Законы и закономерности обучения в высшей школе — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Законы и закономерности обучения в высшей школе

2021-05-27 37
Законы и закономерности обучения в высшей школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Всякая наука занимается открытием и изучением характерных для нее законов и закономерностей, выражающих необходимую и существенную связь явлений в природе и обществе. Открытие законов представляет собой сложный процесс постепенного перехода мысли от познания внешних, несущественных связей предметов и явлений к познанию их сущности. Познание законов и овладение ими делает деятельность людей сознательной и целеустремленной, повышает ее эффективность.

Наряду с общими законами природы, общества и мышления, т.е. законами диалектики, есть законы специфические, охватывающие сравнительно узкий круг явлений. К ним относятся педагогические законы и закономерности.

Научный закон отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях связи между явлениями действительности. Педагог, занимаясь вопросами проектирования учебно-воспитательного процесса, непременно ставит пе­ред собой задачу познания процесса обучения. Результа­том этого познания является установление законов и за­кономерностей процесса обучения.

Педагогический закон — внутренняя, существенная, устойчивая связь педагогических явлений, обусловлива­ющая их необходимое, закономерное развитие.

 

 

Информатизация высшего профессионального образования

Информатизация высшего профессионального обра­зования выражается использований информаци­онных систем, для учебного процесса и педагогического контроля, как автоматизированные системы обучения и т. п. Учебно-воспитательный процесс в вузах основан на информационных технологиях, как сред­ствах предъявления информации и организации интерак­тивного взаимодействия на занятиях.

 

Индивидуальный план обучающегося и его структура

Составление учебных, планов специальностей высшего учебного заведения начинается с разработки академического календаря, в котором отражаются основные виды, учебных, контрольных мероприятий образовательного процесса, а также периоды практик, каникул и дни праздников.

Кредитная технология обучения предполагает планирование учебной деятельности, профессорско-преподавательского состава и индивидуальной образовательной траектории, обучающихся на текущий учебный год.

В основе любого учебного процесса лежит индивидуальный учебный план (ИУП) обучающегося, который заблаговременно составляется обучающимся с помощью эдвайзера. Основой для составления ИУП является типовой учебный план (ТУП), входящий в соответствующий Госстандарт образования (ГОСО), и каталог элективных дисциплин (КЭД), предоставляемый вузом.

Индивидуальные учебные планы должны отражать потребности рынка труда, требования работодателей и интересы обучающихся. Вместе с тем они способствуют формированию у бакалавров общей образованности, социально-личностных, экономических, организационно-управленческих, общенаучных, профессиональных, специальных компетенций с целью свободной ориентации на рынке груда и продолжения образования в последующем. В связи с этим при составлении индивидуальных учебных планов по конкретным специальностям высшим учебным заведениям рекомендуется установить такой перечень дисциплин, который позволит обучающимся в полной мере овладеть профессиональными компетенциями, определенными государственными общеобязательными стандартами образования. Так, профильная подготовка бакалавров по техническим специальностям предполагает получение ими общетехнических знаний, связанных с изучением естественнонаучных дисциплин, информационных технологий, инженерной графики и т.д. Рабочие учебные планы составляются на основании скомпонованных по всем обучающимся и утвержденных их индивидуальных учебных планов с учетом принципов самостоятельности и выборности. Вместе с тем важно создать условия для сознательного подхода обучающихся к составлению своего индивидуального учебного плана. От того, насколько продуманной и целостной будет образовательная траектория обучающихся, зависит уровень профессиональной подготовленности будущего специалиста. В этой связи вузы предусматривают в своей организационной структуре службу эдвайзеров, которыми традиционно являются преподаватели выпускающей кафедры, оказывающие консультативную помощь в формировании индивидуальных учебных планов обучающихся.

В ходе планирования своего индивидуального учебного плана студент должен предусмотреть изучение дисциплин в общем объеме 12-18 кредитов в семестре, включая 100% дисциплин обязательного компонента, предусмотренных типовым учебным планом.

Кроме того, обучающиеся имеют право выбрать преподавателей, претендующих на чтение учебных курсов. Обучающемуся должны быть представлены учебно-методические материалы, разработанные преподавателями, и сведения об их ученой степени и ученом звании.

Важным направлением учебной деятельности является планирование объема учебной работы структурных подразделений высшего учебного заведения, как правило, кафедр.

Процессу планирования должно предшествовать утверждение норм педагогической нагрузки по видам учебной работы. В настоящее время нормы педагогической нагрузки разрабатываются и утверждаются высшими учебными заведениями самостоятельно.

Каждый цикл включает перечень дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору с указанием установленного объема кредитов.

В обязательный компонент входят учебные дисциплины, установленные государственными общеобязательными стандартами образования и изучаемые студентами в обязательном порядке по программе обучения.

В компонент по выбору входят элективные дисциплины, предлагаемые высшим учебным заведением.

 

В типовых учебных планах приводится полный перечень дисциплин обязательного компонента с указанием количества кредитов по каждой из них. Кредиты, отводимые на изучение компонента по выбору, распределяются вузами самостоятельно.

Рабочие учебные планы специальностей представляют собой "квинтэссенцию" тех индивидуальных учебных планов, по которым записалось достаточно рентабельное количество обучающихся (для обеспечения самоокупаемости учебной группы).

Диверсификативность и гибкость учебных планов, максимально полно учитывающих профили, специализации, виды будущей профессиональной деятельности обучающихся, поднимают уровень организации учебного процесса и высокую востребованность выпускников. Такой подход к формированию рабочих учебных планов позволяет высшим учебным заведениям развивать и успешно адаптировать в быстро меняющихся условиях уже сложившиеся научно-педагогические школы, а также максимально использовать имеющиеся информационно-библиотечные ресурсы, учебно - лабораторную базу.

 

 

Культурологический характер к образованию в высшей школе

Культурологический подход - это приобщение лич­ности к общечеловеческой культуре. Культурологический подход оказывает большое влияние на эстетическое раз­витие, формирование гуманитарной культуры студентов, магистрантов.

Личностно-деятельностный подход ведущая стра­тегия образования, который позволяет поставить личность в центр педагогического процесса. В процессе профессиональной подготовки будущий специалист вклю­чается в различные виды деятельности, позволяющие сформировать целостное представление о будущей педа­гогической деятельности в условиях высшей школы.

В качестве технологических подходов можно выде­лить следующие подходы.

 

 

Компетентностный подход к образованию в высшей школе

Компетенция — способность применять знания, умения и личностные качества для ус­пешной деятельности в определенной области.

Компетенции специалистов являются интегративным качеством, позволяющим осваивать и применять междис­циплинарные знания и умения в профессиональной дея­тельности.

Универсальные (общие) компетенции характери­зуют особенности деятельности любого специалиста и

подразделяются на социально-личностные и общекуль­турные, общенаучные, инструментальные.

Профессиональные компетенции отражают професси­ональные особенности деятельности специалиста, струк­турируются на подгруппы, соответствующие основным видам деятельности специалиста (проектно-конструкторские, испытательно-технологические, эксплуатационно-внедренческие и др.).

Компетентностная модель выпускника - целевая функция направления подготовки студентов по конкрет­ной специальности; она представляет собой систему уни­версальных и профессиональных компетенций, подлежа­щих освоению для достижения профессиональной ком­петентности.

Компетенции специалистов являются интегративным качеством, позволяющим осваивать и применять междис­циплинарные знания и умения в профессиональной дея­тельности.

Универсальные (общие) компетенции характери­зуют особенности деятельности любого специалиста и подразделяются на социально-личностные и общекуль­турные, общенаучные, инструментальные.

Профессиональные компетенции отражают професси­ональные особенности деятельности специалиста, струк­турируются на подгруппы, соответствующие основным видам деятельности специалиста (проектно-конструкторские, испытательно-технологические, эксплуатационно-внедренческие и др.).

Универсальные компетенции, являющиеся ключевы­ми как в профессиональной, так и, более широко, в соци­альной деятельности каждого человека, — включают сле­дующие виды:

- социально-личностные и общекультурные (СЛК);

общенаучные (ОНК);

инструментальные (ИК).

Социально-личностные (способность к саморазвитию, социальному взаимодействию, самосовершенствованию) компетенции и общекультурные, общенаучные (способность к познавательной деятельности, интеграции, професси­ональному развитию), инструментальные (обладание когнитивными и методологическими способностями, технологическими навыками)

Профессиональные (предметно-специализированные) компетенции определяются с учетом основных видов про­фессиональной деятельности, выполняемых специалис­тами в рамках любой профессии.

Профессиональные компетенции формируют профес­сиональное «лицо» специалиста, являются базовыми и имеют высокую значимость для эффективного решения задач, возникающих в основных видах профессиональ­ной деятельности.

Таким образом, концепция профессиональной компе­тентности предполагает введение человека в общий куль­турный мир ценностей, и именно в этом пространстве человек далее реализует себя как специалист, професси­онал: из узкой сферы деловой эффективности он выходит в широкое пространство культуры. Именно этот подход стал ведущим при разработке учебных программ дисцип­лин подготовки современных специалистов.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.