Формирование классификационных навыков на основе анализа признаков объектов материального мира — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Формирование классификационных навыков на основе анализа признаков объектов материального мира

2020-11-19 112
Формирование классификационных навыков на основе анализа признаков объектов материального мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 Мир можно разделить на мир реальный и мир воображаемый. Объекты реального, материального мира мы воспринимаем с помощью пяти органов чувств: обоняние, осязание, зрение, вкус, слух. Через эти каналы восприятия человек получает информацию о признаках объектов. Элементарная исследовательская программа строится на основе эмпирического опыта, т.е. считывание каналами восприятия конкретных значений признаков объектов. Только мысленно человек может обобщить эти признаки и дать им свое название. Например, горячий, теплый, холодный – имя признака «Температура». Квадратный, прямоугольный, овальный - имя признака «Форма».

Обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений об объектах не идет через познание только конкретных значений признаков. Например, ребенок говорит: «Книга – прямоугольная» («книга»- объект, «прямоугольная» - значение признака «форма»).

Информационный фонд ребенка намного пополняется, если он активизирует свои познавательные способности, и начинает понимать, что имя признака – «форма», может иметь неограниченное количество значений (квадратная, прямоугольная, круглая и др.). В таком случае, он может сразу представить себе книгу абсолютно разной формы: в виде сердца, бабочки, шара и т.д. Все это будет значением признака ФОРМА.

Обобщающее понятие признака дает возможность ребенку не только рассказать об его значении, но и самому задать вопрос к окружающему миру: «А какой объект бывает по этому признаку?»

Любой реальный объект имеет признаки цвета формы, количества, изменения во времени и др. Приложение № 1.

Посудите сами, можно ли сыграть в игру «Да-Нет», не зная этих признаков и их значений? 

    Такая игра ценна еще тем, что у нее весьма достойные цели:

ü формирование обобщенной картины мира;

ü умение описывать объект через признаки и их значения, что является необходимым при решении проблем;

ü формирование устойчивого познавательного интереса;

ü становление исследовательских навыков;

ü занимательное обучение навыкам классификации;

ü самостоятельное создание классификационных структур по заданным признакам и др.

* Игра "Да – нет" Угадай объект

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые бы сужали поле поиска признаков загаданного объекта.

Оборудование: отсутствует

Игровое действие: загадывающий просит угадать задуманный объект (загадан молодой мухомор в лесу).

Вопросы, на которые отвечают «да»:

− Этот объект относится к природному миру? (вопрос связан с признаком природности – рукотворности объекта материального мира)

− Это живая природа?

− Это царство грибов?

− Он больше вреден для человека? (вопрос связан с пользой для человека).

− У него длинная ножка? (вопрос по признаку "размер" и признаку "часть").

− У него красная шляпка? (вопрос по признаку "цвет" и признаку "часть").

− У него на шляпке есть точки? (признак "часть").

− Он находится в лесу? (признак " места").

− Он недавно вырос, т.е. молодой? (признак "времени")

− Вы загадали один мухомор? (признак "количества").

Итоговое описание: гриб – на длинной ножке и со шляпкой с точками, молодой, вредный для человека – мухомор.

Результат: Объект угадан за небольшое количество вопросов при этом происходило закрепление признаков.

 

В традиционной дидактике обучение детей классификационным навыкам, как правило, сводится к сообщению знаний о принадлежности конкретного объекта к какой-либо конкретной классификационной группе. Например, Куртка – это одежда. Самолет – это транспорт. Ребенок вынужден только запоминать, а не понимать, что классификация может быть и по другим основаниям. Развитие науки и появление новых объектов, созданных человечеством, ведут к тому, что не все укладывается в традиционные классификационные структуры, поэтому ребенку трудно самому структурировать окружающий мир.

Появляется противоречие

- ребенок должен знать, к какому классу принадлежит тот или иной объект, так как без этого умения труден процесс познания мира,

- и не должен знать традиционные классификационные структуры, потому что объекты стремительно меняют свои свойства в зависимости от накопления новой информации человечеством.

На наш взгляд, решение этого противоречия лежит в освоении детьми способов создания своего варианта классификации в зависимости от принятой цели. Например, Ребенку что-либо изобразить на бумаге. Традиционная классификационная группа «письменные принадлежности» включает в себя - фломастеры, карандаши, ручки и т.д. Но этих объектов в настоящий момент нет. Ребенок должен по-своему классифицировать объекты и включить туда все, что оставляет след – губная помада, лук, пластилин, зеленый листок, это является более значимым признаком для решения его собственной задачи.

& Напомним, что классификация - это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.