Глава 8. Финансирование социального обслуживания и условия оплаты социальных услуг — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 8. Финансирование социального обслуживания и условия оплаты социальных услуг

2021-05-27 34
Глава 8. Финансирование социального обслуживания и условия оплаты социальных услуг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 30. Финансовое обеспечение социального обслуживания

1. Комментируемой статьей определены источники финансового обеспечения социального обслуживания. Первым из указанных источников являются бюджетные поступления, то есть, средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к которым в соответствии с бюджетным законодательством относятся;

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;

бюджеты городских и сельских поселений.

Данный источник финансового обеспечения можно рассматривать в качестве основного, поскольку обязанность государства осуществлять социальное обеспечение и социальную защиту граждан, является конституционно установленной.

Если провести сравнение с законодательным закреплением финансового обеспечения, установленным в ранее действующих Законе об основах социального обслуживания 1995 г. и ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", то можно сделать логический вывод о том, что бюджетные источники финансирования в комментируемом Законе используются в более широком смысле и в полном объеме. Так, ст. 23 Закона об основах социального обслуживания 1995 г. определяла, что социальное обслуживание населения, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов РФ, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов РФ. Следовательно, финансирование осуществлялось из региональных бюджетов. Статьей 31 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" было установлено, что основным источником финансирования государственного сектора системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются бюджеты субъектов РФ. В качестве дополнительных внебюджетных источников финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов предусматривались средства, поступающие из целевых социальных фондов; кредиты банков и средства других кредиторов; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предприятий, учреждений и организаций системы социальной защиты населения, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ; доходы от ценных бумаг; средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования; другие источники, не запрещенные законом.

Такое узкое рассмотрение бюджетных источников финансового обеспечения являлось не вполне оправданным, поскольку на практике региональные бюджеты являлись в большей степени не источниками финансового обеспечения социального обслуживания и социальной помощи, а распределителями средств федерального бюджета на указанные цели, а за счет собственных средств осуществлялась лишь незначительная часть расходов.

Следующим из указанных в комментируемой статье источников финансового обеспечения социального обслуживания являются благотворительные взносы и пожертвования (п. 2 ч. 1), то есть, средства, которые поступают в результате благотворительной деятельности. Под благотворительной деятельностью в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительная деятельность осуществляется гражданами и юридическими лицами добровольно и на основе свободы выбора ее целей. Благотворительные взносы и пожертвования могут осуществляться в форме бескорыстной передачи в собственность имущества, денежных средств, бескорыстного наделения правом владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности, бескорыстного выполнения работ или предоставления услуг.

Благотворительная деятельность может осуществляться организациями, созданными в форме общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных законодательством.

Следующим источником финансового обеспечения социального обслуживания являются средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи).

Законом установлено, что социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания могут быть представлены за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателей социальных услуг, превышает предельную величину среднедушевого дохода. Порядок определения среднедушевого дохода установлен Правилами определения дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденного постановления Правительства РФ от 18.10.2014 г. N 1075.

Еще одним предусмотренным комментируемой статьей источником финансового обеспечения социального обслуживания являются доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещенные законом источники (п. 4 ч. 1).

Организации социального обслуживания, являющиеся некоммерческими организациями, вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Осуществление организациями социального обслуживания предпринимательской и иной приносящей доход деятельности регламентируется ГК РФ.

2. Бюджетные источники финансирования организаций социального обслуживания дифференцированы в зависимости от подчиненности указанных организаций органам государственной власти соответствующего уровня. Так, финансовое обеспечение организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством. Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания субъекта РФ осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством, за счет средств бюджета субъекта РФ. Кроме того, и в том, и в другом случае источником финансового обеспечения могут являться средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Финансирование организаций социального обслуживания за счет средств федерального либо регионального бюджета говорит о том, что указанные организации являются государственными и муниципальными учреждениями, правовое положение которых установлено в ст. 123.22 ГК РФ.

Финансовое обеспечение негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по социальному обслуживанию и предоставляющих социальные услуги, а также социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги, осуществляется следующими способами:

1) путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

2) путем проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

3) за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам регламентировано бюджетным законодательством. В частности, ст. 78 БК РФ установлено, что субсидии указанным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета.

Правоотношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с указанным законом под контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается совокупность участников контрактной системы в сфере закупок, в которую включаются:

1) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является Министерство экономического развития РФ;

2) органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

3) иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок;

4) Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом";

5) заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

6) уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации;

7) операторы электронных площадок, и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

При осуществлении закупок субъектам малого предпринимательства, а также социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются определенные преимущества. Так, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок. Закупки у указанных субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

3. В соответствии с положениями ч. 5 комментируемой статьи уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному органу субъекта РФ предоставлено право привлекать иные источники финансирования социального обслуживания, в том числе для реализации совместных проектов в данной сфере, причем содержание указанных иных источников законодателем не раскрывается.

4. Расходование средств, поступивших в результате оказания платных социальных услуг, находится под строгим контролем (см. ч. 6 комментируемой статьи). При этом порядок расходования указанных средств, находящихся в распоряжении организаций социального обслуживания, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, устанавливается и контролируется федеральным органом исполнительной власти, то есть, Министерством труда и социального развития РФ. Порядок расходования указанных средств, находящихся в региональных организациях социального обслуживания, устанавливается соответственно уполномоченным органом субъекта РФ.

Так, например, Областным законом Ленинградской области от 30.10.2014 г. N 72-оз "О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области" установлено, что порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг для организаций социального обслуживания Ленинградской области, разрабатывается и утверждается уполномоченным органом Ленинградской области.

В соответствии со ст. 5 Закона Оренбургской области от 03.10.2014 г. N 2560/729-V-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Оренбургской области в сфере социального обслуживания граждан в Оренбургской области, внесении изменений и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Оренбургской области" финансовое обеспечение реализации полномочий органов государственной власти Оренбургской области в сфере социального обслуживания граждан в Оренбургской области является расходным обязательством Оренбургской области.

В Законе Приморского края от 29.12.2004 г. N 199-КЗ "О социальном обслуживании населения в Приморском крае" (в редакции от 29.09.2014) вопросам финансового обеспечения социального обслуживания посвящена ст. 27, где указано, что социальное обслуживание, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми нормативными правовыми актами Губернатора Приморского края, и финансовое обеспечение социального обслуживания являются расходными обязательствами Приморского края. Финансирование социальных служб иных форм собственности осуществляется из источников, предусмотренных их уставами либо иными учредительными документами. Дополнительными источниками финансирования социальных служб могут быть иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

В Законе Псковской области от 06.11.2014 г. N 1438-ОЗ "Об отдельных вопросах регулирования социального обслуживания граждан в Псковской области" вопросы финансового обеспечения социального обслуживания регулируются ст. 12, в Закон Республики Хакасия от 07.11.2014 г. N 94-ЗРХ "О социальном обслуживании граждан в Республике Хакасия" - ст. 23.

Положения ч. 6 комментируемой статьи находятся в тесной взаимосвязи с положениями ч. 7, которая предусматривает обязательные требования в части расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг.

Вне зависимости от того, в чьем ведении находятся организации социального обслуживания, порядок расходования указанных средств должен предусматривать возможность использования этих средств:

1) на текущую деятельность организации социального обслуживания;

2) на развитие организации социального обслуживания;

3) на стимулирование работников организации социального обслуживания.

Расходование организациями социального обслуживания денежных средств, полученных от оказания платных социальных услуг, осуществляется на основании планов финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год и плановый период. Указанные средства должны быть направлены на финансовое обеспечение текущей деятельности организации, на улучшение качества социального обслуживания, на материальное стимулирование работников. Так, приказом Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 31.03.2014 г. N 240 "Об утверждении Порядка расходования государственными бюджетными учреждениями социального обслуживания населения, находящимися в ведении министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг", принятым для установления единого механизма расходования указанных денежных средств и в целях реализации комментируемого Закона, утвержден соответствующий Порядок.

Указанным Порядком предусмотрено, что расходование организациями социального обслуживания денежных средств, полученных от оказания платных социальных услуг, осуществляется на основании планов финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных министерством в установленном порядке.

Денежные средства распределяются по следующим направлениям:

1) осуществление расходов для социального обслуживания граждан по приобретению продуктов питания; приобретению мягкого инвентаря; проведению культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

2) осуществление расходов на развитие материально-технической базы и обеспечение деятельности организаций социального обслуживания:

приобретение и содержание автотранспорта (запасные части, ГСМ, страхование транспортных средств, текущие ремонт и обслуживание автомобилей;

хозяйственные расходы (моющие и дезинфицирующие средства, навесные и врезные замки, хозяйственный инструмент, создание сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и поддержание размещаемой на них информации в актуальном состоянии);

типографские услуги (приобретение бланков, оплата публикаций);

повышение квалификации работников (оплата обучения на курсах повышения квалификации и связанные с этим командировочные расходы (суточные и найм жилья, оплата проезда));

обеспечение деятельности работников (приобретение (ремонт) оргтехники, мебели, инструментов, расходы на канцелярские товары, приобретение и заправка картриджей, оплата проезда работников в связи с профессиональной деятельностью, проведение медицинских осмотров);

текущий и капитальный ремонт, содержание зданий;

3) стимулирование труда и оказание материальной помощи работникам организаций социального обслуживания:

премирование работников;

доплата за расширение зоны обслуживания, увеличение нагрузки, совмещение профессий (должностей), внедрение новых форм и методов социального обслуживания;

оказание материальной помощи.

Отражение на счетах бухгалтерского учета денежных средств, полученных от оказания платных социальных услуг, осуществляется организациями социального обслуживания. Контроль за поступлением и расходованием денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

Приведем еще ряд примеров. Так, в целях реализации положений комментируемой статьи, Закона Рязанской области от 10.11.2014 г. N 66-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания на территории Рязанской области" Минсоцзащиты Рязанской области утвержден Порядок расходования организациями социального обслуживания Рязанской области средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг (см. постановление Минсоцзащиты Рязанской области от 11.11.2014 г. N 63).

В Московской области действует распоряжение Минсоцзащиты МО от 23.06.2014 г. N 18РВ-48 "Об утверждении Порядка расходования организациями социального обслуживания Московской области, подведомственными Министерству социальной защиты населения Московской области, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг". В Ленинградской области издан приказ комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 05.11.2014 г. N 28 "Об утверждении Порядка расходования государственными бюджетными учреждениями социального обслуживания, подведомственными комитету по социальной защите населения Ленинградской области, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг". В Башкирии принят приказ Минтруда РБ от 03.10.2014 г. N 438-о "Об утверждении Порядка расходования организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Республики Башкортостан и органов местного самоуправления городского округа город Уфа, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг".

5. Положениями ч. 8 комментируемой статьи предусмотрена выплата компенсации поставщику (или поставщикам) социальных услуг, у которого гражданин получает социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой. Такая выплата возможна при соблюдении следующих условий:

1) поставщик (поставщики) социальных услуг включен (включены) в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ;

2) поставщик (поставщики) социальных услуг не участвует (участвуют) в выполнении государственного задания (заказа).

Выплата компенсации в этом случае осуществляется в порядке, который определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Так, например, Областным законом Ленинградской области от 30.10.2014 г. N 72-оз "О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области" (ст. 6) установлено, что размер компенсации поставщику (поставщикам) социальных услуг в случае, установленном комментируемой статьей, не может превышать размер тарифа на социальные услуги, установленный Правительством Ленинградской области.

В целях реализации положений ч. 8 комментируемой статьи в Томской области утвержден Порядок выплаты и определения размера компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Томской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), стоимости социальных услуг, полученных гражданами в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее - Порядок) (см. приказ Департамента социальной защиты населения Томской области от 28.11.2014 г. N 30). Данный Порядок определяет правила выплаты и определения размера компенсации поставщикам социальных услуг за предоставленные на территории Томской области социальные услуги гражданам (далее - получатели) в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа).

Компенсация выплачивается областными государственными бюджетными учреждениями центрами социальной поддержки населения (далее - организация) по месту нахождения поставщика социальных услуг (далее - поставщик) за социальные услуги, предоставленные в рамках индивидуальной программы в соответствии с перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденным в соответствии с п. 9 ст. 8 комментируемого Закона, на основании договора, заключенного между организацией и поставщиком, при условии документального подтверждения поставщиком понесенных расходов.

Размер компенсации определяется организацией, согласно утвержденным тарифам на социальные услуги, разработанным на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг. Размер компенсации равен разнице между стоимостью социальных услуг, предоставленных в объеме, определенном индивидуальной программой, и суммой, оплаченной получателем поставщику за предоставленные социальные услуги. В случае если фактический объем социальных услуг, предоставленных получателю, меньше объема услуг, установленных индивидуальной программой, размер компенсации определяется исходя из фактического объема предоставленных услуг, с учетом суммы, оплаченной получателем поставщику за предоставленные социальные услуги.

Для получения компенсации поставщик представляет в организацию следующие документы:

1) заявление на выплату компенсации за предоставленные социальные услуги по форме согласно приложению N 1 к указанному Порядку;

2) реестр получателей социальных услуг по форме согласно приложению N 2 к указанному Порядку с приложением копий заверенных документов:

индивидуальных программ;

договоров с получателями о предоставлении социальных услуг;

актов приемки предоставленных социальных услуг;

документов, подтверждающих оплату социальных услуг получателем;

3) справку-расчет компенсации за предоставленные социальные услуги по форме согласно приложению N 3 к указанному Порядку.

Организация:

1) осуществляет проверку поступивших от поставщика соответствующих документов и принимает решение о выплате (отказе в выплате) компенсации в течение 5 рабочих дней после дня представления документов поставщиком;

2) направляет поставщику решение о выплате (отказе в выплате) компенсации в течение 3 рабочих дней со дня его принятия;

3) производит выплату компенсации на расчетный счет поставщика в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о выплате (отказе в выплате) компенсации.

Основанием для отказа поставщику в выплате компенсации является:

представление неполного пакета необходимых документов;

выявление недостоверных сведений в представленных документах.

Поставщик вправе обжаловать решение об отказе в выплате компенсации в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Обнаруженные при проверке излишне выплаченные суммы компенсации подлежат возврату поставщиком в областной бюджет на основании решения организации о возврате излишне выплаченной суммы компенсации (далее - решение).

Организация в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения направляет его поставщику. Поставщик в течение 10 рабочих дней со дня получения решения обязан осуществить возврат излишне выплаченной суммы компенсации в областной бюджет в размере и по платежным реквизитам, указанным в решении. В случае невыполнения поставщиком требования о возврате излишне выплаченной суммы компенсации она подлежит взысканию в судебном порядке.

Аналогичные рассмотренному Порядку акты приняты в Белгородской области (см. постановление Правительства Белгородской обл. от 17.11.2014 г. N 414-пп "Об утверждении Положения о размере и порядке выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)"), Тамбовской области (см. постановление администрации Тамбовской области от 25.11.2014 г. N 1486 "Об утверждении порядка выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг") и других субъектах РФ.

 

Статья 31. Предоставление социальных услуг бесплатно

1. Комментируемой статьей регламентирован порядок безвозмездного (т.е. бесплатно) предоставления социальных услуг.

В ч. 1, 2 и 3 определены категории граждан, имеющих право на бесплатное получение социальных услуг, а также формы социального обслуживания, в рамках которых эти услуги могут быть предоставлены.

К первой категории (ч. 1 комментируемой статьи) относятся граждане, имеющие право на бесплатное предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания (т.е. речь идет обо всех формах социального обслуживания, обозначенных в ч. 1 ст. 19 Закона):

1) несовершеннолетние дети. Здесь следует учесть соответствующие положения ГК РФ и СК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Согласно п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Таким образом, и по нормам ГК РФ, и по нормам СК РФ несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. Однако п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК РФ определены случаи, когда лицо, не достигшее возраста 18 лет, приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме. К таким случаям относится вступление в брак и эмансипация. Приобретение несовершеннолетним лицом, достигшим возраста 16 лет, в полном объеме гражданской дееспособности ранее возраста 18 лет, приравнивает это лицо к совершеннолетнему со всеми вытекающими из этого последствиями. Таким образом, при решении на практике вопроса о бесплатном предоставлении несовершеннолетним социальных услуг необходимо учитывать указанные нормы ГК РФ;

2) лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (см. ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Приказом Министерства регионального развития РФ от 14.10.2013 г. N 444 во исполнение Плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года*(35), утв. распоряжением Правительства РФ от 15.07.2013 г. N 1226-р разработаны Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов РФ о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий. Данные Методические рекомендации направлены на обеспечение единых подходов органов государственной власти Российской Федерации к выявлению формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждению и действиям, направленным на ликвидацию их последствий. В указанных Методических рекомендациях дается понятие межнационального конфликта - это столкновение интересов двух и более этнических общностей, принимающее различные формы противостояния, в котором национальная принадлежность и национальные различия становятся доминирующей мотивацией действий. Под этнической общностью при этом понимается общность людей, исторически сложившаяся на основе происхождения, территории, языка и культуры.

Обратим внимание, что для предоставления указанным лицам бесплатных социальных услуг не требуется подтверждения величины их среднедушевого дохода, необходимо лишь доказательство факта того, что они пострадали в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Ко второй категории относятся лица, размер среднедушевого дохода которых на дату обращения за получением социальных услуг, оказался ниже (либо равен) утвержденной законом субъекта РФ предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно. Такие лица вправе рассчитывать на бесплатное получение социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме (ч. 3 комментируемой статьи).

В состав третьей категории включаются лица, не отнесенные к первой и второй категориям, предоставление бесплатных социальных услуг которым предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов РФ (ч. 4 комментируемой статьи).

Таким образом, предоставление бесплатных социальных услуг гражданам, относящимся к первой и второй категориям, является безусловной обязанностью уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. Что же касается остальных граждан, то предоставление им бесплатных социальных услуг станет обязанностью только в случае принятия субъектом РФ специальных норм, в которых будут перечислены соответствующие категории этих граждан и формы социального обслуживания. Каждый субъект РФ в этом случае вправе самостоятельно определять, какие именно лица могут получать социальные услуги бесплатно.

Для сравнения приведем нормы ранее действовавшего Закона об основах социального обслуживания 1995 г., которым в ст. 16 было установлено, что бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;

2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

2. Следует обратить внимание, что говоря в комментируемой статье об определении размера среднедушевого дохода получателя социальных услуг, законодатель отсылает к актам федерального и регионального уровней:

1) среднедушевой доход получателя, учитываемый в целях предоставления ему социальных услуг бесплатно, рассчитывается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Далее в ч. 4 комментируемой статьи конкретизируется, что порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей комментируемого Закона устанавливается Правительством РФ;

2) размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законом субъекта РФ (ч. 2 и ч. 5 комментируемой статьи);

3) величина прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения, принимаемая во внимание при установлении размера предельной величины среднедушевого дохода в целях предоставления социальных услуг бесплатно, определяется нормативным правовым актом субъекта РФ (ч. 5 комментируемой статьи).

Необходимо также уточнить, что предусмотренный ч. 4 комментируемой статьи порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, применяется в том числе и при расчете среднедушевого


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.