Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-11-19 | 117 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.
Методика формирования у дошкольников
Классификационных навыков
2009 год
Рецензенты
Ковардакова М.А. | - заведующий кафедрой дошкольного образования ИПК ПРО, кандидат педагогических наук, доцент, г. Ульяновск |
Нестеренко А.А. | - сертифицированный специалист по ТРИЗ Международной ассоциации, кандидат педагогических наук, г. Петрозаводск |
В современном образовании идет активный поиск инновационных технологий, позволяющих эффективно решать дидактические задачи при максимальном использовании ресурсов самих детей с минимальными временными затратами.
Пособие по формированию у детей классификационных навыков создано в рамках адаптации методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер, 1946г.) и общей теории сильного мышления (ОТСМ – автор Н.Н. Хоменко, 1994 г.).
Основная идея работы - создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций сужения поля поиска.
Первая часть посвящена освоению трех видов пространства: линейного, плоскостного и объемного. Вторая часть - формированию навыков сужения поля поиска на основе признаков, присущих объектам материального мира. В третьей части идет обучение анализу ситуаций.
Работа с детьми осуществляется через систему тренингов, построенных на игре «Да - нет».
Становление методики проходило в дошкольном учреждении № 178 «Облачко»
г. Ульяновск и апробировалось в экспериментальных детских садах России, Белоруссии и Украины в течение 10 лет.
Методическое пособие предназначено для воспитателей детских садов, работающих по развивающим программам, а также для неравнодушных родителей.
(С) – Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. – 2009г.
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6
Часть 1. 7
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ.. 7
Игры «Да – Нет» с использованием линейного пространства. 9
Игры «Да – Нет» с использованием цифр и чисел в линейном ряду. 9
Тренинги с использованием цифр и чисел. 11
Игры "Да – Нет" на бумажной ленте. 11
с цифровым рядом от 0 до 10. 11
Игры "Да – Нет" на бумажной ленте. 12
с числовым рядом от 0 до 100 десятками без единиц. 12
Игры "Да – Нет" с числовым рядом от 0 до 20. 13
Игры "Да – Нет" с использованием предметов в линейном пространстве 14
Тренинги с использованием предметов. 14
Игры "Да – Нет" с предметами. 14
Игры "Да – Нет" на плоскости. 16
Тренинги. 17
Игры «Да – Нет» на горизонтальной плоскости. 17
Игры "Да – Нет" на вертикальной плоскости (на учебной доске) 18
Игры "Да – Нет" со сменой точки зрения в зеркальном и боковом вариантах. 19
Игры "Да – Нет" с географической картой. 20
Игры «Да – Нет» в объемном пространстве. 20
Тренинги. 21
Игры «Найди игрушку». 22
Примерная последовательность освоения пространства. 23
детьми 3 – 7 лет. 23
Часть 2. 24
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА.. 24
Основные виды классификационных игр «Да – Нет». 26
Подготовительные упражнения к классификационным играм «Да-нет». 27
«Природный и рукотворный мир». 28
«Мир живой и неживой природы». 28
«Мир живой природы (растения, животные, грибы)». 29
«Классификация объектов рукотворного мира». 30
«Классификация объектов по заданному признаку». 31
Тренинги с использованием классификационных игр «Да – Нет». 32
Игры «Да – Нет» с набором картинок. 33
Игры «Да – Нет» с видимыми для ребенка объектами. 34
ближайшего окружения. 34
Игры «Да – Нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении. 34
Игры «Да – Нет» с неизвестными словами. 35
Часть 3. 37
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ.. 37
Алгоритм анализа ситуаций. 37
Обучение детей анализу ситуаций. 38
Тренинги с детьми по разгадыванию ситуативной загадки. 39
«Отгадай объект». 40
«Отгадай объект и его действие». 40
«Отгадай, что случилось потом». 42
Игры «Да – Нет» на эколого-биологические темы.. 43
Игры с текстами литературных произведений. 44
Обучение детей составлению ситуативных загадок. 45
Тренинги по подготовке детей к составлению ситуативных загадок. 46
«Замени слова». 46
«Что из этого может быть». 46
«Эта ситуация из какого мира?». 46
«Разложи лепестки ромашки». 46
«Угадай героя и вспомни его действия». 46
«Я назову действия героя, а ты – свойства характера». 47
«Закодируй сказку схемами». 47
«Путешествие по сказкам». 47
«Выбери подходящую пословицу». 47
Тренинги по созданию загадок. 48
Составление ситуативных загадок. 48
по литературным произведениям с изначально неверными параметрами. 48
Составление разных вариаций ситуативных загадок. 50
по литературным произведениям.. 50
Составление ситуативных загадок. 50
на основе ситуаций из реальной жизни. 50
НЕСКОЛЬКО СЛОВ В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ.. 51
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 52
Приложения…………………………………………………………54
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
& - рекомендации педагогам * - примеры
ПРЕДИСЛОВИЕ
Анализ современных методов обучения детей дошкольного возраста показал несомненный приоритет методов ОТСМ-ТРИЗ в формировании у детей творческого мышления. Технологии, построенные на их основе, используют содержание, рекомендованное базовыми программами обучения дошкольников, такими как «Радуга», «Детство», «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.
Во всех программах дошкольных учреждений стоит задача формирования классификационных навыков. Основания под классификацию при этом даются только по ведущему признаку (назначению). В реальной жизни при решении социальных и познавательных задач человеку чаще нужны не выученные классификационные структуры, а им созданные по необходимому признаку.
Самостоятельное структурирование информации (классификация) дает возможность человеку успешно решать его личные проблемы. ОТСМ-ТРИЗ единственная технология, позволяющая обучить эффективному решению проблем, и для их анализа необходимы навыки самостоятельно созданных классификаций.
Созданные нами методики позволяют не только качественно сформировать классификационные навыки, но и дают возможность развить творческое мышление детей. Вы спросите, какое может быть творчество при классификации объектов? Оно проявляется в самостоятельном поиске ребенком оснований под классификацию. В процессе игры ребенок научается САМ выбирать, по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира.
При работе с проблемными ситуациями необходим мыслительный процесс отсечения как можно большего количества неактуальной в данный момент информации. Игра «Да – нет» позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска на основе отсечения половины.
Алгоритм метода:
- обозначение объектов в проблемной ситуации,
- выявление имен признаков и их значений у объектов по разным основаниям,
- отсечение ненужных имен признаков и их значений в данной проблемной ситуации,
- рефлексия (осознание способа сужения поля поиска).
Данная брошюра предназначена для формирования навыков сужения поля поиска у детей дошкольного возраста и овладением мыслительной модели «объект – имя признака – значение имени признака». Базовые признаки представлены в Приложении №1 «Имена признаков объектов и восприятие их значений анализаторами».
Материалы сделаны участниками Международного проекта «Джонатан Ливингстон».
Несколько слов об авторах
Сидорчук Татьяна Александровна
- доцент кафедры дошкольного образования Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК ПРО),
- научный руководитель 28 экспериментальных площадок России по использованию ОТСМ – ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста,
- сертифицированный специалист по ТРИЗ Международной ассоциации,
- автор более170 публикаций по использованию ОТСМ – ТРИЗ в педагогике,
- кандидат педагогических наук, Россия, г. Ульяновск.
Лелюх Светлана Викторовна
- почетный работник общего образования,
- организатор экспериментальной работы по использованию ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании г. Самары,
- руководитель экспериментальной площадки МДОУ № 277 «Золотой ключик», Россия, г. Самара.
Часть 1.
С цифровым рядом от 0 до 10
Цель: обучить порядковому счету от 0 до 10. Ввести понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная», «крайняя» цифра (число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду. Угадать цифру в ряду от 0 до 10.
Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину цифрового ряда.
Оборудование: бумажная лента, которая используется для наглядного сужения поля поиска.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Игровое действие: отгадать цифру, сужая поле поиска в цифровом ряду (загадана цифра 1).
Вопросы:
- Это цифра пять (выделение середины)? – Нет.
- Это цифры, которые находятся до пяти? – Да (Бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это числа от 5 до 10)
- Это цифра два? – Нет.
- Это после двух? – Нет (складываем бумажную ленту таким образом, чтобы остались видны цифры 0 и 1).
- Эта цифра состоит из палочки (описание цифры приветствуется).
- Эта цифра 1
Результат: найдена цифра и обсуждено игровое действие.
& Игры целесообразней проводить сначала с помощью зрительного представления цифрового ряда; затем без зрительного восприятия.
Важно, чтобы ребенок в процессе игр сделал выводы:
ü перебор вариантов не даёт эффекта. Вопросы надо задавать так, чтобы можно было сузить поле поиска, отсечь часть.
ü если вопросы задавать, сужая поле поиска, продвижение к ответу происходит быстрее.
Ориентиром успешности ребенка может служить выработанное умение отгадывать число от 0 до 10 без наглядного изображения на ленте.
Игры "Да – Нет" на бумажной ленте
с числовым рядом от 0 до 100 десятками без единиц
Цель: обучить порядковому счету от 0 до 100 десятками. Ввести понятия номер десятка и имя десятка («пятый десяток» номер десятка – это «пятьдесят» имя десятка). Закрепить понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущий», «последующий», «серединный», «крайний» десяток. Продолжать учить сужать поле поиска в линейном ряду.
Угадать число от 0 до 100 (десятками без единиц).
Условия: перечислять числа нельзя, вопрос принимается только тот, который сужает поле поиска.
Оборудование: числовая лента с десятками без единиц.
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Игровое действие: отгадать загаданное число с помощью алгоритма сужения поля
поиска (загадано – число 90).
Вопросы, на которые отвечают «да»:
− Это после 50? (бумажная лента сгибается таким образом, что остаются числа, участвующие в поиске – от 60 до 100).
− Это больше 80? (на бумажной ленте остаются цифры от 80 до 100).
− Это предыдущее 100?
− Это 90?
Результат: найдено число и оговорено игровое действие.
Творческие задания
В зависимости от качества освоения детьми игр с числовой лентой от 0 до 100 десятками, выдерживается стратегия усложнения заданий с последующим закреплением:
- Игры «Да – Нет» с числовым рядом от 0 до 100 десятками без зрительного восприятия.
- Игры «Расскажи, где находится число 40». Возможные ответы: число 40 располагается между 30 и 50; за 30; перед 50 и т.д.
- Игры «Найди загаданное число на перепутанной ленте». Создание проблемной ситуации: на числовой ленте перепутана последовательность десятков. Вопрос – как найти загаданный десяток? Вариант 1. Начертить пустую линейку с тем же количеством ячеек и заполнить их числами по порядку. Далее операция поиска известна детям. Вариант 2. Не переставляя перепутанные числа осуществлять поиск загаданного числа. При этом используются термины «справа» – «слева» от среднего числа.
- Игры «Да – Нет» с оговоренным числовым рядом. С детьми обсуждается и принимается для игры определенный числовой диапазон, например числовой ряд от 10 до 70, или от 40 до 100.
* Игра «Да – Нет» с числовым рядом от 20 до 80 десятками
Цель: Освоение детьми сотни десятками с помощью зрительного представления числового ряда.
Условия: перечислять числа нельзя, вопрос принимать только тот, который сужает поле поиска.
Оборудование: числовая лента с десятками без единиц от 20 до 80.
20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 |
Игровое действие: отгадать загаданное число с помощью алгоритма сужения поля поиска (загадано – 80)
Вопросы, на которые отвечают «да»
- Это между 50 и 80? - «И да, и нет» (ребенок должен понять, что загаданное число одно из этих двух чисел).
- Это число состоит из 8 и 0? - «Да»
- Это 80! - «Да».
Результат: найдено число и закреплены правила игры.
Ориентиром успешности ребенка служит выработанное умение отгадывать десяток от 0 до 100 без наглядного изображения на ленте.
Игры "Да – Нет" с числовым рядом от 0 до 20
Цель: обучить порядковому счету от 0 до 20. Закреплять понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущее», «последующее», «серединное», «крайнее» число. Продолжать учить сужать поле поиска в линейном ряду.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Игра проводится по аналогии с предыдущей. Сначала с помощью бумажной ленты, затем без нее.
Творческие задания
В зависимости от качества освоения детьми игр с числовой лентой от 0 до 20 возможны усложнения заданий:
- Игры «Да – Нет» с числовым рядом от 0 до 100. Числа на ленте изображены на равном расстоянии друг от друга. Это делается для того, чтобы ребенок сгибал ленту и находил серединное число.
- Игры «Да – Нет» с числовым рядом от 0 до 100 без зрительного восприятия.
- Игры с линейкой. «Как узнать рост Дюймовочки?» Создание проблемной ситуации: нарисовать Дюймовочку в соответствии с ее реальным ростом. Дюйм – примерно 2,5 см, поэтому предлагается использовать линейку. Сужая поле поиска на линейке надо выйти на 2,5 см. Затем начертить на листе бумаге данный размер и вписать в него фигуру маленькой девочки. Расскажите ребенку, что «дюйм» - английская мера длины, отсюда и имя – Дюймовочка.
Игры "Да – Нет" с использованием предметов в линейном пространстве
Игры «Да – Нет» с предметами проводятся так же, как с числами, но в качестве объектов берутся различные картинки, игрушки, геометрические формы, буквы и другие предметы. Поиск объектов ведется по линейному признаку. Это главная особенность этой группы тренингов.
Игры «Да – Нет» с предметами отличаются от игр «Да – Нет» с числами тем, что идет изменение местоположения линии. Она может быть расположена горизонтально, вертикально или удаляться по отношению к играющим.
Еще одним отличием данного вида игр является то, что сужение поле поиска идет по понятиям ориентировки в пространстве, а не порядкового счета. Используются термины «право – лево», «дальше – ближе», «выше – ниже», «серединный объект».
В процессе игры «Да – Нет» с предметами с детьми дошкольного возраста Вы сможете решить следующие задачи:
ü развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска;
ü в игровой форме быстро научить ориентировке в линейном пространстве;
ü обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели;
ü развить умение выделять имя признака, по которому идет сужение поля поиска, формировать навыки рефлексии.
Тренинги
Тренинги
Игры «Найди игрушку»
Цель: Найти игрушку в комнате путем сужения поля поиска в трехмерном пространстве. Использовать ориентиры: «правая – левая», «верхняя – нижняя» части комнаты, «впереди – сзади» играющего; центр, угол, сторона комнаты.
* «Угадай, где находится игрушка в комнате»
Правило игры: все играющие должны стоять в середине комнаты, глядя в одну сторону; задавать вопросы, которые отсекали часть комнаты.
Оборудование: кукла, спрятанная в шкафу, находящемся в комнате.
Игровое действие: отгадать, где в комнате спрятана игрушка с помощь сужения поля поиска (кукла, расположена в левом углу на верхней полке шкафа, который стоит в комнате в правом заднем углу от играющего).
Вопросы, на которые загадывающий отвечают «да»:
− Эта игрушка находится в комнате сзади нас?
− Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?
− Она спрятана в шкафу? - Отгадав примерное местонахождение игрушки, шкаф объявляется «черным ящиком». Не открывая шкафа, ребенок должен представить стороны, углы внутри шкафа и задать соответствующие вопросы.
− Эта игрушка находится в верхней части шкафа?
− Она находится на верхней полке?
− Она находится в левом углу верхней полки?
Результат: открывается шкаф и достается кукла, проговаривается ее местонахождение. Закрепляются правила поиска объекта в объемном пространстве.
Творческие задания
В зависимости от качества освоения детьми игры возможно усложнение задания с последующим закреплением. Для этого проводятся более сложные игры.
− Игры «Да – Нет» со сменой точки зрения в объемном пространстве
Производится изменение позиций играющих:
− загадывающий и отгадывающий находятся напротив друг друга, то есть в "зеркальном" положении относительно друг друга,
− загадывающий и отгадывающий находятся в боковом расположении друг относительно друга.
При этом играющие должны задавать вопросы с точки зрения позиции загадывающего. Используются фразы типа: «Загаданный объект находится в правой части комнаты от вас?", " Этот объект расположен впереди вас?».
− Игра «Черный ящик»
Загадывающий прикрепляет предмет внутри какой- либо коробки и предлагает с помощью вопросов, сужающих поле поиска в объемном пространстве отгадать, где он находится.
− Игра «Робот»
Ребенку предлагают попробовать себя в роли Робота, ставится задача перемещения в комнате. Роботу надо пройти в дальнюю правую часть комнаты и сесть на стул. Играющие должны «управлять» роботом с помощью заданий, связанных с ориентировкой в пространстве. Даются команды типа: «Сделай пять шагов влево от себя!", "Повернись кругом" и т.д. Обязательным условием игры является то, что играющие должны дать как можно меньше указаний роботу для выполнения поставленной задачи.
Примерная последовательность освоения пространства
Детьми 3 – 7 лет
Виды игр
Расположение объектов
Возраст ребенка
Используемые объекты
И вводимые понятия
Игры «Да - Нет» с числами в линейном пространстве
горизонтальное
Игры «Да - Нет» с предметами в линейном пространстве
горизонтальное
вертикальное
удаленное
Игры
«Да - Нет» на плоскости
Горизонтальное
Вертикальное расположение объектов (игры на доске)
Игры «Да - Нет» в объемном пространстве
Взгляд сверху (коробка)
Взгляд изнутри (комната)
& Напомним, любой реальный объект имеет признаки цвета, формы (объемной, плоскостной), размера (высоты, длины, ширины), количества, части, изменения во времени, материала, местонахождения и т.д. Например, в игре можно загадать высоту самой высокой горы мира, глубину самой глубокой точки океана или самой глубокой пещеры, рост самого большого или самого маленького человека, жившего на Земле; даты каких - либо событий и т.д. Такие тренинги могут быть вариантами развивающих игр.
Часть 2.
Мира по заданному признаку
− Чудесный мешочек. На столе разложены карточки со схемами признаков. Ребенок, доставая из чудесного мешочка картинку, объясняет значение признака этого объекта. «Картинка с изображением эскимо-мороженого по очереди прикладывается к схемам признака, и ребенок называет значение признака данного объекта. Эскимо имеет форму овала, цвет - коричневый, запах – пахнет молоком, части - палочка и мороженое и т.д.».
− Магазин игрушек. Выставляются игрушки, как в магазине. Ребенок «покупает» игрушку, при этом в качестве денег использует схему признака, объясняя свой выбор.
− Про какой предмет я сказала. Взрослый выбирает из ближайшего окружения объект, описывает его через значения признаков. Ребенок отгадывает объект. «Я загадал объект прямоугольный по форме, полосатый по цвету, из ткани - по материалу, на ощупь – мягкий, по месту – находится на стене». Отгадка – коврик над кроватью. Затем играющие меняются ролями.
Тренинги
с использованием классификационных игр «Да – Нет»
Игры “Да – Нет” начинаются с простых тренингов с использованием наглядности (картинок или объектов ближайшего окружения). Затем загадываются любые объекты материального мира. Ребенок свободен в выборе признаков при отгадывании объекта.
Игры на загаданное или неизвестное слово проводятся, когда дети научатся определять характерные признаки и их значения у объектов.
Необходимо учить ребенка целенаправленному поиску нужной информации в процессе игры. Обдумывая вопрос, он двигается по разным уровням абстракции понятий, учится видеть за частями целое, и целое - состоящее из частей. Задача игр стоит в том, чтобы не просто дать ребенку готовый алгоритм, а сделать так, чтобы он сам этот алгоритм конструировал, корректировал, раскручивал, уточнял, конкретизировал.
Основным показателем осознанности в понимании признаков и их значений является самостоятельная игра детей в «Да – Нет» друг с другом.
& При проведении тренингов по загаданному объекту и неизвестному слову рекомендуется периодически обобщать промежуточную информацию, выясненную ребенком.
Мы предлагаем следующие тренинги:
- Игры «Да-Нет» с набором картинок,
- Игры «Да – Нет» с видимыми для ребенка объектами ближайшего окружения,
- Игры «Да – Нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении,
- Игры «Да – Нет» с неизвестными словами
Часть 3.
Алгоритм анализа ситуаций
Ситуация, в содержании которой есть два объекта, средства взаимодействия и следствие этого взаимодействия, может быть превращена в загадочную фразу: "Она заговорилась, оно убежало". Наполнение этой абстрактной модели конкретным содержанием разъясняет ситуацию и непонятное делает понятным: «она» – это мама; «оно» – молоко, которое грелось на огне. Ситуация понятна. Если мы хотим узнать, с кем и по какому поводу она (мама) заговорилась, то можно уточнить задачу.
Прежде чем научить детей анализировать ситуации, необходимо освоить алгоритм составления абстрактных моделей ситуаций, которые выглядят в виде ситуативных загадок.
Под ситуативной загадкой мы понимаем абстрактную модель взаимодействия объектов и последствия этого взаимодействия. При работе с ней ставятся следующие задачи:
- Сужение поля поиска в ситуациях с множеством неизвестных признаков.
- Нахождение общего в ситуациях и на этой основе составление абстрактной модели.
- Сравнение ситуации, нахождение в них отличительные черты и самостоятельно выводить правила поведения.
Механизмом работы с детьми является ситуативная игра "Да – Нет".
Чтобы научить детей анализировать ситуацию, надо научиться взрослым составлять загадки самим. Давайте попробуем!
Она
− Это живая природа?
− Это животное?
− Это рыба?
− Она – рыба.
Разгадывание действий объекта. Для разгадывания действия необходимо задавать вопросы по месту обитания данного объекта.
Что-то делала
− Она что-то делала в воде?
− И да, и нет. Этот ответ говорит о том, что она что-то делала и в воде, и не в воде.
− Выпрыгивала?
Подставляем данные слова в загадку и представляем ситуацию: рыба выпрыгивала из воды, из-за этого погибла. На данном этапе тренингов не нужно выяснять из-за чего погибла рыба, ситуация понятна без этого.
Рассказ об этой ситуации, беседа с ребенком по анализу ситуации, выведение правила: если что-то делать бездумно, то можно причинить вред.
Разгадывание объекта.
Вопросы, на которые получены ответы «да»:
Она
− Это живая природа?
− Это человек?
− Это женщина?
Что-то делала
Вопросы, на которые получены ответы «да»:
− В природном мире?
− На свежем воздухе?
− Там, где нет деревьев?
− В огороде?
− В огороде полола?
Подставляем отгаданные слова в загадку и представляем ситуацию: женщина полола в огороде и пострадала.
Выяснения последствий: как она могла пострадать? Вопросы могут строиться по двум линиям: она сама себя поранила либо что-то или кто-то ее поранил.
− Поранил ее из мира животных кто-то?
− Это насекомые?
− Это оса.
Подставляем данные слова в загадку и представляем ситуацию: женщина полола в огороде и ее укусила оса.
Беседа с ребенком по анализу ситуации, обсуждение аналогичных ситуаций, привидение примеров из реальной жизни ребенка. Выведение жизненного правила.
Варианты загадок по сходным ситуациям
ü Она кого-то не послушалась и из-за этого долго куда-то не ходила (девочка не послушалась маму, вышла из дома во время болезни и из-за этого болела на много дольше).
ü Кто-то что-то не делал, и из-за этого случилась неприятность (один мальчик не мыл руки перед едой и у него заболел живот). Таким образом, дети учатся анализировать ситуации нравственно – этического, познавательного и поведенческого плана, которые ведут к формированию умений охранять свою собственную жизнь, вырабатывать линию культурного поведения.
ü Кое-кто думал только о себе, из-за этого заставил кого-то страдать (мальчик сел на свободное место в трамвае, потому что не хотел стоять, из-за этого пожилому человеку пришлось страдать, стоя на больных ногах).
Приложение № 1
«Имена признаков объектов и восприятие их значений анализаторами»
Приложение № 2
«Примерная схема классификационных признаков объектов материального мира»
Приложение № 3
«Схематическое изображение некоторых имен признаков»
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.
Методика формирования у дошкольников
Классификационных навыков
2009 год
Рецензенты
Ковардакова М.А. | - заведующий кафедрой дошкольного образования ИПК ПРО, кандидат педагогических наук, доцент, г. Ульяновск |
Нестеренко А.А. | - сертифицированный специалист по ТРИЗ Международной ассоциации, кандидат педагогических наук, г. Петрозаводск |
В современном образовании идет активный поиск инновационных технологий, позволяющих эффективно решать дидактические задачи при максимальном использовании ресурсов самих детей с минимальными временными затратами.
Пособие по формированию у детей классификационных навыков создано в рамках адаптации методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер, 1946г.) и общей теории сильного мышления (ОТСМ – автор Н.Н. Хоменко, 1994 г.).
Основная идея работы - создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций сужения поля поиска.
Первая часть посвящена освоению трех видов пространства: линейного, плоскостного и объемного. Вторая часть - формированию навыков сужения поля поиска на основе признаков, присущих объектам материального мира. В третьей части идет обучение анализу ситуаций.
Работа с детьми осуществляется через систему тренингов, построенных на игре «Да - нет».
Становление методики проходило в дошкольном учреждении № 178 «Облачко»
г. Ульяновск и апробировалось в экспериментальных детских садах России, Белоруссии и Украины в течение 10 лет.
Методическое пособие предназначено для воспитателей детских садов, работающих по развивающим программам, а также для неравнодушных родителей.
(С) – Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. – 2009г.
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6
Часть 1. 7
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ.. 7
Игры «Да – Нет» с использованием линейного пространства. 9
Игры «Да – Нет» с использованием цифр и чисел в линейном ряду. 9
Тренинги с использованием цифр и чисел. 11
Игры "Да – Нет" на бумажной ленте. 11
с цифровым рядом от 0 до 10. 11
Игры "Да – Нет" на бумажной ленте. 12
с числовым рядом от 0 до 100 десятками без единиц. 12
Игры "Да – Нет" с числовым рядом от 0 до 20. 13
Игры "Да – Нет" с использованием предметов в линейном пространстве 14
Тренинги с использованием предметов. 14
Игры "Да – Нет" с предметами. 14
Игры "Да – Нет" на плоскости. 16
Тренинги. 17
Игры «Да – Нет» на горизонтальной плоскости. 17
Игры "Да – Нет" на вертикальной плоскости (на учебной доске) 18
Игры "Да – Нет" со сменой точки зрения в зеркальном и боковом вариантах. 19
Игры "Да – Нет" с географической картой. 20
Игры «Да – Нет» в объемном пространстве. 20
Тренинги. 21
Игры «Найди игрушку». 22
Примерная последовательность освоения пространства. 23
детьми 3 – 7 лет. 23
Часть 2. 24
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА.. 24
Основные виды классификационных игр «Да – Нет». 26
Подготовительные упражнения к классификационным играм «Да-нет». 27
«Природный и рукотворный мир». 28
«Мир живой и неживой природы». 28
«Мир живой природы (растения, животные, грибы)». 29
«Классификация объектов рукотворного мира». 30
«Классификация объектов по заданному признаку». 31
Тренинги с использованием классификационных игр «Да – Нет». 32
Игры «Да – Нет» с набором картинок. 33
Игры «Да – Нет» с видимыми для ребенка объектами. 34
ближайшего окружения. 34
Игры «Да – Нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении. 34
Игры «Да – Нет» с неизвестными словами. 35
Часть 3. 37
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ.. 37
Алгоритм анализа ситуаций. 37
Обучение детей анализу ситуаций. 38
Тренинги с детьми по разгадыванию ситуативной загадки. 39
«Отгадай объект». 40
«Отгадай объект и его действие». 40
«Отгадай, что случилось потом». 42
Игры «Да – Нет» на эколого-биологические темы.. 43
Игры с текстами литературных произведений. 44
Обучение детей составлению ситуативных загадок. 45
Тренинги по подготовке детей к составлению ситуативных загадок. 46
«Замени слова». 46
«Что из этого может быть». 46
«Эта ситуация из какого мира?». 46
«Разложи лепестки ромашки». 46
«Угадай героя и вспомни его действия». 46
«Я назову действия героя, а ты – свойства характера». 47
«Закодируй сказку схемами». 47
«Путешествие по сказкам». 47
«Выбери подходящую пословицу». 47
Тренинги по созданию загадо
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!