Методика формирования у дошкольников — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Методика формирования у дошкольников

2020-11-19 117
Методика формирования у дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.

Методика формирования у дошкольников

Классификационных навыков

 

 

2009 год


Рецензенты

Ковардакова М.А. - заведующий кафедрой дошкольного образования ИПК ПРО,  кандидат педагогических наук, доцент, г. Ульяновск  
Нестеренко А.А. - сертифицированный специалист по ТРИЗ Международной ассоциации, кандидат педагогических наук, г. Петрозаводск  

 

В современном образовании идет активный поиск инновационных технологий, позволяющих эффективно решать дидактические задачи при максимальном использовании ресурсов самих детей с минимальными временными затратами.

Пособие по формированию у детей классификационных навыков создано в рамках адаптации методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер, 1946г.) и общей теории сильного мышления (ОТСМ – автор Н.Н. Хоменко, 1994 г.). 

Основная идея работы - создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций сужения поля поиска.

Первая часть посвящена освоению трех видов пространства: линейного, плоскостного и объемного. Вторая часть - формированию навыков сужения поля поиска на основе признаков, присущих объектам материального мира. В третьей части идет обучение анализу ситуаций.

Работа с детьми осуществляется через систему тренингов, построенных на игре «Да - нет».

 Становление методики проходило в дошкольном учреждении № 178 «Облачко»  

г. Ульяновск и апробировалось в экспериментальных детских садах России, Белоруссии и Украины в течение 10 лет.

Методическое пособие предназначено для воспитателей детских садов, работающих по развивающим программам, а также для неравнодушных родителей.

 

 

(С) – Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. – 2009г.


Оглавление

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6

Часть 1. 7

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ.. 7

Игры «Да – Нет» с использованием линейного пространства. 9

Игры «Да – Нет» с использованием цифр и чисел в линейном ряду. 9

Тренинги с использованием цифр и чисел. 11

Игры "Да – Нет" на бумажной ленте. 11

с цифровым рядом от 0 до 10. 11

Игры "Да – Нет" на бумажной ленте. 12

с числовым рядом от 0 до 100 десятками без единиц. 12

Игры "Да – Нет" с числовым рядом от 0 до 20. 13

Игры "Да – Нет" с использованием предметов в линейном пространстве 14

Тренинги с использованием предметов. 14

Игры "Да – Нет" с предметами. 14

Игры "Да – Нет" на плоскости. 16

Тренинги. 17

Игры «Да – Нет» на горизонтальной плоскости. 17

Игры "Да – Нет" на вертикальной плоскости (на учебной доске) 18

Игры "Да – Нет" со сменой точки зрения в зеркальном и боковом вариантах. 19

Игры "Да – Нет" с географической картой. 20

Игры «Да – Нет» в объемном пространстве. 20

Тренинги. 21

Игры «Найди игрушку». 22

Примерная последовательность освоения пространства. 23

детьми 3 – 7 лет. 23

Часть 2. 24

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА.. 24

Основные виды классификационных игр «Да – Нет». 26

Подготовительные упражнения к классификационным играм «Да-нет». 27

«Природный и рукотворный мир». 28

«Мир живой и неживой природы». 28

«Мир живой природы (растения, животные, грибы)». 29

«Классификация объектов рукотворного мира». 30

«Классификация объектов по заданному признаку». 31

Тренинги с использованием классификационных игр «Да – Нет». 32

Игры «Да – Нет» с набором картинок. 33

Игры «Да – Нет» с видимыми для ребенка объектами. 34

ближайшего окружения. 34

Игры «Да – Нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении. 34

Игры «Да – Нет» с неизвестными словами. 35

Часть 3. 37

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ.. 37

Алгоритм анализа ситуаций. 37

Обучение детей анализу ситуаций. 38

Тренинги с детьми по разгадыванию ситуативной загадки. 39

«Отгадай объект». 40

«Отгадай объект и его действие». 40

«Отгадай, что случилось потом». 42

Игры «Да – Нет» на эколого-биологические темы.. 43

Игры с текстами литературных произведений. 44

Обучение детей составлению ситуативных загадок. 45

Тренинги по подготовке детей к составлению ситуативных загадок. 46

«Замени слова». 46

«Что из этого может быть». 46

«Эта ситуация из какого мира?». 46

«Разложи лепестки ромашки». 46

«Угадай героя и вспомни его действия». 46

«Я назову действия героя, а ты – свойства характера». 47

«Закодируй сказку схемами». 47

«Путешествие по сказкам». 47

«Выбери подходящую пословицу». 47

Тренинги по созданию загадок. 48

Составление ситуативных загадок. 48

по литературным произведениям с изначально неверными параметрами. 48

Составление разных вариаций ситуативных загадок. 50

по литературным произведениям.. 50

Составление ситуативных загадок. 50

на основе ситуаций из реальной жизни. 50

НЕСКОЛЬКО СЛОВ В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ.. 51

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 52

Приложения…………………………………………………………54

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

&  - рекомендации педагогам *   -      примеры


 ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Анализ современных методов обучения детей дошкольного возраста показал несомненный приоритет методов ОТСМ-ТРИЗ в формировании у детей творческого мышления. Технологии, построенные на их основе, используют содержание, рекомендованное базовыми программами обучения дошкольников, такими как «Радуга», «Детство», «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.

Во всех программах дошкольных учреждений стоит задача формирования классификационных навыков. Основания под классификацию при этом даются только по ведущему признаку (назначению). В реальной жизни при решении социальных и познавательных задач человеку чаще нужны не выученные классификационные структуры, а им созданные по необходимому признаку.

Самостоятельное структурирование информации (классификация) дает возможность человеку успешно решать его личные проблемы. ОТСМ-ТРИЗ единственная технология, позволяющая обучить эффективному решению проблем, и для их анализа необходимы навыки самостоятельно созданных классификаций.

Созданные нами методики позволяют не только качественно сформировать классификационные навыки, но и дают возможность развить творческое мышление детей. Вы спросите, какое может быть творчество при классификации объектов? Оно проявляется в самостоятельном поиске ребенком оснований под классификацию. В процессе игры ребенок научается САМ выбирать, по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира.

 

При работе с проблемными ситуациями необходим мыслительный процесс отсечения как можно большего количества неактуальной в данный момент информации. Игра «Да – нет» позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска на основе отсечения половины.

Алгоритм метода:

- обозначение объектов в проблемной ситуации,

- выявление имен признаков и их значений у объектов по разным основаниям,

- отсечение ненужных имен признаков и их значений в данной проблемной ситуации,

-  рефлексия (осознание способа сужения поля поиска).

 

 Данная брошюра предназначена для формирования навыков сужения поля поиска у детей дошкольного возраста и овладением мыслительной модели «объект – имя признака – значение имени признака». Базовые признаки представлены в Приложении №1 «Имена признаков объектов и восприятие их значений анализаторами».

 

Материалы сделаны участниками Международного проекта «Джонатан Ливингстон».

 

Несколько слов об авторах

  Сидорчук Татьяна Александровна

- доцент кафедры дошкольного образования Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК ПРО),

- научный руководитель 28 экспериментальных площадок России по использованию ОТСМ – ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста,

- сертифицированный специалист по ТРИЗ Международной ассоциации,

- автор более170 публикаций по использованию ОТСМ – ТРИЗ в педагогике,

- кандидат педагогических наук, Россия, г. Ульяновск.

Лелюх Светлана Викторовна

- почетный работник общего образования, 

- организатор экспериментальной работы по использованию ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании г. Самары,

- руководитель экспериментальной площадки МДОУ № 277 «Золотой ключик», Россия, г. Самара.

 

Часть 1.

С цифровым рядом от 0 до 10

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 10. Ввести понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная», «крайняя» цифра (число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду. Угадать цифру в ряду от 0 до 10.

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину цифрового ряда.

Оборудование: бумажная лента, которая используется для наглядного сужения поля поиска.

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  

Игровое действие: отгадать цифру, сужая поле поиска в цифровом ряду (загадана цифра 1).

Вопросы:

- Это цифра пять (выделение середины)? – Нет.

-  Это цифры, которые находятся до пяти? – Да (Бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это числа от 5 до 10)

- Это цифра два? – Нет.

-  Это после двух? – Нет (складываем бумажную ленту таким образом, чтобы остались видны цифры 0 и 1).

- Эта цифра состоит из палочки (описание цифры приветствуется).

- Эта цифра 1

Результат: найдена цифра и обсуждено игровое действие.

 

&   Игры целесообразней проводить сначала с помощью зрительного представления цифрового ряда; затем без зрительного восприятия.

    Важно, чтобы ребенок в процессе игр сделал выводы:

ü перебор вариантов не даёт эффекта. Вопросы надо задавать так, чтобы можно было сузить поле поиска, отсечь часть.

ü если вопросы задавать, сужая поле поиска, продвижение к ответу происходит быстрее.

 

Ориентиром успешности ребенка может служить выработанное умение отгадывать число от 0 до 10 без наглядного изображения на ленте.

Игры "Да – Нет" на бумажной ленте

 с числовым рядом от 0 до 100 десятками без единиц

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 100 десятками. Ввести понятия номер десятка и имя десятка («пятый десяток» номер десятка – это «пятьдесят» имя десятка). Закрепить понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущий», «последующий», «серединный», «крайний» десяток. Продолжать учить сужать поле поиска в линейном ряду.

Угадать число от 0 до 100 (десятками без единиц).

Условия: перечислять числа нельзя, вопрос принимается только тот, который сужает поле поиска.

Оборудование: числовая лента с десятками без единиц.

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Игровое действие: отгадать загаданное число с помощью алгоритма сужения поля 

   поиска   (загадано – число 90).

Вопросы, на которые отвечают «да»:

− Это после 50? (бумажная лента сгибается таким образом, что остаются числа, участвующие в поиске – от 60 до 100).

− Это больше 80? (на бумажной ленте остаются цифры от 80 до 100).

− Это предыдущее 100?

− Это 90?

Результат: найдено число и оговорено игровое действие.

 

Творческие задания

В зависимости от качества освоения детьми игр с числовой лентой от 0 до 100 десятками, выдерживается стратегия усложнения заданий с последующим закреплением:

- Игры «Да – Нет» с числовым рядом от 0 до 100 десятками без зрительного восприятия.

- Игры «Расскажи, где находится число 40». Возможные ответы: число 40 располагается между 30 и 50; за 30; перед 50 и т.д.

- Игры «Найди загаданное число на перепутанной ленте». Создание проблемной ситуации: на числовой ленте перепутана последовательность десятков. Вопрос – как найти загаданный десяток? Вариант 1. Начертить пустую линейку с тем же количеством ячеек и заполнить их числами по порядку. Далее операция поиска известна детям. Вариант 2. Не переставляя перепутанные числа осуществлять поиск загаданного числа. При этом используются термины «справа» – «слева» от среднего числа.

- Игры «Да – Нет» с оговоренным числовым рядом. С детьми обсуждается и принимается для игры определенный числовой диапазон, например числовой ряд от 10 до 70, или от 40 до 100.

*   Игра «Да – Нет» с числовым рядом от 20 до 80 десятками

Цель: Освоение детьми сотни десятками с помощью зрительного представления числового ряда.

Условия: перечислять числа нельзя, вопрос принимать только тот, который сужает поле поиска.

Оборудование: числовая лента с десятками без единиц от 20 до 80.

 

20 30 40 50 60 70 80

Игровое действие: отгадать загаданное число с помощью алгоритма сужения поля поиска (загадано – 80)

Вопросы, на которые отвечают «да»

- Это между 50 и 80? - «И да, и нет» (ребенок должен понять, что загаданное число одно из этих двух чисел).

- Это число состоит из 8 и 0? - «Да»

- Это 80! - «Да».

Результат: найдено число и закреплены правила игры.

 

Ориентиром успешности ребенка служит выработанное умение отгадывать десяток от 0 до 100 без наглядного изображения на ленте.

 

Игры "Да – Нет" с числовым  рядом от 0 до 20

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 20. Закреплять понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущее», «последующее», «серединное», «крайнее» число. Продолжать учить сужать поле поиска в линейном ряду.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

 

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Сначала с помощью бумажной ленты, затем без нее.

 

Творческие задания

   В зависимости от качества освоения детьми игр с числовой лентой от 0 до 20 возможны усложнения заданий:

- Игры «Да – Нет» с числовым рядом от 0 до 100. Числа на ленте изображены на равном расстоянии друг от друга. Это делается для того, чтобы ребенок сгибал ленту и находил серединное число.

- Игры «Да – Нет» с числовым рядом от 0 до 100 без зрительного восприятия.

- Игры с линейкой. «Как узнать рост Дюймовочки?» Создание проблемной ситуации: нарисовать Дюймовочку в соответствии с ее реальным ростом. Дюйм – примерно 2,5 см, поэтому предлагается использовать линейку. Сужая поле поиска на линейке надо выйти на 2,5 см. Затем начертить на листе бумаге данный размер и вписать в него фигуру маленькой девочки. Расскажите ребенку, что «дюйм» - английская мера длины, отсюда и имя – Дюймовочка.

 

Игры "Да – Нет" с использованием предметов в линейном пространстве

 

Игры «Да – Нет» с предметами проводятся так же, как с числами, но в качестве объектов берутся различные картинки, игрушки, геометрические формы, буквы и другие предметы. Поиск объектов ведется по линейному признаку. Это главная особенность этой группы тренингов.

Игры «Да – Нет» с предметами отличаются от игр «Да – Нет» с числами тем, что идет изменение местоположения линии. Она может быть расположена горизонтально, вертикально или удаляться по отношению к играющим.

Еще одним отличием данного вида игр является то, что сужение поле поиска идет по понятиям ориентировки в пространстве, а не порядкового счета. Используются термины «право – лево», «дальше – ближе», «выше – ниже», «серединный объект».

 В процессе игры «Да – Нет» с предметами с детьми дошкольного возраста Вы сможете решить следующие задачи:

ü развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска;

ü в игровой форме быстро научить ориентировке в линейном пространстве;

ü обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели;

ü развить умение выделять имя признака, по которому идет сужение поля поиска, формировать навыки рефлексии.

Тренинги

 

Тренинги

Игры «Найди игрушку»

Цель: Найти игрушку в комнате путем сужения поля поиска в трехмерном пространстве. Использовать ориентиры: «правая – левая», «верхняя – нижняя» части комнаты, «впереди – сзади» играющего; центр, угол, сторона комнаты.

*   «Угадай, где находится игрушка в комнате»

Правило игры: все играющие должны стоять в середине комнаты, глядя в одну сторону; задавать вопросы, которые отсекали часть комнаты.

Оборудование: кукла, спрятанная в шкафу, находящемся в комнате.

Игровое действие: отгадать, где в комнате спрятана игрушка с помощь сужения поля поиска (кукла, расположена в левом углу на верхней полке шкафа, который стоит в комнате в правом заднем углу от играющего).

Вопросы, на которые загадывающий отвечают «да»:

− Эта игрушка находится в комнате сзади нас?

− Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?

− Она спрятана в шкафу? - Отгадав примерное местонахождение игрушки, шкаф объявляется «черным ящиком». Не открывая шкафа, ребенок должен представить стороны, углы внутри шкафа и задать соответствующие вопросы.

− Эта игрушка находится в верхней части шкафа?

− Она находится на верхней полке?

− Она находится в левом углу верхней полки?  

Результат: открывается шкаф и достается кукла, проговаривается ее местонахождение. Закрепляются правила поиска объекта в объемном пространстве.

 

Творческие задания

В зависимости от качества освоения детьми игры возможно усложнение задания с последующим закреплением. Для этого проводятся более сложные игры.

Игры «Да – Нет» со сменой точки зрения в объемном пространстве

Производится изменение позиций играющих:

− загадывающий и отгадывающий находятся напротив друг друга, то есть в "зеркальном" положении относительно друг друга,

− загадывающий и отгадывающий находятся в боковом расположении друг относительно друга.

При этом играющие должны задавать вопросы с точки зрения позиции загадывающего. Используются фразы типа: «Загаданный объект находится в правой части комнаты от вас?", " Этот объект расположен впереди вас?».

 

Игра «Черный ящик»

Загадывающий прикрепляет предмет внутри какой- либо коробки и предлагает с помощью вопросов, сужающих поле поиска в объемном пространстве отгадать, где он находится.

 

Игра «Робот»

Ребенку предлагают попробовать себя в роли Робота, ставится задача перемещения в комнате. Роботу надо пройти в дальнюю правую часть комнаты и сесть на стул. Играющие должны «управлять» роботом с помощью заданий, связанных с ориентировкой в пространстве. Даются команды типа: «Сделай пять шагов влево от себя!", "Повернись кругом" и т.д. Обязательным условием игры является то, что играющие должны дать как можно меньше указаний роботу для выполнения поставленной задачи.

Примерная последовательность освоения пространства

Детьми 3 – 7 лет

 

Виды игр

Расположение объектов

Возраст ребенка

3 года 4 года 5 лет 6 лет

Используемые объекты

И вводимые понятия

Игры «Да - Нет» с числами в линейном пространстве

горизонтальное

- цифры от 0 до 10 числа  от 0 до 100 десятками числа от 0 до 100 единицами - середина, больше-меньше середина, больше-меньше середина, больше-меньше

Игры «Да - Нет» с предметами в линейном пространстве

горизонтальное

игрушки картинки игрушки, картинки игрушки, картинки право-лево, середина между, крайние право-лево, середина между, крайние при зеркальном расположении право-лево, середина, между, крайние при зеркальном расположении

вертикальное

игрушки картинки игрушки, картинки игрушки, картинки выше-ниже, середина между, крайние чуть выше, чуть ниже середины чуть выше, чуть ниже середины при зеркальном расположении

удаленное

- игрушки, картинки игрушки, картинки игрушки, картинки - дальше-ближе, середина дальше-ближе, середина дальше-ближе, середина при зеркальном расположении

Игры

«Да - Нет» на плоскости

Горизонтальное

- игрушки, картинки игрушки, картинки, буквы, цифры, герои сказок игрушки, картинки, буквы, цифры, герои сказок, географическая карта - правая, левая часть поверхности, угол, центр, дальняя ближняя части поверхности центры правой – левой стороны, нижней – верхней части при зеркальном и боковом расположение играющих по отношению к объектам.

Вертикальное расположение объектов (игры на доске)

- игрушки, картинки, игрушки, картинки, буквы, цифры, названия сказок и т.д. игрушки, картинки, буквы, цифры, названия сказок и т.д. - правая, левая часть поверхности, угол, выше - ниже центры, стороны углы вертикальной поверхности центры, стороны углы вертикальной поверхности

Игры «Да - Нет» в объемном пространстве

 Взгляд сверху (коробка)

- - коробка с игрушками или картинками, прикрепленными внутри коробка с игрушками или картинками, прикрепленными внутри - - правая - левая, ближняя – дальняя, верхняя – нижняя части коробки правая - левая, ближняя – дальняя, верхняя – нижняя части коробки

Взгляд изнутри (комната)

любые объекты, находящиеся в комнате любые объекты, находящиеся в комнате любые объекты, находящиеся в комнате любые объекты, находящиеся в комнате впереди - сзади, в середине, право - лево выше – ниже уровня глаз, правая – левая часть комнаты, передняя – задняя, угол и сторона привязка к объектам внутри комнаты (дальше - ближе от окна, выше – ниже стула, правее – левее шкафа) привязка к объектам внутри комнаты в зеркальном и боковом вариантах.

 

& Напомним, любой реальный объект имеет признаки цвета, формы (объемной, плоскостной), размера (высоты, длины, ширины), количества, части, изменения во времени, материала, местонахождения и т.д. Например, в игре можно загадать высоту самой высокой горы мира, глубину самой глубокой точки океана или самой глубокой пещеры, рост самого большого или самого маленького человека, жившего на Земле; даты каких - либо событий и т.д. Такие тренинги могут быть вариантами развивающих игр.

 

 

Часть 2.

Мира по заданному признаку

 

 

Чудесный мешочек. На столе разложены карточки со схемами признаков. Ребенок, доставая из чудесного мешочка картинку, объясняет значение признака этого объекта. «Картинка с изображением эскимо-мороженого по очереди прикладывается к схемам признака, и ребенок называет значение признака данного объекта. Эскимо имеет форму овала, цвет - коричневый, запах – пахнет молоком, части - палочка и мороженое и т.д.».

Магазин игрушек. Выставляются игрушки, как в магазине. Ребенок «покупает» игрушку, при этом в качестве денег использует схему признака, объясняя свой выбор.

Про какой предмет я сказала. Взрослый выбирает из ближайшего окружения объект, описывает его через значения признаков. Ребенок отгадывает объект. «Я загадал объект прямоугольный по форме, полосатый по цвету, из ткани - по материалу, на ощупь – мягкий, по месту – находится на стене». Отгадка – коврик над кроватью. Затем играющие меняются ролями.

 

Тренинги

 с использованием  классификационных игр «Да – Нет»

 

Игры “Да – Нет” начинаются с простых тренингов с использованием наглядности (картинок или объектов ближайшего окружения). Затем загадываются любые объекты материального мира. Ребенок свободен в выборе признаков при отгадывании объекта.

Игры на загаданное или неизвестное слово проводятся, когда дети научатся определять характерные признаки и их значения у объектов.

 Необходимо учить ребенка целенаправленному поиску нужной информации в процессе игры. Обдумывая вопрос, он двигается по разным уровням абстракции понятий, учится видеть за частями целое, и целое - состоящее из частей. Задача игр стоит в том, чтобы не просто дать ребенку готовый алгоритм, а сделать так, чтобы он сам этот алгоритм конструировал, корректировал, раскручивал, уточнял, конкретизировал.

Основным показателем осознанности в понимании признаков и их значений является самостоятельная игра детей в «Да – Нет» друг с другом.

& При проведении тренингов по загаданному объекту и неизвестному слову рекомендуется периодически обобщать промежуточную информацию, выясненную ребенком.

 

Мы предлагаем следующие тренинги:

- Игры «Да-Нет» с набором картинок,

- Игры «Да – Нет» с видимыми для ребенка объектами ближайшего окружения,

- Игры «Да – Нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении,

- Игры «Да – Нет» с неизвестными словами

Часть 3.

Алгоритм анализа ситуаций

 

Ситуация, в содержании которой есть два объекта, средства взаимодействия и следствие этого взаимодействия, может быть превращена в загадочную фразу: "Она заговорилась, оно убежало". Наполнение этой абстрактной модели конкретным содержанием разъясняет ситуацию и непонятное делает понятным: «она» – это мама; «оно» – молоко, которое грелось на огне. Ситуация понятна. Если мы хотим узнать, с кем и по какому поводу она (мама) заговорилась, то можно уточнить задачу.

Прежде чем научить детей анализировать ситуации, необходимо освоить алгоритм составления абстрактных моделей ситуаций, которые выглядят в виде ситуативных загадок.

Под ситуативной загадкой мы понимаем абстрактную модель взаимодействия объектов и последствия этого взаимодействия. При работе с ней ставятся следующие задачи:

- Сужение поля поиска в ситуациях с множеством неизвестных признаков.

- Нахождение общего в ситуациях и на этой основе составление абстрактной модели.

- Сравнение ситуации, нахождение в них отличительные черты и самостоятельно выводить правила поведения. 

Механизмом  работы с детьми является ситуативная игра "Да – Нет". 

Чтобы научить детей анализировать ситуацию, надо научиться взрослым составлять загадки самим. Давайте попробуем!

Она

− Это живая природа?

− Это животное?

− Это рыба?

− Она – рыба.

Разгадывание действий объекта. Для разгадывания действия необходимо задавать вопросы по месту обитания данного объекта.

Что-то делала

− Она что-то делала в воде?

− И да, и нет. Этот ответ говорит о том, что она что-то делала и в воде, и не в воде.

− Выпрыгивала?

Подставляем данные слова в загадку и представляем ситуацию:  рыба выпрыгивала из воды, из-за этого погибла. На данном этапе тренингов не нужно выяснять из-за чего погибла рыба, ситуация понятна без этого.

Рассказ об этой ситуации, беседа с ребенком по анализу ситуации,  выведение правила: если что-то делать бездумно, то можно причинить вред.

 

Разгадывание объекта.

Вопросы, на которые получены ответы «да»:

Она

− Это живая природа?

− Это человек?

− Это женщина?

Что-то делала

Вопросы, на которые получены ответы «да»:

− В природном мире?

− На свежем воздухе?

− Там, где нет деревьев?

− В огороде?

− В огороде полола?

Подставляем отгаданные слова в загадку и представляем ситуацию:  женщина полола в огороде и пострадала.

Выяснения последствий: как она могла пострадать? Вопросы могут строиться по двум линиям: она сама себя поранила либо что-то или кто-то ее поранил.

− Поранил ее из мира животных кто-то?

− Это насекомые?

− Это оса.

Подставляем данные слова в загадку и представляем ситуацию:  женщина полола в огороде и ее укусила оса.

Беседа с ребенком по анализу ситуации, обсуждение аналогичных ситуаций, привидение примеров из реальной жизни ребенка. Выведение жизненного правила.

Варианты загадок по сходным ситуациям

 

ü Она кого-то не послушалась и из-за этого долго куда-то не ходила (девочка не послушалась маму, вышла из дома во время болезни и из-за этого болела на много дольше).

ü Кто-то что-то не делал, и из-за этого случилась неприятность (один мальчик не мыл руки перед едой и у него заболел живот). Таким образом, дети учатся анализировать ситуации нравственно – этического, познавательного и поведенческого плана, которые ведут к формированию умений охранять свою собственную жизнь, вырабатывать линию культурного поведения.

ü Кое-кто думал только о себе, из-за этого заставил кого-то страдать (мальчик сел на свободное место в трамвае, потому что не хотел стоять, из-за этого пожилому человеку пришлось страдать, стоя на больных ногах).

Приложение № 1

«Имена признаков объектов и восприятие их значений анализаторами»

 

Приложение № 2

«Примерная схема классификационных признаков объектов материального мира»

 

Приложение № 3

«Схематическое изображение некоторых имен признаков»

 

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.

Методика формирования у дошкольников

Классификационных навыков

 

 

2009 год


Рецензенты

Ковардакова М.А. - заведующий кафедрой дошкольного образования ИПК ПРО,  кандидат педагогических наук, доцент, г. Ульяновск  
Нестеренко А.А. - сертифицированный специалист по ТРИЗ Международной ассоциации, кандидат педагогических наук, г. Петрозаводск  

 

В современном образовании идет активный поиск инновационных технологий, позволяющих эффективно решать дидактические задачи при максимальном использовании ресурсов самих детей с минимальными временными затратами.

Пособие по формированию у детей классификационных навыков создано в рамках адаптации методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер, 1946г.) и общей теории сильного мышления (ОТСМ – автор Н.Н. Хоменко, 1994 г.). 

Основная идея работы - создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций сужения поля поиска.

Первая часть посвящена освоению трех видов пространства: линейного, плоскостного и объемного. Вторая часть - формированию навыков сужения поля поиска на основе признаков, присущих объектам материального мира. В третьей части идет обучение анализу ситуаций.

Работа с детьми осуществляется через систему тренингов, построенных на игре «Да - нет».

 Становление методики проходило в дошкольном учреждении № 178 «Облачко»  

г. Ульяновск и апробировалось в экспериментальных детских садах России, Белоруссии и Украины в течение 10 лет.

Методическое пособие предназначено для воспитателей детских садов, работающих по развивающим программам, а также для неравнодушных родителей.

 

 

(С) – Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. – 2009г.


Оглавление

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6

Часть 1. 7

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ.. 7

Игры «Да – Нет» с использованием линейного пространства. 9

Игры «Да – Нет» с использованием цифр и чисел в линейном ряду. 9

Тренинги с использованием цифр и чисел. 11

Игры "Да – Нет" на бумажной ленте. 11

с цифровым рядом от 0 до 10. 11

Игры "Да – Нет" на бумажной ленте. 12

с числовым рядом от 0 до 100 десятками без единиц. 12

Игры "Да – Нет" с числовым рядом от 0 до 20. 13

Игры "Да – Нет" с использованием предметов в линейном пространстве 14

Тренинги с использованием предметов. 14

Игры "Да – Нет" с предметами. 14

Игры "Да – Нет" на плоскости. 16

Тренинги. 17

Игры «Да – Нет» на горизонтальной плоскости. 17

Игры "Да – Нет" на вертикальной плоскости (на учебной доске) 18

Игры "Да – Нет" со сменой точки зрения в зеркальном и боковом вариантах. 19

Игры "Да – Нет" с географической картой. 20

Игры «Да – Нет» в объемном пространстве. 20

Тренинги. 21

Игры «Найди игрушку». 22

Примерная последовательность освоения пространства. 23

детьми 3 – 7 лет. 23

Часть 2. 24

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА.. 24

Основные виды классификационных игр «Да – Нет». 26

Подготовительные упражнения к классификационным играм «Да-нет». 27

«Природный и рукотворный мир». 28

«Мир живой и неживой природы». 28

«Мир живой природы (растения, животные, грибы)». 29

«Классификация объектов рукотворного мира». 30

«Классификация объектов по заданному признаку». 31

Тренинги с использованием классификационных игр «Да – Нет». 32

Игры «Да – Нет» с набором картинок. 33

Игры «Да – Нет» с видимыми для ребенка объектами. 34

ближайшего окружения. 34

Игры «Да – Нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении. 34

Игры «Да – Нет» с неизвестными словами. 35

Часть 3. 37

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ.. 37

Алгоритм анализа ситуаций. 37

Обучение детей анализу ситуаций. 38

Тренинги с детьми по разгадыванию ситуативной загадки. 39

«Отгадай объект». 40

«Отгадай объект и его действие». 40

«Отгадай, что случилось потом». 42

Игры «Да – Нет» на эколого-биологические темы.. 43

Игры с текстами литературных произведений. 44

Обучение детей составлению ситуативных загадок. 45

Тренинги по подготовке детей к составлению ситуативных загадок. 46

«Замени слова». 46

«Что из этого может быть». 46

«Эта ситуация из какого мира?». 46

«Разложи лепестки ромашки». 46

«Угадай героя и вспомни его действия». 46

«Я назову действия героя, а ты – свойства характера». 47

«Закодируй сказку схемами». 47

«Путешествие по сказкам». 47

«Выбери подходящую пословицу». 47

Тренинги по созданию загадо


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.