Развитие представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики у детей 5–6 лет — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Развитие представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики у детей 5–6 лет

2021-01-29 106
Развитие представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики у детей 5–6 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основными педагогическими задачами по реализации этого направления эмоционального развития являются следующие:

1. Продолжать развивать умение понимать, дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам (мимике, жестам, позе, интонации голоса);

2. Учить определять смысл поведения, причины настроений путем анализа внешних условий – обстоятельств, событий и т. д.;

3. Развивать способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, сопереживание, содействие;

4. Продолжать работу по дальнейшему обогащению словаря эмоциональной лексики, познакомить с такими словами, как обиженный, капризный, скучный, стыдно, усталый и т. д.;

5. Учить называть оттенки настроений (не очень радостный, совсем опечалился, немного уставший и т. д.);

6. Учить понимать обобщенные эмоциональные характеристики, адекватно использовать их (Царевна Несмеяна, Вовка – добрая душа, Гадкий утенок и т. д.).

Важную роль в решении этих задач играет художественная литература – сказки, рассказы, детская поэзия, где в ярких образах передаются различные настроения, прослеживаются связи между переживаниями человека и различными состояниями природы. Это сказки А. С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и др.), стихи А. Блока («Летний вечер», «На лугу», «Зайчик» и др.), В. Берестова («Веселое лето», «За игрой», «Заяц‑барабанщик» и др.), С. Дрожжина («Миновало лето», «Первый гром», «Все зазеленело»), А. Плещеева («Скучная картина», «Осенью»), А. Фета («Сад весь в цвету…», «Задрожали листы, облетая…»); рассказы П. Бажова, В. Драгунского, Н. Носова, К. Паустовского, М. Пришвина, Л. Толстого; сказки Г. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и др.

В процессе общения необходимо побуждать детей называть эмоциональные состояния, фиксировать их внимание на причинах радости, горя, удивления, обид героев произведений, высказывать свое отношение к тем или иным событиям и поступкам, делать сравнительный анализ различных эмоциональных состояний (их внешнее проявление, влияние на окружающих и т. д.).

Чтение художественной литературы желательно сопровождать показом слайдов и репродукций картин И. И. Левитана «Березовая роща», «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», «У омута»; В. Д. Поленова «Ранний снег», «Золотая осень», «Пруд»; И. И. Шишкина «Бурелом», «Дубовый лес», «Иней», «Рожь»; В. М. Васнецова «Аленушка», «Царевна Несмеяна», «Кощей Бессмертный», «Царевна‑лягушка», «Снегурочка», «Иван Царевич на Сером Волке»; Ф. А. Васильева «Оттепель», «Перед дождем», «Рассвет», «Мокрый луг», «Осень» и др.

Важное значение в решении педагогических задач имеют и другие виды искусства, в частности музыка. В работе с детьми необходимо использовать музыкальные произведения, выразительно передающие различные настроения, эмоциональные состояния. Дети хорошо воспринимают такие музыкальные пьесы: П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла»; Л. Бетховен «Весело‑грустно»; Р. Шуман «Веселый крестьянин»; С. Майкапар «Тревожная минута» и «Раздумье»; Д. Кабалевский «Печальная история», «Злюка», «Плакса», «Резвушка», «Упрямый братишка», «Клоуны»; А. Гречанинов «Материнские ласки»; Г. Свиридов «Грустная песенка» и т. д. Пьесы могут звучать в процессе чтения художественной литературы, при проведении бесед и игр.

На данном возрастном этапе необходимо продолжить работу с использованием когнитивных схем эмоций. Помимо знакомых, использующихся в средней группе, вводятся новые эмоциональные состояния – состояния обиды, усталости, вины, стыда, интереса и др.

Необходимо вариативно подходить к анализу когнитивных схем эмоций:

от следствия – собственно эмоции (например: «Что чувствует бабушка?», «Какое настроение у льва?») к причине («Почему мальчик стал грустным?», «Что испугало котенка?»);

от причины – самой ситуации, внешних условий, повлиявших на состояние героя или сказочного персонажа, к эмоциональным проявлениям, т. е. к следствию.

При соотнесении между собой различных элементов схемы необходимо побуждать детей оценивать эмоциональные состояния с позиции морального выбора, адекватности (неадекватности) эмоциональных проявлений. Важно подводить детей к пониманию того, что нравственная оценка способов поведения должна определяться не внешней формой поступка, а прежде всего содержанием мотивов, т. е. чем руководствовался персонаж в той или иной ситуации, что побудило его к переживанию грусти, удивления и т. п. С этой целью рекомендуется использовать следующие вопросы:

• Правильно ли поступили дети?

• Как бы вы поступили, если бы находились рядом?

• Какие слова вы использовали бы в данном случае для того, чтобы изменить плохое настроение?

• Как вы считаете, нужна ли помощь в разрешении этой ситуации?

• Как помочь этому персонажу?

• Что бы вы посоветовали персонажам в этой ситуации?..

К концу старшего дошкольного возраста важно научить детей не только объяснять, оценивать характер эмоциональных проявлений, но и проектировать эмоциональное поведение. В этом случае необходимо использовать схемы, предполагающие оформление следствия (эмоционального состояния персонажа), в виде пустого круга, предложив ребенку самому заполнить его. Такие схемы можно оформлять в виде ряда ситуаций, которые связываются с определенным эмоциональным состоянием. Детям предлагается оценить каждую ситуацию с позиции адекватности (неадекватности) данному эмоциональному проявлению и соответственно зачеркнуть неподходящие изображения, пояснив сделанный выбор. Примеры таких схем.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.