Стадия наблюдения и дистанцирования — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Стадия наблюдения и дистанцирования

2021-10-05 42
Стадия наблюдения и дистанцирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель этой ступени терапевтического процесса — инвентаризация и анализ ситуации, в которой находится пациент. Она должна помочь ему попасть с абстрактного уровня на конкретный, описательный. Пациент излагает (по возможности, письменно), на что или на кого он рассердился, кого он воспринимает как психовампира, когда симптомы усиливаются и/или когда у него возникают конфликты с другими. На этой ступени начинается процесс научения распознаванию. Пациент начинает вычленять конфликт и описывать его содержание. Благодаря функции наблюдателя он все больше дистанцируется от своей собственной конфликтной ситуации, за счет чего происходит расширение изначального «невротического сужения». Таким образом, пациент становится наблюдателем для себя самого и своего окружения.

 

Стадия инвентаризации

 

На терапевтическом сеансе или на консультации задача этой стадии состоит, прежде всего, в том, чтобы выяснить, когда в прошлом пациент научился определенным моделям мышления и поведения, а также чтобы сделать для него прозрачной подоплеку его концепций и недопонимания. Устанавливается связь между ситуациями, про которые пациенты, как правило, думают, что их невозможно изменить, считая их связанными с определенной личностью, и предпосылками возникновения этих ситуаций из истории своей жизни. Проводя инвентаризацию актуальных способностей (норм социализации) мы устанавливаем, в каких сферах поведения пациент и его партнер по конфликту обладают положительными или отрицательными качествами. В случае психовампиров речь идет о том, чтобы разоблачить их и распознать, на какую «кнопку» они нажимают и какое отношение это имеет к пациенту.

 

Стадия ситуативного поощрения

 

Чтобы строить доверительные отношения с партнером по конфликту, пациент учится усиливать отдельные ярко выраженные положительные качества другого человека и критически разбирать соответствующие им собствен-

ные способности. Вместо критики партнера по конфликту пациент учится поощрять его, на основе опыта первой и второй стадий. Вместе с терапевтом он старается обнаружить у психовампира позитивные аспекты, пусть это будет хотя бы только то, что он помогает нам распознать наши слабые места.

 

Стадия вербализации

 

Чтобы выйти из онемения или нарушения речи, характерных для конфликта, шаг за шагом по установленным правилам развивается общение с партнером по конфликту. Теперь говорят как о положительных, так и об отрицательных качествах и переживаниях, после того как на третьей стадии были установлены доверительные отношения, которые только и делают возможными открытую коммуникацию. Здесь пациент также учится определенным техникам и правилам коммуникации.

 

Стадия расширения целей

 

Этот этап сопровождает пациента с самого начала. Здесь он должен решить вопрос: «Что я буду делать, когда у меня больше не будет этих проблем? Что я буду делать, когда я избавлюсь от психовампира, и у меня снова будет больше энергии?» Эта ступень также носит превентивный характер во избежание «состояний освобождения»[4] после «успешной» терапии. Пациент учится отделяться от терапевта и развивать новые способности, которым он в прошлом по каким-либо причинам не уделял должного внимания. Вместе с терапевтом разрабатываются микро- и макроцели.

В качестве воодушевляющего примера практического применения позитивной психотерапии далее приводится притча одной пациентки, посвященная завершению ее терапии:

Сверкающие краски  

Пришел как-то серый хамелеон к психотерапевту и попросил о помощи.

Терапевт спросил: «Как так получилось, что Вы стали серым хамелеоном?»

Хамелеон объяснил, что он всегда поступает так, как от него требуют или так, как он думает, что от него потребовали бы. По этой причине он чувствует, что на него оказывается большое давление, а, кроме того, он потерял свою личность и свой стиль.

В начале терапии хамелеон был серымон был печальным, обессилевшим, подавленным и отчаявшимся. Он был очень несчастным и собирался разрушить свой дом, свое тело и свою душу, а также душу лисы, с которой он жил вместе в чужой стране, и дорогие ему отношения с ней.

Терапевт задавал много вопросов и внимательно слушал. Подходящие замечания в нужный момент помогли хамелеону понять, что внутри у него была не только мрачная серая краска, а сияло еще много других, ярких цветов. Роль маленькой мышки понравилась хамелеону в качестве альтернативы. Но и эта роль не давала развиться всем его способностям и не могла пробудить в нем все те краски, которые были бы полезными на пути к стабильному партнерству с лисой и к наполненной, счастливой личной, семейной и профессиональной жизни.

Это были трудное время и трудная задача для хамелеона, да и для его окружения и чудесного врача. Терапевт в ходе терапии также по молчаливому согласию менял свои краски. Чтобы помочь усталому, серому хамелеону, терапевту пришлось стать агрессивным. Он нападал на хамелеона, чтобы растормошить его и побудить к большей активности. Так хамелеон научился чернеть от печали и грусти и зеленеть от злости. Пока хамелеон учился, терапевт всегда поддерживал его, рассказывая ему все новые истории, задавая уточняющие вопросы и удивительно терпеливо слушая.

Хамелеон стал распознавать свои концепции и постарался отказаться от бездумного копирования других людей, перестав брать с них пример.

Он понял, что он единственный и неповторимый, что он имеет право выбирать свое собственное сочетание цветов и что он может и должен учиться, наблюдая. Он перестал копировать свою мать и с тех пор стал жить спокойнее. Он стал более аутентичным, и пришло время, когда он перестал быть хамелеоном в изначальном смысле.

Трудно сказать, каким зверем он стал. Однако в любом случае он стал настоящей и более стабильной личностью. Он научился справляться с требованиями действительности, и с этого момента мог становиться желтым, проявляя активность, светло-голубым, сохраняя спокойствие и выжидая, а также белым, сосредоточившись. Он мог реагировать, зеленея от злости, но быть способным общаться конструктивно. Он мог розоветь, расчувствовавшись, и теперь был в состоянии смешивать самые разные краски с разной интенсивностью, получая оттенок, подходящий к каждой конкретной ситуации.

Терапевт своей колоритной терапией вернул хамелеону, который сначала был только серым, все краски — и яркие, и спокойные. Хамелеон светился от счастья и благодарности. Он хотел... дарить все краски и радости мира и обнимал всех в своих позитивных мыслях...

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.