Эмоциональное развитие детей 4–5 лет — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмоциональное развитие детей 4–5 лет

2021-01-29 126
Эмоциональное развитие детей 4–5 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Развитие эмоционального реагирования в среднем дошкольном возрасте

 

Основными задачами развития эмоционального реагирования на этом возрастном этапе являются следующие.

1. Расширять опыт эмоционального реагирования посредством введения широкого диапазона сенсорных стимулов, имеющих более тонкую нюансировку и разнообразные способы подачи.

2. Поощрять самостоятельность и инициативу детей в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами.

 

Для реализации этих задач также рекомендуется проводить серию эмоционально‑сенсорных игр, однако на этом возрастном этапе несколько изменяется характер подачи сенсорной информации: увеличивается коэффициент сложности, расширяется вариативность сочетания сенсорных воздействий, их интенсивности, модальности, новизны.

При подаче сенсорной информации в этих играх используются следующие приемы:

• актуализация ощущений в движениях;

• неожиданное изменение сенсорного воздействия;

• попеременные или поочередные действия;

• изоляция одного из анализаторов, например зрения или слуха;

• простые импровизации.

При подаче сенсорной информации любой локализации необходимо обеспечивать свободную открытую позицию детей, самостоятельность в регулировании потока информации. Так, по собственному желанию они могут повторить понравившееся сенсорное воздействие, изменить его интенсивность, например, ускорить темп движений или, наоборот, замедлить его, выйти из игры и т. п. Педагогу важно поддерживать спонтанную активность детей, их стремление к повтору сенсорного воздействия, переживания удовольствия в процессе ощущения. В среднем дошкольном возрасте вводятся также игры, в которых сенсорная информация подается по каналам вкусового и обонятельного анализаторов («Вкусно – невкусно», «Как много запахов вокруг» и др.). Рассмотрим некоторые эмоционально‑сенсорные игры.

 

Волшебные лужи

 

Игра проводится на участке с подгруппой детей. При ее подготовке необходимо на асфальте цветными мелками нарисовать разноцветные круги: синие, розовые, желтые и др. Перед детьми ставится игровая задача: бегать только по лужам одного цвета. Затем педагог называет цвет луж, например: «Бегаем по желтым лужам!»

Во избежание столкновений «лужи» не рекомендуется рисовать близко друг к другу.

 

Трудолюбивые гномики

 

Игра организуется в зимний период на участке с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить цветные льдинки, которые раскладываются произвольно в разных направлениях. По сигналу педагог просит детей собрать льдинки определенного цвета: сначала розовые, затем голубые и т. д.

При повторении игры разноцветные льдинки можно разложить на возвышенности, напоминающей гору.

 

Карлики и великаны

 

Игра может организовываться индивидуально или с подгруппой детей. По сигналу педагога дети становятся то «карликами» (двигаются, согнув ноги в коленях), то «великанами» (двигаются, поднимаясь на мысок).

При повторении игры можно изменить темп движений.

 

Игры с водой

 

Такие игры могут организовываться индивидуально или с подгруппой детей. Для их проведения необходимо подготовить емкости с теплой и прохладной водой, заводные игрушки, кораблики, цветные пластмассовые шарики, лейки и т. п.

Педагог предлагает детям выполнить различные игровые действия, например:

• совершить «кругосветное путешествие» из северных морей в южные (дети пускают кораблики сначала в емкостях с прохладной водой, а затем в емкостях с теплой водой);

• изобразить водопады и фонтаны (дети льют воду на верхнюю часть многоярусной конструкции);

• провести соревнования с заводными игрушками («Чья игрушка дальше проплывет?»);

• выловить цветные шарики (по сигналу педагога дети вылавливают шарики определенного цвета).

 

Водичка и кораблик

 

Игра может проводиться индивидуально или с подгруппой детей. Необходимо заранее подготовить пластмассовые кораблики. Педагог, читая стихи, побуждает детей осуществлять соответствующие действия.

 

Жила‑была в тазу большом

Волшебная водичка.

Хоть таз и был совсем

простой,

Она меняла лица.

 

Дети спокойно опускают руки в воду.

 

То вот прозрачною была,

То вот уж голубая,

Сине́е неба вдруг она –

Красивая такая!

 

Педагог подкрашивает воду в слегка голубой цвет. Педагог окрашивает воду в синий цвет.

 

Однажды утром рано

Пришел к водичке друг –

Корабль, что в жарких

странах

Бывал не раз. И вдруг…

 

Педагог предлагает детям опустить в воду кораблики.

 

Налетели волны,

Пена вдруг взвилась.

Рев стоит моторный.

Буря поднялась

 

Дети энергично перемещают руки в воде, волны.

 

И кораблик маленький В буре той плывет,

И флажочек маленький,

Над собой несет.

 

Но грозная буря утихла,

Слышен лишь тихий

прибой.

Бирюзовая сказка

возникла,

И кораблик поплыл домой.

 

Педагог предлагает детям «причалить кораблики к берегу».

 

Кто в домике живет?

 

Игра может организовываться индивидуально или с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить несколько картонных коробок с отверстиями, а в коробки положить предметы различного качества: жесткие, мягкие, гладкие, колючие (типа массажной щетки) и т. д.

Расставив коробки на столе, педагог предлагает детям «посетить каждый домик». Дети, просовывая руку в отверстие, ощупывают предметы и с помощью мимики или телодвижений «рассказывают» о своих впечатлениях от «посещения» того или иного домика.

 

Вкусно – невкусно

 

Игра может проводиться индивидуально или с подгруппой детей. Педагог просит детей закрыть глаза и с помощью мимики выразить, вкусно или невкусно. Педагог дает попробовать кусочки различных овощей и фруктов: банана, лимона, яблока, моркови, картофеля, соленого огурца, редиса, свеклы и т. д. Дети определяют их на вкус.

 

Как много запахов вокруг!

 

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог просит детей закрыть глаза и с помощью мимики показать, приятный или неприятный запах они вдыхают. Так педагог предлагает понюхать духи, корочку апельсина, листочек душистой герани, кофе, дольку чеснока, мятную конфету, ванилин, подсолнечное масло и т. д. Дети определяют их по запаху.

 

Паровозик

 

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям «построить паровозик». Дети, держась за плечи, выстраиваются друг за другом. Педагог просит детей внимательно слушать текст и двигаться, изменяя темп и направление. В заключении игры «паровозик» отправляется в депо.

Педагог. Паровозик наш отправляется в путешествие. Внимание! Поехали!.. Медленно, медленно! Теперь немного быстрее!.. Поворот к окну, теперь прямо!.. Набираем скорость. Паровоз едет быстро!.. Повернули к двери, едем медленнее!

Внимание! Остановка – в раздевалке… Отдохнули, поехали дальше! Набираем скорость, едем быстрее!.. Приближаемся к полке с игрушками…

Внимание! Остановка!.. Снова поехали! Проезжаем через тоннель. (Дети проползают под дугами.)

Набираем скорость, поворачиваем опять к окну!..

Все (хором).

 

Наш дружный паровоз

Нас домой привез!

 

 

Гусеница на прогулке

 

Игра организуется в зале или на участке с подгруппой детей. Для ее проведения педагог заранее рисует мелом две прямые линии длиной 2–3 м на расстоянии друг от друга 3040 см, а затем 8‑10 кругов (40–50 см), две извилистые линии длиной 2–3 м на расстоянии друг от друга 40–50 см. Устанавливает также большое бревно или скамейку.

Педагог предлагает детям «превратиться» в большую гусеницу. Для этого дети, держась за плечи, выстраиваются друг за другом. Педагог приглашает всех совершить занимательную прогулку.

Педагог (читает текст). Жила‑была гусеница, такая нарядная, яркая, с очень хорошим аппетитом. Рано утром решила гусеница пойти погулять, поискать свежих сочных листьев, и она поползла по дорожке.

Дети передвигаются между прямыми линиями.

«Ах! – воскликнула гусеница, – сколько камней на пути!

Передвигаются между кругами.

Надо их осторожно обойти». Далее дорога стала необычная, извилистая. «Идти по ней весьма забавно, но непривычно», – подумала гусеница и поползла вперед.

Идут по извилистой дорожке.

«Но что там такое впереди? Какой‑то бугорок, нужно его преодолеть», – сказала гусеница.

Перешагивают через бревно.

«А вот и лес. Как много здесь сочных листьев!» – воскликнула гусеница. Наевшись, она отправилась домой.

Движутся в обратном направлении, преодолевая все препятствия.

 

Игра‑рассказ о том, что произошло на самом деле

 

Игра организуется индивидуально с каждым ребенком. Для ее проведения необходимо подготовить десять дощечек размером 30 х 20 см. С одной стороны дощечки пронумерованы, а с другой к ним приклеиваются следующие материалы: дощечка 1 – наждачная бумага; дощечка 2 – целлофан или фольга; дощечка 3 – воск, застывший в виде бугорков; дощечка 4 – натуральный мех; дощечка 5 – спички или мелкие палочки, наклеенные беспорядочно; дощечка 6 – бархат; дощечка 7 – намоченный искусственный мех; дощечка 8 – металл; дощечка 9 – жесткая мочалка; дощечка 10 – фланель. Читая рассказ, педагог проводит по ладошке ребенка материалами различного качества и просит назвать ощущения.

Педагог. На одной из улиц большого города стоял высотный дом, построенный из крепкого, но очень шершавого материала. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 1.)

В одной из квартир этого дома жила пожилая женщина. Окна ее квартиры выходили во двор. Они были гладкие, скользкие и прохладные. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 2.)

Пошел дождь. Капли падали на стекло и стекали вниз. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 3.)

Кошке не нравился дождь, она прыгнула на колени к хозяйке. Женщина погладила мягкую, пушистую кошку. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 4.)

И вот дождик кончился. От дома по дорожке побежали ручейки, а по ним поплыли разные мелкие веточки, как кораблики. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 5.)

Выглянуло солнышко, осветило весь двор. Женщина вышла на улицу и улыбнулась, увидев травку. Она была мягкая и бархатистая. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 6.)

Мимо нее пробежал пес, он был мокрый и взъерошенный. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 7.)

Женщина дошла до перекрестка и остановилась. По дороге быстро мчались машины. Они были блестящие и чистые после дождя. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 8.)

Когда на светофоре загорелся зеленый свет, женщина перешла дорогу. Купив в магазине продукты, она поспешила домой. Кошка ждала свою хозяйку, сидя на коврике. Он был жесткий и немного колючий. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 9.)

Наступил вечер… Женщина погасила свет и легла спать. Одеяло было теплое и немного ворсистое. (Проводит по ладошке ребенка дощечкой 10.)

Вот и конец нашей истории!

 

Подобные тексты педагог может создавать сам, используя во время их чтения материалы различного качества.

 

Поймаем бабочку

 

Игра может организовываться индивидуально или с подгруппой детей. Для ее проведения необходимо подготовить палочку, к концу которой прикреплена на резинке бабочка, сделанная из поролона или бумаги. Погружая детей в воображаемую ситуацию, педагог предлагает им изобразить лягушек, весело прыгающих по траве, поквакать и т. д. Затем просит поймать бабочку. Дети подпрыгивают, пытаясь ее схватить.

В заключение можно предложить изобразить лягушек‑хвастушек.

 

Мы – зеленые лягушки!

Мы – веселые квакушки!

 

Любим развлечения,

Разные приключения.

 

Вот полянка перед нами

С золотистыми цветами.

 

Их понюхаем, потом

Поспешим скорей в свой дом.

 

Дети разбегаются, педагог пытается их поймать.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.