автоцентров и т.д.), осущест­вляющих продажу транспортных средств в соответствии с требования­ми документа, периодических и справочных изданий, органов государ­ственной статистики и т.д.

4.6. Методология оценки долей участия,

акций и паев (бизнеса)

При определении рыночной стоимости компании в соответствии с Международными стандартами, Стандартами оценки РОО, Федераль­ными стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности, и принятой в России практикой могут исполь­зоваться три принципиально различных подхода:

• затратный;

• сравнительный;

• доходный.

Доходный подход

Каждый подход, может быть реализован несколькими методами. В наглядной форме все подходы и методы приведены в нижеследующей таблице, а далее будет дано краткое описание каждого из них.

Краткая характеристика подходов и методов оценки

Подход Затратный Сравнительный Доходный
Методы Стоимость чистых активов Ликвидационная стоимость Избыточные прибыли Кампания - аналог (рынок капитала) Сделки Отраслевые коэффициенты Дисконтированные будущие доходы Капитализация доходов
Уровень стоимости Стоимость контрольного пакета акций Рынок капитала – стоимость неконтрольного пакета Сделки, отраслевые коэффициенты – стои­мость контрольного пакета Как правило, стоимость контрольного пакета

Доходный подход

Доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объек­та оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от исполь­зования объекта оценки.

Подход с точки зрения дохода представляет собой процедуру оцен­ки стоимости исходя из того принципа, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму большую, чем текущая стоимость бу­дущих доходов от этого бизнеса.

Данный подход к оценке считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете, покупает не набор активов, а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства и получить прибыль.

Существует два метода пересчета чистого дохода в текущую стои­мость: метод капитализации дохода и метод дисконтированных денеж­ных потоков.

Метод капитализации прибыли используется в случае, если ожида­ется, что будущие чистые доходы приблизительно будут равны текущим или темпы их роста будут умеренными и предсказуемыми. Причем дохо­ды являются достаточно значительными положительными величинами, т.е. бизнес будет стабильно развиваться. Метод дисконтированных денежных потоков используется, когда ожидается, что будущие уровни денежных потоков существенно отли­чаются от текущих, можно обоснованно определить будущие денежные потоки, прогнозируемые будущие денежные потоки являются положи­тельными величинами для большинства прогнозных лет, ожидается, что денежный поток в последний год прогнозного периода будет значитель­ной положительной величиной.

Для проведения оценки бизнеса методом ДДП нам необходимо раз­бить его на несколько этапов, а именно:

1) выбор модели или типа денежного потока;

2) определение продолжительности прогнозного периода;

3) проведение ретроспективного анализа валовой выручки от реа­лизации и прогнозирование ее на будущее;

4) проведение анализа и составление прогноза расходов;

5) анализ и прогнозирование инвестиций (капиталовложений);

6) расчет денежного потока для каждого прогнозируемого года;

7) выбор ставки дисконтирования;

8) определение дохода, который будет получен в постпрогнозный период;

9) расчет текущей стоимости будущих денежных доходов в про­гнозный и постпрогнозный период, а также их суммарного значения.

Оценка предприятия (бизнеса) методом ДДП начинается с выбора типа денежного потока, который будет использоваться в расчетах, так как выбор того или иного вида денежного потока в дальнейшем отража­ется как на способе расчета величины денежного потока, так и на под­ходе к определению уровня ставки дисконта. Величина денежного по­тока во многом определяет стоимость предприятия, так как денежный поток представляет собой разницу между притоком и оттоком денежных средств на предприятии.

В зависимости от того, учитывается в денежном потоке инфляционная составляющая или нет, различают номинальный и реальный денежный по­токи (первый в отличие от второго учитывает влияние инфляции).

Кроме того, применяя метод дисконтирования денежных потоков, в расчетах можно использовать либо «денежный поток для собственно­го капитала» (Equity Cash Flow), либо «бездолговой денежный поток» (Debt Free Cash Flow, DFCF) – денежный поток для всего инвестирован­ного капитала. Различия между ними заключаются в том, что при расче­те денежного потока для собственного капитала вычитаются проценты за кредиты и вносятся корректировки на прирост/сокращение задолжен­ности компании по кредитам, а также в использовании различных ста­вок дисконтирования.

Типы денежного потока

База денежного потока Тип ставки дисконтирования
Бездолговой денежный поток Средневзвешенная стоимость капитала (WACC)
Денежный поток для собственого капитала Стоимость собственного капитала

Согласно теории оценки, вне зависимости от того, выбран денеж­ный поток для собственного капитала или бездолговой денежный поток, итоговые величины стоимости компании будут равны.

Денежный поток представляет собой разницу между притоком средств на предприятие и оттоком их из оборота данного предприятия.

Денежный поток может быть рассчитан как:

• денежный поток для собственного капитала;

• бездолговой денежный поток (или поток для инвестированного капитала).

На основе денежного потока для собственного капитала определя­ется рыночная стоимость собственных средств предприятия.

Денежный поток для собственного капитала отражает в своей струк­туре планируемый способ финансирования стартовых и последующих инвестиций в предприятие. Формула для расчета денежного потока на собственный капитал приведена ниже.

Формула для расчета денежного потока на собственный капитал

Действие Показатель
Чистая прибыль
плюс Амортизационные отчисления
плюс (минус) Продажа активов (капитальные вложения)
плюс (минус) Увеличение (уменьшение долгосрочной задолженности)
плюс (минус) Уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала

Дисконтирование такого денежного потока производится по ставке дисконтирования для собственного капитала (требуемой инвестором).

Бездолговой денежный поток (поток для инвестированного капи­тала) рассматривается с целью определения эффективности вложения капитала в целом. Формула для расчета денежного потока на инвестиро­ванный капитал приведена ниже.

Формула для расчета денежного потока на инвестированный капитал

Действие Показатель
Чистая прибыль
плюс Амортизационные отчисления
плюс (минус) Продажа активов (капитальные вложения)
плюс (минус) Уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала
плюс Проценты по задолженности, уменьшенные на ставку налога на прибыль (если они были включены в себе- стоимость)

 

Дисконтирование этого денежного потока производится по ставке, равной средневзвешенной стоимости капитала данного предприятия. Для оценки стоимости собственного капитала предприятия (100% уставного капитала) необходимо вычесть заемные средства.

Определившись с видом денежного потока необходимо определить длительность прогнозного периода. При оценке предприятия оценщик ис­ходит из того, что предприятие будет существовать неопределенно долго. Хотя понятно, что спрогнозировать темпы роста предприятия на полвека вперед не представляется возможным даже в условиях стабильной эконо­мики. Что говорить о нашей экономике подверженной столь частым коле­баниям. Поэтому при оценке бизнеса методом дисконтированного денеж­ного потока весь срок прогнозируемой деятельности предприятия следует разделить на два периода: прогнозный период и постпрогнозный период. В первом периоде могут наблюдаться значительные колебания в деятель-

ности фирмы (рост и падение объемов продаж, изменение в структуре себе­стоимости и т.п.). Это период, когда деятельность предприятия еще не ста­билизировалась, в результате чего могут отсутствовать четко выраженные тенденции в развитии. Это наиболее сложный участок прогнозирования, поскольку приходится детально анализировать факторы стоимости, влияю­щие на величину денежного потока и прогнозировать их изменение по от­дельности. Кроме того, любые изменения во внешней среде предприятия (потеря заказчика, выход на рынок нового конкурента, изменение законо­дательства) неизбежно сказываются на объемах продаж и себестоимости продукции предприятия, а именно эти изменения сложнее всего учесть. Не­стабильность внешней среды, как правило, требует составления трех сце­нариев возможного развития в прогнозном периоде: пессимистического, реалистического и оптимистического. В российской практике оценки срок прогнозирования, как правило, принимается равным 3-5 годам в зависимо­сти от конкретных условий оценки.

Под постпрогнозным периодом понимается этап развития предпри­ятия, когда объемы производства и сбыта стабилизируются, изменения в себестоимости относительно невелики, темпы роста предприятия прибли­жаются к среднеотраслевым. Величина темпов роста предприятия либо определяется оценщиком самостоятельно, либо закладывается в размере, определенным стратегическим планом развития предприятия.

Для прогнозирования выручки необходимо рассмотреть ретроспективные данные об объемах производства, а также учесть уровень инфляции.

Для прогнозирования статей расходов, необходимо провести анализ ретроспективных данных расходов компании.

Помимо основных статей затрат, при построении денежного потока необходимо учесть статьи «Прочие расходы» и «Прочие доходы».

Прогноз собственного оборотного капитала, как правило, осущест­вляется на основании ретроспективной информации о сроках оборачи­ваемости краткосрочных активов и пассивов.

Амортизационные отчисления прогнозируются исходя из средне­взвешенного значения норм амортизации по всем основным средствам, на основании данных бухгалтерского учета.

Капитальные вложения прогнозируются исходя из плана капиталь­ных вложений, представленного менеджментом компании.

Решающим шагом в процессе дисконтирования является выбор со­ответствующих норм дисконтирования (ставок дохода).

Ставка дисконта – коэффициент, используемый для расчета теку­щей стоимости денежной суммы, получаемой или выплачиваемой в бу­дущем, то есть, ставка дисконта используется для определения суммы, которую заплатил бы инвестор сегодня за право получения ожидаемых в будущем поступлений. При вложении средств в предприятие ставка дисконта представляет собой коэффициент эффективности вложений ка­питала, достижение которого ожидает инвестор при принятии решения о приобретении будущих доходов с учетом риска их получения. Таким образом, для того чтобы принять правильное решение об инвестирова­нии в предприятия с одинаковыми денежными потоками, необходимо учесть в ставке дисконта все риски. связанные с бизнесом тех или иных предприятий. В этом случае ставка дисконта будет важнейшим факто­ром, влияющим на стоимость предприятия.

Существует несколько видов ставок дисконта, каждая из которых имеет определенную специфику расчета. Но используемая ставка дис­конта должна обязательно соответствовать выбранному типу денежного потока. А именно: если оценщиком в качестве базы для расчета был вы­бран денежный поток для собственного капитала, то могут быть исполь­зованы два подхода к расчету ставки дисконта:


• модель оценки капитальных активов (CAPM – Capital Asset Pricing Model);

• модель кумулятивного построения.

Если же за основу для расчета взят денежный поток для инвестирован­ного капитала, то для расчета коэффициента дисконтирования может быть использован только метод средневзвешенной стоимости капитала -WACC.

После расчета денежных потоков в прогнозном периоде необходи­мо определить стоимость компании в постпрогнозном периоде. Расчет стоимости может быть произведен несколькими методами в зависимо­сти от ожидаемых изменений, которые могут произойти в постпрогноз­ном периоде. Существуют следующие методы расчетов:

• По стоимости чистых активов предприятия: данный метод ис­пользуется в том случае, если в постпрогнозный период ожидается про­дажа активов. В качестве остаточной стоимости используется ожидаемая стоимость активов предприятия на конец прогнозного периода. Метод, основанный на стоимости активов, в большей степени ориентируется на изменение стоимости имущества, нежели на способность данного иму­щества приносить доход;

• По ликвидационной стоимости: данный метод используется в том случае, если в постпрогнозный период ожидается банкротство компании с последующей продажей имеющихся активов. При расчете ликвидационной стоимости необходимо принять во внимание расходы, связанные с ликвида­цией, и скидку на срочность (при срочной ликвидации);

• Метод «предполагаемой продажи»: состоит в пересчете денеж­ного потока в показатели стоимости с помощью специальных мульти­пликаторов, полученных из анализа ретроспективных данных по про­дажам сопоставимых компаний;

• Модель Гордона капитализирует годовой доход постпрогнозного периода в показатель стоимости при помощи коэффициента капитализа­ции, рассчитанного как разница между ставкой дисконта и долгосрочны­ми темпами роста. При отсутствии темпов роста коэффициент капита­лизации будет равен ставке дисконтирования. Модель Гордона основана на прогнозе получения стабильных доходов в остаточный период. Дан­ная модель учитывает денежные потоки от оцениваемого предприятия в постпрогнозном периоде.

По мнению большинства аналитиков, последние две модели явля­ются более предпочтительными, поскольку учитывают денежные пото­ки от оцениваемого предприятия в постпрогнозном периоде. Методы, основанные на стоимости активов, в большей степени ориентируются на изменение стоимости имущества, нежели на способность данного имущества приносить доход.

Суть модели Гордона заключается в том, что стоимость предприя­тия на начало первого года постпрогнозного периода будет равна вели­чине капитализированного денежного потока постпрогнозного периода (то есть текущей стоимости бесконечного аннуитета).

Модель Гордона выглядит следующим образом:

1 nCFVRg +=− или (1) nCFgVRg Ч+=−, где:

V – стоимость предприятия в постпрогнозный период;

CFn – денежный поток в последний прогнозный период;

CFn+ 1 – денежный поток в первый год постпрогнозного периода;

R – ставка дисконтирования;

g – ожидаемые темпы прироста денежного потока в постпрогноз­ном периоде.

Осуществляя дисконтирование спрогнозированного денежного пото­ка, следует учитывать тот факт, что предприятие получает доходы и осу­ществляет расходы равномерно в течение года, поэтому дисконтирование потоков должно быть произведено для середины периода.

Расчет фактора текущей стоимости осуществляется по формуле

)5.0()1(1−+= nRF, где:

F - фактор текущей стоимости,

R - ставка дисконта

n - число периодов.

Далее определенный таким образом фактор текущей стоимости умножается на величину денежного потока в прогнозном периоде за со­ответствующий период. Текущие величины стоимости денежных пото­ков складываются, в результате чего получается чистая текущая величи­на денежного потока за весь прогнозный период.

Дисконтирование стоимости постпрогнозного периода должно про­изводиться по фактору текущей стоимости последнего года отчетного периода, по формуле nRF)1(1+=

Полученная величина от дисконтирования стоимости компании в постпрогнозном периоде прибавляется к приведенному чистому денеж­608 Антикризисное управление 609

ному потоку, определенному за прогнозный период. Результатом являет­ся рыночная стоимость предприятия.

Сравнительный подход

Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объ­екта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами- анало­гами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, тех­ническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

В соответствии со сравнительным подходом, величиной стоимости оцениваемого предприятия является наиболее вероятная реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком. В рамках данно­го подхода используются далее описанные методы оценки.

Этапами расчета является выбор сопоставимых аналогов и анализ ценовых показателей сравниваемых объектов с целью приведения по­следних к единой базе (условиям приобретения объекта оценки).

Отбор аналогов проводился по следующим критериям:

• отраслевое сходство;

• сопоставимость размеров компании–аналога и оцениваемого предприятия, объемов деятельности, и иным показателям;

• достоверно известны условия совершения сделки: размер и цена проданного пакета акций (доли в уставном капитале);

• имеется доступ к финансовой отчетности потенциального предприятия-аналога и данные о его производственной и хозяйственной деятельности.

Сравнительный подход включает в себя следующие основные методы:

• метод рынка капитала;

• метод сделок;

• метод отраслевых коэффициентов.

• метод ретроспективных сделок.

Методика рынка капитала основана на анализе рыночных цен по сделкам с акциями предприятий (доли в уставном капитале), аналогич­ных с оцениваемым предприятием.

Метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформиро­ванных открытым фондовым рынком. Таким образом, базой для сравне­ния служит цена на единичную акцию акционерных обществ открыто­го типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

Метод сделок или метод компании-аналога основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций (доли в уставном капитале) сопоставимых предприятий или на анализе цен приобретения предпри­ятий целиком.

Метод сделок, или метод продаж ориентирован на цены приобрете­ния предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это опреде­ляет наиболее оптимальную сферу применения данного метода оценки предприятия или контрольного пакета акций.

Главное отличие метода сделок от метода рынка капитала в том, что первый определяет уровень стоимости контрольного пакета акций (доли в уставном капитале), позволяющего полностью управлять предприяти­ем, тогда как второй метод определяет стоимость предприятия на уровне неконтрольного пакета.

Метод отраслевых коэффициентов или метод отраслевых соотноше­ний используется для ориентировочных оценок стоимости предприятий и основан на предположении, что стоимость оцениваемого бизнеса рав­на произведению определенного числового коэффициента (рассчитан­ного или общепринятого для данной отрасли или вида предприятий) и финансового показателя деятельности предприятия.

Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотно­шений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между неопределенными финансовыми параметрами.

Отраслевые коэффициенты рассчитаны на основе длительных ста­тистических наблюдений специальными исследовательскими института­ми за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В результате обобщения были разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оце­ниваемого предприятия.

Метод анализа ретроспективных сделок заключается в расчете ры­ночной стоимости на основе результатов совершенных в прошлом сде­лок с акциями оцениваемого предприятия.

Метод отраслевых коэффициентов на данный момент не получил достаточного распространения, его применение ограничивается не­сколькими отраслями хозяйствования.

Выбор мультипликаторов

На первом этапе расчетов производится отбор мультипликаторов, которые будут использованы при расчете стоимости компании сравни­тельным подходом. Ниже приведено описание основных мультиплика­торов, обычно используемых в расчетах.

1) Мультипликатор цена/выручка.

Мультипликатор цена/выручка является одним из самых распростра­ненных, что во многом объясняется его простой и эффективностью. Причи­ны широкого распространения мультипликатора цена/выручка следующие:

• может быть рассчитан практически для любой компании, кроме тех, которые находятся в стадии разработки продукта;

• изменчивость выручки (волатильность) гораздо ниже, чем прибы­ли, и она меньше подвержена влиянию случайных факторов конкретного года. Следовательно, данный мультипликатор отражает различия в долго­срочной доходности компаний, что непосредственно влияет на их оценку;

• на мультипликатор цена/выручка не оказывают влияние методы бухгалтерского учета, которые могут сильно отличаться для разных ком­паний и тем самым искажать их оценку.

• информация о данном мультипликаторе является наиболее до­ступной.

С учетом специфики страховой деятельности мультипликатор цена/выручка от реализации модифицируется в мультипликатор цена компа­нии/совокупные страховые премии.

2) Мультипликатор цена/чистая прибыль (P/E).

В странах с развитой экономикой мультипликатор P/E является, по­жалуй, самым распространенным. Однако он чаще других мультипли­каторов бывает не определен. Так. чистая прибыль крупных российских компаний нередко бывает отрицательной. Если чистая прибыль компании мала (стремится к нулю), то мультипликатор стремится к бесконечности и его нельзя использовать для расчетов. Еще при отборе мультипликаторов всегда возникает проблема, какие из них можно отнести к нормальным, а какие – к аномальным. Проведение такой границы всегда субъективно и чревато ошибками, выражающимися в переоценке или недооценке ком­пании. Дополнительным отрицательным фактором, осложняющим при­менение данного мультипликатора, является то обстоятельство, что на чистую прибыль влияют единовременные расходы-доходы (например, от процедур продажи и списания). А корректировка на единовременные рас­ходы не всегда возможна по причине отсутствия информации. Еще одним фактором не в пользу данного мультипликатора является то обстоятель­ство, что P/E сильно зависит от доли долга в структуре капитала.

Таким образом, данный мультипликатор не учитывает различия между компаниями с высокой долей долга и с низкой.

3) Мультипликаторы, связанные с денежным потоком Стоимость предприятия/прибыль до выплаты процентов, налогов и амортизации) (EV/EBITDA).

Для стран с цивилизованным, развитым рынком мультипликатор EV/EBITDA является одним из самых распространенных и «уважаемых».

Он применяется как для классических расчетов, так и в необычных ситуациях. Он дает хорошие результаты для компаний с долговым фи­нансированием, с неэффективными капитальными вложениями. Очень хорошо использовать этот показатель для капиталоемких отраслей, где амортизация велика.

Однако успешное использование данного мультипликатора для рос­сийских компаний осложняется следующими обстоятельствами.

• Для «западных компаний» переоценка основных средств осу­ществляется регулярно и их учетная стоимость близка к рыночной. Поэ­тому и разница в размере амортизационных отчислений также является обоснованной.

• В современного условиях российского рынка, когда последняя обязательная переоценка проводилась в 1997 г., причем разными спо­собами, учетная стоимость основных средств, как правило, не отражает их рыночную стоимость. Часто основные средства числятся по «истори­ческой стоимости». Кроме того, на рынке появились недавно организо­ванные предприятия, в которых основные средства числятся на балансе по рыночной стоимости. Так как действительно сопоставить основные средства компаний по их учетной стоимости для большинства россий­ских компаний невозможно, то невозможно сопоставить и амортизацию основных средств.

Это обстоятельство сильно затрудняет сравнение по данному муль­типликатору российские и иностранные компании и осложняет успешное применение данного мультипликатора для оценки российских компаний.

Информация о компаниях – аналогах

Ключевым моментом осуществления сравнительного подхода к оценке является выбор компаний-аналогов и сбор информации о них. На начальном этапе выявляются потенциально сопоставимые предприятия. В дальнейшем, с помощью всестороннего анализа, из их числа форми­руется список аналогов и определяется, как соотносится оцениваемая компания и выбранные аналоги.

Отбор аналогов проводился по следующим критериям:

• отраслевое сходство;

• сопоставимость размеров компании-аналога и оцениваемого предприятия, объемов деятельности, и иным показателям;

• достоверно известны условия совершения сделки: размер и цена проданного пакета акций;

• имеется доступ к финансовой отчетности потенциального предприятия-аналога и данные о его производственной и хозяйственной деятельности.

Далее на основе приведенных выше данных по компаниям-аналогам рассчитываются величины мультипликаторов, используемые для даль­нейших расчетов.

Проанализировав мультипликаторы компаний-аналогов, а также сами компании-аналоги, полученную по ним информацию, оценщик, как правило, рассчитывает среднее значение мультипликаторов, поскольку амплитуда колебаний мультипликаторов достаточно высока. Далее об­ратным счетом с использованием среднего значения мультипликатора рассчитывается стоимость компании-объекта оценки. Как правило, к по­лученной стоимости прибавляются неоперационные активы компании.

Затратный подход

Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроиз­водства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необ­ходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и тех­нологий, применяющихся на дату оценки.

Затратный подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость пред­приятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует ры­ночной стоимости. В результате перед оценщиком ставится задача про­ведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности. Далее из полученной суммы вы­читают стоимость обязательств предприятия. Итоговая величина, по­лученная таким образом, отражает рыночную стоимость собственно­го капитала предприятия. Для расчетов используются данные баланса предприятия на дату оценки (либо на последнюю отчетную дату).

Метод чистых активов. При применении данного метода предпри­ятие оценивается с точки зрения издержек на его создание при условии, что предприятие останется действующим и у него имеются значитель­ные материальные активы. В этом случае определяется рыночная стои­мость контрольного пакета акций.

Метод ликвидационной стоимости предприятия применяется, ког­да предприятие находится в ситуации банкротства или ликвидации либо есть серьезные сомнения в способности предприятия оставаться дей­ствующим. Ликвидационная стоимость представляет собой чистую де­нежную сумму, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия, раздельной распродаже его активов и после расчетов со всеми кредиторами.

Метод избыточных прибылей. Суть метода в том, чтобы выявить и оценить гудвилл по остаточной прибыли (прибыли, превышающей нор­мы по материальным активам). Стоимость предприятия определяется как стоимость материальных активов, тех нематериальных активов, ко­торые оценивались отдельно, и гудвилла. Метод может быть использо­ван только для высокорентабельных предприятий. Он требует тщатель­ного анализа износа активов и их доходности.

Метод стоимости чистых активов основан на анализе активов предприятия. Использование данного метода дает лучшие результаты при оценке действующего предприятия, обладающего значительными материальными и финансовыми активами. Процедура оценки стоимо­сти предприятия затратным подходом по методу чистых активов может быть представлена в виде следующего алгоритма:

• оценивается недвижимое имущество предприятия по обосно­ванной рыночной стоимости;

• определяется обоснованная рыночная стоимость машин и обо­рудования;

• выявляются и оцениваются нематериальные активы.

К нематериальным активам в соответствии с принятыми ПБУ 14/2000, могут быть отнесены:

• исключительные права патентообладателя на изобретения, про­мышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения;

• исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных;

• исключительные права владельца на товарный знак и знак обслу­живания, наименований места происхождения товаров;

• имущественное право автора или иного правообладателя на то­пологии интегральных микросхем;

• деловая репутация организации, а также организационные рас­ходы, которые в соответствии с учредительными документами при­знаны вкладом в уставный (складочный) капитал организации.

К нематериальным активам также относятся:

• не имеющие материально-вещественной (физической) структуры;

• идентифицируемые от другого имущества предприятия;

• используемые в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд предприятия;

• используемые в течение длительного периода времени (свыше 12 месяцев);

• способные приносить экономические выгоды (доход) в будущем;

• имеющие надлежащие оформленные документы, подтверждаю­щие существование самого актива и исключительных прав на резуль­таты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, до­говор уступки и т.д.).

В целом для оценки НМА применимы те же три основополагающих подхода – это затратный, доходный и сравнительный подходы. Основным же подходом при оценке нематериальных активов чаще всего является до­ходный подход.

К основным методам оценки НМА относятся:

• метод преимущества в прибыли;

• метод выигрыша в себестоимости;

метод сделок;

• метод стоимости создания.

При этом:

1. Определяется рыночная стоимость финансовых вложений, как долгосрочных, так и краткосрочных.

2. Товарно-материальные запасы переводятся в текущую стои­мость. Неликвидные запасы из расчетов исключаются.

3. Оценивается дебиторская задолженность.

При оценке требуется провести анализ дебиторской задолжен­ности по срокам погашения, выявление просроченной задолженности с последующим разделением ее на:

• безнадежную к взысканию;

• ту, которую предприятие еще надеется получить.

При анализе дебиторской задолженности оценщик должен про­верить, не являются ли сомнительными векселя, выпущенные другими предприятиями. Несписанная дебиторская задолженность оценивает­ся дисконтированием будущих основных сумм и выплат процентов к их текущей стоимости. Безнадежная к вызысканию дебиторская задол­женность в расчетах не учитывается.

• Оцениваются расходы будущих периодов.

• Обязательства предприятия переводятся в текущую стоим


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.