Глава 1. Теория товароведения — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 1. Теория товароведения

2022-07-03 41
Глава 1. Теория товароведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы товароведения

Методические указания для изучения темы

Целью изучения темы является формирование у студентов понятия сущности товароведения, как научной дисциплины, а также целей, задач и принципов знаний о товаре, их роли в таможенном деле.

В результате изучения темы студент должен

знать:

- определение товара, как объекта коммерческой деятельности;

- субъектов товароведной деятельности;

- взаимосвязь товароведных характеристик со стоимостью;

- методы анализа потребительной стоимости;

уметь:

- использовать экономические знания при определении потребительской стоимости товара;

- определять факторы обеспечения товароведческих характеристик товаров различных групп.

Ключевые понятия: товар, стоимость, показатели качества товаров, меновая стоимость, потребительную стоимость товара, индивидуальная потребительная стоимость, общественная потребительная стоимость.

 

План изложения и освоения материала

1.1Содержание товароведения как науки.

1.2 Требования и свойства товаров.

 

Содержание товароведения как науки

Термин «товароведение» образован от слов: «товар» и «ведение». Последнее происходит от санскритского «веды», что означает «знание», следовательно, товароведение – это наука о товарах.

В настоящее время товароведение рассматривается как комплексная научная дисциплина, изучающая основополагающие характеристики товаров, которые определяют их потребительную стоимость, а также факторы обеспечения этих характеристик.

В таможенном деле под товаром понимают «любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства» (ст. 11 Таможенного кодекса РФ).

Товар – это продукт материальной деятельности, созданный для продажи и удовлетворяющий какие-либо потребности. Товар обладает определенными потребительскими свойствами, которые создают потребительскую стоимость в товаре.

Товароведение как наука и учебная дисциплина изучает потребительские свойства товаров. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение», что означает «знания о товарах».

Товар как продукция, изготовленная для обмена или продажи, благодаря двойственному характеру труда, затраченного на его производство, характеризуется двумя сторонами: меновой стоимостью и потребительной стоимостью.

Меновая стоимость характеризует товар с точки зрения его обмена на другие вещи в соответствующих определенных пропорциях.

Потребительная стоимость товара – это полезность товара, его способность удовлетворять определенные человеческие потребности. Потребительная стоимость свойственна всем продуктам труда, но проявляется она только при потреблении или использовании, так как лишь при эксплуатации можно оценить их полезность.

Предметом товароведения является изучение потребительной стоимости продуктов труда.

Есть много определений товароведения. К примеру, К. Маркс считал, что «потребительские стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины – товароведение».

На Международной теоретической конференции по вопросам общего товароведения в Лейпциге (сентябрь 1962 г.) преподавателями высшей школы было дано такое определение: «Товароведение представляет собой естественнонаучную дисциплину, предметом которой является потребительская стоимость товаров».

По еще одному определению «товароведение – это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительские стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик».

Товароведение возникло в 16 в. в связи с развитием внешнеторговых связей. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 в Падуанском университете (Италия). В России одним из первых пособий по товароведению была «Торговая книга» (1575). Как самостоятельная учебная дисциплина товароведение начало вводиться в коммерческих средних и высших учебных заведениях в конце 18 века. В некоторых странах (Великобритании, США) товароведение изучается в расширенных курсах технологии различных групп товаров. Основоположниками научного товароведения в России были М. Я. Киттары (1825–1880), П. П. Петров (1850–1928), Я. Я. Никитинский (1854–1924). Под редакцией последних в 1906–1908 гг. вышел учебник по товароведению «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями из технологии», в котором рассматривались строение, состав, свойства и технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве.

В 20 веке содержание товароведения в разных странах дифференцировалось. В СССР наиболее широкое развитие получило товароведение товаров народного потребления. Оно непрерывно расширялось за счёт изучения новых групп товаров (швейных изделий, трикотажа, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода). Изучение строения и свойств материалов выделилось в самостоятельную научную дисциплины – материаловедение (по отраслям промышленности). Центральной задачей товароведения стало качество товаров и все вопросы, связанные с ним.

Товароведение подразделяется на ряд учебных дисциплин в зависимости от профиля специальностей: товароведение материалов, машин, оборудования; товароведение промышленных товаров народного потребления, пищевых продуктов и т.д. Для определения показателей качества товаров в товароведении применяются инструментальные, органолептические, расчётные и др. методы. При изучении природы товаров, их строения, свойств, процессов, происходящих в них, товароведение использует достижения многих наук: физики, химии, биологии и т.д. При изучении процессов формирования ассортимента товаров товароведение учитывает закономерности развития общественного производства и распределения.

Цель товароведения – изучение потребительских свойств товаров, а также всех тех изменений, которые происходят в товаре на всех этапах товародвижения.

Товароведение как наука и учебная дисциплина должна решать следующие основные задачи:

- систематизация множества товаров путем применения классификации, кодирования;

- четкое определение основных характеристик, составляющих потребительскую стоимость товара;

- изучение ассортимента товаров и факторов, влияющих на его формирование;

- оценка качества товаров, выявление дефектов, причин их возникновения;

- составление товароведной характеристики конкретных товаров.

Товароведение включает общую часть и частное товароведение.

В общей части рассматриваются теоретические основы, очень важные для понимания частного товароведения. В частном товароведении изучаются товароведение непродовольственных товаров, состояние и перспективы развития определенных групп товаров, классификация, товароведная характеристика групп, видов и разновидностей товаров.

Все товары должны соответствовать определенным требованиям, под которыми понимают особенности товара, обусловливающие его использование по назначению при определенных условиях и в течение заданного времени.

Объектами товароведения являются товары.

Товар – это продукт труда, производимый для удовлетворения человеческих потребностей и реализуемый путем продажи или обмена.

Товароведение, как любая наука и профессиональная деятельность, базируется на определенных принципах.

Принципами товароведения являются безопасность, соответствие, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация.

Безопасность – основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром ущерба жизни и здоровью людей, имуществу и окружающей среде, включая флору и фауну.

Соответствие – принцип, заключающийся в соблюдении установленных требований. Это означает, что характеристики товаров должны соответствовать требованиям нормативных документов.

В товароведении данный принцип играет решающую роль при оценке качества, обеспечении условий и сроков перевозки, хранения. На этом принципе базируется определение градаций качества, выявление дефектов и прогнозирование сохраняемости товаров.

Эффективность – принцип, заключающийся в достижении оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.

Совместимость – принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию и хранению, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Взаимозаменяемость – принцип, определяемый пригодностью одного товара для использования вместо другого в целях выполнения одних и тех же требований.

Систематизация – принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.

Принцип систематизации положен в основу группы методов, в состав которой входят классификация, обобщение и кодирование, широко применяемые в товароведении и в таможенном деле.

 

Требования и свойства товаров

 

Требования к товарам подразделяются на текущие и перспективные, общие и специфические.

Текущие – требования к серийно выпускаемой продукции, определяемые возможностями производства и характером спроса. Текущие требования регламентируются государственными стандартами и ТУ.

Перспективные – требования, разрабатываемые на основе прогнозов использования новых видов сырья и материалов, технологий и методов производства. Со временем перспективные требования переходят в текущие, появляются требования более высокого уровня.

Общие – требования к преобладающему большинству товаров. К ним относятся такие требования, как наиболее полное соответствие товара назначению и степень выполнения основной функции, а также удобство использования, безвредность, прочность и надежность, эстетические требования, возможность ремонта.

Специфические – требования к товарам определяются преимущественно условиями их эксплуатации (например, водоотталкивающие свойства плащевых тканей).

В соответствии с требованиями товары обладают свойствами, которые, в зависимости от роли товара в жизненном цикле, можно подразделить на свойства:

- функциональные – потребительские свойства товара, определяющие его соответствие как предмета потребления или эксплуатации целевому назначению;

- эргономические – потребительские свойства товара, обеспечивающие удобство и комфорт его потребления или эксплуатации на разных этапах функционального процесса «человек-товар-среда» (удобство пользования товаром, определяющее его способность функционировать с учетом особенностей строения и свойств организма каждого потребителя);

- гигиенические свойства – часть эргономических свойств, характеризующих условия жизнедеятельности и работоспособности человека при взаимодействие с товаром и окружающей средой;

- безопасности – обеспечивают безвредность потребления и использования товара человеком. Безопасность рассматривается в качестве потребительского свойства, обеспечивающего защиту жизни и здоровья человека и защиту среды его обитания от вредных и опасных воздействий товара при его потреблении или эксплуатации;

- надежности – свойства товаров, характеризующиеся сохранением основных параметров их функционирования во времени и в пределах, соответствующих определенным условиям потребления или эксплуатации.

Показатели надежности:

- безотказность – способность товара непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени, оценивается средним временем работы на один отказ и длительностью работы без отказа,

- долговечность – способность товара сохранять работоспособность до наступления предельного состояния (разрушение или износ) при установленной системе техобслуживания и ремонта,

- ремонтопригодность – характеристика товара, определяющая его способность к устранению причин выхода из строя, обнаружению и предупреждению отказов в работе,

- сохраняемость – способность товара постоянно сохранять свои потребительские свойства при хранении, транспортировке, реализации, потреблении или эксплуатации в условиях, установленных нормативной и технической документацией. Критерием сохраняемости является срок службы (годности) товара – срок, в течение которого товар пригоден для эффективного использования по назначению;

Иначе свойства товара можно подразделить на эстетические и естественные.

Эстетические свойства товара определяют его способность выражать в чувственно воспринимаемых признаках его общественную ценность и социально-культурную значимость.

Показатели эстетических свойств:

- товарный (внешний) вид;

- рациональность формы (отражение в форме товара выполняемой им функции, конструктивного решения, особенностей технологии и используемых материалов, а также особенностей работы с товаром);

- целостность композиции (организованность объемно-пространственной структуры товара, пластичность, графическая прорисованность элементов и формы в целом, цветовой колорит);

- качество (совершенство) производственного исполнения;

- соответствие стилю и моде;

- дизайн, цвет и рисунок;

- другие характеристики, связанные с удовлетворением духовных потребностей человека.

Потребительские свойства товаров основываются на ряде естественных свойств:

- химические – характеризуют устойчивость материалов к агрессивным средам (кислоты, щелочи, органические растворители), воздействию воды и климатических факторов. Находятся в зависимости от природы материала, его химического и физического строения и т.п.

- физические – играют основную роль при проектировании и производстве товаров, определяют условия и режимы их эксплуатации, длительность ресурса работы и надежность. Могут подразделяться на:

- прочностные и деформационные;

- массовые;

- плотности;

- электрические, оптические, акустические, термические и теплофизические;

- физико-химические – включают сорбционные показатели и характеристики, определяющие паро-, водо-, пылепроницаемость материалов и изготовленных на их основе товаров (важны с точки зрения обеспечения комфортности, функциональных свойств товаров (адсорбция – как основа моющего действия мыла и синтетических моющих средств));

- биологические – свойства, которые характеризуют устойчивость материалов и произведенных из них изделий к повреждаемости насекомыми и грызунами, микроорганизмами.

В числе факторов, формирующих потребительские свойства товаров можно выделить три основные группы:

- непосредственно влияющие на формирование потребительских свойств

- свойства исходного сырья и материалов, конструкция изделия, качество технологических процессов;

- стимулирующие потребительские свойства – целесообразность и эффективность производства, материальная заинтересованность работников, санкции, предъявляемые за выпуск продукции низкого качества;

- обеспечивающие сохранение потребительских свойств при доведении товаров от производства до потребителя – условия хранения и транспортирования, реализации и эксплуатации товаров.

 

Вопросы для контроля усвоения учебного материала

1. Дайте определение товароведению.

2. Что является объектом и предметом изучения товароведения.

3. Перечислите принципы товароведения.

4. История и основы направления в развитии товароведения.

5. Связь товароведения с другими дисциплинами.

 

Практические задания и ситуации

Задание 1.

Составить структурно-логическую схему взаимосвязи товароведения с другими дисциплинами.

Задание 2.

Составить структурно-логическую схему основных требований, предъявляемых товару.

Задание 3.

Дать определение понятиям: товароведение, ассортимент, классификация, качество и кодирование.

Тестовые задания

1. Предметом товароведения является:

а. способ исследования явления для достижения поставленной цели;

б. является изучение потребительной стоимости продуктов труда;

в. товар, под которым понимается любая вещь, обладающая для потребителя полезностью.

2. Товар это:

а. нематериальная продукция (услуги, ценные бумаги);

б. не относится ни к каким видам деятельности, т.к. он самодостаточен;

в. продукт материальной деятельности (предназначен для купли-продажи);

3. Главная цель создания НГС (Номенклатуры Гармонизированной Системы):

а. противостоять активной международной торговле;

б. унифицировать коммерческие и таможенные документы, их обработку;

в. по итогам внешней торговли выделять лишь те товары, которые имеют наиболее важное значение.

4. Что относится к объектам товароведной деятельности?

а. контроль качества товаров.

б. товароведы.

в. ценные бумаги.

с. сбыт товаров.

5. Что относится к объектам коммерческой деятельности?

а. товароведы.

б. потребители.

с. оборудование.

6. Что относится к субъектам товароведной деятельности?

а. полуфабрикаты.

б. продовольственные товары.

6. Для товаров имеющих большой объем торгового оборота в НГС выделены специальные позиции:

а. степени обработки товаров;

б. по товарным позициям;

в. по функциям товара.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Задание 1.

Дайте определение терминам «товар» и «товар народного потребления».

Задание 2.

Объясните понятия «индивидуальная потребительная стоимость», «единичная общественная потребительная стоимость», «совокупная общественная потребительная стоимость».

Задание 3.

Назовите и опишите субъекты товароведной деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.