Обучение как категория педагогики — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Обучение как категория педагогики

2021-05-27 32
Обучение как категория педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 обучение - процесс, социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Следовательно, важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником "создания" личности служит мировая культура - духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта. Каков же состав человеческой культуры, тех источников, которые наполняют содержание личности, а следовательно, определяют и содержание обучения, что и ведет к пониманию его сущности? В отечественной дидактике наиболее признанной является концепция И.Я. Лернера, который выделил элементы этого содержания:

1. Знания.

2. Установленные и выведенные в опыте способы деятельности.

3. Опыт творчества.

4. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.

 

Нормативные документы, регламентирующие содержание образования в высшей школе

 

В настоящий момент, когда происхо­дят интеграционные процессы отечественного высшего об­разования с общеевропейским образовательным простран­ством, содержание отечественного высшего образования носит практико-ориентированный характер, что находит отражение в основных документах, регламентирующих содержание образования — учебных планах, программах, учебниках:

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» в целях обеспечения однозначного толкования всеми участниками образовательного процесса требований к содержанию образования, объему учебной нагрузки и к уровням подготовки разработаны Государственные образовательные образования.

Стандарт от лат. standart — норма, образец - в ши­роком смысле образец, эталон, модель, принимаемые как исходные при сопоставлена с ними других подобных объек­тов.

Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.

Государственный образовательный стандарт, фиксируя основные содержательные характеристики образования, ориентируется на общественный идеал, заданный социальным заказом. Поэтому государственный обра­зовательный стандарт можно определить как систему нормативов, характеризующих качество основного общего образования, отражающую социальный заказ и учитывающую возможности личности и системы образова­ния по его достижению, устанавливается как государственная норма и фиксируется государственным законом.

Стандарты образования должны:

- обеспечивать сохранение единства образовательного простран­ства страны;

- содержать гарантии равных возможностей получения полно­ценного образования независимо от пола, религиозных убежде­ний, места жительства, материального обеспечения и выбранно­го образовательного учреждения;

- обеспечивать реализацию государственной политики в области образования;

- упорядочивать многообразие форм, типов и видов образова­ния;

- выстраиваться в логике структуры образовательного содержа­ния;

- определять процесс структурирования образования путем вклю­чения инвариантного и вариативного содержательных компонен­тов.

Образовательный стандарт, выполняя функ­цию защиты от некачественных образовательных услуг, регламен­тирует в современных условиях все инновационные проекты, ко­торые также базируются на основе объектов стандартизации.

Необходимость в стандартах профессионального обра­зования связана с потребностью упорядочения базовых требований к содержанию и качеству профессионального обучения в различных типах учебных заведений.

Наличие Государственного образовательного стандарта профессионального образования позволяет:

- установить базовый уровень квалификации, ниже которого не может быть аттестации, и установить базовый уровень подготовки специалиста на различ­ных ступенях обучения;

- повысить качество профессионального обучения за счет расширения профиля, универсализации содер­жания образования, применяемых педагогических технологий, средств и методов обучения;

- обеспечить конвертируемость профессионального образования внутри государства и за его пределами;

- упорядочить права обучающихся и повысить ответ­ственность учебных заведений различного типа в профессиональной подготовке и профессиональном образовании;

- установить место каждого уровня профессионально­го образования в системе непрерывного образования.

Государственный образовательный стандарт призван обеспечить сохранение единства образовательного про­странства, возможность непрерывного образования, ака­демическую мобильность, рациональные траты финансо­вых и материальных ресурсов. Стандарты должны соот­ветствовать запросам личности, отечества и государства, возможностям их реализации и иметь инструментально-технологическую организацию, опирающуюся на доста­точно строго определенные эталоны.

Стандарты — это инструмент защиты прав потребите­ля, пользователя средствами жизнедеятельности. Госу­дарственные стандарты, ГОСТы, входят в систему управ­ления обществом и закрепляются законодательно.

Государственный образовательный стан­дарт высшего профессионального образования характеризуется следующими ос­новными чертами:

Ориентация на многоуровневую подготовку в систе­ме высшего профессионального образования:

бакалавриат - 4 года;

магистратура - 2 года;

докторантура - 3 года

Основополагающие принципы разработки стандар­тов являются:

- модульная структура учебных планов;

- создание инновационных программ дисциплин и практик;

- привлечение к процессу обучения высококвалифи­цированных преподавателей и работодателей;

- использование в учебном процессе активных и ин­терактивных форм проведения занятий.

ГОСО устанавливают требования к образовательным программам и их перечню и объему, оценке полученного выпускниками уровня образования – знаний, умений, навыков и компетенций, а также правилам и процедурам государственного контроля образования. Стандарты предназначены для достижения высокого качества образования обучающихся, создания системы контроля за эффективностью работы высших учебных заведений, обеспечения международного признания академических степеней "бакалавр–магистр–доктор".

Особенностью названных ГОСО является то, что они разработаны на основе компетентностной модели специальности, обеспечивающей более высокую мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка груда. Такая модель специалиста должна соответствовать набором компетенций выпускника вуза, к выполнению конкретных профессиональных функций.

Согласно нормам ГОСО РК 5.03.001-2004, изменяются понятия "академический час" и "учет трудоемкости учебной нагрузки".

Академический час равен 1 контактному часу (50 минутам) лекционных, практических занятий, или 1,5 контактным часам (75 минут) студийных занятий, или 2 контактным часам (100 минутам) лабораторных занятий и занятий физическим воспитанием, а также 1 контактному часу (50 минутам) всех видов учебных практик, 2 контактным часам (100 минутам) всех видов педагогических практик, 5 контактным часам (250 минутам) всех видов производственных практик.

Кредит – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя, соответствующая 45 академическим часам общей трудоемкости за любой академический период в бакалавриате, 60 академическим часам – в магистратуре и 75 академическим часам – в докторантуре. Как было отмечено в главе 2, доля самостоятельной работы в рамках указанной трудоемкости увеличивается от бакалавриата к докторантуре, а также при выполнении дипломной работы/диссертации (см. таблицу 1). Так, один кредит в бакалавриате равен 1 академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении семестра (15 недель), сопровождаемому 2 часами самостоятельной работы студента (СРС), в магистратуре – 3 часами СРМ, в докторантуре – 4 часами СРД.

 Каждый цикл состоит из обязательный компонент – перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов, установленных государственными общеобязательными стандартами образования и изучаемых студентами в обязательном порядке по программе обучения.

Компонент по выбору – перечень элективных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов или академических часов, предлагаемых высшими учебными заведениями, выбираемых студентами самостоятельно и изучаемых в любом академическом периоде.

Содержание общеобразовательных программ определяется совокупностью общеобразовательных дисциплин (ООД), объем которых составляет 25% от общего объема образовательной программы, или 30-32 кредита, из них не менее 40% цикла отводится на компоненты по выбору, или 12-13 кредитов.

По циклу ООД в обязательный компонент включены следующие дисциплины: История Казахстана, Философия, Казахский (русский) язык, Иностранный язык, Информатика, Экология и Физическая культура.

При этом Физическая культура реализуется в рамках дополнительных видов обучения и не включается в общий объем кредитов.

В качестве компонента по выбору по циклу ООД рекомендуются следующие дисциплины: Социология, Политология, Культурология, Основы экономики, Основы права, Психология, Основы безопасности жизнедеятельности и др. При этом допускается объединение учебных программ данных дисциплин в рамках одной дисциплины.

Объем дисциплин цикла базовых дисциплин (БД) составляет 50% от общего объема образовательной программы, или 60-64 кредита, из них 50-70% отводится на дисциплины обязательного компонента и 30-50% – на дисциплины компонента по выбору.

Объем дисциплин цикла профилирующих дисциплин (ПД) составляет 25% от общего объема образовательной программы, или 30-32 кредита, из них 40-60% отводится на дисциплины обязательного компонента и 40-60% – на дисциплины компонента по выбору.

Основной методологический подход, определяющий разработку образовательных программ всех специальностей на основе ГОСО РК - компетентностный.

Компетенции специалистов являются интегративным качеством, позволяющим осваивать и применять междис­циплинарные знания и умения в профессиональной дея­тельности.

Универсальные (общие) компетенции характери­зуют особенности деятельности любого специалиста и подразделяются на социально-личностные и общекуль­турные, общенаучные, инструментальные.

Профессиональные компетенции отражают професси­ональные особенности деятельности специалиста, струк­турируются на подгруппы, соответствующие основным видам деятельности специалиста (проектно-конструкторские, испытательно-технологические, эксплуатационно-внедренческие и др.).

Профессиональная компетентность - результат под­готовки студентов определенной специальности, выражен­ный в уровне освоения соответствующих универсальных и профессиональных компетенций, интегральная харак­теристика личности выпускника-специалиста, включаю­щая когнитивную (знания), операционно-технологическую (умения, навыки), мотивационно-ценностную, этическую, социальную и поведенческую составляющие личности.

Компетентностная модель выпускника  - целевая функция направления подготовки студентов по конкрет­ной специальности; она представляет собой систему уни­версальных и профессиональных компетенций, подлежа­щих освоению для достижения профессиональной ком­петентности.

Содержание образования фиксируется в учебных пла­нах, учебных программах, учебно-методических комплек­сах, учебниках и учебных пособиях. Рассмотрим их со­держание

 

Основные категории ПВШ

К основным категориям педагогики относятся воспитание, обучение, образование, формирование, педагогический процесс.

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается известные людям значения. Умения. Способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словами, все созданное в процессе исторического развития человека.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.

В широком педагогическом смысле воспитание - это социально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях, и охватывающих весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Отсюда следует что, воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество.

Следующая категория педагогики - обучение. Это специально ­организационный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия преподавателя и студентов, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, развитие умственных сил. Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных компонентов содержания, а со стороны студентов - в качестве продуктов усвоения. Отсюда вытекает что: знания - это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний.

Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного управления.

Следующей категорией педагогики выступает образование - оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, которыми овладел обучаемый.

Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющийся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Другой категорией педагогики выступает формирование- процесс становления человека как социального существа, под воздействием всех без исключения факторов- экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивость.

К категории формирования относят также общенаучные понятие ­развитие. Развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Развитие личности - сложнейший процесс объективной деятельности. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами (физический, психологический, духовный, социальный и другие стороны компонента).

Педагогический процесс- это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качество личности.

В педагогической литературе употреблялось понятие «учебно-­воспитательный процесс». Исследования П. Ф. Каптерева, А. И. Пинкевича, Ю. К. Бабанского и других педагогов показали, что это понятие, суженное и неполное, не отражает всей сложности процесса и прежде всего его главных отличных черт - целостности и общности. Обеспечение - же единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Педагогика как наука об образовательной, педагогической действительности исследует закономерности развития и функционирования педагогического процесса, накапливает и систематизирует знания, изучает опыт педагогической деятельности, то есть создает основу для практики преобразования педагогической деятельности.

 

 

Объект ПВШ

 Педагогика высшей школы относительно молодая нау­ка, она оформилась в самостоятельную отрасль педагоги­ческих знаний примерно в середине XX в., когда появи­лись первые учебные пособия по педагогике. Однако от­дельные мысли, советы, рекомендации по вопросам обучения, воспитания, работы со студентами сопровожда­ли всю историю развития университетского образования.

Будучи наукой, педагогика высшей школы имеет свой объект и предмет исследования, опирается на ряд основ­ных педагогических категорий.К таким системам можно отнести академическую груп­пу, курс, факультет, вуз, общественные организации и формирования, студентов, преподавателей, отделы и уп­равления Министерства образования и науки и др.

педагогические системы, функционирующие в высших учебных заведе­ниях, а также системы управления вузами.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.