Аксиологический подход в педагогике высшей школы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Аксиологический подход в педагогике высшей школы

2021-05-27 39
Аксиологический подход в педагогике высшей школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аксиологический подход в педагогике высшей школы

Аксиологический подход включает ориентацию слуша­телей на общечеловеческие, национальные и профессио­нальные ценности и включающие в себя ценности комму­никативного характера (организация диалогического об­щения в учебно-воспитательном процессе), ценности, ориентирующие на развитие творческой индивидуальнос­ти, ценности, позволяющие осуществлять творческую са­мореализацию личности в будущей профессиональной пе­дагогической деятельности.

 

Академический календарь

 

Боллонский процесс как интеграционная основа образования РК

 

В мае 1998 года в Сорбонском университете министры образования четырех стран: Франции, Италии, Германии и Великобритании — подписали «Совместную декларацию о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования». В 1999 году идеи, сформулированные в этом документе, были развиты в Болонской декларации. 19 июня 1999 г. в Болонье (Италия) министры обра­зования 29 европейских стран подписали Болонскую дек­ларацию о европейском регионе высшего образования. Основная цель Болонской декларации - реализация Европейского про­странства высшего образования (ЕПВО), в основе которого лежат институциональная автономия, академическая сво­бода, равные возможности и демократические принципы-все, что будет способствовать мобильности, увеличению занятости и улучшению привлекательности и конкурен­тоспособности Европы. Среди подписавших предста­вители Австрии, Франции, Бельгии, Болгарии, Чешской Республики, Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Греции, Венгрии, Исландии, Ирландии, Италии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Словацкой Республики, Словении, Испании, Швеции, Швейцарской конфедера­ции, Великобритании.

На современном этапе под декларацией о Европейском пространстве для высшего образования стоят подписи 40 министров образования, в том числе и Казахстана.

Предложения, рассматриваемые и исполняемые в рам­ках Болонского процесса, сводятся к шести основным ключевым позициям.

1.Создание единой схемы получения высшего образования

Предлагается ввести два цикла обучения: 1-й — до получения первой академической степени (ба­калавр) и 2-й — после получения первой академической степени (магистр). При этом продолжение обучения на 1-м цикле должно быть не меньше 3 и не больше 4-х лет. Обучение в течение второго цикла может вести к получе­нию степени магистра (через 1-2 года обучения после по­лучения 1-й степени) и/или к докторской степени (при общей длительности обучения 7-8 лет).

2. Повышение качества высшего образования предполагается учреждение аккредитационных агентств, комиссий, центров, не зависимых от нацио­нальных правительств и международных организаций. Будут установлены стандарты транснационального об­разования, включающего и дистанционного обучения.

3. Введение единой системы учета трудоемкости учебной работы предлагается ввести во всех европейских национальных системах образования единую систему учета трудоемкос­ти учебной работы в условных зачетных единицах трудо­емкости (кредитах). За основу предлагается принять ECTS (ECTS — European Community Credit Transfer System (англ.)). ECTS базируется на двух основных принципах: приведение каждого компонента образовательной програм­мы (дисциплины, курсового проекта и т. д.) к некоторому числовому выражению; единообразное выставление оцен­ки за освоение данного компонента.

4. Расширение мобильности предпо­лагает существенное развитие мобильности студентов. «Мобильность» (трансфер) понимается как перемещение студентов из одного университе­та или другого образовательного учреждения и процесс зачета или незачета кредитных единиц, отражающих образовательный опыт студента в виде пройденных учеб­ных курсов или программ, полученных сертификатов, дипломов или академических степеней.

5. Обеспечение трудоустройства выпускников- ориентация высших учебных заведений на конеч­ный результат: знания выпускников должны быть при­менимы и практически использованы на пользу всей Ев­ропе. Все академические степени и другие квалификации должны быть востре­бованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть облегчено.

6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования в рамках Болонского процесса, является задача при­влечения в Европу большего количества студентов из дру­гих регионов мира.

Присоединение Казахстана к Болонскому процессу обус­ловило принятие нашей страной обязательств не­обходимые преобразования в контексте европейской ин­теграции:

- сравнимость и признание дипломов и квалификаций;

- обеспечение академической мобильности студентов и персонала;

– рост автономии и конкурентоспособности благода­ря интеграции интеллектуального потенциала.

  Виды компетентности

 

Компетенция — способность применять знания, умения и личностные качества для ус­пешной деятельности в определенной области.

Компетенции специалистов являются интегративным качеством, позволяющим осваивать и применять междис­циплинарные знания и умения в профессиональной дея­тельности.

Универсальные (общие) компетенции характери­зуют особенности деятельности любого специалиста и

подразделяются на социально-личностные и общекуль­турные, общенаучные, инструментальные.

Профессиональные компетенции отражают професси­ональные особенности деятельности специалиста, струк­турируются на подгруппы, соответствующие основным видам деятельности специалиста (проектно-конструкторские, испытательно-технологические, эксплуатационно-внедренческие и др.).

Компетентностная модель выпускника - целевая функция направления подготовки студентов по конкрет­ной специальности; она представляет собой систему уни­версальных и профессиональных компетенций, подлежа­щих освоению для достижения профессиональной ком­петентности.

Компетенции специалистов являются интегративным качеством, позволяющим осваивать и применять междис­циплинарные знания и умения в профессиональной дея­тельности.

Универсальные (общие) компетенции характери­зуют особенности деятельности любого специалиста и подразделяются на социально-личностные и общекуль­турные, общенаучные, инструментальные.

Профессиональные компетенции отражают професси­ональные особенности деятельности специалиста, струк­турируются на подгруппы, соответствующие основным видам деятельности специалиста (проектно-конструкторские, испытательно-технологические, эксплуатационно-внедренческие и др.).

Универсальные компетенции, являющиеся ключевы­ми как в профессиональной, так и, более широко, в соци­альной деятельности каждого человека, — включают сле­дующие виды:

- социально-личностные и общекультурные (СЛК);

общенаучные (ОНК);

инструментальные (ИК).

Социально-личностные (способность к саморазвитию, социальному взаимодействию, самосовершенствованию) компетенции и общекультурные, общенаучные (способность к познавательной деятельности, интеграции, професси­ональному развитию), инструментальные (обладание когнитивными и методологическими способностями, технологическими навыками)

Профессиональные (предметно-специализированные) компетенции определяются с учетом основных видов про­фессиональной деятельности, выполняемых специалис­тами в рамках любой профессии.

Профессиональные компетенции формируют профес­сиональное «лицо» специалиста, являются базовыми и имеют высокую значимость для эффективного решения задач, возникающих в основных видах профессиональ­ной деятельности.

Таким образом, концепция профессиональной компе­тентности предполагает введение человека в общий куль­турный мир ценностей, и именно в этом пространстве человек далее реализует себя как специалист, професси­онал: из узкой сферы деловой эффективности он выходит в широкое пространство культуры. Именно этот подход стал ведущим при разработке учебных программ дисцип­лин подготовки современных специалистов.

 

 

Виды учреждений высшего образования

В Казахстане законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливаются следу­ющие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

К обучающимся в высшем учебном заведении отно­сятся студенты, магистранты докторанты, слушатели и др.

Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой фор­мы, наличия или отсутствия государственной аккредита­ции и включается в его наименование.

Наименование высшего учебного заведения устанав­ливается при его создании и изменяется в обязательном порядке при изменении статуса. В случае, если в наи­меновании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и др), наряду с ним указывается вид выс­шего учебного заведения.

Основными субъектами высшего профессионального образования являются, прежде всего, преподаватели и студенты. Их права, обязанности, формы взаимодействия во многом и определяют характер образовательного процес­са в вузе.

Своеобразным ориентиром в организации образователь­ного процесса служат не только общие представления, характеризующие выпускника любого высшего учебного заведения, но и конкретные, имеющие отношение к оп­ределенной квалификации специалиста. Все они в сово­купности составляют модель выпускника вуза, в струк­туре которой обычно рассматриваются две составляющие: профессиональные знания и личностные качества.

 

Воспитательная компонента в профессиональном образовании

 

Долгое время в педагогической науке разрабатывалась проблема педагогического мастерства и его формирования. В настоящее время чаще говорят о про­фессиональной компетентности. Это связано с переходом казахстанской системы образования на компетентностную модель оценки результата подготовки специалистов.

На основе анализа различных трактовок понятия «про­фессиональная компетентность», нами разработано сле­дующее определение.

Исходя из данной формулировки, мы выделяем в струк­туре профессиональной компетентности преподавателя высшей школы, следующие основные блоки:

Данные структурные компоненты, интегрируясь, реали­зуются в виде сформированных универсальных и професси­ональных компетенций преподавателя высшей школы.

Профессиональную компетентность мож­но рассматривать как результат подготовки, а также самообразования преподавате­лей высшей школы. При этом можно выделить следую­щие основные уровни ее сформированности:

Особо отметим, что в разработанной нами модели про­фессиональной компетентности преподавателя высшей школы интегрированы показатели, которые традицион­но входили в понятие педагогическое мастерство (лично­стные качества, знания, умения преподавателя), с ком­петенциями преподавателя они служат показателями уме­ния эти знания применять на практике.

Рассмотренные выше компоненты профессиональной компетентности преподавателя высшей школы в процес­се освоения педагогической деятельности проявляются в виде компетенций, т. е. способности реализовывать сово­купность знаний, умений и навыков на практике.

 

 

Виды лекции

 

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.

Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.

 

Лабараторное занятие

 

Лабораторные работы. «Лаборатория» происходит от латинского слова «la­bor» — труд, работа, трудность. Его смысл связан с применением умственных и физических уси­лий для разрешения возникших научных и жизненных задач. Лабораторные работы интегрируют теоретико-методо­логические знания и практические умения, навыки сту­дентов в едином процессе деятельности учебно-исследова­тельского характера.

В лабораторных работах осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний с практическими уме­ниями и навыками студентов в условиях той или иной сте­пени близости к реальной профессиональной деятельности. Особую роль здесь играет совместная групповая работа. Максимальная степень приближения к будущей професси­ональной деятельности достигается при прохождении про­изводственной практики на конкретных рабочих постах.

 

Метод проблемного изложения

 

Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует позна­вательную задачу, а затем, раскрывая систему доказа­тельств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Сту­денты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой под­ход широко используется.

 

 

Мотивы учебной деятельности

 

В процессе обучения формируются ценные мотивы деятельности и поведения личности.

Мотив – мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей и побуждающие его к той или иной деятельности.

Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной основой их развития является высокий уровень обуче­ния с его научным содержанием и педагогически целе­сообразной организацией активного и самостоятельного познания.

Потребность определяется как состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в действиях, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляюще познавательные процессы, воображение и поведение.

 

 

Объект педагогической науки

По мнению ученых, педагогика как наука связана с реализацией общественной функции воспитания. Следовательно, все стороны объективной реальности, где происходит педагогическая деятельность, и есть объект педагогики.

педагогические системы, функционирующие в высших учебных заведе­ниях, а также системы управления вузами.

 

 

Основные категории ПВШ

К основным категориям педагогики относятся воспитание, обучение, образование, формирование, педагогический процесс.

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается известные людям значения. Умения. Способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словами, все созданное в процессе исторического развития человека.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.

В широком педагогическом смысле воспитание - это социально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях, и охватывающих весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Отсюда следует что, воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество.

Следующая категория педагогики - обучение. Это специально ­организационный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия преподавателя и студентов, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, развитие умственных сил. Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных компонентов содержания, а со стороны студентов - в качестве продуктов усвоения. Отсюда вытекает что: знания - это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний.

Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного управления.

Следующей категорией педагогики выступает образование - оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, которыми овладел обучаемый.

Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющийся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Другой категорией педагогики выступает формирование- процесс становления человека как социального существа, под воздействием всех без исключения факторов- экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивость.

К категории формирования относят также общенаучные понятие ­развитие. Развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Развитие личности - сложнейший процесс объективной деятельности. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами (физический, психологический, духовный, социальный и другие стороны компонента).

Педагогический процесс- это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качество личности.

В педагогической литературе употреблялось понятие «учебно-­воспитательный процесс». Исследования П. Ф. Каптерева, А. И. Пинкевича, Ю. К. Бабанского и других педагогов показали, что это понятие, суженное и неполное, не отражает всей сложности процесса и прежде всего его главных отличных черт - целостности и общности. Обеспечение - же единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Педагогика как наука об образовательной, педагогической действительности исследует закономерности развития и функционирования педагогического процесса, накапливает и систематизирует знания, изучает опыт педагогической деятельности, то есть создает основу для практики преобразования педагогической деятельности.

 

 

Объект ПВШ

 Педагогика высшей школы относительно молодая нау­ка, она оформилась в самостоятельную отрасль педагоги­ческих знаний примерно в середине XX в., когда появи­лись первые учебные пособия по педагогике. Однако от­дельные мысли, советы, рекомендации по вопросам обучения, воспитания, работы со студентами сопровожда­ли всю историю развития университетского образования.

Будучи наукой, педагогика высшей школы имеет свой объект и предмет исследования, опирается на ряд основ­ных педагогических категорий.К таким системам можно отнести академическую груп­пу, курс, факультет, вуз, общественные организации и формирования, студентов, преподавателей, отделы и уп­равления Министерства образования и науки и др.

педагогические системы, функционирующие в высших учебных заведе­ниях, а также системы управления вузами.

 

Обучение как процесс

обучение - процесс, социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Следовательно, важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником "создания" личности служит мировая культура - духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта. Каков же состав человеческой культуры, тех источников, которые наполняют содержание личности, а следовательно, определяют и содержание обучения, что и ведет к пониманию его сущности? В отечественной дидактике наиболее признанной является концепция И.Я. Лернера, который выделил элементы этого содержания:

1. Знания.

2. Установленные и выведенные в опыте способы деятельности.

3. Опыт творчества.

4. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.

Исходя из этого можно определить, что процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития ("создания") личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

В. И. Загвязинскому овладение знаниями, способами деятельности (умениями) может происходить в двух основных вариантах построения учебного процесса: репродуктивном (воспроизводящем) и продуктивном (творческом).

Репродуктивный вариант (нужно оговорить, что в него входят некоторые продуктивные элементы, подчеркиваем, некоторые) включает в себя восприятие фактов, явлений, их последующее осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию. Основное из понятого (исходные положения, ведущий тезис, аргументация, доказательство, основные выводы) студент должен удержать в памяти, что требует особой (мнемической) деятельности. Запоминание понятого приводит к усвоению материала. Часть материала вполне достаточно довести до уровня овладения, что требует еще одного этапа - применения, использования его либо на уровне репродуктивном, алгоритмическом, либо на уровне поисковом (творческом).

Продуктивный вариант построения учебного процесса содержит ряд новых элементов: ориентировочного, исполнительского и контрольно-систематизирующего. Добывание, применение знаний здесь носит поисковый, творческий характер. Стимулируются самоанализ, саморегуляция, инициатива.

Исходя из этого, можно определить логические звенья учебного процесса.

Учебный процесс в этом контексте представляется как цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно-познавательные задачи, а содержанием - совместная деятельность педагога и обучаемых по решению задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения. Разумеется, задача понимается не в узком методическом, а в широком психолого-педагогическом смысле - как цель, заданная в конкретной ситуации, или как требование, выражающее необходимость преобразования ситуации для получения искомых результатов.

Любая познавательная задача противоречива по своей природе. Она синтезирует достигнутое и нацеливает на овладение еще не познанным, на формирование новых подходов и приемов. Решение и преодоление этого противоречия (между достигнутым и непознанным) вызывает интерес, рождает стремление к деятельности, к активности и является движущей силой учебного процесса. Решается, исчерпывается задача - осуществляется переход к новой задаче, создаются новые условия и отношения, возникает новая учебная ситуация.

 Движение и взаимодействие основных структурных компонентов учебного процесса в высшей школе, осмысление которых приводит к осознанию логики учебного процесса, его движущих сил. В реальном учебном процессе они "очеловечиваются", пополняются личностным содержанием, действуют через сознание, волю, эмоции, индивидуальности педагогов и студентов

 

 

Офис регистратор

Офис Регистратора (Office of Registrar) – служба, занимающаяся регистрацией всей истории учебных достижений обучающегося. Офис Регистратора (далее по тексту – ОР) является структурным подразделением, созданным на базе приемной комиссии и которому передана часть функций деканатов.

Одной из целей создания офиса Регистратора является разделение процесса обучения и процесса оценки знаний, а также проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Основными функциями ОР, направленными на содействие обучающемуся в достижении его основной цели – получении степени по выбранной специальности с высоким качеством знаний, умений, навыков и компетенций, являются:

• составление и контроль за своевременным исполнением академического календаря;

• организация работы приемной комиссии;

• запись на учебные дисциплины (Enrollment);

• формирование академических групп;

• организация и контроль проведения входного среза знаний;

• организация и проведение итогового контроля/промежуточной аттестации;

• контроль за организацией и проведением итоговой государственной аттестации;

• доархивное хранение личных дел обучающихся;

• формирование и регулярное обновление базы данных (БД) "Регистратор";

• ведение Транскрипта и внесение в него оценок обучающегося;

• организация и проведение инаугурации (оформление и торжественное вручение дипломов выпускникам);

• ведение статистики по контингенту обучающихся.

ОР возглавляет Регистратор, который подчиняется непосредственно ректору вуза. Офис Регистратора тесно взаимодействует с факультетами, учебным отделом, другими структурными подразделениями университета.

 

 

Практическое занятие в вузе

ченных зна­ний для решения практических задач совместно с препо­давателем. Они логически продолжают работу, начатую на лекции.

Практическое занятие надо организовывать так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.

При проведении практических занятий следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариантно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике вузовского обучения.

 

 

Предмет ПВШ

процессы воспи­тания и профессиональной подготовки специалистов в усло­виях вуза, выявление закономерностей этого процесса

 

Репродуктивный метод

К нему относят примене­ние изученного на основе образца или правила. Деятель­ность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. вы­полняется по инструкции, предписанию, правилам в ана­логичных, сходных с показанным образцом ситуации.

 

 

Структура процесса обучения

Учебный процесс в высшей школе – это сложная система организации, управления и развития познавательной деятельности обучающегося и процесс многостороннего формирования специалиста высшей квалификации. Учебный процесс включает совокупность учебных и контрольных мероприятий, направленных на освоение обучающимся образовательной программы. Учебные мероприятия связаны с проведением всех видов академических занятий, организацией самостоятельной работы и профессиональной практики обучающихся. Контрольные мероприятия предполагают оценку учебных достижений обучающихся по дисциплинам учебного плана.

 

Структура лекции

Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения. Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов.

Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ИТО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

 

Эдвайзер и его функции

Для выбора и реализации индивидуальной образовательной траектории обучения, а также для обеспечения мобильности и гибкости учебных планов в условиях кредитной системы обучения в высших учебных заведениях организуется консультационная служба, или так называемая служба академических консультантов – эдвайзеров. Их число устанавливается в зависимости от числа студентов на факультете.

Эдвайзеры должны представлять академические интересы обучающихся и участвовать в подготовке всех необходимых информационных материалов по организации учебного процесса, предоставлять их студенту на электронном носителе и содействовать ему в составлении и корректировке индивидуального учебного плана; контролировать своевременную подготовку и наличие методических материалов и выполнение правил проведения рубежного и итогового Контроля по всем дисциплинам специальности.

Эдвайзер – преподаватель, оказывающий содействие в выборе индивидуальной траектории обучения и освоении образовательной программы в период обучения. Кроме того, эдвайзер может оказывать консультационную помощь в решении вопросов будущей карьеры, определении темы выпускной работы, определении базы профессиональной практики.

Задачи эдвайзера:

• оказание помощи обучающимся в определении индивидуальной траектории обучения и освоении образовательной программы;

• выявление потребностей, интересов и наклонностей, обучающихся при выборе траектории обучения по соответствующей специальности;

• проведение консультаций для обучающихся при выборе дисциплин;

• содействие обучающимся в составлении индивидуальных учебных планов, в случае необходимости – их корректировка;

• участие в работе экспертных комиссий, рассматривающих вопросы успеваемости и академического статуса студентов.

Эдвайзеры назначаются приказом ректора университета по согласованию с заведующим кафедрой.

Эдвайзер знакомит обучающихся с особенностями академической жизни университета, содержанием рабочего учебного плана, требованиями к получению диплома, возможностями выбранной специальности и является помощником в выборе индивидуальной траектории обучения в соответствии со склонностями, возможностями, интересами и целями обучающихся.

Эдвайзер участвует в процедуре регистрации в соответствии с Правилами регистрации. За каждым эдвайзером закрепляется определенное число обучающихся, которое определяется офисом Регистратора. После закрепления обучающихся эдвайзер переходит на индивидуальный режим работы с ними.

Эдвайзер участвует в организационно-методических и консультационных работах по выбору и процедуре записи на дисциплины, знакомит с каталогом элективных дисциплин и рабочими учебными планами специальностей.

В течение учебного года эдвайзер работает согласно расписанию консультаций, которое хранится в деканате факультета. Для решения срочных академических проблем обучающихся эдвайзер может назначать индивидуальные встречи сверхустановленного графика.

Консультационная деятельность эдвайзера включает:

• знакомство обучающихся с правилами организации образовательного процесса;

• определение приоритетов обучающихся, их склонностей и возможностей;

• знакомство с типовым учебным планом и каталогом элективных дисциплин (требованиями к составлению: перечень дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору, пререквизиты курсов);

• разъяснение о количестве кредитов и способах их освоения.

При кредитной системе обучения в высших учебных заведениях могут создаваться различные комитеты, способствующие эффективной организации учебного процесса. Изучение опыта показало, что во многих зарубежных высших учебных заведениях в качестве таких комитетов выступают: комитет по учебным планам, комитет по рабочим программам, комитет по контролю качества СРО, комитет по контролю и оценке деятельности преподавателей, комитет по профориентации, комитет по внедрению научных достижений в учебный процесс и др.

 

 

Формы обучения в вузе

 

Формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности цик­лов, структурных единиц обучения во времени.

Ученые рассматривают следующие подходы к классификации форм, при­менительно к высшей школе.

При традиционном обучении важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым сложным видом работы

 

Аксиологический подход в педагогике высшей школы

Аксиологический подход включает ориентацию слуша­телей на общечеловеческие, национальные и профессио­нальные ценности и включающие в себя ценности комму­никативного характера (организация диалогического об­щения в учебно-воспитательном процессе), ценности, ориентирующие на развитие творческой индивидуальнос­ти, ценности, позволяющие осуществлять творческую са­мореализацию личности в будущей профессиональной пе­дагогической деятельности.

 

Академический календарь

 

Боллонский процесс как интеграционная основа образования РК

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.