Сокращение расходов предприятия за счет повышения эффективности управления себестоимостью — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Сокращение расходов предприятия за счет повышения эффективности управления себестоимостью

2021-06-02 24
Сокращение расходов предприятия за счет повышения эффективности управления себестоимостью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В настоящее время при анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства – средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

Экономия, обусловливающая фактическое снижение себестоимости, определяется по следующему составу (типовому перечню) факторов:

1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

По данной группе анализируется влияние на себестоимость научно-технических достижений и передового опыта. По каждому мероприятию рассчитывается экономический эффект, который выражается в снижении затрат на производство.

2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

При одновременном совершенствовании техники и организации производства необходимо установить экономию по каждому фактору в отдельности и включить в соответствующие группы. Если такое разделение сделать трудно, то экономия может быть рассчитана исходя из целевого характера мероприятий либо по группам факторов.

3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.

Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство. Влияние изменений структуры продукции на себестоимость анализируется по переменным расходам по статьям калькуляции типовой номенклатуры. Расчет влияния структуры производимой продукции на себестоимость необходимо увязать с показателями повышения производительности труда.

4. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы. Необходимо проанализировать резервы снижения себестоимости в результате ликвидации устаревших и ввода новых цехов и производств на более высокой технической основе, с лучшими экономическими показателями.

Анализ комплексных расходов позволяет выявить дополнительные резервы снижения затрат на производство продукции, повышения эффективности производства. В состав себестоимости товарной продукции входят комплексные расходы, которые представляют собой расходы по обслуживанию производства и управлению, расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции, потери от брака; прочие производственные расходы; внепроизводственные расходы. В каждую статью комплексных расходов включаются затраты различного экономического характера и назначения. При учете они детализируются на более дробные позиции, объединяющие расходы одинакового целевого назначения, причем экономия по одним из них не дает перерасход по другим. При анализе отклонения от сметы расходов определяются не по статье в целом, а по отдельным входящим в нее позициям. Затем подсчитываются раздельно суммы превышения сметы по одним статьям расходов и экономии по другим. Поэтому при анализе нельзя проводить взаимное погашение отклонений путем их суммирования.

Для уменьшения себестоимости в стоимостном выражении предлагается внедрить следующую схему планирования формирования затрат на материальные ресурсы, что позволит высвободить оборотный капитал на ООО «Сюрприз»:

1. Заключатся договор – этим занимается планово-технический отдел (ПТО).

2. На заключенного договора составляется объектная лимитно-заборная карта (ЛЗКО), в которой перечислены все необходимые для производства работ материалы. Производится группой подготовки производства (ГПП).

3. Создаётся документ «План по ЛЗКО», в котором планируется потребление материалов, описанных в ЛЗКО по кварталам и месяцам, посредством лимитов. Осуществляется участком производственно-технической комплектации (УПТК).

Далее процесс распараллеливается на собственно планирование и потребление:

1. Планирование. Запланированные месячный потребности (лимиты) в материалах сравниваются с остатками на складе – происходит анализ дефицита. Далее всем планированием занимается УПТК. Затем составляются письма-заявки поставщикам на основе выявленных дефицитных потребностей. При получении ответов от поставщиков анализируется предложения. Принимается решение директором об оплате тех или иных поставок. Далее происходит оприходование материалов на склад. Важно отметить, что при оприходовании осуществляется резервирование материалов под конкретный объект работ, то есть под конкретную ЛЗКО, что позволяет избежать путаницы при получении материалов.

2. Потребление.

2.1. На основе плана по ЛЗКО составляются ЛЗКМ, то есть месячные лимитно-заборные карты, в которых отображена потребность именно на текущий месяц производства работ. ЛЗКМ формируются на основе лимитов, заложенных в плане по ЛЗКО. Данный этап осуществляется непосредственно производственными участками.

2.3. На основе ЛЗКМ формируются требования на получение материалов со склада. Здесь производственные участки получают именно то, что было зарезервировано под конкретный объект работ.

3. Выданные материалы списываются в производство.

Для повышения эффективности системы управления затратами мы предлагаем внедрить следующую систему автоматизации.

Для автоматизации службы управления персоналом в рамках предприятия создается информационная система (ИС). Обычно такие системы обозначаются аббревиатурой HRMS (системы управления трудовыми ресурсами). В самом полном – комплексном варианте эти системы охватывают все уровни управления предприятием – операционный, тактический и стратегический; а в функциональном плане – кадровый учет, расчеты с персоналом и систему управления трудовыми ресурсами, включающую в себя модули найма и подбора персонала, оценки, обучения, развития и мотивации персонала. Поскольку история автоматизации кадровых служб началась практически одновременно с внедрением информационных технологий в управлении, давайте разберемся, какие программные средства есть в арсенале современного кадровика.

Программы комплексной автоматизации (программы класса ERP или близкие к ним), пожалуй наиболее развитые и сложные среди средств автоматизации бизнеса. Требования к функционалу HR-модулей этих программных продуктов не отличаются от требований к специализированным комплексным HRM-системам. Более того наибольшей реализованной на сегодня функциональностью обладают именно специализированные модули ERP-систем от Oracle и SAP.

Однако интегрированность этих модулей имеет как преимущества, так и определенные недостатки. Бесспорным преимуществом такого решения является полное информационное обеспечение со стороны других подсистем: финансовой, коммерческой и производственной. Но достаточно высокая автономность кадровой информации и кадровых процессов существенно снижает ценность этого преимущества.

При этом остаются присущие этим системам недостатки: долгий срок внедрения системы, который может длиться несколько лет, а использовать программу нужно уже сегодня; высокая стоимость владения системой (стоимость закупки ПО, внедрения, эксплуатации и технической поддержки), зависимость кадровой службы от внедрения системы в других подразделениях. Поэтому встречаются варианты построения комплексной системы автоматизации предприятия, когда вместо HRM-модуля Oracle или SAP внедряется система отечественной разработки, например решение от «Компаса».

Для совершенствования системы планирования необходимо осуществить реорганизацию организационной структуры по управлению затратами. Создание отделов (подразделений) путем группирования аналогичных производственных функций и служащих позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства компанией в период расширения ее хозяйственной деятельности.

Методы распределения обязанностей по отделам:

1) по принципу деления на равные по размеру группы. Этот метод применяется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей.

2) по функциональному признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам и т.д. Их число зависит от потребностей самого предприятии.

3) по территориальному признаку. Этот способ наиболее распространен в случаях, когда предприятие осуществляет свою деятельность на территории разных районов.

4) на основе выпускаемой продукции. Этот способ в настоящее время получает все большее распространение на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции.

На завершающей стадии анализа эффективности использования материальных ресурсов необходимо установить возможности дальнейшего снижения норм расхода материалов и материальных затрат, не использованные в отчетном году. Изучение конкретных условий производственно – хозяйственной деятельности анализируемого предприятия позволяет сделать выводы о том, что такие возможности на предприятии есть. В частности, имеются все условия для внедрения в производственный процесс комплекса организационно – технических мероприятий и мероприятий по новой технике, позволяющих обеспечить сокращение норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и, в конечном счете, экономию материальных ресурсов.

Выявленные потенциальные возможности экономии материальных ресурсов должны быть учтены при разработке планов оргтехмероприятий и внедрения новой техники, а также при планировании соответствующих показателей на предстоящий год.

Таким образом, сокращение расходов на себестоимость анализируемого предприятия можно сформулировать в следующих направлениях:

- рациональное размещение подразделений организации по отношению к местам хранения и закупок товаров с учетом спроса, что минимизирует транспортные расходы;

-  рациональная организация перевозок с наименьшими транспортными расходами, поиск партнеров с минимальными тарифами и ставками транспортных услуг;

-  оптимизация товарных запасов;

- расходование средств на рекламу, подработку, подсортировку, упаковку товаров, хранение, на тару;

-  минимизация товарных потерь;

-  повышение производительности труда, технической оснащенности процессов товарного обращения.

Снижение затрат в коммерческой деятельности можно осуществить за счет следующих мероприятий:

- уменьшение общехозяйственных расходов в части затрат на автотранспорт, представительские расходы, на командировки, на охрану и др.;

-  внедрение ресурсосберегающих технологий;

-  упрощение организационной структуры с целью устранения излишних уровней управления и сокращения затрат на оплату труда управленческого персонала;

-  введение более жесткого контроля за потреблением энергоресурсов;

-  осуществление закупок материалов совместно с другими покупателями у одного поставщика с целью уменьшения транспортных и других расходов;

- снижение затрат за счет интеграции с поставщиками, или клиентами;

- использование менее дорогих компонентов, где это возможно;

-  внедрение прогрессивных форм оплаты труда, обеспечивающих рост производительности труда работников с целью сокращения затрат на оплату труда;

Сократить расходы по привлеченным средствам в части уплаченных процентов за пользование кредитными ресурсами необходимо осуществлять реструктуризацию кредиторской задолженности на основе следующих мероприятий:

- определение перечня кредиторов, долги которым следует погасить полностью или частично в первую очередь (просроченная задолженность составляет более трех месяцев, объем более 100,0 тыс. руб.);

-  определение возможности переноса срока оплаты задолженности с учетом дополнительного вознаграждения с целью своевременной оплаты в будущем и т.д.;

-  погашение задолженности кредитором активами должника (материальными ресурсами, продукцией предприятия, услугами и т.д.);

-  рассрочка платежа кредиторам частями;

-  изыскание дополнительных источников финансовых ресурсов за счет эмиссии акций, облигаций;

- индивидуальный подход к различным кредиторам (задержка платежей одним, своевременная оплата другим);

- всевозможные соглашения в части уступки кредиторов (сокращения общей суммы задолженности, освобождение от уплаты полностью или части процентов, сокращение процентной ставки, отсрочка платежа, рассрочка платежа);

-  переоформление задолженности в обеспеченные обязательства в обмен на сокращение суммы долга, процентов, увеличение срока погашения долга.

Реструктуризация непосредственно банковских кредитов осуществляется следующим образом:

- пересмотр условий кредита (отсрочка выплаты основного долга, снижение процентной ставки), рассмотрение возможности рефинансирования полученного кредита в другом банке;

-  переоформление краткосрочного кредита в долгосрочный;

-  заключение договора финансирования под уступку прав требования (договор факторинга).

 


Заключение

 

Основной целью проводимого исследования является анализ основных составляющих себестоимости производимой продукции и поиск направлений сокращения расходов производственных предприятий. Себестоимость продукции является показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Исследование вопросов, связанных с управлением себестоимостью осуществлялось на примере ООО «Сюрприз», которое было основано в 1999 году как многопрофильное предприятие по производству кондитерских изделий.

Основными видами деятельности данного предприятия являются:

- производство кондитерской продукции;

- производство изделий из слоеного, бисквитного, заварного теста;

- производство хлебобулочных изделий;

- оптово-розничная реализация продуктов питания населению.

В структуре продукции, производимой ООО «Сюрприз», в 2010 году по сравнению с предыдущим годом снизилась доля тортов на 5% и пирожных на 0,3%, но увеличился удельный вес прочей продукции на 4,5% и полуфабрикатов на 0,8%.

Проведенный анализ кадрового состава ООО «Сюрприз» показал, что анализируемое предприятие обеспечено квалифицированными кадрами. Текучести персонала нет. Количество промышленно – производственного персонала в 2010 году увеличилось на 2 человека. На работу были приняты 2 пекаря.

Номинальный фонд рабочего времени на одного рабочего в 2008 году составлял 248 рабочих дня, а в 2010 году фактически составил 248 рабочих дня. Полезный фонд рабочего времени снизился в 2010 году в отношении к 2008 году на 3,68% и составил 198,8 дня. Основные причины потерь рабочего времени – заболевания работников предприятия, очередные и дополнительные отпуска.

Итоги финансово-хозяйственной деятельности характеризуют показатели прибыли и рентабельности. В целом деятельность предприятия за анализируемый год является достаточно прибыльной. Но при росте выручки в анализируемом периоде на 17,2% или на 13046,0 тыс. руб. себестоимость продукции увеличились несколько меньше (на 17,1% или 9562,7 тыс. руб.), а темп роста коммерческих расходов существенно превысил темп роста выручки и составил 20,6% или 47,8 тыс. руб.

Прибыль с учетом финансово-хозяйственной деятельности выросла на 17,4% или 3435,5 тыс. руб., а чистая прибыль увеличилась на 18,4% или 2895,7 тыс. руб. Рентабельность продаж не изменилась и составила 26,0%. Расчетная рентабельность увеличилась на 0,2% и составила 20,9%.

На прибыль и уровень рентабельности существенное влияние оказывает себестоимость произведенной продукции. Анализ показателей себестоимости показал, что наибольший удельный вес занимает в структуре себестоимости статья сырье и материалы, которая в 2010 году не изменилась в отношении к 2008 году и ее доля составила 81,5% или 53419,2 тыс. руб.

В целом все статьи расходов увеличились:

- затраты на заработную плату и отчисления в соц. фонды увеличились на 15,9% или на 279,5 тыс. руб.;

- транспортные расходы увеличились на 17,2% или на 130,9 тыс. руб.;

- коммунальные услуги выросли на 22,2% или на 89,8 тыс. руб.;

- охрана и инкассация увеличились на 10,4%, или на 41,9 тыс. руб.;

- амортизация возросла на 50,7% или на 41,9 тыс. руб.;

- услуги сторонних организаций увеличились на 34,8% или на 18,5 тыс. руб.;

- командировочные расходы увеличилась на 19,5%. или на 2,9 тыс. руб. – рост прочих расходов составил 16,6% или 78,6 тыс. руб.

Величина расходов ООО «Сюрприз» на оплату труда в 2010 увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 15,9% или на 1075,2 тыс. руб. При этом среднесписочная численность увеличилась только на 5,3% или на 2 человека, а рост средней заработной платы работников произошел на 10,0% или 1,5 тыс. руб.

Результаты анализа финансового состояния ООО «Сюрприз» в 2010 году свидетельствуют о финансовой зависимости фирмы в условиях замедления оборачиваемости оборотных активов (например, при задержке погашения дебиторской задолженности или трудностях со сбытом продукции), обесценивания или потери оборотных активов хозяйствующего субъекта (в результате падения цен на готовую продукцию, банкротства дебитора). Недостаток этих средств может привести предприятие к банкротству, поскольку свидетельствует о его неспособности своевременно погасить краткосрочные обязательства.

С целью сокращения уровня себестоимости и увеличения показателей прибыли и рентабельности необходимо осуществить ряд мероприятий. В качестве сокращения расходов на сырьевые ресурсы запланировано определенное снижение расходов на сырье и материалы. Это можно сделать за счет больших партий поставки сырьевых ресурсов или поиска новых поставщиков, в частности:

1) Расходы на муку сократятся на 3,9 тыс. руб.

2) Потребление сахара для нужд производства сократится на 9,49 т или на 7,32 тыс. руб.

3) Расходы на подсолнечное должны сократиться на 100 тыс. руб.

4) Снижение объемов потребления воды на производственные нужды составит 1725 тыс. руб.

5) Сокращение расходов на химические реагенты на 5% или на 216 тыс. руб.

Для сокращения расходов на формирование складских запасов нами предлагается использовать новую схему управления материальными потребностями производственного предприятия. Благодаря новой схеме управления материальными потребностями можно ожидать сокращение складских остатков на 5%.

Таким образом мы получаем высвобождение денежных средств на сумму 689,35 (13787 х 5%) тыс. руб. А также экономический эффект в виде снижения суммы налога на имущество в размере 13,79 тыс. руб. То есть экономия 13,79 тыс. руб. ежемесячно, что за год составит 165,48 тыс. руб.

Полученный результат показывает, что при увеличении выручки на 1 процентный пункт прибыль возрастает на 4,7 процентных пунктов. Темп роста выручки составил 5%, прибыль под влиянием этого фактора должна увеличится на 23,5% (5*4,7).

 


Список литературы

 

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации Ч. 2 от 05.08.2012 г. №117-ФЗ.

2. Постатейный комментарий к главе 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Гарант – справочная правовая система, 2012.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 09 июня 2012 №44н.

4. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие. / 2-е изд. − М.: Приор, 2010.

5. Алексеев Б.М. Изменения в нормативные правовые акты по бухучету. // Инфо Бухгалтер Поволжье. – 2011. – №23. – С. 5.

6. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: Экономика, 2010.

7. Баканов М.И., Капелюш С.М. Калькуляция расходов, относимых на себестоимость продукции, обращения в торговле. – М.: Экономика, 2011.

8. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. Учеб. пособие. − М.: ИНФРА-М, 2011. – 222 с.

9. Гарифуллин К.М., Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие. – Казань: Изд-во КФЭИ, 2010. – 512 с.

10. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффективная настольная книга по бухгалтерскому учету. – М.: КНОРУС; Новосибирск: ЭКОР-книга, 2010. – 1160 с.

11. Гребнева А.И. Экономика торгового предприятия. – М.: Экономика, 2011.

12. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. Учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис, 2010.

13. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский учет в торговле. – М., 2012.

14. Карпова Т.П. Управленческий учет. Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2011.

15. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие: – М.: Омега-Л, 2011. – 640 с.

16. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. – М.: Новое знание, 2010. – 544 с.

17. Нитецкий В.В., Гаврилов А.А. Финансовый анализ в аудите: теория и практика. – М.: Дело, 2010. − 256 с.

18. Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л. Бухгалтерский учет доходов и расходов. / Серия «Бухгалтеру и аудитору. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с.: ил.

19. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2011. – 504 с.

20. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2011. – 1012 с.

21. Хамидуллина Г.Р. Издержки обращения: учет, анализ, контроль – М.: Экзамен, 2011. – 336 с.

 

 


Приложение 1

 

Актив баланса ООО «Сюрприз» за 2008-2010 годы, тыс. руб.

 

АКТИВ Код 2008 2010
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Основные средства 120 7780,0 11686,0
ИТОГО по разделу I 190 7780,0 11686,0
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Запасы 210 12464,0 13787,0
в том числе:      
сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 12464,0 13787,
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 20410,0 11210,0
в том числе покупатели и заказчики 241    
Денежные средства 260 964,0 610,0
Прочие оборотные активы     797,0
ИТОГО по разделу II 290 33838,0 26404,0
БАЛАНС 300 41618 38090

 

 

Показатель Код 2008 2010
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг 010 75986,0 89032,0
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 56010,0 65572,7
Валовая прибыль 029    
Коммерческие расходы 030 231,6 279,4
Прибыль (убыток) от продаж 050 19744,4 23179,9
Внереализационные доходы 120 282,0 829,0
Внереализационные расходы 130 366,0 729,0
Прибыль (убыток) до налогообложения 140 19660,4 23279,9
Текущий налог на прибыль 150 4718,5 5587,2
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 190 14941,9 17692,7

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.