Игры «Да – Нет» с использованием цифр и чисел в линейном ряду — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Игры «Да – Нет» с использованием цифр и чисел в линейном ряду

2020-11-19 208
Игры «Да – Нет» с использованием цифр и чисел в линейном ряду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наиболее наглядно принцип игры «Да – Нет» можно показать на работе с горизонтально выстроенными числами – игры «Да – Нет» с использованием чисел в линейном пространстве.

 

& Напомним, число – понятие количества; величина, при помощи, которой производится счет. Цифра – знаковое изображение числа. Цифр всего десять - от 0 до 9. Чисел неисчислимое множество, при написании они составляются из цифр.

 

На примере данной игры «Да – Нет» легко показать основной принцип игры — выявление, ограничение и последовательное сужение поля поиска в линейном ряду. Давайте поиграем!

Мы задумали число в диапазоне от 0 до 1000.

Определите, какое это число!

Неподготовленного человека такая задача поставит в тупик - в худшем случае ему придется перебрать 999 вариантов, если не повезет. Но, если использовать принцип сужения поля поиска, то эта задача решится за небольшое количество вопросов.

Пробуйте!

*   Игра "Да – Нет" Отгадай число от 0 до 1000

Правила игры: не допускается перечисление чисел; принимаются вопросы, сужающие поле поиска.

Игровое действие: отгадать загаданное число с помощью алгоритма сужения поля поиска   (загадано число - 201)

Вопросы, на которые загадывающий отвечает «да»:

- Это меньше пятисот? (благодаря этому вопросу мы отсекаем сразу половину чисел)

- Это меньше 275? (каждый раз необходимо находить середину в числовом ряду и отсекать половину).

- Это больше 134?

- Это меньше 204?

- Это больше 169?

- Это больше 200?

- Это меньше 202?

- Это число 201?

Результат: Число отгадано после семи вопросов.

 

В традиционной мировой дидактике существуют разные подходы к обучению детей порядковому счету. В большей степени они сводятся к тренингам, в ходе которых дети учатся воспроизводить последовательность расположения чисел. При этом деятельность не всегда осознана детьми.

Игры «Да – Нет» с числами позволяют научить детей сужать поле поиска в числовом ряде, при этом достаточно быстро освоить порядковый счет, различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа. Это заинтересовывает детей и развивает их познавательные способности.

В процессе игр «Да – Нет» с детьми дошкольного возраста Вы сможете решить следующие задачи:

ü развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска в числовом ряду;

ü в игровой форме быстро научить порядковому счету, операциям последовательного счета в рамках единиц и десятков; сравнить количественные показатели;

ü обогатить словарь ребенка математическими терминами, обозначающими место нахождения числа в ряду;

ü обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели;

ü развить умение выделять имена признаков, по которым идет сужение поля поиска, формировать навыки рефлексии.

 

& Желательно, чтобы в игре принимало участие несколько детей. Тогда непроизвольно будет проходить обучение умению слушать друг друга, вступать в содержательный диалог, т.е. будут формироваться коммуникативные навыки. Взрослый должен поощрять шутку, создавать дружескую атмосферу при игре.

Мы предлагаем следующую серию игр:

- Игры «Да-Нет» на бумажной ленте с цифровым рядом от 0 до10,

- Игры "Да – Нет" на бумажной ленте с числовым рядом от 0 до 100 десятками без единиц,

- Игры "Да – Нет" с числовым рядом от 0 до 20.

 

Тренинги с использованием цифр и чисел

 

Игры "Да – Нет" на бумажной ленте

С цифровым рядом от 0 до 10

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 10. Ввести понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная», «крайняя» цифра (число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду. Угадать цифру в ряду от 0 до 10.

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину цифрового ряда.

Оборудование: бумажная лента, которая используется для наглядного сужения поля поиска.

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  

Игровое действие: отгадать цифру, сужая поле поиска в цифровом ряду (загадана цифра 1).

Вопросы:

- Это цифра пять (выделение середины)? – Нет.

-  Это цифры, которые находятся до пяти? – Да (Бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это числа от 5 до 10)

- Это цифра два? – Нет.

-  Это после двух? – Нет (складываем бумажную ленту таким образом, чтобы остались видны цифры 0 и 1).

- Эта цифра состоит из палочки (описание цифры приветствуется).

- Эта цифра 1

Результат: найдена цифра и обсуждено игровое действие.

 

&   Игры целесообразней проводить сначала с помощью зрительного представления цифрового ряда; затем без зрительного восприятия.

    Важно, чтобы ребенок в процессе игр сделал выводы:

ü перебор вариантов не даёт эффекта. Вопросы надо задавать так, чтобы можно было сузить поле поиска, отсечь часть.

ü если вопросы задавать, сужая поле поиска, продвижение к ответу происходит быстрее.

 

Ориентиром успешности ребенка может служить выработанное умение отгадывать число от 0 до 10 без наглядного изображения на ленте.

Игры "Да – Нет" на бумажной ленте

 с числовым рядом от 0 до 100 десятками без единиц

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 100 десятками. Ввести понятия номер десятка и имя десятка («пятый десяток» номер десятка – это «пятьдесят» имя десятка). Закрепить понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущий», «последующий», «серединный», «крайний» десяток. Продолжать учить сужать поле поиска в линейном ряду.

Угадать число от 0 до 100 (десятками без единиц).

Условия: перечислять числа нельзя, вопрос принимается только тот, который сужает поле поиска.

Оборудование: числовая лента с десятками без единиц.

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Игровое действие: отгадать загаданное число с помощью алгоритма сужения поля 

   поиска   (загадано – число 90).

Вопросы, на которые отвечают «да»:

− Это после 50? (бумажная лента сгибается таким образом, что остаются числа, участвующие в поиске – от 60 до 100).

− Это больше 80? (на бумажной ленте остаются цифры от 80 до 100).

− Это предыдущее 100?

− Это 90?

Результат: найдено число и оговорено игровое действие.

 

Творческие задания

В зависимости от качества освоения детьми игр с числовой лентой от 0 до 100 десятками, выдерживается стратегия усложнения заданий с последующим закреплением:

- Игры «Да – Нет» с числовым рядом от 0 до 100 десятками без зрительного восприятия.

- Игры «Расскажи, где находится число 40». Возможные ответы: число 40 располагается между 30 и 50; за 30; перед 50 и т.д.

- Игры «Найди загаданное число на перепутанной ленте». Создание проблемной ситуации: на числовой ленте перепутана последовательность десятков. Вопрос – как найти загаданный десяток? Вариант 1. Начертить пустую линейку с тем же количеством ячеек и заполнить их числами по порядку. Далее операция поиска известна детям. Вариант 2. Не переставляя перепутанные числа осуществлять поиск загаданного числа. При этом используются термины «справа» – «слева» от среднего числа.

- Игры «Да – Нет» с оговоренным числовым рядом. С детьми обсуждается и принимается для игры определенный числовой диапазон, например числовой ряд от 10 до 70, или от 40 до 100.

*   Игра «Да – Нет» с числовым рядом от 20 до 80 десятками

Цель: Освоение детьми сотни десятками с помощью зрительного представления числового ряда.

Условия: перечислять числа нельзя, вопрос принимать только тот, который сужает поле поиска.

Оборудование: числовая лента с десятками без единиц от 20 до 80.

 

20 30 40 50 60 70 80

Игровое действие: отгадать загаданное число с помощью алгоритма сужения поля поиска (загадано – 80)

Вопросы, на которые отвечают «да»

- Это между 50 и 80? - «И да, и нет» (ребенок должен понять, что загаданное число одно из этих двух чисел).

- Это число состоит из 8 и 0? - «Да»

- Это 80! - «Да».

Результат: найдено число и закреплены правила игры.

 

Ориентиром успешности ребенка служит выработанное умение отгадывать десяток от 0 до 100 без наглядного изображения на ленте.

 

Игры "Да – Нет" с числовым  рядом от 0 до 20

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 20. Закреплять понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущее», «последующее», «серединное», «крайнее» число. Продолжать учить сужать поле поиска в линейном ряду.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

 

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Сначала с помощью бумажной ленты, затем без нее.

 

Творческие задания

   В зависимости от качества освоения детьми игр с числовой лентой от 0 до 20 возможны усложнения заданий:

- Игры «Да – Нет» с числовым рядом от 0 до 100. Числа на ленте изображены на равном расстоянии друг от друга. Это делается для того, чтобы ребенок сгибал ленту и находил серединное число.

- Игры «Да – Нет» с числовым рядом от 0 до 100 без зрительного восприятия.

- Игры с линейкой. «Как узнать рост Дюймовочки?» Создание проблемной ситуации: нарисовать Дюймовочку в соответствии с ее реальным ростом. Дюйм – примерно 2,5 см, поэтому предлагается использовать линейку. Сужая поле поиска на линейке надо выйти на 2,5 см. Затем начертить на листе бумаге данный размер и вписать в него фигуру маленькой девочки. Расскажите ребенку, что «дюйм» - английская мера длины, отсюда и имя – Дюймовочка.

 

Игры "Да – Нет" с использованием предметов в линейном пространстве

 

Игры «Да – Нет» с предметами проводятся так же, как с числами, но в качестве объектов берутся различные картинки, игрушки, геометрические формы, буквы и другие предметы. Поиск объектов ведется по линейному признаку. Это главная особенность этой группы тренингов.

Игры «Да – Нет» с предметами отличаются от игр «Да – Нет» с числами тем, что идет изменение местоположения линии. Она может быть расположена горизонтально, вертикально или удаляться по отношению к играющим.

Еще одним отличием данного вида игр является то, что сужение поле поиска идет по понятиям ориентировки в пространстве, а не порядкового счета. Используются термины «право – лево», «дальше – ближе», «выше – ниже», «серединный объект».

 В процессе игры «Да – Нет» с предметами с детьми дошкольного возраста Вы сможете решить следующие задачи:

ü развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска;

ü в игровой форме быстро научить ориентировке в линейном пространстве;

ü обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели;

ü развить умение выделять имя признака, по которому идет сужение поля поиска, формировать навыки рефлексии.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.