Развитие эмоциональной экспрессии у детей среднего дошкольного возраста — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Развитие эмоциональной экспрессии у детей среднего дошкольного возраста

2021-01-29 122
Развитие эмоциональной экспрессии у детей среднего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основными педагогическими задачами по реализации этого направления эмоционального развития являются следующие:

1. Развивать эмоциональную экспрессию, ее моторные механизмы: невербальные (мимические, пантомимические, жестикуляционные) и вербальные (слова, звуки, фразы);

2. Развивать основы выразительности внешних эмоциональных проявлений, интерес к моторному звену эмоционального отклика, имитационным действиям;

3. Поощрять интерес детей к созданию выразительных образов, самостоятельность в проявлении радости, страха, печали, злости, удивления.

Основное место в решении этих задач занимают эмоционально‑экспрессивные игры, направленные на развитие умения у детей воплощать различные ситуации из жизни животных (имитация повадок, способов передвижения, звукоизвлечений) и передавать эмоциональные состояния литературных героев путем персонификации и т. д. В эти игры преднамеренно закладывается материал, побуждающий дошкольников проявлять собственные эмоциональные переживания в ходе совершаемых действий. Эмоционально‑игровой контекст в этих играх учитывает возрастные особенности детей пятого года жизни и носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Содержательную основу этих игр составляют не только произведения детской художественной литературы, но и загадки со стихотворным текстом, рассказы педагога. Руководящая роль педагога состоит в следующем:

• осуществлять ролевое участие в игре, что способствует развитию у детей умения входить в образ, побуждает проявлять собственные переживания в ходе совершаемых игровых действий, способствовать развитию инициативы и самостоятельности в оформлении эмоциональных проявлений;

• проводить вариативную компоновку игровых импровизаций с реальными, воображаемыми предметами и без предметов, одновременно или поочередно используя мимику, жесты;

• оформлять декорации, подбирать музыкальное сопровождение, создающее необходимый фон для инсценирования движений, характерных для эмоционального состояния героя.

В качестве примеров предлагаются следующие эмоционально‑экспрессивные игры.

 

Кошка и котята

 

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог, взяв на себя роль «кошки», предлагает детям, исполняющим роль «котят», повторять за ним различные движения. Например, кошка учит котят охотиться (бесшумно подкрадываться, вытягивать лапы), учит убегать и прятаться от различных опасностей, учит ухаживать за собой (умываться, причесываться) и т. д.

Вариантами данной игры могут быть игры «Белка и бельчата», «Заяц и зайчата», «Мышь и мышата» и т. д.

 

В магазине игрушек

 

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям разделиться на две команды: одни – игрушки, другие – покупатели. «Игрушки» занимают место на полках (садятся на стулья, становятся на скамейки). При этом каждая «игрушка» должна придумать движения, которые она будет демонстрировать перед «покупателем». Затем педагог, исполняющий роль «продавца», открывает «магазин», произнося слова:

 

Где живут игрушки?

В специальном магазине.

Там куклы и машины

Стоят в цветной витрине.

 

Пойдем мы с вами вместе

В красивый дом большой,

Там мячики и трости,

Грибочки под сосной.

 

Давайте поиграем

В любимые игрушки:

«А ну‑ка, отгадайте,

Какие здесь зверюшки?»

 

«Покупатели» делают свой выбор. «Продавец» заводит по очереди каждую выбранную игрушку. «Игрушка» продается в том случае, если «покупатель» угадывает ее название.

При повторении игры дети меняются ролями: «покупатели» становятся «игрушками», а «игрушки» – «покупателями».

 

Бабушкины загадки

 

Педагог, переодевшись в костюм бабушки‑загадушки, приглашает детей пообщаться с ней. Далее педагог предлагает отгадать загадки и изобразить характерные повадки, способы передвижения различных животных. Варианты загадок такие.

 

1. Все жужжит она, жужжит,

Над цветком она кружит.

Села. Сок с цветка взяла,

Мед готовит нам… (пчела).

 

 

2. И в лесу мы, и в болоте.

Нас всегда везде найдете –

На полянке, на опушке.

Мы – зеленые… (лягушки).

 

 

3. Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок.

Голос мой визглив и звонок.

Я веселый… (поросенок).

 

 

4. Он всю зиму в шубе спал,

Свою лапу все сосал.

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной… (медведь).

 

 

5. Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям может лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле. (Белка.)

 

 

6. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (Заяц.)

 

 

Старушка‑веселушка

 

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог, читая текст, предлагает детям изобразить различные эмоциональные состояния старушки‑веселушки:

 

Я, старушка‑веселушка,

Люблю петь и танцевать…

А еще люблю кривляться.

Давайте вместе повторять.

 

Улыбнусь, потом нахмурюсь,

Удивлюсь и разозлюсь,

Испугаюсь, вновь нахмурюсь

И опять всем улыбнусь.

 

 

Расскажи стихи без слов

 

Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог, читая текст, предлагает детям передать содержание стихотворения без слов – различными движениями.

Для проведения таких игр необходимо специально отбирать стихи, содержащие выразительное описание различных эмоциональных состояний героев, например: Е. Ефимовский «Ждет гостей сегодня кошка», С. Крюкова и Н. Слободняк «Мы охотимся на льва», И. Михайлова «Ай, дили», Хелье Мянд (пер. с эстонского С. Погореловского) «Прогулка с мамой», В. Воскобойников «Отгадайте», К. Утробина «Кошка», «Гуси», Г. Сапгир «Яблоня», И. Лопухина «Медведь», Н. Пикулева «Был у кошки день рождения», П. Воронько «Испугались зайца», В. Степанов «Барби» (задание для девочек), «Галочка‑считалочка», «Как живете?», потешка «Курочка‑рябенька». Можно также использовать отрывки из стихов К. Чуковского «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Краденое солнце» или С. Маршака «Котята», «Перчатки» и т. д.

 

В лесу

 

Для проведения игры желательно оформить декорации, изображающие лес. Педагог предлагает детям «превратиться» в лесных зверей – пугливых зайчиков, хитрых лисиц, веселых быстрых белок и т. д. Педагог распределяет роли и объясняет, что каждый, как можно выразительнее, должен изобразить то или иное животное, а затем читает:

 

Вот собрались мы в лес,

Встретим много там чудес.

Чтобы вместе в лес пойти,

Надо стать нам всем «зверьми».

Игорь станет у нас волком,

 

Катя – зайчиком с морковкой,

Мишкой будет Коля,

А лисичкой – Оля,

Белочкой – Наташа,

А сорокой – Маша.

 

Наблюдая за игрой, педагог отмечает удачные, выразительные движения детей: «Какой злой волк пробежал!», «Здравствуй, хитрая красавица лиса!», «Куда торопишься, медве‑дюшка? Какой ты неуклюжий!», «А это кто такой? Озорной, веселый, быстрый?» и т. д.

Вариантами такой игры могут быть игры «В морском царстве», «В джунглях» и т. д.

 

Цирк

 

Педагог делит группу детей на две команды: одна – зрители, другая – животные‑артисты. Предварительно распределяются роли. Педагог, взяв на себя роль ведущего циркового представления, приглашает посмотреть выступление дрессированных животных.

 

На арену вышла рыжая лиса –

Цирка гордость и краса.

Мягко ходит, лапки выставляет,

Поиграть с мячом всем предлагает.

 

Поросенок выбегает,

Хвост крючочком загибает.

Пятачком он: «Хрю‑хрю‑хрю!

Я, ребята, не сорю!»

 

На арене – зайка,

Зайка‑попрыгайка.

Вам гопак он пляшет

И платочком машет.

 

Вот бараны на трубе:

«Бе‑бе‑бе, бе‑бе‑бе».

Борются рогами

И стучат ногами.

 

Кенгуру по сцене скачет,

В сумке он подарки прячет.

Любит поиграть в футбол,

Чтоб забить ребятам гол.

 

На арене выступает

Удивительный петух.

Каблуками отбивает:

«Тук‑тук‑тук! Тук‑тук‑тук!»

 

Выступают полосатые тигрята,

Кувыркаются, как малые котята,

За кусочек сала!

Говорят всем: «Мало!»

 

На арену вышел слон,

Он огромен и умен.

Медленно шагает,

Ноги поднимает.

И от всех артистов он,

Нашим детям шлет поклон!

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.