Познавательно-исследовательский проект — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Познавательно-исследовательский проект

2021-12-07 43
Познавательно-исследовательский проект 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познавательно-исследовательский проект

«Башкирская пчела. Любимое увлечение моей

Семьи»

                      

    Стерлитамак 2018 Содержание: I. Информационная карта проекта II. Сведения об авторах проекта III. Описание проекта IV. Функциональные обязанности участников проекта V. Критерии эффективности детской проектной деятельности VI. Этапы реализации проекта VII. Взаимодействие с семьями воспитанников VIII. Система работы по реализации проекта «Любимое увлечение моей семьи. Башкирская пчела» IX. Приложение

 

 

II. Сведения об авторах проекта

Автор проекта: Михайлова Евангелина, воспитанница

МАДОУ «Детский сад №31» 7 лет, семья Михайловых

Руководитель: Кондрова Светлана Дмитриевна,

Воспитатель высшей категории МАДОУ «Детский сад №31»

Консультанты: дедушка и бабушка Михайловой Евангелины,

Опытные пчеловоды – пасечники Некрасовы Николай Кузьмич и

Любовь Григорьевна

Все фото и видео материалы, используемые в презентации, предоставлены из личного архива семьи Михайловых.

III. Описание проекта

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

Организация, на базе которой реализован проект:

МАДОУ«Детский сад №31» г. Стерлитамак РБ.                      

По составу участников: групповой.

Участники проекта: воспитанники старшей дошкольной группы, педагоги, родители.

По срокам реализации: среднесрочный (май -январь 2018 года)

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное – формирование базы данных по реализации проекта;

организация мероприятий по информированию общественности о ходе

реализации проекта;

Методическое – разработка, составление планов, конспектов, картотек,  

презентаций, рекомендаций для родителей и др.;

Кадровое – привлечение необходимых специалистов для участия в проекте;

Материально-техническое –  приобретение методических, дидактических и

технических средств обучения: оборудования, литературы по теме проекта,

разнообразных игр, пособий и т.д.

Проблема:

У многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.

Обоснование проблемы:

Результаты современных исследований показывают, что возможности умственного развития ребенка дошкольника напрямую зависят от его потребности в познании окружающего мира. Поэтому необходимо «разбудить» в ребенке это исходное, ключевое звено его разумной деятельности – познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в основе развития познавательного интереса человека.

Актуальность проекта:

Современные дети живут в эпоху информатики, компьютеризации и роботостроения, и поэтому в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Исследование является наиболее успешным путем самостоятельного добывания знаний и удовлетворения присущей детям любознательности.

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.Ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам занятий. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Гипотеза:

Развитие детской познавательной инициативы будет высокой, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, экспериментировать, проявлять творчество и самостоятельность под умелым педагогическим руководством родителя, воспитателя, который будет направлять ребенка, а не подменять.

IV. Функциональные обязанности участников проекта

Должность Функциональные обязанности
Педагоги ДОУ Оформляют развивающую предметно – пространственную среду центра; Взаимодействуют со специалистами; Взаимодействуют с родителями; Организуют воспитательно-образовательную деятельность; Внедряют новые формы работы с детьми и родителями.
Родители Участвуют в оформлении развивающей предметно – пространственной среды центра; Участвуют в подборе материала, помогающего разнообразить формы взаимодействия участников проекта; Участвуют в групповых мероприятиях, совместных с ребенком исследованиях

Задачи:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

2. Доведение до всех участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника (педагогов, детей, родителей) темой проекта.Определение педагогами темы, цели и задач, содержания группового проекта, прогнозирование результата;

3. Совместное составление плана реализации проекта;
разработка модели взаимодействия всех участников проекта;

4. Подбор, приобретение методической, справочной и художественной литературы, иллюстративного, демонстративного, дидактического материала и оборудования по данной теме.

5. Разработка перспективных планов, конспектов, консультаций и пр.;

6.  Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Разрабатывая проект, мы использовали традиционную для проектной деятельности модель «трех вопросов»:

«Что мы имеем?»,

«Чего хотим достичь?»,

«Как достичь?».  На общем обсуждении проекта мы провели анализ развивающей предметно – пространственной среды группы и обсудили перспективы ее трансформации и развития.

Полученные в результате опроса сведения пригодились нам в процессе составления консультаций для родителей.

 

Задачи:

Анализ результатов реализации проекта в группе, корректировка содержания, подведение итогов.

Обобщение и систематизация опыта работы педагогов группы.

Формы презентации проекта: Презентация 

Возможные точки роста:

- продолжение работы по привлечению родителей и воспитанниковк проектной деятельности ДОУ;

- представление опыта работы по проектной деятельности городскому педагогическому сообществу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

                                                                                                           

Рассматривание пчелы.

- Ребята, сейчас мы с вами поговорим об обитателях пасеки. Что такое пасека? В старину пасеку называли «пчельник». Пасека – это место, где размещаются пчелиные домики - ульи. А человек, который заботится о пчелах на пасеке, называется пасечник. Повторите эти слова «пасека» и «пасечник» и запомните их.

Итак, сегодня речь пойдет о пчелах. Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны.

Выберите правильный ответ:
Пчелы относятся к животным, птицам, насекомым, рыбам.

Докажите мне, что пчела - насекомое. У пчелы, как у всех насекомых шесть лапок и тело состоит из головы, груди и брюшка.

Формировать представления:

  • о том, как пчелы приспособились к окружающей среде, делают запасы меда на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями;
  • о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями, пьют нектар, опыляют цветы.

Познакомить с продуктами пчеловодства: мед, воск; их ценными свойствами.

Развивать исследовательскую деятельность детей.

Активизация словаря: пасека, пасечник, улей, нектар, шестиугольники.

Материалы: подбор иллюстраций, аудиозаписей, посуда для чаепития, пчела – игрушка, цветы на полянку, мед, воск, конструктор “Соты”.

Ход НОД:

В экологической комнате покрыт стол: стоят чашки с чаем, мед.

Встречает хозяйка комнаты:

- Я вас давно уже жду. У меня в гостях была знакомая, она для вас оставила угощение. Давайте пить чай и пробовать то, что она для нас оставила.

В ходе чаепития выясняем с детьми, чем они угощаются. (Медом)

- А какой мед на вкус? (Сладкий, душистый, приятный...)

- Понюхайте мед и попробуйте догадаться, чем он пахнет. (Травой, лесом, конфетами)

- А кто нам мог принести такой гостинец? (Пчела)

- Предлагаю детям иллюстрации с изображением пчелы, мухи и стрекозы, других насекомых. Постарайтесь найти на картинках пчелку.

- А как вы узнали, что это пчела? (Брюшко пчелки полосатое, одна полоска желтая, а другая черная)

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком.

- Очень давно человек заметил, что пчелиный мед-это полезный и вкусный продукт. И он решил пчел приручить. А для этого он нашел красивую полянку в лесу и построил пчелиный город – пасеку.

- Как называется город, в котором живут пчелы? (Ответы детей)

- А дома в этом городе назывались ульями. Они были очень удобными и теплыми, пчелки могли в них зимовать.

- Как называется домик у пчелы? (Улей). А если их много? (Ульи)

(Рассматриваем иллюстрации с изображением пасеки)

- В каждом улье живет отдельно большая пчелиная семья, в которой есть самая главная пчела-матка (царица пчел) и рабочие пчелы, которые добывают мед.

Я приглашаю вас, ребята, на лесную полянку, представьте, что вы пчелы – одна большая семья.

(Звучит песенка “Пчелки” слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова. Дети под слова песни выполняют соответствующие движения):

С утра проснуться пчелки,
Потом причешут челки,
Умоются над лужицей
И по лесу закружатся.
Кто пчелок уважает,
Кто к ним не пристает,
Того они не жалят,

Тому приносят мед.

- А еще у пчелок есть жало, через которое они выпускают яд.

Как вы думаете, для чего пчелам жало? (Защищаться от врагов)

- Правильно, им они защищаются от врагов, но для человека это не опасно. Укус пчелы лечит больных людей. Чтобы пчелка вас не ужалила (это очень больно), не надо размахивать руками и громко кричать.

- Присядем и отдохнем, а я вам расскажу, как пчелы добывают мед

(Рассматриваем картину с изображением пчелы на цветке)

- Пчелы имеют длинный хоботок. Они находят цветущие растения и садятся на них. Опускают свой тоненький хоботок вглубь цветка и высасывают из него сладкий сок – нектар. Как называется сок, который добывают пчелы из цветка? (Нектар)

- У пчелки на задних лапках есть корзиночки, в них она складывает пыльцу с цветов. А вы знаете, как пчелки помогают растениям? (Ответы детей)

- Правильно, пчелки переносят на своих лапах пыльцу от одного цветка на другой, они их опыляют и от этого растения дают семена и плоды. Если бы не было насекомых, то не появились бы плоды на яблони, вишни и других цветущих растениях.

- А еще пчелки в своих домиках строят себе квартиры из воска. Когда приходит время строить квартиры, из брюшка пчелки начинают сыпаться красивые прозрачные восковые пластиночки. Эти квартиры называются соты.

Предлагаю взять в руки воск и рассмотреть его, помять, понюхать.

- Какого цвета воск? (Желтого). Какой материал на ощупь? Мягкий или твердый?

- У меня есть настоящие пчелиные соты, их даже можно пожевать (дети делятся впечатлениями).

- Соты строят из шестигранников или по-другому их называют шестиугольниками. А почему их так называют? (У фигуры есть шесть сторон и шесть углов)

- Для этого я вам приготовила конструктор, надо отобрать нужные детали и соединить их. Что получится? (Дети отвечают и самостоятельно строят соты из конструктора, подбирая форму и цвет)

- Ребята, а для чего пчелы собирают мед? (Ответы детей)

Мед – это зимняя пища для пчел, ведь зимой пчелы спят, цветы не цветут и нектар негде взять. Поэтому пчелы все лето трудятся, делают запасы для себя и человека, Мед помогает людям при простуде, им лечат раны. Мед добавляют в конфеты и торты.

- Предлагаю детям игру “Паутина жизни”:

(Каждому ребенку дается эмблема, на которой изображены: человек, пчела, ульи, полянка, цветок, соты и мед. В руках ведущего клубок ниток. Ведущий начинает рассказывать сказку: “Человек очень любил мед. Он построил для пчел домики-ульи. В домики поселились пчелы. Пчелы летали на полянку, находили самые красивые цветы, добывали нектар, приготовили вкусный мед и угостили человека”).

- Вот, ребята, мы с вами и построили паутинку жизни – человек помогает пчелам, ухаживает за ними, оберегает в морозные дни. А пчелы за это благодарят человека, одаривают его своим вкусным продуктом. Чем пчелка одаривает человека? (Ответы детей)

- Посмотрите, опять наша пчелка прилетела и бочонок с медом принесла – это ее подарок. Чай с медом пейте и никогда не болейте!


Констатирующая часть
Нравится вам наша работа? Придумайте своей пчёлке имя. Дети называют имя.
Что мы сегодня научились делать? Что мы узнали о пчеле?

 

Ход занятия

1 часть

Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня в детский сад приглашен необычный гость.

Вдруг у воспитателя звенит телефон, и приходит СМС- сообщение, в котором Незнайка сообщает о том, что он заболел и прийти, к сожалению, не сможет.

Воспитатель: - Очень жаль, что так получилось. Да, ребята, зимой многие болеют. Как вы думаете, ребята, почему человек зимой чаще болеет?

Ответы детей: (организм ослабевает, меньше используем витаминов, снижается иммунитет).

Воспитатель: -Ребята, расскажите, когда вы болеете, как вас лечат?

Ответы детей: (таблетки, сиропы, микстуры).

Воспитатель: - Таблетки, микстуры, сиропы, это все современные способы лечения, все эти препараты являются достижением современной науки и цивилизации. Как вы думаете, а как лечились в старину, тогда, когда еще не было всех этих современных способов лечения?

Ответы детей: (С помощью природных средств.)

Воспитатель: - Ребята, а какие вы знаете природные способы лечения?

Ответы детей: (лекарственные травы, растения, мед)

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, только, ли с помощью растений можно лечиться, или может быть кто-то из живых существ, помогает человеку выздороветь?

Ответы детей: (Пчелы)

Воспитатель: - Скажите, ребята, к какому классу вы бы отнесли пчел, к животным, насекомым, или птицам? Объясните свой выбор?

Ответы детей: (К классу насекомых, потому, что у пчел шесть лапок, и тело состоит из трех отделов – головы, груди и брюшка).

Воспитатель: - Молодцы ребята, вы правильно доказали мне, что пчела является насекомым. Мы с вами в группе создали мини-музей насекомых. Сегодня мы с вами поговорим о одном из представителей нашего мини-музея, удивительном насекомом пчеле.

- Как вы считаете, как можно назвать пчел, которые живут в лесу?

Ответы детей: (Лесные, дикие).

Воспитатель: - Где живут дикие пчелы?

Ответы детей: (В дупле дерева)

Воспитатель: - А где живут домашние?

Ответы детей: (В ульях)

Воспитатель: - Что такое улей?

Ответы детей: (Это домик, который построил человек специально для пчел?)

Воспитатель: - Место, где размещаются пчелиные домики, называется пасекой, а в старину пасеку называли пчельник. Скажите, ребята, а как будет называться человек, который занимается разведением пчел?

Ответы детей: (Пасечник, пчеловод)

Воспитатель: - Мы пригласили для нашей сегодняшней встречи человека, который занимается разведение пчел – пасечника.

Входит пасечник.

Пасечник: - Здравствуйте ребята! Меня пригласили к вам в гости и рассказали, что вы в своей группе организовали мини- музей насекомых. Я занимаюсь разведением пчел. В нашей семье есть дом в деревне, там мы содержим пасеку и занимаемся разведением пчел. Я пришел к вам сегодня для того, чтобы поподробнее рассказать вам об этих удивительных насекомых.

- Ребята, обратите внимание на мой костюм. Как вы думаете для чего мне защитная сетка на лице?

Ответы детей: (Для того, чтобы защитится от пчел)

Пасечник: - Вы правы. Хочу научить вас одному правилу безопасности. При общении с пчелами нельзя размахивать руками и убегать. Пчелы могут укусить. Я хотел пригласить вас к себе на пасеку, но зимой пчелы находятся в улье, и там зимуют. Раз мы с вами не можем понаблюдать за жизнью пчел в живую, приглашаю вас на видео экскурсию.

Воспитатель: - Ребята, я вижу вы устали, предлагаю перед просмотром

Физкультминутка.

Пчелка трудится весь день

(Руками обрисовать перед собой круг.)

И работать ей не лень.

(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку,

(Ритмичные взмахи руками.)

Клеит на брюшко пыльцу.

(Круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосет,

(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)

За день много соберет.

(«Раскрыть» перед собой все пальцы.)

Унесет нектар тот в улей

(Изображают полет.)

И назад вернется пулей.

(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)

В сотах утрамбует мед,

(Топанье ногами.)

Скоро ведь зима придет.

(Поеживание.)

Будет пчелкам чем питаться.

(Имитация движения ложкой.)

Надо летом им стараться.

(Имитация накладывания меда в соты.)

Динамическая пауза

Звучит фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Полет шмеля».

Воспитатель: - Ребята, давайте представим себя пчелами, летним днем на цветочном лугу, и попытаемся передать движениями настроение музыки.

Пасечник: - Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай название меда».

Перед вами 3 вида меда.

Гречишный - он темный, густой, пахнет гречневой крупой.

Липовый мед – светло желтый как цветки липы, и запах как у цветков липы.

Подсолнечниковый мед – яркий желтый как солнце как сам цветок подсолнуха, пахнет семечками.

Дети пробуют мед на вкус, соотносят с растениями.

Воспитатель: - Вот видите ребята как много нового мы узнали о пчелах. Катя, что ты узнала нового? Богдан, что ты узнал нового?

- Дети, что вам запомнилось больше всего.

Воспитатель: - Большое спасибо, уважаемый пасечник за ваш интересный рассказ о пчелах. Вот видите ребята, благодаря нашему мини-музея к нам пришел такой интересный гость, и мы с вами совершили путешествие в страну насекомых и поглубже познакомились с одним из ее представителей.

- Очень жаль, что Незнайка не попал к нам сегодня в гости. Но мы с вами дети постараемся ему все рассказать, и предложим ему продукты пчеловодства, которые вылечат его.

Пасечник: - Ребята, приглашаю вас летом к себе на пасеку. Там вы сможете поближе познакомиться с жизнью пчел. В ваш мини-музей насекомых я дарю вот эти экспонаты: соты, прополис, пыльцу.

- А в виде гостинца для вас я принес настоящее лакомство - пчелиные соты с медом.

Дети пробуют, делятся впечатлениями.

 

 

Тема: «Все о мёде»

 

Цель: Уточнить представления детей о пчелах, их отличие от других насекомых.

Образовательные задачи: формировать представления о том, как пчелы приспособились к окружающей среде, делают запасы мёда на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями;

рассказать о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями (пьют нектар, опыляют цветы). Развивать интерес у детей к исследовательской деятельности.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность по отношению к окружающим;

познакомить с продуктами пчеловодства (мед, воск), их ценными свойствами.

Коммуникативная речевая деятельность: развивать связную речь детей, внимание, память, мышление.

Активизация словаря: пасека, пасечник, улей, нектар, шестиугольники.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, фотографии цветов, улей, корзинки, ложки, посылка, письмо, мед, игрушка пчелы.

 

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята я сегодня получила извещение о том, что нам пришла посылка. Интересно, что нам прислали.

В посылке находится мед.

- Это пчелка Майя прислала нам в подарок баночку меда. И приглашает нас на пасеку.

- Вы не против? А кто из вас знает, что такое пасека? Вы узнаете, кто живет на пасеке, когда отгадаете загадку.

Загадка: Хоть они и жалят больно

Их работой мы довольны. (Пчелы)

Воспитатель: - Молодцы ребята! Это пчелы.

Пасека – это специальное место, созданное человеком для пчел, которые делают мед.

- А вы хотите узнать, как живут пчелы на пасеке? Хотите, отправиться в гости? Тогда в путь.

Взялись за руки друзья

Друг без друга нам нельзя.

1.2, 3, 4, 5

Будем весело шагать.

В садике сидеть устали

И на пасеку сбежали.

Вправо дружно повернем

Хлопаем в ладоши.

Влево дружно повернем

Ножкой топнем. Подмигнем.

На носочки встали.

И дальше все пошли.

Подошли мы к пасеке

На пяточках пошли.

И на нашей пасеке коробочку нашли.

Воспитатель: - Ребята, вот мы и на пасеке. Ой, посмотрите, нас встречает пчелка Майя. Давайте с ней поздороваемся.

- А кто знает. Что это за коробочка? Кто в ней может жить? Кто ее сделал? (Ответы детей)

- Вот это мы сейчас с Майей расскажем и покажем, присаживайтесь поудобней и приготовьтесь слушать.

II часть «Основная»

(2-3 Слайд) - Ребята – это улей - деревянный домик, сделанный человеком для пчел. И этих пчел называют домашними. Но есть еще дикие пчелы и они сами себе строят дома (4- – слайд). Они могут построить их в земляной норе (5-слайд) либо на дереве в дупле.

(6 – слайд) Пчелы живут большими семьями (7- слайд) и руководит ими главная пчела, которую зовут Матка. Все пчелы ее беспрекословно слушаются. (8- слайд) Их семья очень дружная и если к ним попадает чужак, то они непременно все вместе его прогонят, так как тщательно охраняют свое жилье.

(9 – слайд) Матка откладывает личинки в специальные ячейки, в которых они развиваются и созревают, (10-слайд), (11-слайд) а затем появляются на свет новые пчелы.

(12- слайд) Давайте рассмотрим пчелку. У нее есть хоботок, в который она собирает нектар и кармашки на задних лапках, в которые собирается пыльца. (13-слайд).

Пчелы очень трудолюбивы и они много работают. Целый день они заняты сбором нектара и пыльцы. (14-15-16-слайд). Но они собирают мед не со всех цветов, а только с медоносных. Давайте покажем, как наши пчелки это делают.

Игра - танец пчелок.

Воспитатель: - Давайте споем песню про пчелу.

(Исполнение песни«Пчелка»)

Воспитатель: - А вы знаете, что пчелы делают с тем нектаром, который собрали?

- Давайте присядем и посмотрим, что же они делают. (слайд 17) После того как нектар был собран он сносится в ульи и складывается в специальные контейнеры которые пчелки сделали заранее из воска их называют соты. Это процедура очень долгая и трудоемкая и продолжается до тех пор, пока каждая сота не будет наполнена до верху. (слайд 18-19). После этого соты тщательно запечатываются (слайд 20) это означает, что мед собран и готов к употреблению.

- Ребята скажите, вы знаете название профессий тех людей, которые ухаживают за пчелами? (Ответы детей) Их называют пчеловодами или пасечниками. Итак, соты запечатаны и теперь к работе приступает пчеловод. (слайд 21) Он извлекает соты из улья и начинается сбор меда и не только. (слайд 22) Есть еще много продуктов пчеловодства (слайд 23) это воск – строительный материал, (слайд 24) перга – это хлеб для пчел, которым они питаются в зимний период времени, (слайд 25) пыльца – вот так она выглядит, (слайд 26) прополис, (слайд 27) и конечно же мед, который нам прислали сегодня в подарок. Все эти продукты нужны не только пчелам, но и человеку. Кто знает, для чего они нужны человеку? (Ответы детей)

-Все эти продукты обладают лекарственными свойствами. И поэтому люди используют их в качестве лекарства.

 

(Подвижная игра«Свой цветок»).

III часть «Рефлексивная»

- Вы молодцы, а сейчас обратите внимание на то, что этот улей пустой и там никто не живет. Я предлагаю вам сделать наш рой и поселить его в пустой улей.

- Я приглашаю вас в мастерскую, где мы с вами сделаем целый рой пчёл.

(Дети изготавливают пчелок и помещают их в улей)

- Как здорово у нас получилось, но нам пора возвращаться в детский сад. Вы готовы в путь. А пчелку мы позовем с собой. Закройте глаза, и мысленно попрощайтесь с лесной полянкой и пасекой.

- Потихоньку открывайте глаза, вот мы в нашем зале.

- Понравилась ли вам прогулка на пасеку?

- О ком мы сегодня разговаривали?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Какое настроение у вас в конце нашего путешествия?

- Сегодня все были молодцы.

Конспект НОД по познавательно –речевому развитию в подготовительной группе на тему:

«Как получают мед»

Цель: дать детям понятия о насекомых – пчелах и их роли для человека.

Задачи:

Расширить представления о пчелах, их образе жизни и продукции пчеловодства;

Уточнить роль пчелы в жизни человека;

Воспитывать уважения к труду пчеловода и бережного отношения к насекомым (пчелам).

Оборудование: эмблемы пчел;модель улья;мед;поляна с цветами;нарисованные капельки нектара;ложки по количеству детей;костюм пчелы;костюм пчеловода;волшебная палочка;картинка пчелы.

Словарная работа: насекомые, улей, рой, пасека, соты.

Ход занятия

I. Организационный момент.

(Все дети на начала занятия сидят полукругом напротив стола с атрибутами, в центре сидит воспитатель, одетый в костюм пчелы.)

- Ребята, сегодня утром, у входа в детский сад, я запнулась о волшебную палочку, посмотрите, в кого я превратилась? (В пчелу.)

- Да, да, вы правы, в пчелу. А я- то, думаю, почему я ощущаю запах меда! Ребята, принюхайтесь! Чувствуете? А посмотрите, какая чудесная полянка с цветами и сколько там насекомых!

II. Сообщение темы и цели занятия.

- Каких вы знаете насекомых?

- А пчелы-  это животные или насекомые?

- Посмотрите на картинку пчелы! Какая она? Опишите ее.

- Зачем ей нужны крылья и яркие полоски на туловище?

- Что прячется на конце тела у пчелки?

- Зачем нужны пчелы?

- А где они живут?

- Ой, ой, ой, палочка опять ожила, сейчас она вас всех превратит в пчел, закройте глаза! (Включается музыка, детям на шею вешают эмблемы пчел.)

- Ребята, у нас получился целый рой пчел, рой – это семья пчел, я самая большая пчела, ваша мама, у пчел она называется матка, без матки рой никуда не может улететь.

III. Основная часть.

- Мы попали в сказочную страну под названием пасека! Все пчелы на этой пасеке живут в маленьких домиках, их называют ульями. Давайте рассмотрим, что же это за дом! (Дети подходят к пчеле, возле нее на стуле стоит модель улья.) Давайте заглянем внутрь улья.

- А что это такое? (Достает рамку из улья.) (Рамка с сотами.)

- Как вы думаете, из чего они сделаны? (Из воска.)

- Кто делает эти ячейки из воска? (Пчелы, не пчеловод.)

- Скажите, на что они похожи? (На капельку, на крышу и т.д.)

- Чем заполняются соты? (Нектаром.)

- А откуда пчелы берут нектар? (Из цветов.)

- Вы хотите попробовать собрать нектар? Давайте попробуем встать на место пчелы, и мы увидим, легко ли быть настоящей, рабочей и трудолюбивой пчелой.

- А задание у вас будет такое: вы будите укладывать нектар в соты. Вот у меня для вас и рамка готова! Вам нужно на нашей красочной поляне найти красивые цветы и собрать с них весь нектар, потом долететь до стола, здесь вас будет ждать рамка. В ней ничего нет, а вам нужно будет заполнить эту рамку нектаром, но смотрите нужно это делать очень аккуратно, заполнять рамку ребро к ребру очень ровно. (Воспитатель показывает образец, дети выполняют задания.)

- Вот так работают настоящие пчелы! Вам понравилось? А в улье пчелы будут перекладывать нектар из ячейки, в ячейку, перерабатывая нектар в мед.

(Появляется пчеловод.)

- Здравствуй, дорогая Пчелка! Я гляжу у нас сегодня гости! Я очень вам рад! А вы догадались кто я? (Пасечник.)

Пчела: - Познакомьтесь ребята, это наш пчеловод. Он знает много интересного о пасеке, пчелах и меде!

Пчеловод: - Посмотрите у меня специальная одежда, может кто-нибудь знает из чего она состоит? Моя одежда состоит из штанов, рубахи и шляпы, которая пришита к рубахе.

- Как вы думаете, зачем это нужно?

- Для чего нужна сетка? (Защита от пчел.)

- А вы знаете, почему меня не жалят пчелы? Потому что я всегда хожу чистым, опрятным, не курю, люблю свое дело и очень ласков по отношению к пчелам! Я пришел к вам не с пустыми руками, а принес вам подарок! (В руках у него пакет.) Давайте пройдем за стол.

- Как вы думаете, что я вам принес?

(Пчеловод выставляет на стол две баночки с разным медом).

Пчела: - Я хочу вам рассказать какой бывает мед и чем отличается донниковый от гречишного! Донниковый мед желтого цвета, из него готовят различные лекарства, попробуйте его! А это гречишный мед, он темный и немного горчит, давайте его тоже попробуем!

- Какой мед вам понравился больше?

- Спасибо тебе пчеловод, что нас медом угостил! Он нам очень понравился, правда, дети!

Пчеловод: - Мне пора бежать, было очень приятно с вами познакомиться!

Пчела: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Солнышко и дождик». Когда я говорю «солнце» (включается музыка) – пчелы летают, жужжат, работают в поле, строят соты, а когда я говорю «дождик» (выключается музыка и дети садятся на стульчики) – все пчелы собираются в улье и перерабатывают мед. (Играем.)

IV. Итог занятия.

- Какие же вы сегодня молодцы, и на вопросы отвечали, и соты строили, я прямо вами и не нарадуюсь! За это я вам подарю вот эти эмблемы волшебных пчел! А пока мы с вами играли, нам волшебные пчелы меда в сотах принесли! (Угощаем всех сотами и садимся пить чай.)

 

 

Мини - сказка "Дружные пчелы"

Цель сказки: кратко и красочно донести мораль сказки до зрителя, формировать навыки театрализованной деятельности, учить взаимодействовать с партнерами в инсценировке, совершенствовать умение передавать характерные особенности персонажей.

Пасечник:  Я - добрый пасечник Илья, а это - пасека моя!

Вот улей – это пчёлок дом! Живётся им уютно в нём!

(Прислушивается к звукам из улья.)

Гудит, шумит пчелиный рой, не утихает день – деньской!

Недаром славится, друзья, трудом пчелиная семья!

(Открывает в улье дверку – лето).

Где вы, пчёлки, просыпайтесь, за работу принимайтесь!

(Вылетают пчёлы. Пасечник уходит).

«Песня пчёлок» муз. О. Егоровой сл. Т. Курбатовой

Мы летаем целый день, жу-жу-жу, жу-жу-жу!

Собирать нам мёд не лень, жу-жу-жу, жу-жу-жу!

Дружно, весело живём, песни звонкие поём!

Припев:

Мы работаем жужжим, жу-жу-жу, жу-жу-жу!

Солнцу «Здравствуй!» говорим, жу-жу-жу, жу-жу-жу!

А зимой мы отдыхаем, дней весенних ожидаем!

Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Называют нас не зря, жу-жу-жу, жу-жу-жу!

Пчёлок дружная семья, жу-жу-жу-, жу-жу-жу!

Друг за друга мы горой, на пути у нас не стой!

Припев.

 

 

Пчёлки:

 

1. Пчёлки, верные подружки, я нашла в лесу опушку,

Там и липы и цветы, и малины есть кусты.

 

 

           2. Полетим скорее, пчёлки, не забудьте взять ведёрки!

 

 

           3. Соберём нектар цветочный, это сделать надо срочно,

               Чтобы душистый наш медок был готов точно в срок!

(Пчёлки улетают. Из-под цветочной клумбы появляется медведь).

Медведь: Фу, жужжалки надоели, наконец-то улетели!

Так жужжали, так жужжали, досмотреть мне сон не дали!

А ведь сон такой был сладкий…Хотите, расскажу, ребятки?

(Исполняется «Песенка медведя»)

 

Снился мне чудесный сон, бочка мёда под кустом,

В бочке мёд такой душистый, мёд цветочный, светло-золотистый,

Мёд я ел из бочки лапой, с лапы мёд на землю капал.

Хоть испачкался я весь, очень вкусно лапой есть!

Рассмеялся серый ёж, выйдя на дорожку:

«Некультурно лапой есть, приобрёл бы, мишка, ложку!»

Рассмешил ежа мой вид, и пропал весь аппетит,

Так закончился мой сон, осталась бочка под кустом!

Был бы сон мой так хорош, если б не вмешался ёж.

Но…. чую, пахнет здесь медком, пройду на пасеку тайком,

Разрешенья спрашивать не стану! Я медведь! И мёд достану!

Подходит к улью, открывает верхнюю крышку, лезет лапой в улей. Из улья вылетает маленькая пчёлка (ребёнок младшей группы).

 

Пчёлка: Как медведь не стыдно вам,

Без спроса в улей лазить к нам!

 

Медведь: Кто это над ухом пищит? Ты кто такая?

Почему не улетела с другими пчёлами?

А я догадался! Ты – трутень!

 

Пчёлка: Сам ты трутень!

 Я – рабочая пчела, но пока ещё мала!

Улей наш я сторожу, за порядком здесь слежу!

 Уходи, медведь, отсюда, а то будет очень худо!

 Хоть мала, летаю вольно и кусаюсь очень больно!   

 

Медведь: Ладно, ладно, напугала! Не полезу в улей ваш,

               Только может хоть немного, ты мне всё же мёда дашь?

               Так медку поесть охота….

 

Пчёлка: Ты сначала поработай!

Крышу, дверку нам поправь, а потом забор поставь!

Если службу нам сослужишь, Мёд по праву ты заслужишь!

 

 

(Пчёлка даёт медведю молоток. Медведь начинает «работать», приговаривая, выстукивая ритмично молотком).

Медведь: Эх, хоть ме


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.337 с.