Шрифтовые гарнитуры в проектировании средств визуальных коммуникаций — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Шрифтовые гарнитуры в проектировании средств визуальных коммуникаций

2022-05-13 35
Шрифтовые гарнитуры в проектировании средств визуальных коммуникаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выбор формы является важным условием различимости букв и цифр. Исследования в этой области показывают, что даже малозаметные варианты формы букв и цифр влияют на их читаемость. Когда дизайнеры разрабатывают шрифтовые гарнитуры для технического использования, то стремятся, прежде всего, избежать смешения сходных признаков в знаках. Китайские иероглифы, арабский алфавит, индийская письменность состоят из знаков, многие из которых не удовлетворяют требованию хорошей различимости. Латинские и кириллические шрифты обладают большей читаемостью, так как содержат знаки, обладающие большими различительными признаками. Для обеспечения хорошей читаемости цифр необходимо выдерживать оптимальные соотношения основных параметров знака: высоты, ширины, толщины линии. Рекомендуется ширина знака 3/5 его высоты, толщина линии – от 1/6 до 1/8 высоты знака.

Исследование шрифтовых гарнитур, используемых в визуальных коммуникациях железнодорожных транспортных систем, выявило доминирование рубленного шрифта (98,3%). При этом в 74,6% используется начертание шрифта аналогичное начертанию шрифтов «Гельветика» и «Ариал» с соотношением ширины буквы к её высоте около 2/3.

Однако это не единственные шрифты, на которые хотелось бы обратить внимание, с точки зрения читаемости. С начала 1960-х годов, после постановления правительства СССР о внедрении методов художественного конструирования в практику проектирования и производства промышленной продукции, внимание к эстетическим и эргономическим характеристикам существенно возросло. Например, в промышленности стали применяться шрифты широкого начертания «Гиллгротеск» (разработка Э. Гилла в 1928-1932 годах) (рис.26) и во многом схожий с ним журнально-рубленный шрифт (рис.27). Рис.26. Шрифт «Гилл-гротеск».

Рисунок 23 Шрифт «Гельветика» (слева), шрифт «Ариал» (справа)

Рисунок 24 Шрифт «Гилл-гротеск»

Рисунок 25 Шрифт «Журнально-рубленный»

В ГНИПИ (г. Горький) в конце 1960-х годов был разработан шрифт весьма близкий по своему начертанию журнально-рубленному шрифту. Во второй половине 1970-х годов ВНИИТЭ приступил к разработке дорожного шрифта, вначале имевшего признаки журнальнорубленного шрифта.

Рисунок 26 Горьковский НИИ приборостроения разработал свой шрифт, просуществовавший

Большинство дизайнеров и архитекторов пользуются уже разработанными шрифтовыми гарнитурами. Например, шрифт «Гельветика», различные его начертания использовались нашими ленинградскими дизайнерами для выполнения надписей в помещениях телекомментаторов и журналистов, на указателях, и использовался при проектировании средств визуальных коммуникаций во время проведения Московской Олимпиады 1980 года.

Рисунок 27 Шрифт для дорожных указателей, разработанный ВНИИТЭ (слева). Шрифт

Но есть шрифты, которые разработаны для конкретной ситуации и места, например, разработка системы визуальных коммуникаций для городской среды, выполненная под руководством аргентинского архитектора Г.Г. Руиса или, например, система визуальных коммуникаций для английских железных дорог, выполненная дизайнерским бюро «Design Research Unit», возглавляемое в те годы крупнейшим английским дизайнером М. Блэком. Стоит также, обратить внимание на разработанные шрифты для указателей в г. Эшироль во Франции.

В дальнейшем удалось выявить устойчивые врожденные и приобретенные стратегии зрительного восприятия шрифтов и знаков, на основе которых были разработаны правила структурирования шрифтов и знаков, воспринимаемых при дефиците времени.

Из приведённых выше шрифтовых гарнитур, все обладают достаточно хорошей читаемостью, но кроме эргономической составляющей, шрифт, используемый в проектировании средств визуальных коммуникаций, должен быть эстетичен и индивидуален, и нести в себе признаки фирменного стиля той или иной компании, продукции или мероприятия. Конечно, использование таких шрифтов как «Гельветика» – Helvetica, «Прагматика» – Pragmatica, «Ариал» – Arial обладают хорошей читаемостью, и их применение набольшим образом подходит для промышленных объектов и приборных панелей (рис.43). Для применения в средствах визуальных композиций для железных дорог и железнодорожных вокзалов, мог бы послужить такой шрифт, как «Футура» – Futura, он по аналогии с шрифтовыми гарнитурами «Геометрик» - Geometric, «Реалист» - Realist, и «Гротеск» - Grotesk основанных строго на геометрии форм. Он может быть чётким и современным, и, в то же время, спокойным и точным. «Футура» очень хорошо работает в коротких надписях и сопроводительных надписях к знакам и сигналам из-за геометрических форм и чётких различительных признаков элементов букв. Будет органично сочетаться с знаковыми элементами и сигналами в контексте городской среды, а также для автотранспортных и железнодорожных визуальных коммуникаций.

Рисунок 28 Шрифтовая гарнитура «Футура» – Futura

Современные системы информирования пассажиров, технологии и технические средства, которые используются в нашем проекте, в основе своей компьютеризированы, соответственно в визуальных средствах инфромации используются плазменные и жидко-кристалические мониторы. Это накладывает определённую специфику к подходу в проектировании и системе восприятия. Тут вам понадобятся совсем другие шрифты. Конечно же те, которые адаптированы к данным технологиям. В 1996 г. по заказу компании Microsoft, художник Мэттью Картер (Matthew Carter) разработал специальный шрифт под названием «Вердана» – Verdana. Сегодня Verdana входит во все версии Windows, Office и Internet Explorer для операционных систем Windows и Macintosh (Рис.32). Это шрифт без засечек. К этой группе шрифтов также относятся «Калибри» – Calibri или «Ариал» – Arial. Кстати, в 2010 г. ученые Лаборатории эргономики США пришли к выводу, что шрифт Verdana максимально снижает напряжение глазных мышц при чтении и является самым безопасным экранным шрифтом.

В проекте предлагается разработка носителей железнодорожной сигнализации для персонала и пассажиров с применением RGB-светодиодов (рис.33). С учётом того, что модульная схема расположения светодиодов имеет точечную структуру, элементы которой расположены на равном расстоянии, нами выбран принцип построения системы визуальных коммуникаций «Пунтограмма», разработанная дизайнером Ги Бонсип и архитектором К.А. Мендес Москера в связи с проведением чемпионата мира по футболу в Аргентине в 1978 году.

В письменной речи наибольшее количество информации приходится на первые буквы слов, в то время как в устной речи наибольшее количество информации сосредоточено на ударном слоге. Поэтому существует различие между запоминанием и восприятием языка. Люди с хорошим слухом быстрее запоминают звуковой ряд, люди же с хорошей зрительной памятью ориентируются на визуальный ряд. Изучив этапы зрительного восприятия, можно создать модель визуального восприятия.

Рисунок 29 Шрифтовая гарнитура «Ариал» – Arial

Рисунок 30 Модульная световая система электронных табло

Рисунок 31 Модульная световая система «Пунтограмма» (дизайнер Ги Бонсип и архитектор К.А.

Шрифты и знаки визуальных коммуникационных систем должны восприниматься целостно с учётом логических, тектонических и эстетических связей. Шрифты и знаки, в нашем случае единая визуальная структура в рамках модульной технологической системы.

Рисунок 32 Этапы зрительного восприятия


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.