Глава 5. Предоставление социального обслуживания — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 5. Предоставление социального обслуживания

2021-05-27 37
Глава 5. Предоставление социального обслуживания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 14. Обращение о предоставлении социального обслуживания

1. Комментируемая статья указывает на событие (юридический факт), инициирующие рассмотрение вопроса о возможности предоставления социального обслуживания определенному лицу. В качестве такового выступает обращение определенного в Законе лица в уполномоченный орган субъекта РФ по вопросам социального обслуживания населения.

Обращение осуществляется в форме:

подачи гражданином или его законным представителем заявления о предоставлении социального обслуживания;

обращения в интересах определенного гражданина (группы лиц) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений;

переданного заявления или обращения в рамках межведомственного взаимодействия.

Все обращения осуществляются в уполномоченный орган, который определяется органами государственной власти субъектов РФ согласно п. 2 ст. 8 комментируемого Закона.

Как правило, такими органами являются учреждения социальной защиты населения, либо в виде отдельных муниципальных или государственных организаций, либо в виде структурного подразделения (отделов) соответствующих органов муниципальной власти, органов государственной власти. Информация об уполномоченном органе государственной власти должна быть доведена до населения путем размещения такой информации в СМИ (газеты, радио, телевидение), размещения информации на стендах в местах публичного доступа (в т.ч. в органах государственной власти, в учреждениях здравоохранения, социального обслуживания и т.п.), в сети "Интернет" на соответствующих сайтах государственных и муниципальных органов.

Правом на обращение в уполномоченных органы по социальному обслуживанию обладают все лица, указанные в ч. 2 ст. 1 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 1), а именно:

граждане РФ независимо от их возраста, социального положения, национальности, расы, пола и т.п.;

иностранные граждане, законно пребывающие на территории РФ (например, имеющие вид на жительство) и постоянно проживающие в РФ;

лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.

Заявление подается как непосредственно самим лицом, так может быть подано и его законным представительством.

Отметим, что представительство может осуществляться как в силу закона (т.е. права на представление интересов возложены законом), так и в силу совершения сделки - на основании выданной доверенности. Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. При этом доверенность от имени малолетних (до 14 лет) и недееспособных выдают их законные представители.

Без доверенности от имени представляемого лица могут действовать представители в силу закона. К таким относятся, прежде всего, лица, указанные в гл. 3 ГК РФ, а именно:

родители, усыновители (например, см. ст. 26, 28 ГК РФ);

опекуны, попечители - ст. 31 ГК РФ.

В соответствии со ст. 64 СК РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в т.ч. в судах, без специальных полномочий. Родители представляют интересы своих детей до наступления совершеннолетия. Совершеннолетним признается лицо, достигшее возраста восемнадцати лет (п. 1 ст. 21 ГК РФ). В исключительных случаях лицо приобретает дееспособности раньше означенного возраста в результате эмансипации (см. ст. 27 ГК РФ). Такие же права распространяются и на усыновителей.

Опекуны и попечители также являются законными представителями лица, однако, им требуется подтверждение их полномочий специальным актом соответствующего органа государственной власти или судом. В соответствии со ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Родители, усыновители, опекуны и попечители могут обращаться, таким образом, от имени лица, нуждающегося в социальном обслуживании без специального полномочия, выданного таким лицом. Иные лица могут действовать только на основании доверенности, выданной таким лицом, или же от имени такого лица его законными представителями.

При обращении в уполномоченные органы по социальному обслуживанию все выше обозначенные лица обязаны предоставить документ, подтверждающий их полномочия выступать в интересах лица, нуждающегося в социальном обслуживании. Такими документами являются доверенность, документ, удостоверяющий личность представителя, свидетельство о рождении лица-получателя социальной услуги (для родителей), документ об установлении опеки и т.п.

2. Обращение осуществляется путем подачи заявления в уполномоченный орган в письменном или электронном виде. Форма заявления в соответствии с п. 13 ст. 7 комментируемого Закона устанавливается уполномоченным федеральным органом государственной власти. В настоящее время форма заявления установлена приказом Минтруда России от 28.03.2014 г. N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг".

Заявление должно содержать следующие реквизиты:

наименование органа (поставщика социальных услуг), в который предоставляется заявление;

сведения о лице - заявителе: фамилия, имя и отчество (при наличии), дата рождения, номер СНИЛС, сведения о документе, удостоверяющим личность (например, серия и номер паспорта);

сведения о представителе лица - получателя социальной услуги (при необходимости): фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты документа, подтверждающего полномочия, адрес места жительства.

В обязательном порядке указывается гражданство лица, а также сведения о месте проживания (пребывания) лица на территории РФ. В случае отсутствия места жительства (бомж) указывается место пребывания по адресу учреждения социальной защиты, общественной организации, иной организации, в которой временно пребывает названное лицо. Если гражданин (бомж) самостоятельно обращается в уполномоченный орган допускается, на наш взгляд, указание сведений об отсутствии постоянного места жительства и сведения о пребывании на территории уполномоченного органа, т.к. отсутствие регистрации по месту жительства (пребывания) не должно являться препятствием для реализации гражданином РФ конституционного права на социальную защиту.

В тексте заявления должна содержаться просьба о предоставлении социальной услуги в форме социального обслуживания с указанием формы социального обслуживания. Согласно ст. 19 комментируемого Закона социальные услуги могут предоставляться в трех формах:

на дому;

в полустационарной форме;

в стационарной форме.

Также в заявление указывается желаемый поставщик социальных услуг (например, социальный центр реабилитации или социальный центр бытового обслуживания и т.п.), а также перечень желаемых социальных услуг и периодичность их предоставления. Виды социальных услуг указываются в ст. 20 комментируемого Закона. В принципе, это может быть весьма широкий набор социальных услуг от обычного бытового обслуживания (например, уборка дома, покупка продуктов и лекарства за счет получателя услуги) до социально-правовой услуги (оказание юридической консультации, представительство в суде).

Заявление должно содержать указание на обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить жизнедеятельность гражданина и приводят тем самым к нуждаемости в предоставлении социальных услуг. Перечень таких обстоятельств приведен в ст. 15 комментируемого Закона. Например, к ним относится:

отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

иные обстоятельства, указанные в ст. 15 комментируемого Закона.

Условия проживания и сведения о составе семьи и сведения о доходе также подлежат указанию в заявлении. Так, указывается вид и тип дома проживания (частный дом, квартира в многоэтажном доме), жилая площадь, наличие удобств и т.п. Сведения о доходе включают в себе сведения обо всех источниках дохода (пенсии, заработные платы, пособия, рентные выплаты и т.п.). Данные сведения учитываются при расчете среднедушевого дохода получателя (ей) социальных услуг.

Лицо, заполняющие заявление, подтверждает достоверность и полноту сведений и несет за это ответственность; а также дает разрешение на обработку персональных данных для целей предоставления социальных услуг. Заявитель может быть при этом уведомлен, что отсутствие согласия на обработку персональных данных делает невозможным рассмотрение вопроса о предоставлении ему социальной услуги, т.к. согласно требования ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных названным законом, и допускается только с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Как правило, на практике заявители не обращают внимания на этот пункт заявления, и во многом взятие согласия на обработку данных воспринимается как формальность.

Уполномоченный орган, принявший заявление от лица, несет ответственность за разглашение персональных данных, в т.ч. не только связанных с обстоятельствами и условиями жизни, но и позволяющих идентифицировать лицо по определенным признаками (ФИО, пол, место жительства и т.п.). Вид ответственности, которое понесет виновное лицо, зависит от тяжести проступка и тяжести последствий, возникших от разглашения данных (административная, уголовная, дисциплинарная виды ответственности). При этом согласно ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" потерпевшие лицо может требовать возмещение морального вреда. В рассматриваемом нами случаи выплатить моральный вред, а также имущественный (в случае если он будет причинен) обязан будет орган (иная организация), работники которого допустили такое разглашение.

Вместе с заявлением предоставляются документы, подтверждающие изложенные в заявлении обстоятельства. Такие как: справка о составе семьи (выписка из домовой книги), справка о размере дохода (например, о размере пенсии из Пенсионного фонда России), справка об инвалидности и т.п. Копии документов должны быть заверены нотариусом или лицом, имеющим право заверять такие документы (например, главный врач медицинской организации в случае нахождения заявителя на лечении в такой организации). Копии документов могут быть заверены и работником уполномоченного органа при приеме заявления. В этом случае работник проводит сверку копии с оригиналом, который должен быть предоставлен заявителем.

На практике заявители часто не представляют полный комплект необходимых документов, в этом случае работнику уполномоченного органа необходимо указать на недостающие документы и попросить их предоставить. Нередко при этом работники принимают к рассмотрению заявление без соответствующих документов, однако, следует учесть положения ст. 15 комментируемого Закона, который устанавливает срок рассмотрения заявления в пять рабочих дней с даты приема заявления. Следовательно, если принимается заявление с неполным комплектом документов, подтверждающих изложенные в заявлении сведения, то срок рассмотрения начинает исчисляться с момента приема заявления, и его приостановка не предусмотрена комментируемым Законом. В этом случае, решение принимается на основании изложенных в заявлении сведений и предоставленных документов. Уполномоченный орган при этом может осуществлять проверку изложенных в заявлении сведений в т.ч. и путем запросов в системе межведомственного взаимодействия.

Заявление может быть подано гражданином или его представителем как лично путем обращения в уполномоченный орган, в электронном виде, путем направления на электронный адрес уполномоченного органа или путем заполнения специальной формы на официальном сайте уполномоченного органа, так и по почте. В последнем случае рекомендуется отправлять заявление ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

3. Комментируемая статья допускает обращение в уполномоченный орган в сфере оказания социальных услуг в интересах другого лица, если такое лицо не в состоянии само обратиться с соответствующим заявлением. Такое право предоставлено:

государственным органам;

органам местного самоуправления;

общественным организациям.

При этом в тексте комментируемой статьи не содержится каких-либо указаний на конкретный вид государственного органа или органа местного самоуправления, т.е. любой из них независимо от его полномочий может обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган в сфере оказания социальных услуг. При этом специального полномочия, закрепленного в соответствующем нормативно-правовом акте, не требуется.

Право на обращение государственных органов, органов местного самоуправления в защиту прав и интересов других лиц закреплено не только в комментируемом Законе, но и, например, в гражданском процессуальном законодательстве. Так, согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Что касается иных лиц, отличных от государственных органов, органов местного самоуправления, то тут законодатель наделяет правом на обращение по поводу предоставления социальной услуги в виде социального обслуживания общественные организации.

Понятие общественной организации раскрывается в Федеральном законе от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Так, согласно ст. 8 названного закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. При этом под общественным объединением в соответствии со ст. 5 закона понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Некоммерческая организации не ставит своей целью извлечение прибыли.

Таким образом, общественные организации наделены комментируемым Законом правом на обращение в интересах других лиц в уполномоченные органы по социальному обслуживанию. При этом таким правом обладает любая общественная организация независимо от ее уставных целей. Например, это может быть как общественное объединение инвалидов (например, общество слепых), так и благотворительная организация (благотворительный фонд).

В обращении, как правило, указываются:

наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественной организации;

сведения о лице, в интересах которого осуществляется обращение (ФИО, место жительства (пребывания), дата рождения и т.п.);

причина обращения, с указанием обстоятельств, препятствующих лицу-получателю социальной услуги обратиться с заявлением лично или через представителя;

обстоятельства, которые привели или могут привести к нуждаемости в оказании социальной услуги в виде социального обслуживания;

вид и форма социального обслуживания, перечень социальных услуг;

сведения об условиях проживания лица и составе семьи (при возможности).

На наш взгляд, допускается и минимальное указание сведений в обращении, так как порой на практике трудно получить такие сведения без самого лица или его родственников, опекунов, попечителей, а названные лица такие сведения могут не предоставить, между тем, требуется вмешательство в интересах лица, нуждающегося в социальном обслуживании. В этом случае обращение в соответствующий орган должно быть рассмотрено даже с самыми минимальными сведениями о таком лице, правда, обращающийся орган/организация должны указать в обращении о невозможности по определенной причине предоставить сведения о нуждающемся в социальном обслуживании лице.

4. Обращение в рамках межведомственного взаимодействия также предусмотрено в качестве основании для рассмотрения вопроса о возможности предоставления социальной услуги конкретному лицу.

Межведомственное взаимодействие может осуществляться как между органами, осуществляющими управление и деятельность в сфере социального обслуживания, так и между органами социального обслуживания и органами государственной власти, органами местного самоуправления, внебюджетными фондами и т.п. Организации межведомственного взаимодействия при организации социального обслуживания в субъекте РФ посвящена ст. 28 комментируемого Закона.

Также в настоящее время действует Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 г. N 697. Названное положение определяет назначение и правила формирования и функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - система взаимодействия), а также основы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций (далее - органы и организации) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

При этом согласно п. 4 Положения система взаимодействия предназначена в т.ч. и для решения задач по обеспечению исполнения государственных и муниципальных функций и задач, возложенных на соответствующие органы. Таким образом, исполнение функции по обеспечению социального обслуживания является основанием для использования системы взаимодействия. Обмен сообщениями в системе осуществляется в электронном виде. Законодатель в комментируемой статье не указывает, какие конкретно органы (субъекты использования системы взаимодействия) имеют право обращаться в уполномоченные в сфере социального обслуживания органы, а значит таким правом обладает любой субъект использования системы взаимодействия в случае выявления им лиц, нуждающихся в социальном обслуживании.

 

Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании

1. Комментируемая статья устанавливает перечень обстоятельств, при наличии которых лицо может быть признано нуждающемся в социальном обслуживании, а также устанавливает сроки принятия решения о признании лица нуждающимся в социальном обслуживании и порядок обжалования такого решения.

Часть 1 комментируемой статьи содержит перечень обстоятельств, при наличии которых лицо может быть признано нуждающимся в социальном обслуживании. Сразу обратим внимание на то, что названные в перечне обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания лица нуждающимся в социальном обслуживании. Они должны обязательно вести к ухудшению условий жизнедеятельности гражданина в настоящем или в будущем времени, т.е. быть реальным препятствием для ведения полноценной жизни определенными лицом или группой лиц.

Рассмотрим подробнее перечень указанных обстоятельств.

Обстоятельство первое - полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

Под самообслуживанием в упрощенном смысле принято понимать способность и возможность человека самостоятельно осуществлять уход за собой (гигиена, питание, прочие бытовое обслуживание). Гражданин может утратить способность, т.е. на длительное время или пожизненно в силу каких-то обстоятельств, лишится физически возможности самообслуживания (например, помыться, приготовить еду из-за потери обеих верхних конечностей), или же утратить возможность осуществлять самообслуживание, т.е. способность физически осуществлять он сохраняет, но, например, только с использованием вспомогательных средств. Например, инвалиды по зрению с помощью специальной посуды, ножей, прочего кухонного инвентаря, тифлотехники в состоянии осуществлять приготовление пищи для себя и других, т.е. физически они не потеряли этой способности, но без соответствующего кухонного инвентаря, они утрачивают возможность приготовить для себя пищу.

Утрата способности или возможности может быть полная или частичная. Полная - это когда лицо не может вообще осуществлять самообслуживание или отдельные виды самообслуживания. Частичная же - утрата способности выполнять часть операций по самообслуживанию или же значительное ухудшение качества самообслуживания (например, гражданин может умыться, но вот полноценно помыться уже не в состоянии, или может погладить свою одежду, а вот заштопать, пришить пуговицу - нет).

Способность самостоятельно передвигаться выступает в качестве отдельного элемента в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, и, по сути, ведет к ограничению возможности и способности к самообслуживанию.

Более широким чем способность к самообслуживанию и самостоятельному передвижению выступает возможность обеспечивать свои основные жизненные потребности. То есть, если при самообслуживании лицо теряет способность ухода за собой, то потеря возможности обеспечиваться основные жизненные потребности гораздо шире, и включает в себя невозможность обеспечить самостоятельно заработок (т.е. ограничение способности к труду), ограничение жизнедеятельности, приводящие к невозможности самостоятельно отправлять естественные физиологические потребности (например, принимать пищу), ограничение способности к общению, обучению и т.п. При этом лицо может потерять эту способность также полностью или частично, т.е. в последнем случае возможна определенная компенсация утраченной способности с помощью вспомогательных средств или помощи третьих лиц.

Обратим внимание на то, что п. 1 ч. 1 комментируемой статьи указывает на утрату способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению или обеспечению основных жизненных потребностей не вообще по любым обстоятельствам (например, если человек вдруг оказался бездомным), а только по причинам указанным в тексте статьи, а именно в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности. Последняя причина в принципе включается в себя первые две - заболевание, травма, - т.к. не бывает инвалидности, "оторванной" от состояния здоровья человека. Человек становится инвалидом только в силу определенных дефектов развития, заболеваний или травм. Однако законодатель, на наш взгляд, отдельно упоминает инвалидность, т.к. наличие инвалидности подразумевает более выраженное ухудшение жизнедеятельности, чем обычное заболевание или травма. Заболевание или травма могут приводить к временным или частичным ухудшениями жизни гражданина, в то время как инвалидность обычно ухудшает уровень и комфорт жизни пожизненно.

Обстоятельство второе - наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

То есть, не само по себе наличие в семье указанных лиц является основанием для признания нуждающимся в социальном обслуживании, а только при условии, что таким лицам необходим постоянный посторонний уход. Подтверждающим документом об этом, как правило, является медицинское заключение, в т.ч. указание, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Обстоятельство третье - наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

В данном случае речь идет о детях, которые не могут без помощи соответствующих специалистов адаптироваться к жизни в социуме. Например, это могут быть дети, страдающие аутизмом, или дети, перенесшие сильную психологическую травму. Дети-инвалиды, испытывающие посттравматический синдром, связанный с наступление инвалидности (особенно если ранее они были здоровыми детьми), также могут нуждаться в помощи психолога. В этом случае социальная услуга предоставляется с целью оказания помощи в социальной адаптации. При этом под социальной адаптацией понимается процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими*(17).

Обстоятельство четвертое - отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

В п. 4 комментируемой статьи речь идет сразу о двух разных случаях, хотя порой и родственных между собой - отсутствие возможности обеспечения ухода возможно и при наличии попечения над инвалидом или ребенком (детьми). Причины невозможности обеспечить уход могут быть различными: болезнь или длительная командировка лица, обеспечивающего уход, преклонный возраст такого лица, отсутствие условий для обеспечения ухода, нуждаемость в специализированном уходе и т.п.

Отсутствие попечения более широкое понятие, здесь речь идет не только о невозможности ухода, но и об отсутствии заботы, присмотра, воспитания (в отношении детей) и т.п. Речь идет не только об отсутствии родителей, родственников (иных опекунов, попечителей), но и о случаях, когда опекуны, попечители не выполняются своих обязанностей и не осуществляют попечение.

Обстоятельство пятое - наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

Данное обстоятельство может потребовать оказание целого комплекса социальных услуг, как в виде предоставления временного проживания в социальном центре, так и оказание психолого-медицинской и правовой помощи.

Обстоятельство шестое - отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обстоятельство седьмое - отсутствие работы и средств к существованию.

Пункты 6 и 7 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает возможность оказания помощи лицам, которые могут оказаться (или уже оказались) бездомными, или не могут обеспечить себе нормальное существование и находятся в состоянии, которое может привести к угрозе жизни. Помощь может быть оказана как в предоставлении проживания в специализированном жилом фонде или учреждении социальной помощи, так и предоставлении бесплатного питания, медицинского ухода, оказание содействия в поисках работы.

Обратим внимание на важную особенность перечня, содержащегося в комментируемой статье. Он является условно открытым, на что указывает формулировка п. 8 ч. 1 комментируемой статьи, предусматривающий установление иных отличных от сформулированных в п. 1-7 ч. 1 комментируемой статьи обстоятельств. Но при этом, содержится оговорка, такие обстоятельства определяются не произвольно по решению уполномоченного органа, а должны быть установлены нормативными правовыми актами субъекта РФ. То есть, субъект РФ может дополнять "федеральный" перечень, исходя из социально-экономических и иных особенностях того или иного района проживания граждан. Следовательно, открытость перечня условная, не позволяющая толковать обстоятельства произвольно вне установленных нормативными правовыми актами границ. С одной стороны, это призвано максимально упорядочить отношения в системе социального обслуживания, с другой, снижает уровень гибкости системы, т.к. решение не может быть принято исходя из обстановки реальной, а не установленной рамками нормативного правового акта.

В качестве восьмого основания сошлемся на постановление Правительства РФ Оренбургской области от 31.10.2014 г. N 828-п "Об обстоятельствах, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан". Данным постановлением обстоятельствами, ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан, помимо обстоятельств, установленных ч. 1 комментируемой статьи, признаются следующие обстоятельства:

1) наличие проблем, связанных с социализацией у выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также у граждан (в том числе несовершеннолетних), освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний и вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

2) ущерб здоровью (наличие посттравматических расстройств, в том числе психологических травм), полученный вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц;

3) утрата жилого помещения или имущественные потери в жилом помещении в результате пожара, наводнения, стихийного или иного бедствия, произошедших в жилом помещении (жилом доме, части жилого дома, квартире, части квартиры, комнате), если заявитель был зарегистрирован по месту жительства (пребывания) в указанном жилом помещении на момент происшествия;

4) необходимость проезда к месту лечения за пределами Оренбургской области по направлению или рекомендации органа исполнительной власти в сфере здравоохранения и (или) несения расходов на оплату проезда и проживания лица, сопровождающего заявителя, при условии, что среднедушевой доход заявителя (его семьи) не превышает 200 процентов от величины прожиточного минимума, установленной в Оренбургской области на душу населения, а также при отсутствии права на соответствующую государственную социальную помощь как в натуральной, так и в денежной форме в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

2. Уполномоченный орган должен на основании заявления гражданина или его представителя принять решение:

о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, и следовательно предоставлении соответствующих социальных услуг;

об отказе в социальном обслуживании.

Решение принимается в течение пяти рабочих дней, т.е. выходные, праздничные дни исключаются. Начало отсчета срока - дата подачи заявления. Правила расчета сроков установлены гл. 11 ГК РФ. В соответствии со ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. То есть, согласно озвученному правилу срок рассмотрения заявления начинает исчисляться со дня, следующего за днем подачи заявления. Исключение из этого правила установлено самим законодателем в тексте комментируемой статьи, а именно решение об оказании срочных социальных услуг должно быть принято немедленно. При этом законодатель приводит перечень срочных социальных услуг в ст. 21 комментируемого Закона, а также в названной статье определяет порядок предоставления таких услуг.

О принятом решении заявитель должен быть проинформирован в письменной или электронной форме, при этом учитывается личное пожелание заявителя, если такое содержится в заявление. Если же в заявлении не указан заявителем способ и форма его оповещения, то как правило на электронное заявление ответ отправляется в электронной форме (при этом может быть продублирован и в письменной форме почтовым отправлением), а на письменное заявление - письменный ответ по указанному заявителем адресу.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность обжалования решения об отказе в социальном обслуживании. Законодатель указывает только на один вариант такого обжалования - в судебном порядке.

Такое обжалование осуществляется путем обращения в суды общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ (см. также Закон РФ от 27.04.1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление подается в суд по подсудности, установленной ст. 24-27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

При этом ГПК РФ устанавливается срок на обжалование решения, а именно согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Между тем пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии судом заявления. Причины пропуска должны быть выяснены в предварительном судебном заседании или в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления либо же признаны уважительным и тогда срок на обжалование продляется и заявление рассматривается по существу.

Само заявление по существу рассматривается в течение десяти дней в судебном заседании с участием сторон. При этом неявка любой из сторон, надлежащем образом извещенной о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Суд по результатам рассмотрения принимает решение либо о признании заявления обоснованным и обязывает соответствующий орган устранить в полном объеме допущенное нарушение (ограничение) прав и свобод гражданина, либо может отказать в удовлетворении заявления в случае признания обжалуемого решения обоснованным.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Обратим внимание, что Закон об основах социального обслуживания 1995 г. отдельно не оговаривал возможность обжалования решения об отказе в социальном обслуживании. Она предусматривалась в рамках общих положений ст. 27, где закреплялось, что действия (бездействие) социальных служб могут быть обжалованы гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным пр


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.