Глава 4. Права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 4. Права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг

2021-05-27 35
Глава 4. Права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 11. Права поставщиков социальных услуг

1. Комментируемая статья устанавливает права поставщиков социальных услуг. Стоит заметить, что ранее действовавшие законодательством в сфере социального обслуживания не содержало аналогичной статьи, хотя, конечно, это не означало отсутствие прав у поставщиков социальных услуг.

Комментируемая статья содержит перечень прав. Перечень открытый, может быть дополнен нормативными правовыми актами субъекта РФ. Обратим внимание на следующий момент: приведенным в комментируемой статье перечнем не исчерпываются права поставщика социальных услуг, т.к. к ним добавляются и иные права, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, организациям в зависимости от их профиля и т.п. Комментируемая статья устанавливает лишь основные права, которые принадлежат лицу именно как поставщику социальных услуг в сфере социального обслуживания. Дополнительные права как поставщика социальных услуг устанавливаются договором о предоставлении социальных услуг, комментируемым Законом, иными нормативными правовыми актами.

Рассмотрим подробнее права, установленные комментируемой статьей.

Право первое - запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания.

Информация согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Право поставщика социальных услуг на получение информации закрепляется и в ч. 3 ст. 8 названного Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которой организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. Однако могут быть установлены ограничения по доступу к информации, в случаях определяемых названным законом и иными нормативными правовыми актами. Так, например, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничивается доступ к информации, составляющей государственную тайну, а также запрещается требовать и получать помимо воли гражданина информацию о его личной жизни, в т.ч. информацию, составляющую семейную или личную тайну.

Поставщик социальных услуг может запрашивать не любую информацию, а только ту, которая необходима для организации социального обслуживания и в объеме, достаточном для этого.

Запрос информации может осуществляться в электронном или письменном виде, в т.ч. в рамках межведомственного взаимодействия. При этом поставщик социальных услуг должен обосновать запрос конкретных сведений. Отказать в предоставлении запрашиваемых сведений поставщику социальных услуг могут только в строго оговоренных законом случаях, если доступ к информации ограничен или запрещен. Если поставщик запрашивает информацию в избыточном объеме, то органы государственной власти, органы местного самоуправления, у которых запрашивается информация, должны предоставить информацию только в необходимом для деятельности поставщика объеме.

Отказ в предоставлении информации должен быть мотивированным, дается в письменном или электронном виде. Поставщик имеет право обжаловать данный отказ как в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, так и в судебном порядке.

Право второе - отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 18 комментируемого Закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 комментируемого Закона социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем. В договоре помимо положений, установленных индивидуальной программой, прописываются и права и обязанности поставщика социальных услуг и получателя социальных услуг.

Получатели социальных услуг обязаны соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату (п. 3 ст. 10 комментируемого Закона). В качестве механизма, гарантирующего права поставщиков социальных услуг, законодатель наделяет правом поставщика отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальной услуги в случае нарушения им условий договора. Однако при этом не прописывает механизм реализации такого отказа.

Также поставщик социальных услуг имеет право отказать в предоставлении социальной услуги в стационарной форме, в т.ч. временно, и по иным мотивам, отличным от исполнения условий договора. Такое право закреплено в ч. 3 ст. 18 комментируемого Закона, а именно при наличии медицинских противопоказаний. Перечень таких противопоказаний принимается отдельным нормативным правовым актом. Наличие медицинских противопоказаний должно быть подтверждено соответствующим заключением уполномоченной медицинской организации, только в этом случае возможен отказ от предоставления услуги.

Право третье - быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ.

Ведение реестра поставщиков социальных услуг установлено ст. 25 комментируемого Закона. Обязанность формирования такого реестра возложена на субъекты РФ. Согласно ч. 2 ст. 25 комментируемого Закона включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе. Таким образом, поставщик социальных услуг имеет право обратиться в уполномоченный орган субъекта РФ с просьбой о внесении сведений о нем в реестр. Принуждать поставщика социальных услуг предоставлять сведения в реестр никто не имеет права.

Право четвертое - получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона составной частью индивидуальной программы является перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, из которых получатель социальных услуг выбирает желаемого поставщика (при этом он имеет право, разумеется, не согласится с предоставленным перечнем). Поставщик социальных услуг получает информацию о включении его в такой перечень в течение двух рабочих дней.

Рабочими дням являются дни, которые не признаются в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем (см. например, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Выходные и нерабочие дни устанавливаются трудовым законодательством РФ.

Правила исчисления сроков аналогичны правилам, установленным гл. 11 ГК РФ. Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

2. Законодатель стремится создать наиболее гибкую систему социального обслуживания, отвечающую потребностям различных категорий получателей социальных услуг, исходя из их индивидуальных потребностей. В связи с этим поставщик социальных услуг наделяется правом оказывать дополнительные социальные услуги за плату. При этом устанавливается обязательное к исполнению условие: такие услуги осуществляются на добровольной основе, по желанию граждан. Причем желание должно быть выражено в письменной или электронной форме.

Понятие электронного документа дано в п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Возможность оказания таких услуг была предусмотрена и ранее действовавшим законодательством. Так, например, в соответствии с ч. 4 ст. 17 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" кроме надомных услуг допускалось оказание гражданам пожилого возраста и инвалидам дополнительных услуг на условиях полной или частичной оплаты.

Отметим, что не допускается оказание социальных услуг в качестве дополнительных, если они должны и (или) могут быть оказаны данному получателю социальных услуг бесплатно.

 

Статья 12. Обязанности поставщиков социальных услуг

1. Комментируемая статья устанавливает перечень обязанностей поставщика социальных услуг, а также в ч. 2 выдвигает требования-ограничения по деятельности поставщика.

Часть 1 комментируемой статьи содержит перечень обязанностей поставщика социальных услуг. Перечень является открытым, на что указывает формулировка п. 13 ч. 1 комментируемой статьи, а именно поставщик обязан исполнять иные обязанности, помимо установленных в п. 1-12, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание. При этом законодатель не делает оговорки, каким образом могут быть установлены дополнительные обязанности, а значит, такие обязанности могут быть установлены как нормативными правовыми актами, в т.ч. субъектов РФ, так и договором о предоставлении социальных услуг. Открытость перечня обусловлена многообразием потребностей получателей социальных услуг и сложностью процесса оказания социальных услуг. Система социального обслуживания должна максимально гибко отвечать на требования каждого конкретного получателя социальных услуг. Кроме этого, в систему социального обслуживания привносится принцип свободы договора, закрепленный в ст. 421 ГК РФ, следовательно, получатель и поставщик социальных услуг могут обговаривать дополнительные взаимные права и обязанности при заключении договора о предоставлении социальных услуг.

Однако изменять перечень установленных в комментируемой статье прав в п. 1-12 ч. 1, а также ограничения, установленные в ч. 2, комментируемой статьи получатель с поставщиком при заключении договора о предоставлении социальных услуг, и субъекты РФ путем принятия нормативных правовых актов не вправе.

Рассмотрим приведенный в ч. 1 комментируемой статьи перечень обязанностей поставщиков социальных услуг более подробно.

Обязанность первая - осуществлять свою деятельность в соответствии с комментируемым Законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социального обслуживания находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а по предметам совместного ведения принимаются не только федеральные законы и иные нормативные правовые акты, но и законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Таким образом, поставщик социальных услуг обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ, в котором он осуществляют свою деятельность по предоставлению социальных услуг.

В общем можно выделить две группы нормативных правовых актов, регулирующих деятельность поставщика социальных услуг:

устанавливающие основные принципы и правила осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

регулирующие вопросы социального обслуживания.

Особое место при этом занимает Конституции РФ, которая устанавливает принципы социального обслуживания через права и свободы человека и гражданина. Поставщик социальных услуг обязан соблюдать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина и осуществлять свою деятельность, опираясь на конституционные нормы. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ запрещаются любые формы дискриминации по каким-либо признакам, а согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством и никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Отсюда поставщик социальных услуг должен оказывать социальные услуги таким образом, чтобы избегать унижения достоинства личности, не допускать применение методов физического и психического насилия над получателем услуги, обеспечивать условия, отвечающие требованиями санитарно-гигиенических норм и т.п., а также оказывать услуги одинакового качества всем получателям социальных услуг одной категории (например, пожилым людям независимо от пола, возраста, социального положения и т.п.), однако, учитывая их индивидуальные особенности и потребности, а также медицинские и социальные показания.

ГК РФ устанавливает нормы, регулирующие деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В частности, именно в ГК РФ устанавливается понятие "юридическое лицо", указан общий порядок создания таких лиц, виды юридических лиц, органы управления юридическими лицами, а также порядок заключения и расторжения договоров, оказания услуг и т.п. Поставщик социальных услуг, таким образом, руководствуется в своей деятельности нормами ГК РФ, а также смежных с ГК РФ нормативных правовых актов, конкретизирующих отдельные положения ГК РФ.

Между тем применение норм ГК РФ и смежных с ним актов осуществляется с учетом положений комментируемого Закона, так как поставщик социальных услуг осуществляет свою деятельность в сфере социального обслуживания. Основные принципы социального обслуживания, правовой статус получателей и поставщиков социальных услуг, основные виды и формы социального обслуживания и социальных услуг, а также порядок оказания социальных услуг устанавливается комментируемым Законом. Следовательно, нормы комментируемого Закона обладают приоритетом по отношению к нормам иных нормативных правовых актов по вопросам осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности в сфере социального обслуживания.

Поставщик социальных услуг также должен осуществлять свою деятельность с учетом принятых в соответствии с комментируемым Законом нормативных правовых актов, а также руководствоваться нормами правовых актов, принятых в субъекте РФ, в котором поставщик осуществляет свою деятельность.

Например, в Орловской области действует постановление Правительства Орловской области от 17.06.2013 г. N 196 "Об утверждении порядков и условий социального обслуживания на дому, социально-медицинского обслуживания на дому, полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов". В Пензенской области также имеется аналогичный акт, а именно постановление Правительства Пензенской области от 11.01.2005 г. N 12-пП "О социальном обслуживании на дому и в полустационарных условиях граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных учреждениях социального обслуживания Пензенской области". Названные акты приведены в соответствии с комментируемым Законом и продолжают свое действие, следовательно, поставщик социальных услуг, который осуществляет свою деятельность в названных субъектах РФ, будет обязан соблюдать нормы названных актов.

Обязанность вторая - предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований комментируемого Закона.

Законодатель, по сути, запрещает поставщику социальных услуг самостоятельно определять порядок оказания социальных услуг, а также виды и формы социального обслуживания для конкретного получателя социальной услуги. С целью максимального обеспечения потребностей получателя социальных услуг комментируемый Закон предусматривает разработку индивидуальной программы в соответствии со ст. 16, согласно ч. 1 которой индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со ст. 22 комментируемого Закона.

Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности (ч. 2 ст. 16 комментируемого Закона). Таким образом, поставщик социальных услуг должен учитывать положения индивидуальной программы, тем более что согласно ч. 3 ст. 16 комментируемого Закона индивидуальная программа носит обязательный характер для поставщика.

Между поставщиком и получателем социальных услуг должен заключаться договор о предоставлении социальных услуг на основании ст. 17 комментируемого Закона. Помимо положений индивидуальной программы, условий об оплате социальных услуг, поставщик и получатель могут в договоре предусмотреть оказание дополнительных услуг, определенные особенности оказания социальных услуг и т.п. Поставщик социальных услуг, как сторона договора, обязан соблюдать его условия, и несет за нарушение условий договора предусмотренную законодательством РФ ответственность.

Обязанность третья - предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со ст. 21 комментируемого Закона.

Срочные социальные услуги предоставляются в экстренных случаях, когда необходимо оказание первой помощи получателю социальных услуг. Согласно ч. 2 ст. 21 комментируемого Закона такие услуги предоставляются без заключения договора о предоставлении социальных услуг и без составления индивидуальной карты. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 21 комментируемого Закона, к таким услугам относятся: обеспечение бесплатным горячим питанием или набором продуктов, содействие в получении временного жилого помещения, содействие в оказании экстренной психологической помощи и т.д. Поставщик социальных услуг, если имеет возможность оказать такие услуги, обязан предоставить их получателю незамедлительно или в максимально короткие сроки, а в случае объективной невозможности оказать такие услуги поставщик должен предпринять все необходимые меры для помощи человеку (например, помочь обратиться к иному поставщику социальных услуг).

Обязанность четвертая - предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно.

Законодатель вводит обязанность об информационной открытости поставщика социальных услуг. Более подробно данный вопрос регламентируется ст. 13 комментируемого Закона. Здесь же отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 9 комментируемого Закона получатель социальных услуг имеет право на получении им бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг. Таким образом, закрепление обязанности поставщиком социальных услуг предоставлять такую информацию является формой гарантии реализации названного права получателей социальных услуг. Форма информирования может быть любой, с соблюдением обязательных требований ст. 13 комментируемого Закона. Информация должна предоставляться бесплатно способом, обеспечивающим к ней доступ широкого круга лиц. Рекомендуем при уведомлении получателя социальных услуг о возможности получить их бесплатно, делать соответствующую отметку о таком уведомлении с подписью получателя социальных услуг (в случае, если он отказывается от получения услуг бесплатно в силу определенных причин, например, нежелание проходить процедуру подтверждения своего права на бесплатное получение услуги).

Обязанность пятая - использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных.

Требования о защите персональных данных установлены в Федеральном законе от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". В соответствии с п. 1 ст. 3 названного закона под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Поставщик социальных услуг имеет право использовать только те персональные данные, которые необходимы ему для осуществлении его деятельности по предоставлению социальных услуг в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". Обработка персональных данных допускается только с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. При обработке данных поставщик социальных услуг обязан обеспечить конфиденциальность полученных данных и не допускать их разглашения третьим лицам без согласия субъекта персональных данных.

Обязанность шестая - предоставлять уполномоченному органу субъекта РФ информацию для формирования регистра получателей социальных услуг.

Подробнее о регистре получателей социальных услуг говорится в ст. 26 комментируемого Закона. Здесь отметим только то, что такой регистр формируется в субъекте РФ на основании данных, предоставляемых поставщиком социальных услуг (ч. 1 ст. 26). Регистр включает в себя сведения об основных персональных данных получателей социальных услуг в соответствии с требованиями комментируемого Закона и подзаконного нормативного правового акта, принимаемого Правительством РФ в соответствии с требованием ч. 2 ст. 26 комментируемого Закона. Поставщик социальных услуг обязан предоставлять информацию для формирования регистра без каких-либо условий.

Обязанность седьмая - осуществлять социальное сопровождение в соответствии со ст. 22 комментируемого Закона.

Социальное сопровождение сродни оказанию социальных услуг, но имеет несколько иную природу. Поставщик социальных услуг обязан при необходимости оказывать содействие гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Данная обязанность корреспондирует с правом получателя социальных услуг на получение социального сопровождения (п. 9 ст. 9 комментируемого Закона).

Обязанность восьмая - обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы (МСЭ), проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Понятие МСЭ дается в ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой под МСЭ понимается определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза представляет собой освидетельствование гражданина в целях установления, изменения группы инвалидности, либо составления индивидуальной программы реабилитации инвалида. Поставщик социальных услуг (особенно предоставляемых в стационарной форме) обязан создать все условия для прохождения МСЭ получателем социальных услуг (это и содействие в прохождении медицинского освидетельствования в медицинских организациях с целью получения направления на МСЭ, помощь в транспортировке получателя социальных услуг к месту проведения МСЭ, оказание содействия в реализации индивидуальной программы реабилитации и т.п.).

Обязанность девятая - предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания.

Данная обязанность корреспондируется с требованием о гуманном и уважительном отношении к получателю социальных услуг, установленном в ч. 1 ст. 4 комментируемого Закона. Обеспечение возможности пользоваться услугами связи, в т.ч. сети "Интернет" является составной частью обеспечения потребностей личности в общении и связи с внешним миром. Законодатель конкретно не регламентирует в комментируемом Законе, каким образом поставщик обязан предоставить возможность пользоваться услугами связи, в т.ч. не затрагивается вопрос о плате. Данный вопрос должен быть урегулирован иными нормативными правовыми актами.

Обязанность десятая - выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания.

Данная обязанность не нова, прежнее законодательство также предусматривало обязанность по выделению супругам отдельного изолированного помещения (ст. 21 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов").

Супружеские отношения должны быть подтверждены официально в установленном законодательством РФ порядке. Сожителям поставщик социальных услуг не обязан предоставлять отдельное помещение. Супругам предоставляется не просто отдельное жилое помещение, но изолированное, т.е. помещение не допускающие бесконтрольное проникновение третьих лиц без разрешения проживающих в помещении, т.е. не допускается выделение т.н. "проходных" комнат.

Обязанность одиннадцатая - обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время.

Установление данной обязанности корреспондирует с правом получателей социальных услуг, закрепленным в п. 8 ст. 9 комментируемого Закона на посещение их третьими лицами в дневное и вечернее время. Поставщик социальных услуг не имеет права препятствовать посещению названными в статье лицами получателей социальных услуг. Единственное исключение - ночное время, здесь поставщик социальных услуг имеет право отказать в посещении либо разрешить его в зависимости от обстоятельств.

Обязанность двенадцатая - обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг.

Поставщик социальных услуг обязан принять все меры для предотвращения утери, хищения, порчи личных вещей и ценностей получателей социальных услуг. Это достигается путем создания условий, предотвращающих бесконтрольный свободный доступ в помещения, в которых находятся получатели социальных услуг, третьих лиц; создание условий для хранения ценных вещей (гардеробы, камеры хранения, сейфы и т.п.), поддержание в помещениях условий, соответствующих требованиями санитарных норм.

Обязанность тринадцатая - исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.

Выше уже упоминалось о п. 13 ч. 1 комментируемой статьи, когда речь шла об открытости перечня обязанностей поставщика социальных услуг. Поскольку вопросы социального обслуживания относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, то субъекты РФ могут устанавливать дополнительные обязанности поставщиков социальных услуг путем принятия соответствующих нормативных правовых актов. Дополнительные обязанности могут также устанавливаться и на федеральном уровне - как путем внесения изменений в комментируемый Закон, так и на уровне подзаконных нормативных правовых актов.

Кроме того, такие обязанности могут устанавливаться и иными федеральными законами, в частности ГК РФ в части осуществления поставщиком социальных услуг обязанностей опекуна (попечителя) по отношению к получателю социальных услуг. Так, в соответствии с п. 4 ст. 35 ГК РФ недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, опекуны или попечители не назначаются, а исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации. Следовательно, у поставщика социальных услуг возникает обязанность осуществлять полномочия опекуна или попечителя. В частности такая обязанность была закреплена за администрацией стационарного учреждения социального обслуживания в ст. 21 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

2. В ч. 2 комментируемой статьи устанавливаются ограничения (запреты), которых должен придерживаться поставщик социальных услуг при оказании социальных услуг, а именно поставщик не вправе:

1) ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения.

Отметим, что речь идет только о самовольном ограничении со стороны поставщика социальных услуг. Права и свободы человека могут быть ограничены только по решению суда либо федеральным законом в случаях, установленных Конституцией РФ. Не будет считаться самовольным ограничением в приеме медицинских препаратов, если есть медицинское заключение о наличии заболевания, при котором есть противопоказания для приема препарата. В этом случае администрация и работники поставщика социальных услуг должны принять меры для предотвращения приема таких препаратов;

2) применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними. Применение физического или психологического давления противоречит принципу гуманности и уважения достоинства личности, закрепленного в ст. 4 комментируемого Закона. Физическое или психологическое насилие может выражаться различными способами, но всегда направлено на подавление воли человека, унижении его человеческого достоинства. Под физическим насилием могут пониматься:

нанесение побоев и травм, в т.ч. с использованием различным предметов и оружия;

лишение человека свободы передвижения и действий (например, путем связывания или приковывания к предметам, кровати, батарее, столбу и т.п.);

намеренное подвергание человека воздействию неблагоприятных условий (жара, холод и т.п., например, оставление на морозе);

иные действия.

Психологическое насилие может проявляться самым широким спектром действий, например, к нему можно отнести:

присваивание человеку кличек, особенно обидных и унизительных;

оскорбления как с использование нецензурных слов, так и без таких слов, но с намерением принизить человека в глазах других или его самого;

неконструктивная необоснованная критика в присутствии других;

грубые замечания;

роспуск про человека всевозможных сплетен, а также разглашение его личных тайн или "нелицеприятных" моментов его жизни, разглашение медицинской тайны и т.п.;

стравливание человека с другими людьми;

иные действия.

Оскорбление и грубое отношение с получателями социальных услуг входит в понятия физическое и психологическое насилие. Здесь важно соблюдение поставщиком социальных услуг принципа уважения достоинства личности, обращение с получателем социальных услуг как с человеком, который попал в трудную жизненную ситуацию и нуждается в помощи;

3) помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.

Поставщик социальных услуг обязан учитывать состояние здоровья получателя социальных услуг, особенно в части его психического состояния. Помещение детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в указанные организации, является не чем иным, как жестоким обращением с ребенком, нарушение его прав и свобод, унижение человеческого достоинства. Равно это относится и к обратным случаям, когда ребенок с психическим расстройством помещается в "обычную" организацию, в то время как ему требуется специализированный уход.

Отметим, что хотя законодатель упоминает только о детях-инвалидах, такое правило будет справедливо и для уже взрослых получателей социальных услуг. Любое необоснованное размещение человека в учреждениях специализированного типа является проявлением жесткого унижающего достоинство личности обращения.

 

Статья 13. Информационная открытость поставщиков социальных услуг

1. Одной из особенностей комментируемого Закона является выдвижение требований об информационной открытости поставщиком социальных услуг перед получателями таких услуг, государственными органами, органами местного самоуправления и иными лицами.

Информационная открытость - обеспечение возможности третьих лиц, прежде всего, получателей социальных услуг, получить информацию о деятельности определенного поставщика в объеме, достаточном для принятия решения об использовании конкретной социальной услуги и выбора необходимого поставщика такой услуги.

Комментируемая статья устанавливает способ такого информирования, перечень необходимой информации.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность поставщиков социальных услуг формировать общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков.

Информационные ресурсы - средства материального выражения информации о поставщике, по сути своей это специальные базы данных на различных физических или электронных носителях, в которых содержится требуемая законом информация о конкретном лице. Информационные ресурсы (базы) могут быть как закрытыми (для внутреннего пользования), так и ограниченно открытыми (для определенного круга третьих лиц) и общедоступными.

В комментируемом Законе выдвигается требование об общедоступности информационных ресурсов.

Общедоступность означает открытость базы данных для любых третьих лиц без ограничения по субъектному составу лиц, времени и сроков ознакомления с информацией. Любое лицо в любое время должно иметь возможность ознакомится с информацией, размещенной на информационных ресурсах без каких-либо ограничений.

Перечень обязательной информации указан в ч. 2 комментируемой статьи.

Поставщик социальных услуг должен не только сформировать информационные ресурсы, но и обеспечить доступ к ним. Законодатель указывает несколько способов обеспечения такого доступа, а именно посредством размещения на:

на информационных стендах в помещениях поставщика;

в средствах массовой информации;

в сети "Интернет", в т.ч. на официальном сайте организации социального обслуживания.

Обратим внимание на следующий нюанс: речь идет не просто о возможном выборе названных способов, а об обязательном их использовании поставщиком социальных услуг в совокупности. То есть, поставщик обязан разместить информацию всеми названными способами.

Информационные стенды могут быть оформлены любым способом на любых носителях. Главное требование - они должны быть размещены в помещении поставщика социальных услуг. Законодатель не выдвигает требований о месте расположен


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.