Глава 3. Права и обязанности получателей социальных услуг — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Глава 3. Права и обязанности получателей социальных услуг

2021-05-27 21
Глава 3. Права и обязанности получателей социальных услуг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 9. Права получателей социальных услуг

1. Комментируемая статья содержит перечень прав получателей социальных услуг, причем перечень является, на первый взгляд, закрытым, но на самом деле нормативными правовыми актами субъектов РФ права получателей социальных услуг, проживающих на территории конкретного субъекта РФ, могут быть расширены по сравнению с федеральным перечнем.

Ранее действовавшее законодательство о социальном обслуживании также уделяло внимание правам получателей социальных услуг. Так, права граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг были перечислены в ст. 7 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Закон об основах социального обслуживания 1995 г. отдельной статьи, посвященной установлению прав получателей социальных услуг, не содержал.

Комментируемый Закон содержит отдельную статью с перечнем прав получателей социальных услуг.

2. Анализ комментируемой статьи позволяет выделить две группы прав:

права, связанные с непосредственным оказанием социальных услуг;

общегражданские права, хоть и связанные с оказанием социальных услуг, но принадлежащие гражданину не как получателю социальных услуг, а как человеку.

К первой группе прав условно можно отнести права, перечисленные в п. 2-4, 6, 9 комментируемой статьи.

В ст. 13 комментируемого Закона содержится требование об информационной открытости поставщиков социальных услуг, что является во многом гарантией реализации права получателя социальной услуги на бесплатное получение в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг. Названное право также корреспондирует с аналогичной обязанностью поставщика социальных услуг в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона.

Право получателя социальных услуг должно быть реализовано путем размещения указанной информации в свободном доступе на информационных стендах, в средствах массовой информации, в сети "Интернет" на официальных сайтах организаций социального обслуживания, а также путем индивидуальной консультации получателя социальных услуг.

Законодатель стремится улучшить качество оказываемых социальных услуг, обеспечить большую прозрачность и гибкость системы социального обслуживания, а также наладить систему общественного контроля за качеством оказания социальных услуг. В связи с этим закрепляется право получателя социальной услуги на выбор поставщика или поставщиков социальных услуг. Получатель социальной услуги имеет право самостоятельно выбирать поставщика социальной услуги исходя из личных предпочтений и основываясь на полученной от поставщика информации о его деятельности, видах и особенностях оказания предоставляемых услуг.

Ранее ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" предусматривал право пожилых граждан и инвалидов на выбор учреждения и формы социального обслуживания (ст. 7), однако комментируемый Закон такое право предоставляет всем получателем социальных услуг независимо от их категории.

Отказ от предоставления социальных услуг также является правом, которое принадлежит всем категориям получателей социальных услуг. Однако заметим, если получатель социальных услуг недееспособен или является несовершеннолетним, то отказ от социальных услуг должен идти от законных представителей такого лица - опекунов, попечителей, родителей, усыновителей. При этом в обязательном порядке учитывается мнение самого получателя социальных услуг.

Отказ от социальных услуг оформляется в письменном виде, устный отказ от социальных услуг не допускается. Ранее ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" предусматривал помимо права на отказ от социального обслуживания еще и право на согласие на социальное обслуживание. Комментируемый Закон не предусматривает такого права в приведенном в комментируемой статье перечне, но это не означает, что теперь не требуется согласие получателя социальной услуги на социальное обслуживание. Наоборот, все социальные услуги предоставляются только с согласия их получателя и (или) законных представителей получателя социальных услуг. Сам факт обращения получателя социальной услуги с заявлением о предоставлении ему социального обслуживания является согласием на предоставление такой услуги. Поэтому логично было исключить такое право как таковое из "правового" перечня, как излишнее.

Подробнее об отказе от социального обслуживания, социальной услуги см. ст. 18 комментируемого Закона.

Согласно ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со ст. 22 комментируемого Закона.

Получатель социальных услуг имеет право участвовать в составлении индивидуальной программы. Законодатель не устанавливает конкретный порядок такого участия. Однако уже при обращении за получением социальной услуги, в заявлении получатель социальной услуги указывает список желаемых поставщиков социальных услуг, виды и формы социального обслуживания. Очевидно, что при составлении индивидуальной программы обязательно учитывать мнение получателя социальных услуг и (или) его законных представителей о поставщике социальной услуги, видах и форме оказания услуги и т.п.

Социальное сопровождение - новелла комментируемого Закона. В соответствии с ч. 1 ст. 22 комментируемого Закона при необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

3. Вторая группа прав включает в себя права, указанные в п. 1, 5, 7, 8 комментируемой статьи. Рассмотрим их несколько подробнее.

Право на уважительное и гуманное отношение гарантируется каждому человеку независимо от его гражданства, пола, расы, национальности, социального и иного положения. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; человеку гарантируется равенство всех перед законом, защита личной неприкосновенности, охрана достоинства личности и право на жизнь (ст. 19-22 Конституции РФ), В соответствии с ч. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Уважительное отношение предусматривает под собой такое обращение с человеком, которое не допускает унижение его личности и достоинства путем оскорблений, унижений, грубого обращения с применением психического (насмешки, злые шутки, оскорбления, моральное давление и т.п.) и физического насилия (побои, нанесение телесных повреждений различной степени тяжести, пытки и т.п.). Например, унизительным для человека может быть:

высмеивание его недостатков наедине или публично;

рассказ о его личной жизни, в т.ч. "неприглядных" случаях, публично;

необоснованное лишение свободы перемещений (например, закрыть человека в комнате одного на длительное время);

публичные наказания и порицания;

фамильярное обращение;

необоснованная публичная критика действий и слов человека;

побои, оскорбления, как наедине, так и публично.

иные унижающие достоинство личности действия.

Гуманное отношение, по сути, включает в себя уважительное отношение, т.к. невозможно гуманное отношение без признания и охраны достоинства личности. Гуманным называют такое отношение, которое максимально учитывает социально-биологические и психологические потребности личности, физические и психологические особенности человека, ведет к развитию личности и не влечет за собой ухудшение состояния здоровья человека.

Отметим, что право получателя социальных услуг на уважительное и гуманное отношение корреспондирует с обязанностью поставщика социальных услуг не применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, и не допускать их оскорбление, грубое обращение с ними (п. 2 ч. 2 ст. 12 комментируемого Закона).

Гуманным будет оказание человеку надлежащего по качеству медицинского и бытового ухода, обеспечение условий проживания, отвечающих требованиям санитарных норм, уважительное обращение с человеком. И наоборот, применение к человеку пыток, унижений, побоев, использование его в качестве подопытного при проведении опытов без согласия (а в ряде случаев даже согласие человека не дает права проводить опыты, связанные с жестоким обращением с человеком).

Аналогичное положение об уважительном и гуманном отношении к пожилым людям и инвалидами при получении социальных услуг содержалось в ст. 7 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Однако там законодатель использовал формулировку "со стороны работников учреждений социального обслуживания". На наш взгляд, формулировка комментируемого Закона более удачна, так как включает в себя не только отношение со стороны работников поставщика социальных услуг, но и содержит требование к принципам построения системы социальных услуг.

Социальные услуги должны максимально соответствовать принципу уважительного и гуманного отношения к человека, не должны допускать нравственных и физических страданий получателя социальных услуг, максимально учитывать индивидуальные особенности получателя социальной услуги, и оказываться с соблюдением требований стандартов оказания социальных услуг и иных стандартов в соответствующей области. Такое требование к социальным услугам содержится в ч. 1 ст. 4 комментируемого Закона, согласно которому социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

Право на обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход непосредственно является составной частью гуманного обращения с получателем социальных услуг. Поставщик социальных услуг обязан обеспечить пребывание получателя социальных услуг в условиях, полностью отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм. Для этого помещения должны быть оборудованы надлежащем образом и отвечать всем требованиям по освещенности, уровню шума, составу воздуха и т.п. Поставщик социальных услуг обязан укомплектовать свои штаты работников специалистами соответствующей квалификации и в достаточном количестве для обеспечения ухода за получателями социальных услуг и ухода за помещениями, в которых пребывают клиенты поставщика.

Надлежащим уходом считается такой уход, который отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, обеспечивает гуманное и уважительное отношение к получателю услуг, и не ведет к ухудшению состояния его здоровья в силу отсутствия удовлетворения основных потребностей. Поставщик социальных услуг обеспечивает необходимое отвечающие всем требования по составу продуктов и калорийности питание получателей социальных услуг, а также социально-бытовой уход.

Получатель социальных услуг, который находится на стационарном или полустационаром социальном обслуживании, имеет право на свободное посещение его законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время.

Обеспечение доступа в ночное время возможно по согласованию с поставщиком социальных услуг, последний не может препятствовать посещению только в дневное или вечернее время, причем независимо от дня посещения (отговорки санитарными и прочими днями не должны препятствовать посещению). Однако посетители должны соблюдать правила внутреннего распорядка организации социального обслуживания, и выполнять требования администрации организации относительно правил поведения и особенностей нахождения в организации социального обслуживания.

Заметим, что на территорию организации может быть ограничен свободный доступ, поэтому время посещения в этом случае должно согласовываться с администрацией организации социального обслуживания. Между тем, поставщик социальных услуг должен максимально возможно обеспечивать свободу получателю социальный услуги в общении и посещении его третьими лицами.

Обозначенное выше право получателя социальных услуг корреспондирует с соответствующей обязанностью поставщика социальных услуг (п. 11 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона).

Возможность осуществлять защиту своих прав и законных интересов гарантируется получателю социальной услуги независимо от факта указания такого права в тексте комментируемого Закона, т.к. право на защиту каждому гражданину гарантируется Конституцией РФ. Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законам, при этом в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Защита прав и законных интересов может осуществляться в форме:

самозащиты;

судебной защиты;

административной защиты.

Самозащиты прав может осуществляться в любой форме, любыми не запрещенными законом методами. Как правило, самозащита в социальной сфере заключается в обращении к соответствующему должностному лицу поставщика социальной услуги с требованием об устранении допущенного нарушения (при этом желательно заявителю оперировать нормами соответствующих нормативных правовых актов). Нередко на практике такие обращения весьма эффективны и приводят к быстрому решению возникших нарушений. Обращаем внимание на то, что желательно в случае самозащиты права, обращаться к поставщику социальных услуг с заявлением в письменной или электронной форме.

Другие два способа - административный и судебный - предусматривают обращение за защитой права к государству.

Административный способ - обращение за защитой права к государственным несудебным органам. Это может быть обращение в прокуратуру с заявлением о нарушении прав и законных интересов получателя социальной услуги, либо же обращение в уполномоченный орган государственной власти в сфере социального обслуживания.

Судебный способ - обращение за защитой права в суд, здесь речь идет о судах общей юрисдикции. В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Отметим, что само по себе отсутствие оговорки о возможности судебного обжалования того или иного решения или действия (бездействия) должностного лица, поставщика социальных услуг, не лишает права на обращение в суд получателя социальной услуги, если он считает, что его право нарушено. При этом не требуется прохождение процедур досудебного урегулирования.

Комментируемый Закон, к сожалению, не содержит отдельного перечня прав получателей социальных услуг, которые находятся на стационарном социальном обслуживании. ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" содержал ст. 12, устанавливающую такие права, что расширяло гарантии получателей социальных услуг на адекватную и полноценную социальную помощь.

 

Статья 10. Обязанности получателей социальных услуг

1. Комментируемая статья устанавливает перечень обязанностей получателей социальных услуг. Перечень является закрытым, исчерпывающим. Введение подобной статьи является новеллой комментируемого Закона, прежнее законодательство не содержало такого перечня, хотя, конечно, подразумевалось наличие обязанностей и со стороны получателей социальных услуг.

В перечне обязанностей всего три пункта, рассмотрим их подробнее.

Согласно ст. 14 комментируемого Закона основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта РФ либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

При этом получатель социальных услуг обязан в заявлении указать на обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Разумеется, что при этом заявитель должен предоставить документы, подтверждающие наличие указанных обстоятельств. Это может быть справка о наличии инвалидности, индивидуальная программа реабилитации, выданная бюро медико-социальной экспертизы, заключение медицинской организации о наличии травмы или заболевания, справка о составе семьи и т.д. в зависимости от конкретной ситуации. Также предоставляются иные документы, подтверждающие личность заявителя, его жилищные условия, уровень дохода и т.д. Заявитель обязан предоставить документы вместе с заявлением, или предоставить их после по требованию соответствующего уполномоченного органа в сфере социального обслуживания.

Подробный перечень сведений и документов, которые обязан предоставлять получатель социальных услуг, устанавливается подзаконными нормативными правовыми актами. Никто не вправе при этом требовать предоставление иных документов и сведений, не указанных в нормативных правовых актах.

2. Получатель социальных услуг полностью несет ответственность за сокрытие информации, которая может иметь значение для оказания ему социальных услуг, например, о наличии медицинских противопоказаний.

Получатель социальных услуг обязан информировать поставщика социальных услуг, уполномоченный орган в сфере социального обслуживания об изменении условий проживания, изменении персональных данных, состава семьи, уровня дохода и т.п.

3. Очевидно, что в договоре о предоставлении социальных услуг могут быть установлены дополнительные обязанности получателя социальных услуг (например, соблюдать правила распорядка в организации социального обслуживания), такие обязанности, как и прочие условия договора получатель социальных услуг обязан выполнять. Отдельно оговаривается условие об обязанности совершать оплату предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату. При этом оплата должны быть произведена:

своевременно;

в полном объеме.

Срок внесения оплаты определяется договор о предоставлении социальных услуг, таким образом, своевременной оплатой будет считаться оплата, произведенная до истечения установленного договором сроком. При этом, как правило, считается, что датой платежа считается день поступления денежных средств на расчетные счета или в кассу поставщика социальных услуг, а не дата перевода таких денежных средств получателем социальных услуг.

Оплата производится в размере, который установлен договором о предоставлении социальных услуг. Не допускается самовольное уменьшение размеры оплаты или внесение оплаты частями без согласования с поставщиком социальных услуг.

Отметим, что согласно ч. 2 ст. 17 комментируемого Закона условия о стоимости социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату, является существенными условиями договора.

Обязанность соблюдать условия договора и вносить оплату за предоставленные социальные услуги корреспондируется с правом поставщика социальных услуг отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем (п. 2 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона).

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.