Развитие эмоциональной экспрессии у старших дошкольников — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Развитие эмоциональной экспрессии у старших дошкольников

2021-01-29 104
Развитие эмоциональной экспрессии у старших дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основными задачами по реализации этого направления эмоционального развития являются следующие:

1. Совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие всех компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых;

2. Содействовать развитию творческой самостоятельности в создании художественных образов, развитию индивидуально‑неповторимого стиля игрового поведения и самобытности «рисунка» эмоциональной экспрессии;

3. Поддерживать интерес детей к импровизациям, а также инициативу в выборе декораций и музыкального сопровождения. Поощрять инициативность в создании элементов костюмов, выборе выразительных средств для создания образа и т. д.

В старшем дошкольном возрасте основное внимание уделяется сбалансированности всех составляющих эмоциональной экспрессии и развитию выразительности в оформлении моторных механизмов экспрессии, а также развитию индивидуально‑неповторимого почерка образной передачи движений. Содержательной основой этих игр служат самые разнообразные произведения детской художественной литературы, включая юмористические (Г. Сапгир «Людоед и принцесса», Д. Хармс «Веселый старичок» и др.), а также рассказы, сочиненные как педагогом, так и самими детьми.

Руководящая роль педагога состоит в следующем:

• привлекать детей к выбору декорации и музыкального сопровождения;

• побуждать к самостоятельной подготовке атрибутов, необходимых для организации игры и последовательных ролевых перевоплощений;

• побуждать детей к многократной актуализации различных эмоциональных состояний в ролевом воплощении, демонстрированию тонких оттенков настроений;

• использовать не только вербальные, но и невербальные способы взаимодействия (жесты, мимика, позы и т. д.), побуждать детей к творческим экспромтам;

• предоставлять детям свободу в самостоятельной организации таких игр;

• поощрять разнообразие и выразительность внешнего моторного оформления эмоций, творчество в моделировании эмоциональных состояний и проявлении самобытного рисунка эмоциональной экспрессии.

Предлагаются следующие эмоционально‑экспрессивные игры.

 

Дождь и дождик

 

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог с помощью «волшебной палочки» «превращает» детей в капли дождя. Читая текст, педагог акцентирует внимание детей на том, что дождь может быть очень разным.

Вот появилась тяжелая, черная грозовая туча, и на землю медленно стал капать злой и страшный дождь.

Педагог предлагает детям изобразить грозовой дождь.

Вот ветер принес другую тучу, и пошел частый, моросящий, очень грустный, тоскливый дождь.

Дети изображают «грустный», моросящий дождь.

Однажды, в теплый летний день на землю полил веселый, шумный, озорной дождь! Он барабанил по крышам домов, как бы просил всех выглянуть в окно и порадоваться его приходу!

Дети изображают «веселый» дождик.

В заключение педагог предлагает нарисовать в альбомах разные «настроения» дождя: злой, грустный, веселый.

Вариантами такой игры может служить изображение ветра, снега и т. д.

 

Чувствительные растения

 

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог с помощью «волшебной палочки» «превращает» детей в различные растения: березу, иву, дуб, травинку, кустарник, кустик ягод и т. д. Предлагает детям передать движениями то, как реагирует то или иное растение на тихий, нежный ветерок, на сильный, холодный ветер, на ласковое солнышко, на мелкий, моросящий дождь, на сильный ливень, на крупный град, на приход темноты, на теплое, ясное утро, на первые заморозки.

Детям предоставляется полная свобода импровизации.

 

Разговор игрушек

 

Педагог делит детей на две команды: одна – игрушки‑толстушки (матрешки, барабаны, медведи, мячи и т. д.), другая – игрушки‑худышки (зайцы, дудочки, белки, куклы Барби и т. д.). Педагог предлагает детям внимательно слушать рассказ и воспроизвести настроение игрушек, их переживания.

Педагог (читает текст). Собрались возле новогодней елки игрушки‑толстушки и игрушки‑худышки. Ходят, смотрят друг на друга. Раскрыли рты худышки, удивляются: «Ах, какие вы, толстушки, неуклюжие, толстые!»

Расстроились толстушки, заплакали: «Не хотим с вами, худышки, лежать в одном мешке для подарков. Пусть нас Дед Мороз в отдельный мешок положит».

А худышки не унимаются. Сморщили нос, поджали губы: «Ну и не надо! Фу, какие вы отвратительные, плаксивые!»

Перестали плакать толстушки, надулись и стали еще толще, хмурят брови: «Мы очень сердитые и недовольные. Не хотим на вас смотреть, худышки!»

А тут загорелась елка, приближался новогодний праздник. И худышкам вдруг стало стыдно за то, что они дразнили своих друзей – игрушек‑толстушек. Худышки опустили глазки, стоят, чуть не плачут. А толстушки улыбнулись, протянули худышкам руки: «Ладно уж! Простим вас, худышки!»

Худышки обрадовались. И все стали веселиться, смеяться и танцевать парами – худышки с толстушками.

 

Кисло‑сладкая история

 

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог делит детей на две команды. Одна изображает кислые ягоды и фрукты (клюква, крыжовник, лимон, облепиха и др.), другая – сладкие (груши, малина, клубника, персики, бананы и др.).

Педагог предлагает детям передать движениями настроение тех и других плодов.

 

Где‑то, где‑то за горами

Во фруктовом городе

Жили ягоды и фрукты,

В тепле росли, не в холоде.

 

Одни из них – Кислушки

Морщились и злились,

Другие – Сладкоежки

Плясали, веселились.

 

Как‑то раз с утра пораньше,

Чтобы больше не грустить,

Вдруг решили все Кислушки,

Что не надо скучно жить.

 

И Кислушки всем сказали:

– Не хотим мы злиться!

Будем мы теперь резвиться,

Улыбаться, веселиться!

 

Сладкоежки согласились,

Что случилось так.

И вдруг заморщились они

И вот этак, и вот так.

 

Долго б это продолжалось,

Если б не ворона…

Увидев это, хитрая ворона

Так развозмущалась:

 

– Кар, кар, кар! Чудно́ ужасно!

Так ведь не бывает.

Хватит вам нас всех смешить,

Обманывать, лукавить.

Нужно это изменить,

По местам расставить!

 

И опомнились Кислушки:

– Лучше быть с кислинкою!

И сказали Сладкоежки:

– Будем «веселинками»!

 

Так и жили все они,

Больше не менялись.

Как природа создала,

Тем и наслаждались!

 

 

В гостях у царя зверей

 

Игра проводится с подгруппой детей. Для игры выбираются «лев» и «звери». Педагог просит детей, исполняющих роли «зверей», подготовить небольшой этюд, образно передающий повадки определенного животного. Затем «звери» подходят к сидящему на стуле «льву».

Звери. Здравствуйте, лев, царь зверей! Нужны вам работники?

Лев. Нужны!

Звери. Выбирайте!..

Дети по очереди изображают различных животных. «Лев» пытается отгадать их. Первое верно угаданное «животное» становится «львом».

 

Угадай‑ка

 

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям отгадать «живые загадки», а затем тихонько, чтобы не слышали другие дети, дает одному из участников игровое задание. Ребенок выполняет его. Дети пытаются отгадать продемонстрированный им образ. Примерный перечень заданий:

• Изобрази свирепого медведя, бегущего за Машей;

• Изобрази, как лиса уговаривала колобка сесть ей на язычок;

• Покажи, как расстроенный заяц бежал по тропинке в надежде, что кто‑нибудь поможет ему выгнать лису из избушки;

• Изобрази, как дул волк на соломенный домик Ниф‑Нифа;

• Покажи, как ловит комаров веселый лягушонок;

• Покажи, как кот Леопольд шел на рыбалку.

В дальнейшем при повторении игры задания можно усложнить, например предложить двум детям изобразить фрагмент из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»: веселый Буратино убегает от злого Карабаса‑Барабаса и т. д.

 

Живые картинки

 

Педагог заранее готовит детей к показу «живых картинок»: вместе обдумывают сюжет, позы, жесты, выражение лиц, одежду, украшения, которые будут демонстрировать.

Перед началом игры необходимо установить возвышение типа театральной сцены и прикрепить занавес. Когда дети полностью готовы к показу той или иной «живой картины», педагог открывает занавес. Дети‑зрители, рассматривая «картины», пытаются угадать их название.

 

Летим в «Фаннилендию»

 

Игра проводится в зале. Педагог делит детей на две команды: одна – жители «Фаннилендии», другая – жители Земли. Жители «Фаннилендии» располагаются в заранее оформленной части зала.

Педагог предлагает жителям нашей планеты подготовиться к полету на очень далекую и загадочную планету «Фаннилендию», что в переводе означает «Смешная планета». Педагог отмечает, что добраться до нее можно только на современном космическом корабле, запуск которого состоится через несколько минут, и советует одеться. Дети демонстрируют процесс надевания скафандра, ботинок и т. д. Затем все поднимаются на борт «корабля» (сделанного из крупного игрового строительного материала). Отсчитываются последние секунды, объявляется запуск. Педагог предлагает детям имитационными движениями изображать события.

Педагог. Дети! Мы находимся в невесомости, поэтому вещи могут летать.

Смотрите, у Саши шлем улетел, его надо поймать. Это чья перчатка летает? И так далее.

Дети пытаются поймать шлем, перчатку.

Все пристегнуты к своим местам, чувствуют себя хорошо.

Дети имитируют соответствующие действия.

Можно пообедать. Ах, какая неприятность! Все «тюбики» перепутались, и теперь непонятно, где кислая еда, а где сладкая… Берите «по тюбику», начинайте есть. По выражению ваших лиц мы сейчас поймем, кому какая пища досталась!

Дети мимикой и жестами демонстрируют вкус пищи.

Дети! Вот мы и прилетели в «Фаннилендию»! Можно покинуть корабль. Смотрите, нас встречают «фаннилендцы»!

Жители «Фаннилендии» встречают гостей.

К сожалению, они не понимают нашего языка, поэтому придется общаться жестами. Давайте поздороваемся с ними жестами.

Дети приветствуют «фаннилендцев» жестами.

Варианты игр.

Найдите свою половину. Дети, получив полукруг определенного цвета, начинают бегать в разных направлениях. По сигналу каждый должен найти свою «половину», т. е. взяться за руки с ребенком, имеющим полукруг того же цвета.

Покажите, какие животные живут на планете Земля и какие в «Фаннилендии». Дети поочередно демонстрируют характерные повадки животных, населяющих ту и другую планеты. Земляне определяют, на каких земных животных похожи животные незнакомой планеты, а жители «Фаннилендии» пытаются найти сходство животных планеты Земля с их животными.

Покажите, как радуются жители той и другой планеты.

Покажите, что огорчает тех и других.

Изобразите, как удивляются они…

 

В заключение педагог предлагает «фаннилендцам» посетить планету Земля. Игру можно повторить через несколько дней: теперь «фаннилендцы» – «гости» планеты Земля.

 

Маленький народ

 

Игра проводится с подгруппой детей. Ее содержательную основу составляет стихотворение Д. Хармса. Педагог просит детей заранее обдумать, какого дядю и какую тетю они будут изображать, затем предлагает в процессе прослушивания текста разыграть небольшие этюды, отражающие те или иные настроения.

 

Тра‑та‑та, тра‑та‑та

Растворились ворота,

А оттуда, из ворот,

Вышел маленький народ.

Один дядя – вот такой!

Другой дядя – вот такой!

Третий дядя – вот такой!

А четвертый – вот такой!

Одна тетя – вот такая!

А вторая – вот такая!

Третья тетя – вот такая!

А четвертая – вот такая…

 

Д. Хармс

 

Маланьины дети

 

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Дети имитационными движениями передают содержание народной потешки, которую читает педагог:

 

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так…

 

 

Воздушные шары

 

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям «превратиться в воздушные шары». Для этого, подходя к каждому ребенку, он имитирует процесс накачивания шаров, затем «скручивает» из каждого «шарика» различных животных (например, Саша становится лошадкой, Вика – зайцем, Оля – обезьянкой и т. д.). Педагог предлагает детям изобразить «воздушные шарики», летящие по небу, и читает стихи:

 

Шарики воздушные

По небу летят.

Шарики воздушные

Похожи на зверят.

Разноцветные шары

Очень ярки, посмотри!

 

Дети стремятся передать движениями особенности формы своего шарика. При повторении игры педагог изменяет форму «шаров».

 

Передай голосом

 

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог просит детей произносить предложения с различной интонацией, выражая радость, удивление, страх, злость, грусть, обиду, удовольствие и т. д. Например: «Кате подарили щенка», «Дети играют с мячом», «Мама увидела рисунок сына», «Мы идем в парк» и т. д.

 

В мире животных

 

Педагог делит детей на две команды: одна – «зрители», другая – «животные» разных стран. Педагог в роли ведущего телевизионной передачи предлагает «зрителям» понаблюдать за «животными».

Педагог. Уважаемые телезрители! Начинаем передачу «В мире животных». Давайте посмотрим, кто живет в жарких странах.

Перед вами индийский слон. Это крупное животное, питается листьями. В жаркую погоду любит обливать себя водой из хобота. Это доставляет ему массу удовольствия. Он бережно охраняет своих детей, а когда им грозит опасность, приходит в яростное, злобное состояние.

Ребенок из команды «животных» изображает слона: как питается, как обливается водой, как отдыхает в жаркую погоду, как заботится о своих слонятах.

А вот обезьяна – быстрое, ловкое животное. Посмотрите, как она смело прыгает с одного дерева на другое! Большую помощь в этом ей оказывает длинный хвост. Обратите внимание на веселый, озорной нрав обезьяны. Она может рассмешить каждого, посмотрите как! Огорчает обезьяну появление хищников: тигра, пантеры и т. п. Она начинает тревожиться и старается быстро спрятаться.

Другой ребенок изображает повадки обезьяны, способы ее передвижения и т. д.

 

Таким образом представляются самые различные животные.

 

Говорящие руки

 

Педагог обращает внимание детей на то, что наши руки могут «без слов» сказать многое: поблагодарить, поприветствовать, выразить недовольство, любовь и т. д. Далее педагог просит детей с помощью жестов изобразить радость, обиду, удивление, гнев, усталость и т. д.

При повторении игры можно предложить одному ребенку руками сообщить какую‑нибудь информацию. Остальные дети будут пытаться отгадать, что он хотел сказать.

 

Сурдопереводчики

 

Игра проводится по аналогии с предыдущей: одна команда детей – «зрители», другая – «артисты». Педагог в роли ведущего телевизионной передачи предлагает «зрителям», которые «ничего не слышат», зато хорошо понимают язык жестов, мимики и пантомимики, послушать сказки, загадки, стихи. «Артисты» передают движениями содержание текста. Для этого лучше использовать несложные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Рукавичка» и т. д.) или загадки. Вот примеры загадок.

 

1. Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет двести рос. (Слон.)

 

2. Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается,

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака.)

 

3. Летом ходит без дороги

Среди сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь.)

 

4. Идет, иглы на себе несет.

Чуть кто подойдет,

Свернется в клубок –

Ни головы, ни ног. (Еж.)

 

5. Они в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели на цветы,

Домой меда принесли. (Пчелы.)

 

6. Я орешки грызу,

На деревьях живу.

В лесу резвлюсь,

Детей не боюсь! (Белка.)

 

 

Театр пантомимики

 

Педагог предлагает детям «окунуться» в разнообразный мир поэзии и выразительно, ярко передать движениями содержание того или иного стихотворения. Для этого можно использовать стихи В. Лунина «Сучок на тропинке», С. Маршака «Теремок», «Кошкин дом», «Перчатки», Г. Сапгира «Людоед и принцесса», К. Чуковского «Мойдодыр», «Бармалей», «Крокодил», Д. Хармса «Веселый старичок» и др. Начать игру можно с четверостишия:

 

Театр посещать непременно стоит

Там можно увидеть разных героев:

Весёлых, смешных, грустных и злых,

Ленивых и страшных, капризных, отважных…

 

В качестве примера предлагаем стихотворение «Томка».

У меня проживает кошка. Если грустно мне, Погрустит и она немножко. Если радостно, Мяукнет громко. А зовут мою кошку Томка.

Оттолкнется она, прыгнет ввысь, Будто скажет мне: «Улыбнись!» Если я заболею вдруг, Томка рядом – мой преданный друг. Трется, ласкается, лижет меня, Хочет она, чтоб поправилась я.

 

У меня проживает кошка.

Если грустно мне,

Погрустит и она немножко.

Если радостно,

Мяукнет громко.

А зовут мою кошку Томка.

 

Оттолкнется она, прыгнет ввысь,

Будто скажет мне: «Улыбнись!»

Если я заболею вдруг,

Томка рядом – мой преданный друг.

Трется, ласкается, лижет меня,

Хочет она, чтоб поправилась я.

 

Грустно ей без игры нашей дружной,

Томке моей это очень нужно.

А когда я снова здорова,

Томка опять к приключеньям готова.

Помашет хвостом на прощание мне

И уходит гулять сама по себе.

 

Бродит по улице медленно, важно,

Ведет себя там очень отважно.

Правда, хвост подожмет забияка,

Если увидит большую собаку,

Да спрячется где‑нибудь между кустов,

Выгнав оттуда соседских котов.

 

Выждав немного в укрытьи своем,

Тихо выходит, смотрит кругом.

Вдруг зашевелится рядом листок,

Лапкой откинет, а там – червячок.

Смотрит Томка моя, удивляясь:

– Кто это ползает, странно кривляясь?

 

А если встретит случайно

Кошку – соседку свою,

Когти выпустит злостно

И спину выгнет в дугу.

Ну а затем, успокоясь,

К дому идет своему.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.