Основополагающие принципы Баллонского процесса — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основополагающие принципы Баллонского процесса

2021-05-27 33
Основополагающие принципы Баллонского процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Основные принципы реформирования отечественной образовательной системы

 

Реформирование политической, социальной и экономи­ческой сферы обусловили необходимость реализации миро­вых образовательных тенденций в казахстанской системе об­разования.

Развитие системы образования на современном этапе ставит определен­ные социально-экономические и педагогические цели. К социально-экономическим целям можно отнести:

♦ развитие новых техноло­гий в ключевых областях экономики;

♦ дальнейшее развитие культуры и духовности общества.

К педагогическим целям относятся:

♦ обновление содержания образования;

♦ выработка новых технологий обучения;

♦ разработка новых направлений, профессий и спе­циальностей в обучении;

♦ разработка междисциплинарных исследований.

В связи с реформированием в нашей стране был взят курс на формирование идей новой образовательной парадиг­мы, в которые определили ведущие принципы раз­вития всей системы образования Казахстана.

Термин «парадигма» этимологически восходит к гре­ческому «paradeigma» в значении «пример, образец».

Перенос термина «парадигма» в сферу педагогики про­изошел в семидесятые годы XX в., способствуя дальней­шему сближению теории и практики педагогического об­разования.

Парадигма — это исходная теория или совокупность теоретических положений, идей или убеждений, принятых основной массой ученых и практиков и используемых для дальнейшего развития той же теории и практики.

Смена образовательной парадигмы в нашей стране повлекла за собой трансформацию педагогических от­ношений во всех структурных компонентах системы об­разования. При этом постепенно стали изменяться от­ношения руководителя и руководимого, педагога и обу­чаемого, производства и образовательного учреждения в целом. Новые отношения постепенно становятся отноше­ниями партнерства и сотрудничества активных субъек­тов образовательного процесса. Новая об­разовательная парадигма предопределила основные принципы реформирования отечественной образователь­ной системы.

Демократизация образования  — следствие демокра­тизации всего общества, которая предполагает необхо­димость и возможность, а также средства и условия реа­лизации следующих принципов в образовании:

♦ равные возможности в получении образования и его бесплатный характер;

открытость и многообразие образовательных учреж­дений;

сотрудничество обучающих и обучаемых, студенчес­кое самоуправление;

регионализация образования;

♦ международная интеграция и сотрудничество;

♦ негосударственные формы получения образования и частные образовательные учреждения;

общественно-государственное управление в системе образования;

демократический механизм руководства и контро­ля за качеством образования с учетом расширения имеющихся на всех уровнях полномочий.

Гуманизация образования - ориентация образователь­ной системы и всего образовательного процесса на разви­тие и становление отношений взаимного уважения обу­чаемых и педагогов, основанного на уважении прав каж­дого человека на сохранение и укрепление его здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностно­го потенциала.

Гуманитаризация  — это ориентация на освоение со­держания образования независимо от его уровня и типа, позволяющая с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека.    

Гуманитаризация обучения и воспитания включает аксиологическую, эстетическую, этичес­кую, в том числе профессионально-коммуникативную, экономическую, экологическую и правовую составляющие, создает в учебных заведениях «гуманитарную среду».

Дифференциация - ориентация образовательных уч­реждений на достижения студентов с учетом удовлетво­рения и развития интересов, склонностей и способнос­тей всех участников образовательного процесса. Она пред­полагает разделение учебных дисциплин на обязательные (инвариант) и по выбору (вариативные), в соответствии с профессиональными и личностными интересами сту­дентов.

Диверсификация (от англ. Diverse - иной, другой) образования предполагает:

♦ многообразие образовательных учреждений и программ, квалификаций и документов об образовании, их нострификацию;

♦ разнообразие уровней и подуровней образования, базы и сроков подготовки и переподготовки;

♦ многоканальное финансирование и многообразие в управлении образованием.

Стандартизация -ориентация образовательной си­стемы на реализацию прежде всего государственного об­разовательного стандарта - набора обязательных учеб­ных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариативность означает создание в образова­тельной системе условий выбора и предоставление каж­дому субъекту образовательного процесса возможности достичь успеха. На практике это выражается в том, что студентам предоставляется возможность выбирать темп обучения, достигать различного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения и т. д.

Фундаментализация - усиление взаимосвязи теоре­тической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение при­дается глубокому и системному усвоению теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образова­тельного учреждения.

Информатизация образования связана с массовым использованием информатизационной технологии в учебно-воспитательном процессе.

Профессионализация - это ориентированность всех учебных дисциплин на будущую профессиональную дея­тельность обучаемых.

Современная образовательная парадигма представля­ет собой многоаспектный комплексный феномен, в кото­ром традиционное образование взаимодействует с инно­вационным.

Опережающий характер образования как условие бу­дущего устойчивого развития страны, ее экономики и социальной сферы.

Интеграция науки и образования позволит развить научное обеспечение системы образования, укрепить потенциал вузовской науки, решить задачи подго­товки кадров для инновационной деятельности.

Формирование профессиональной элиты. Современная экономическая ситуация и необходимость поиска путей практического использования научно-технических дости­жений требуют подготовки высококвалифи-цированного персонала для работы в этих условиях.

Р азвитие элитарных образовательных уч­реждений будет способствовать развитию системы обра­зования как на государственном уровне (новые стандар­ты образования, критерии качества образования), так и на негосударственном уровне (укрепление частных и не­государственных профессиональных образовательных учреждений).

Таким образом, современное высшее образование, вы­полняя социальный заказ на подготовку специалистов, спо­собных в профессиональной деятельности адаптироваться к социально-экономическим преобразованиям, пережива­ет состояние качественного изменения.

 

 

Обучение как процесс

обучение - процесс, социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Следовательно, важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником "создания" личности служит мировая культура - духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта. Каков же состав человеческой культуры, тех источников, которые наполняют содержание личности, а следовательно, определяют и содержание обучения, что и ведет к пониманию его сущности? В отечественной дидактике наиболее признанной является концепция И.Я. Лернера, который выделил элементы этого содержания:

1. Знания.

2. Установленные и выведенные в опыте способы деятельности.

3. Опыт творчества.

4. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.

Исходя из этого можно определить, что процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития ("создания") личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

В. И. Загвязинскому овладение знаниями, способами деятельности (умениями) может происходить в двух основных вариантах построения учебного процесса: репродуктивном (воспроизводящем) и продуктивном (творческом).

Репродуктивный вариант (нужно оговорить, что в него входят некоторые продуктивные элементы, подчеркиваем, некоторые) включает в себя восприятие фактов, явлений, их последующее осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию. Основное из понятого (исходные положения, ведущий тезис, аргументация, доказательство, основные выводы) студент должен удержать в памяти, что требует особой (мнемической) деятельности. Запоминание понятого приводит к усвоению материала. Часть материала вполне достаточно довести до уровня овладения, что требует еще одного этапа - применения, использования его либо на уровне репродуктивном, алгоритмическом, либо на уровне поисковом (творческом).

Продуктивный вариант построения учебного процесса содержит ряд новых элементов: ориентировочного, исполнительского и контрольно-систематизирующего. Добывание, применение знаний здесь носит поисковый, творческий характер. Стимулируются самоанализ, саморегуляция, инициатива.

Исходя из этого, можно определить логические звенья учебного процесса.

Учебный процесс в этом контексте представляется как цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно-познавательные задачи, а содержанием - совместная деятельность педагога и обучаемых по решению задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения. Разумеется, задача понимается не в узком методическом, а в широком психолого-педагогическом смысле - как цель, заданная в конкретной ситуации, или как требование, выражающее необходимость преобразования ситуации для получения искомых результатов.

Любая познавательная задача противоречива по своей природе. Она синтезирует достигнутое и нацеливает на овладение еще не познанным, на формирование новых подходов и приемов. Решение и преодоление этого противоречия (между достигнутым и непознанным) вызывает интерес, рождает стремление к деятельности, к активности и является движущей силой учебного процесса. Решается, исчерпывается задача - осуществляется переход к новой задаче, создаются новые условия и отношения, возникает новая учебная ситуация.

 Движение и взаимодействие основных структурных компонентов учебного процесса в высшей школе, осмысление которых приводит к осознанию логики учебного процесса, его движущих сил. В реальном учебном процессе они "очеловечиваются", пополняются личностным содержанием, действуют через сознание, волю, эмоции, индивидуальности педагогов и студентов

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.