Правовой статус, внешняя среда и организационная структура — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Правовой статус, внешняя среда и организационная структура

2021-04-18 59
Правовой статус, внешняя среда и организационная структура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предприятие "Ярцевский хлебокомбинат" было основано в 1945 году для удовлетворения потребностей Ярцевского района в хлебопродуктах и подчинялось Министерству Хлебопродуктов. В 1992 году оно было приватизировано и реорганизовано в Открытое Акционерное Общество "Ярцевский хлебокомбинат".

С 200 года ОАО "Ярцевский хлебокомбинат" входит в состав Федеральной контрактной корпорации "Росхлебпродукт", которая была основана в 1992 году на базе Госкомитета по хлебопродуктам (в прошлом - Министерство заготовок СССР и Министерство хлебопродуктов и комбикормовой промышленности СССР). Сегодня в собственности корпорации акции порядка 82 компаний, в их числе - мелькомбинаты, элеваторы, комбикормовые заводы, птицефабрики.

К показателям размеров производства относятся показатели, характеризующие общее состояние предприятия и общие возможности. Они отражены в таблице 1. За анализируемый период на предприятии наблюдается рост выручки от продажи товаров, темпы роста выручки составляют в среднем 2,5% в год. Следует отметить, что происходит сокращение производства и реализации хлебобулочной продукции. В целом объем реализации хлебобулочной продукции к уровню 2010 года сократился на 2,1% или на 29 т.

Основными причинами такого положения являются сокращение спроса населения из-за изменений в структуре потребления и численности проживающих на данной территории, а также появления конкурентов в лице мелких частных предпринимателей. В силу специфики товара они готовы предложить более разнообразной ассортимент с учетом пожеланий и требований покупателей.

 

Таблица 1. Размеры производства

Показатели 2010г. 2011г. 2012г. 2012г. к 2011г., %
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 35655,6 39786,0 40736,0 102,4
Реализовано хлебобулочной продукции, т. 1344,6 1336,6 1315,6 98,4
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб., из них: 5074 7768 10722 138,03
Среднегодовая численность работающих, чел, в том числе: 100 90 88 97,8
промышленно-производственный персонал 92 78 76 66,4
работники управления 8 12 12 100,0
Площадь производственных цехов, м2 5498 5498 5498 100,0

 

Сокращение объемов производства и реализации продукции привело к сокращению производственно-промышленного персонала. Число работающих на предприятии снизилось на 22,0% к уровню 2010 года и на 2,3% к уровню 2011 года, за период численность работающих сократилась на 22 человека. При этом численность инженерно-технических работников сократилась на 8 человек, а руководителей увеличилась на 4 человека.

Стоимость основных производственных средств увеличилась на 34,3%. Положительным фактором является рост стоимости машин и оборудования (активной части фондов), что говорит о замене на хлебокомбинате устаревшего оборудования. А значит, появляется возможность повышать качество продукции, эффективнее использовать трудовые ресурсы.

Основным видом деятельности акционерного общества является производство и реализация хлебобулочных изделий, а также кондитерских изделий. Рассмотрим размеры и структуру товарной продукции в таблице 2. Из таблицы 2 видно, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимают хлебобулочные изделия, который составляет в 2012 году 87,08%.

 

Таблица 2. Размер и структура товарной продукции

Вид продукции

Объем реализации, тыс. руб.

Структура продукции, %

  2010г. 2011г. 2012г. 2010г. 2011г. 2012г.
Хлебобулочные изделия 32052,6 34488,0 35474,0 89,89 86,68 87,08
Кондитерские изделия 3603 5298 5262 10,11 13,32 12,92
Итого 35655,6 39786 40736 100,00 100,00 100,00

 

Производство кондитерских изделий имеет удельный вес в структуре товарной продукции 12,92%. По сравнению с 2010 годом предприятие увеличивает производство кондитерских изделий. Рассмотрим изменение в структуре товарной продукции на рисунке 3.

Степень глубины специализации предприятия на производстве тех или иных видов продукции характеризует коэффициент специализации, при исчислении которого учитываются не только удельный вес каждой из товарных отраслей в общей стоимости товарной продукции, но и их количество.

 

Рисунок 3. Структура товарной продукции

 

Коэффициент специализации рассчитаем по формуле (5):

 

Ксп = , ( 5)

 

где 100 - сумма удельных весов товарной продукции;

Ygi - удельный вес каждого вида товарной продукции;

n - порядковый номер вида продукции.

Из того, что коэффициент специализации равен 0,79, можно сделать следующий вывод: специализация очень высокая.

 

Таблица 3. Анализ ассортимента хлебобулочных изделий

Наименование продукции

Объем производства, т

Структура, %

  2010 2011 2012 2010 2011 2012
Хлеб "Пеклеванный-новый" 17,48 53,46 92,10 1,3 7, 20 7
Хлеб "Изи Спеккл" (нарезка) 36,30 66,84 81,56 2,7 5,00 6,2
Хлеб пшеничный в/с 883,40 668,30 572,28 65,7 50,00 43,5
Хлеб белый в/с 286,40 267,32 293,38 21,3 20,00 22,3
Хлеб "Ромашка" 22,46 26,74 19,74 1,67 4,00 1,5
Хлеб "Фитнес" (морковный) - 25,40 31,58 - 1,90 2,4
Булочка творожная - 13,00 6,58 - 0,97 0,5
Батон нарезной в/с 18,28 40,10 59,60 1,36 3,00 4,53
Батон творожный 18,16 32,08 15,78 1,35 2,40 1,2
Батон особый 5,24 13,40 14,48 0,39 1,00 1,1
Лепешка сметанная - 9,36 14,48 - 0,70 1,1
Сдоба Выборгская 16,54 14,70 17,36 1,23 0,76 1,32
Сдоба Праздничная с изюмно-маковой начинкой 10,76 17,60 31,58 0,8 0,35 2,4
Сдоба Лакомка с начинкой - 17,50 13,16 - 0,53 1
Плюшка Московская 7,26 13,40 9,86 0,54 1,00 0,75
Витушка Смоленская 6,18 13,32 14,48 0,46 0,52 1,1
Рулет с маком 5,70 6,68 5,00 0,35 0,11 0,38
Рулет с повидлом 7,12 12,02 11,84 0,53 0,30 0,9
Бублик Украинский - 5,34 6,06 - 0,18 0,46
Батон столовый (нарезка) 4,30 20,04 5,00 0,32 0,23 0,38
Итого 1344,6 1336,6 1315,6 100 100 100

 

Также большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент, структура производства и реализации продукции. Так, при формировании ассортимента и структуры выпуска продукции, предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой стороны - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении

Проведя анализ ассортимента можно заметить, что произошли изменения в ассортименте продукции начиная с 20011 года. Были введены новые виды продукции такие как: Хлеб "Фитнес" (морковный), булочка творожная, лепешка сметанная, сдоба "Лакомка" с начинкой, бублик "Украинский".

Произошло расширение ассортимента, что говорит о развитии производства. Наибольший удельный вес в структуре продукции занимает хлеб пшеничный - 43,5%, затем хлеб белый - 22,3%. На структуру оказали влияние потребности покупателей и заказчиков, наличие конкурентов и другие факторы. Нельзя не отметить, что значительная доля выпускаемой продукции реализуется в сельской местности.

Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования представлены в таблице 4.


Таблица 4. Обеспеченность предприятия основными производственными средствами и эффективность их использования

Показатели 2010г. 2011г. 2012г. 2012г. к 2011г., %
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 35655,6 39786 40736 102,4
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб., в т. ч. 5074 7768 10722 138,0
Среднегодовая численность работающих, чел 100 90 88 97,8
Фондовооруженность, тыс. руб. 50,74 86,31 121,84 141,16
Фондоотдача, тыс. руб. 7,03 5,12 3,80 74,18
Фондоемкость, тыс. руб. 0,14 0, 20 0,26 134,81

 

Интенсивность - напряженность работы, производства, которая характеризуется мерой отдачи каждого из используемых факторов, ресурсов.

Интенсификация - повышение интенсивности производства путем более полного использования ресурсного потенциала за счет повышения производительности труда, отдачи основных фондов, улучшения использования материалов.

С одной стороны виден положительный рост среднегодовой стоимости основных производственных фондов, при этом снижение численности работающих, и в связи с этим рост фондовооруженности на 41,16% к уровню 2011 года. С другой стороны, прослеживается отрицательная динамика в снижении фондоотдачи и, соответственно, в росте фондоемкости. Фондоотдача к уровню 20011 года снизилась на 25,82%.

Предприятия по производству хлебопродуктов имеют многоступенчатую структуру, отличаются сложными производственными связями с поставщиками сырья и потребителями продукции. Поэтому им необходимо отслеживать четыре основных фактора макросреды: социальный, технологический, экономический, политико-правовой.

Социальная сфера включает отрасли, организации, предприятия, деятельность которых определяет не только уровень жизни людей, но и образ их жизни. Отмечено, что с ухудшением социального положения всех категорий работающих в России, снижением реальных доходов населения увеличивается потребление хлеба, как наиболее дешевого и доступного продукта. Рекомендуемая норма потребления хлеба и хлебопродуктов составляет 117 кг на душу населения.

Технологическая структура экономики представляет собой совокупность технологических укладов, определяющих технологическую базу производства.

В последнее время в России наблюдается оживление инновационной деятельности, усовершенствование производственных технологий, затраты на исследования и разработки по сравнению с 1998 годом возросли на 31,1%.

Можно выделить следующие новые направления в развитии технологий и производства перерабатывающей промышленности:

·   широкое развитие малого хлебопечения, разработка новых технологий и рецептуры;

·   разработка комплекса машин и технологий глубокой переработки пшеницы и кукурузы;

·   новая автоматизированная система управления комбинатом хлебопродуктов;

·   капитальные вложения в развитие очистных сооружений и системы обеспечения экологической безопасности, что позволяет постоянно снижать уровень промышленных выбросов в окружающую среду.

Экономический рост могут обеспечить инвестиционные и неинвестиционные факторы. В рыночной экономике повышается влияние спроса на производство. Однако спрос - это не стихийный процесс, а регулируемый. Государство влияет на направления спроса, ориентируя его на решение первоочередных задач.

Спрос на инвестиции ограничен их источниками и нормой накопления. Сокращение инвестиций связано, в основном, с уменьшением валового накопления.

Политико-правовая среда формируется под воздействием государства на субъекты товарного рынка пищевой и перерабатывающей отраслей (производителей, поставщиков, потребителей) посредством издания законодательных и нормативных актов.

ОАО "Ярцевский хлебокомбинат" относится к предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, продукция которой составляет около 12,5% в общем объеме производства Российской Федерации. Пищевая промышленность объединяет 30 отраслей и свыше 18 тыс. предприятий численностью 1,5 млн. человек. Индустрия находится на фазе стабильного развития.

ОАО "Ярцевский хлебокомбинат" основную часть договоров на поставку сырья и сбыт готовой продукции заключает с ФКК "Росхлебпродукт". Продукция в основном реализуется на местном рынке.

На Смоленском рынке существует много фирм, которые занимаются переработкой зерна и реализацией муки и комбикормов: "Вязьмазернопродукт", "Гнездозернопродукт", Починковский хлебокомбинат. Доля рынка ОАО "Ярцевский хлебокомбинат" в общем объеме поставок производителей муки составляет 8%.

Рассмотрим структуру управления в ОАО "Ярцевский хлебокомбинат".

 

Рис. 4. Организационная структура управления ОАО "Ярцевский хлебокомбинат"

 

Высшим органом управления является собрание акционеров во главе с генеральным директором, который является главным представителем фирмы и уполномоченным принимать финансово-хозяйственные вопросы различной сложности.

Единоличным исполнительным органом является генеральный директор, назначаемый общим собранием акционеров. Права и обязанности, сроки работы и размеры услуг директора определяются контрактом, заключаемым предприятием. Условия контракта подлежат согласованию с собранием акционеров предприятия. В подчинении генерального директора находится несколько подразделений, во главе которых находятся соответствующие начальники, осуществляющие контроль над деятельностью своих подразделений.

Отдел финансов - занимается управлением финансовых потоков предприятия, финансовым планированием и подготовкой управленческой и налоговой отчетности, а также учетом человеческих ресурсов.

Отдел кадров - при управлении персоналом учитывает специфику уровня образования и квалификацию работников требуемых для осуществления деятельности предприятия.

Отдел бухгалтерии - осуществляет ведение бухгалтерского и налогового учета непосредственно по центрам формирования затрат в рамках направления деятельности акционерного общества.

Планово-экономический отдел - разрабатывает и утверждает стратегические, краткосрочные и оперативные планы предприятия с целью своевременного выявления отклонений и принятия управленческих решений.

Юридический отдел - отвечает за организацию правовых отношений возникающих в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Отдел продаж - осуществляет поиск клиентов и исследование конъюнктуры рынка непосредственно с учетом специфики деятельности каждого департамента.

Отдел снабжения - занимается снабжением материальными ресурсами и специфическими услугами технического производства в рамках реализуемых проектов.

Отдел транспорта - управляет товарно-материальными потоками на предприятии, оптимизирует транспортные издержки и издержки хранения.

Поиск и внедрение инновационных технологий и новейшего оборудования осуществляет отдел нововведений, сфера деятельности которого распространяется на все отделы, внедряя собственные инновационные технологии и специально приобретенные у компаний-разработчиков.

Руководство производством осуществляет главный инженер-технолог комбината, который контролирует работу всех участков и обслуживающих подразделений.

Таким образом, для управления хлебокомбинатом сформировано 4 блока: производственный, финансовый, коммерческий и транспортный.

Высокие входные барьеры в отрасль не дают возможность большому притоку новых конкурентов. Для потенциальных конкурентов данная отрасль не является привлекательной, так как существуют определенные барьеры:

·   высокие затраты запуска и транспортные расходы;

·   неизменность торговой марки;

·   получение необходимых лицензий;

·   трудности в поисках каналов сбыта продукции и закупки сырья.

·   Однако внедрение широкого круга малого хлебопечения способствует появлению множества товаров-заменителей. Это является угрозой для предприятия. Возможностью является расширение ассортимента продукции и повышение ее качества.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.