Глава 7. Организация предоставления социальных услуг — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 7. Организация предоставления социальных услуг

2021-05-27 27
Глава 7. Организация предоставления социальных услуг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 23. Организации социального обслуживания

1. Многопрофильная сеть учреждений и предприятий социального обслуживания с 01.01.2015 г. получила иное название - организации социального обслуживания. Со вступлением в силу комментируемого Закона понятия "учреждения социального обслуживания" и "предприятия социального обслуживания" (см. ст. 17 Закона об основах социального обслуживания 1995 г.) в законодательстве не применяются.

В 1995 г. после принятия Закона об основах социального обслуживания 1995 г. активизировалась работа по развитию в различных регионах территориальных социальных служб. По состоянию на 2003 г. количество учреждений социального обслуживания в России составляло около 12 тыс. (стационарных, полустационарных и нестационарных)*(23), наиболее распространенными из которых являлись социальные приюты, предназначенные для проживания и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей. Важной вехой в развитии сети учреждений социального обслуживания явилась передача с 01.01.2005 г. полномочий по социальному обслуживанию населения в ведение субъектов РФ.

По статистике, на начало 2014 г. в России действовало около 5 тысяч социальных учреждений, которые оказывали помощь более чем 18 миллионам человек. В стационарах проживало 370 тысяч человек; 1,4 миллиона человек получало услуги на дому*(24). В отдельных субъектах РФ отмечается нехватка организаций социального обслуживания и сохранение очереди на социальное обслуживание граждан пожилого возраста. Эта проблема нивелируется внедрением на местах на современных технологий ухода и инновационных форм предоставления услуг пожилым гражданам на дому, таких как "стационар на дому", "санаторий на дому", службы сиделок и патронажных сестер, "хоспис на дому". Например, "санаторий на дому" дает возможность клиентам, получать сеансы физиолечения, лечебной физкультуры, массажа, консультации врачей по профилю заболевания, квалифицированный уход и другие услуги в домашних условиях, что является менее затратным по сравнению с обслуживанием в стационарных условиях*(25). Подобные меры реализуются в рамках региональных программ по повышению качества жизни пожилых людей.

Понятие "организации социального обслуживания" комментируемая статья, по сути, не дает. В ч. 1 содержится указание на то, к каким организациям относятся организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание. По сути, говоря об организациях социального обслуживания, законодатель обращает внимание на форму оказания ими социальных услуг (о формах подробнее см. ст. 19 Закона). Таким образом, исходя из ч. 1 комментируемой статьи, организации социального обслуживания можно классифицировать по приведенному признаку на следующие типы:

организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому;

организации, осуществляющие полустационарное социальное обслуживание;

организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание.

Добавим, что в состав организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, могут быть включены отделения полустационарного социального обслуживания, а в состав организаций, осуществляющих полустационарное социальное обслуживание, могут быть включены отделения стационарного социального обслуживания и отделения социального обслуживания на дому. Однако представляется, что приведенная классификация недостаточно раскрывает сущность интересующего нас понятия.

Организации социального обслуживания входят в систему социального обслуживания, о которой идет речь в ст. 5 комментируемого Закона. Анализ нормы ст. 5 позволяет отнести к организациям социального обслуживания:

организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти (п. 3 ст. 5);

организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта РФ (п. 4 ст. 5);

негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги (п. 4 ст. 5).

Представляется, что нет оснований включать индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, в число организаций социального обслуживания, несмотря на то, что предприниматели могут признаваться поставщиками социальных услуг.

По общему правилу понятием "организации" объединяются юридические лица. В данном случае организациями социального обслуживания выступают юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе государственные (находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти и в ведении субъектов РФ), муниципальные, частные, а также коммерческие и некоммерческие.

Классификацию организаций, исходя из изложенного, можно дать:

по форме собственности. Это организации находящиеся в федеральной собственности, находящиеся в собственности субъекта РФ, находящиеся в муниципальной собственности, находящиеся в частной собственности;

по направленности деятельности. Это организации, основная деятельность которых направлена на извлечение прибыли, либо организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Традиционно система социальных служб в России являлась, прежде всего, государственной и состояла из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Участие негосударственных (муниципальных и частных) предприятий и учреждений носило вспомогательный характер. Принятие комментируемого Закона в корне изменило ситуацию, поскольку, судя по формулировке комментируемой статьи, законодатель не придает большей значимости государственным организациям социального обслуживания по сравнению с частными.

В форме бюджетных или автономных учреждений, как правило, создавались и создаются государственные и муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания (такие, как дома-интернаты для престарелых и инвалидов; психоневрологические интернаты; специальные дома-интернаты; специальные дома для одиноких престарелых: геронтологические центры; геронтопсихиатрические центры; центры временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов и др.), государственные и муниципальные полустационарные учреждения социального обслуживания (такие, как центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и др.), а также комплексные центры социального обслуживания населения, другие учреждения стационарного и нестационарного социального обслуживания. При этом учредителям рекомендовалось руководствоваться письмом Минфина от 16.05.2011 г. N 12-08-22/1959 "Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

В казенные учреждения Минфин России считал целесообразным переводить социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социальные приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центры социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи; территориальные центры социальной помощи семье и детям. В казенные учреждения также могли быть переведены дома ночного пребывания, центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, кризисные центры помощи женщинам, центры срочного социального обслуживания, центры экстренной психологической помощи по телефону и иные государственные и муниципальные организации социального обслуживания.

В форме государственных и муниципальных учреждений могли создаваться учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием. Государственные, муниципальные учреждения могли быть автономными, бюджетными и казенными. Как правило, функции и полномочия учредителя в отношении организаций социального обслуживания в форме государственных учреждений осуществляли соответственно уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Минтруд России) или орган исполнительной власти субъекта РФ. В частности, к ведению Минтруда относились организации социального обслуживания, созданные форме федеральных государственных бюджетных учреждений. Например, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-методический геронтологический центр" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Сергиев Посад, Московская область.

Таким образом, существовало определенное соотношение организационно-правовых форм организаций с их типом, которое обуславливалось определенным экономическим и управленческим потенциалом учреждения. Напомним, что сеть учреждений и предприятий социального обслуживания с 01.01.2015 г. получила иное название - организации социального обслуживания.

Организации социального обслуживания можно также классифицировать по организационно-правовым формам (см. ст. 50 ГК РФ и др.).

С 01.01.2015 г. применяется Примерная номенклатура организаций социального обслуживания (утв. приказом Минтруда России от 17.04.2014 г. N 258н), в которой названы типы и виды организаций согласно их классификации в зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, а также по формам социального обслуживания. Руководствуясь данной номенклатурой, субъекты РФ утверждают свои региональные номенклатуры организаций социального обслуживания (см., например, постановление Правительства МО от 05.11.2014 г. N 936/43 "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Московской области"; постановление Правительства Ленинградской области от 28.11.2014 г. N 552 "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Ленинградской области"; постановление Кабинета Министров РА от 24.10.2014 г. N 257 "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Республике Адыгея"; постановление Правительства РБ от 09.09.2014 г. N 420 "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Республике Башкортостан"; приказ Министерства социального развития Пермского края от 01.08.2014 г. N СЭД-33-01-03-364 "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания Пермского края" и др.)

Итак, согласно действующей с 01.01.2015 г. официальной классификации организаций социального обслуживания, к первой группе - организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, - относится организации следующих видов:

1) дом-интернат (пансионат), в том числе детский, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия. Например, дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда - это специализированная организация, предназначенная для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечения питания и ухода, организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

2) специальный дом-интернат (специальное отделение) для престарелых и инвалидов предназначен для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики;

3) психоневрологический интернат, в том числе детский. Психоневрологический интернат предназначен для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания и обслуживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет), страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для обеспечения соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности и оказания всего комплекса социальных услуг;

4) геронтологический центр представляет собой специализированную организацию, предназначенную для проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет). Геронтологические центры являются наиболее комплексными стационарными организациями социального обслуживания, поскольку в них обеспечивается не только проживание и уход за пожилыми людьми, но и внедряются наиболее эффективные методики реабилитации и адаптации, направленные на продление активности и сохранение жизненного потенциала. В состав центра могут входить структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по изучению причин и закономерностей процесса старения, факторов, препятствующих этому процессу, проведению научно-практической и организационно-методической работы в области геронтологии и гериатрии.

Ко второй группе официальной классификации организаций, осуществляющих полустационарное социальное обслуживание, относятся:

1) социально-реабилитационный центр, в том числе для несовершеннолетних. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних представляет собой специализированную государственную организацию, осуществляющую профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающую временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей предназначен для временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 3 до 18 лет), и оказания содействия в их дальнейшем жизненном устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан;

3) реабилитационный центр, в том числе для детей и подростков с ограниченными возможностями, который осуществляет социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются;

4) центр психолого-педагогической помощи населению предназначен для обеспечения психологической защищенности населения, поддержки и укрепления его психического здоровья, создания благоприятных социально-педагогических и социально-психологических условий для семейного воспитания детей и их социальной защиты;

5) центр социального обслуживания населения осуществляет организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг.

Организациями, осуществляющими полустационарное обслуживание, также являются кризисный центр помощи женщинам, социальный приют, дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации, центры социальной адаптации (помощи) для лиц без определенного места жительства и занятий, а также "иные организации, осуществляющие полустационарное социальное обслуживание" (п. 2 Примерной номенклатуры организаций социального обслуживания).

Третью группу составляют организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, к которым относятся:

1) центр социального обслуживания, в том числе комплексный и для граждан пожилого возраста и инвалидов. Комплексный центр социального обслуживания населения предназначен для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов и содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса;

2) специализированная служба социально-медицинского обслуживания, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов. Как правило, социально-медицинское обслуживание осуществляется соответствующими отделениями организаций социального обслуживания;

3) центр социальной помощи. Центр психолого-педагогической помощи населению является организацией государственной системы социальной защиты населения, предназначенной для оказания на территории города или района специализированной психолого-педагогической помощи населению. Такие центры действуют на основании специальных положений. Центр экстренной психологической помощи по телефону является организацией государственной системы социальной защиты населения, предназначенной для оказания на территории города или района экстренной психологической помощи по телефону различным категориям и группам населения.

Те же виды и типы учреждений социального обслуживания, которые существовали до 01.01.2015 г., по сути, продолжают с 01.01.2015 г. свое существование, но в качестве организаций (не учреждений) социального обслуживания. По сути, с изменением понятия существующая классификация не изменилась, но была более четко систематизирована благодаря ч. 1 комментируемой статьи и приказу Минтруда России от 17.04.2014 г. N 258н.

2. В ч. 2 комментируемой статьи содержится требование, касающееся создания и деятельности организаций социального обслуживания в субъектах РФ.

Представляется, что в данном случае в первую очередь имеются в виду названные в п. 4 ст. 5 Закона организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта РФ, в отношении которых функции полномочия учредителя осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта (например, в Иркутской области - министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области).

Создание и деятельность организаций социального обслуживания подчиняется общим правилам гражданского законодательства о создании и деятельности юридических лиц. Это означает, что организации социального обслуживания должны быть зарегистрированы в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм (см. Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Законодательство, действующее до 01.01.2015 г., устанавливало, что "учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации" (ст. 30 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"), а "порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации" (ч. 3 ст. 17 Закона об основах социального обслуживания 1995 г.). По сути, приведенные нормы имеют более общий характер по сравнению с нормой ч. 2 комментируемой статьи, которая содержит ссылки на конкретные нормативные правовые акты. Кроме того, в комментируемом Законе не содержится условия, запрещающего приватизировать и перепрофилировать государственные учреждения социального обслуживания на иные виды деятельности, как это предусматривалось ч. 2 ст. 30 Закона об основах социального обслуживания 1995 г.

Вопросы создания, реорганизации и ликвидации организаций социального обслуживания регулируются также на уровне субъектов РФ.

Организации социального обслуживания в субъектах РФ создаются и действуют с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети организаций социального обслуживания и в соответствии с правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.

По состоянию на 1 декабря 2014 г. Минтрудом России разработан и утвержден приказ от 24.11.2014 г. N 934н "Об утверждении методических рекомендация по расчету потребностей субъектов РФ развитии сети организаций социального обслуживания"*(26). Согласно данному приказу развитие сети организации социального обслуживания рекомендуется осуществлять с учетом нуждаемости получателей социальных услуг в различных формах социального обслуживания, природно-климатических, географических демографических, социально-экономических и иных особенностей субъекта РФ. Рекомендуемый расчет потребности субъекта РФ в развитии сети организаций социального обслуживания приведет в таблице, которая содержится в данном приказе.

3. Часть 3 устанавливает обязательное требование о создании в государственных организациях социального обслуживания таких органов, как попечительские советы.

Обратим внимание, что это требование касается только государственных организаций социального обслуживания, к которым относятся организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также организации социального обслуживания субъекта РФ. Что касается иных организаций, то в них попечительские советы могут действовать, если это предусмотрено учредительными документами.

Напрямую закрепленное требование о создании попечительских советов в ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и в Законе об основах социального обслуживания 1995 г. отсутствовало, что, однако, не отменяло их фактического функционирования. Попечительские советы создавались в качестве иных учреждений, предоставляющих социальные услуги (см. подп. 14 п. 1 ст. 17 Закона об основах социального обслуживания 1995 г.). С этой целью были разработаны Рекомендации по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения, утв. постановлением Минтруда РФ от 29.10.1998 N 44.

В отдельных субъектах РФ деятельность попечительских советов предусматривалась нормами региональных актов. Так, например, ст. 35 Закон г. Москвы от 09.07.2008 г. N 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы" закрепляла, что в государственных учреждениях социального обслуживания могут создаваться попечительские и общественные советы в целях осуществления общественного контроля за деятельностью этих учреждений и соблюдением ими федерального законодательства и законодательства города Москвы. Деятельность попечительского и (или) общественного совета осуществляется в соответствии с положением о попечительском и (или) общественном совете.

Приказом Министра социальной защиты населения МО от 30.10.2013 г. N 331 утверждено Примерное положение о Попечительском совете при государственном учреждении социального обслуживания Московской области*(27). Согласно Положению попечительский совет является совещательным коллегиальным органом при государственном учреждении социального обслуживания Московской области (далее - Учреждение), образованным для оказания содействия Учреждению в организации уставной деятельности, укреплении его материально-технической базы, решении вопросов социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов, предоставления социальной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Основными полномочиями данного Попечительского совета являются:

содействие в привлечении внебюджетных источников финансирования Учреждения;

содействие в расширении предпринимательской деятельности;

содействие в улучшении культурно-бытового и социально-медицинского обслуживания проживающих в Учреждении граждан;

содействие в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в детских Учреждениях системы социальной защиты населения;

содействие в совершенствовании организации труда работников Учреждения, повышения их дисциплины, ответственности и чуткого отношения к обслуживаемым гражданам;

содействие в повышении уровня социальной защищенности работников Учреждения;

участие в организации новых форм обслуживания граждан;

внесение предложений по вопросам защиты прав и интересов обслуживаемых граждан Учреждению, а также в органы государственной власти.

Соответствующие попечительские советы при учреждениях социальной защиты населения были созданы и продолжают действовать во многих субъектах РФ, см., например:

приказ УТ и СЗН НАО (Ненецкий автономный округ) от 06.05.2014 г. N 30 "Об утверждении Положения о Попечительских советах при учреждениях социального обслуживания населения Ненецкого автономного округа";

приказ министерства социальной политики Нижегородской области от 08.04.2013 г. N 346 "О создании попечительских советов при стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов";

приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 28.04.2011 г. N 47-мпр "Об утверждении Положения о создании и организации деятельности попечительских советов при детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, областном государственном образовательном бюджетном учреждении социального обслуживания "Иркутское профессиональное училище-интернат для инвалидов";

распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 13.12.2013 г. N 417-р "Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности Попечительских советов при казенном учреждении Республики Калмыкия "Республиканский психоневрологический диспансер", бюджетном учреждении Республики Калмыкия "Сарпинский психоневрологический дом-интернат", казенном учреждении Республики Калмыкия "Элистинский дом-интернат для умственно отсталых детей".

Таким образом, институт попечительских советов при организациях социального обслуживания не является новым, он лишь напрямую официально закреплен законодательным актом - комментируемым Законом.

Отметим, что принятие комментируемого Закона не отменяет действия созданных до его вступления в силу попечительских советов, корректировке подлежат лишь нормы, регулирующие вопросы их деятельности.

4. В ч. 4 комментируемой статьи закреплено, что структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания.

При этом не исключено, что помимо включения в устав сведений о попечительском совете, в организациях будут приниматься в качестве отдельных документов положения о попечительском совете, утверждаемые руководителем организации. В этом случае в устав конкретной организации может включаться ссылка на положение той же организации, которые более подробно регулирует отдельные вопросы деятельности попечительского совета, например, такие как подробный порядок уведомления членов попечительского совета о времени и месте предстоящего заседания.

Так, например, приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.06.2014 г. N 425н утверждено Примерное положение о попечительском совете организации социального обслуживания. Попечительский совет организации социального обслуживания выполняет роль совещательного органа организации социального обслуживания, образованного для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности организации социального обслуживания.

Попечительский совет создается по согласованию с учредителем организации социального обслуживания. Создание попечительских советов в государственных организациях социального обслуживания является обязательным.

Попечительский совет действует на основе принципов гласности, добровольности участия и равноправия его членов. В своей деятельности попечительский совет взаимодействует с администрацией организации социального обслуживания. Попечительский совет не вправе вмешиваться в деятельность администраций организации социального обслуживания.

Решения попечительского совета носят рекомендательный характер. Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно.

Попечительский совет составляет ежегодный отчет о своей работе и размещает его на официальном сайте организации социального обслуживания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при его наличии). Отчет о работе попечительского совета должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, а также о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации.

Попечительский совет состоит из председателя попечительского совета, заместителя председателя попечительского совета, членов попечительского совета, в том числе секретаря попечительского совета. Конкретное число членов попечительского совета определяется организацией социального обслуживания, но не может быть менее 5 человек.

В состав попечительского совета могут входить представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере социального обслуживания, деятели науки, образования и культуры, предприниматели. Членами попечительского совета не могут быть работники организации социального обслуживания. Персональный состав попечительского совета определяется руководителем организации социального обслуживания.

Попечительский совет создается на весь период деятельности организации социального обслуживания. Основными задачами попечительского совета являются:

а) содействие в решении текущих и перспективных задач развития и эффективного функционирования организации социального обслуживания, улучшения качества ее работы;

б) содействие в привлечении финансовых и материальных средств для обеспечения деятельности организации социального обслуживания;

в) содействие в совершенствовании материально-технической базы организации социального обслуживания;

г) содействие в улучшении качества предоставляемых социальных услуг;

д) содействие в повышении квалификации работников организации социального обслуживания, стимулировании их профессионального развития;

е) содействие в повышении информационной открытости организации социального обслуживания;

ж) содействие в решении иных вопросов, связанных с повышением эффективности деятельности организации социального обслуживания.

Подводя итог, следует отметить, что законодатель видит попечительский совет совещательным органом (что прямо не указано в комментируемой статье), чьи решения носят рекомендательный характер. Система отчетности попечительских советов призвана обеспечить гласность их деятельности, в том числе с целью общественной оценки эффективности их работы.

 

Статья 23.1. Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания

1. Формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, началось с издания Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". В подп. "к" п. 1 данного указа Правительству РФ предписано совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности. В целях реализации обозначенного предписания Правительством РФ было принято постановление Правительства РФ от 30.03.2013 г. N 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги" (утратило силу), а также распоряжение от 30.03.2013 г. N 487-р "Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы".

Позднее Минтрудом РФ в целях обеспечения единых подходов и требований к функционированию независимой оценки качества работы организаций социального обслуживания, а также оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ, общественным советам при указанных органах, ответственным за проведение независимой оценки были разработаны и утверждены Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания (см. приказ Минтруда России от 30.08.2013 г. N 391а).

Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 г. N 1202 на Минтруд России возложено осуществление координации деятельности по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и общее методическое обеспечение проведения указанной оценки.

2. Независимая система оценки качества работы организаций социального обслуживания включает в себя обеспечение полной, актуальной и достоверной информацией о порядке предоставления организацией социальных услуг, в том числе в электронной форме, а также формирование результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности.

При этом независимая оценка качества оказания услуг вне зависимости от вида проверяемой организации является одной из форм общественного контроля. Она нацелена, во-первых, на предоставление гражданам информации о качестве оказания услуг проверяемыми организациями, а во-вторых, на повышение качества деятельности таких организаций.

Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания предусматривает оценку условий оказания услуг по ряду общих критериев. Например, одинаковыми являются критерии оценки услуг и организациями социального обслуживания (ч. 2 комментируемой статьи), и медицинскими организациями (ч. 2 ст. 79.1 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), перечень которых сформулирован исчерпывающим образом:

1) открытость и доступность информации об организации. При этом открытость информации характеризует возможность ее предоставления различным группам людей, а доступность - это мера возможности получить информацию, которая одновременно означает избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа. Поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность информации, перечисленной в ч. 2 ст. 13 Закона, в частности, о режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты, о структуре и об органах управления организации социального обслуживания и др.;

2) комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения (в т.ч. достаточность материальной базы поставщика социальных услуг, например, оснащенность зданий организации пандусами для обеспечения доступа людей с ограниченными возможностями);

3) время ожидания предоставления услуги (которое, например, может исчисляться с момента получения заявления поставщиком социальных услуг до момента фактического реагирования на него);

4) доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации (в данном случае речь идет об уровне подготовки и добросовестности персонала организации и соблюдении ими инструкций и регламентов, а также профессиональной этики);

5) удовлетворенность о


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.