Ребенка не учат, он учится сам — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Ребенка не учат, он учится сам

2021-01-29 85
Ребенка не учат, он учится сам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сейчас по всей Японии дети посещают учебные центры KUMON по арифметике, и каждый год число новых учеников только увеличивается. Учебные центры открыл Кумон Тору, учитель математики со стажем. Когда я услышал о его подходе к преподаванию, я удивился: он совпадает с тем, о чем я говорю уже несколько лет, да еще и дает потрясающие результаты.

Кумон приводит результаты исследования, проведенного среди двадцати тысяч детей. Только 6 % из них понимают весь материал, изученный за шесть лет на уроках арифметики в начальной школе. Я встретился с высокопоставленным чиновником из Министерства образования, и он подтвердил эту информацию. Если посмотреть на количество детей, которые в таких обстоятельствах обратились за помощью в учебные центры Кумона, становится понятно, что эти учебные заведения уже стали неотъемлемой частью системы образования в Японии. Однако вот что удивляет больше всего. Ожидаешь, что преподавателями в таких учебных центрах будут учителя, обладающие какой-то особенной техникой, но на самом деле преподаватели всех этих центров – обычные домохозяйки, у которых есть дети.

Не учителя математики, не светила педагогики, а просто мамы, которым как-то удается совершить чудо: за год помочь догнать и даже перегнать школьную программу детям, отставшими от нее аж на три года. Все дело в подаче материала, при которой каждый ребенок занимается в индивидуальном темпе, наиболее естественном и продуктивном для него. В учебных центрах Кумона маленьким детям не объясняют лишнего: например, что такое число или что значит операция сложения. Методика заключается в следующем: ребенку последовательно дают решать нетрудные однотипные арифметические примеры, и постепенно его ответы доходят до автоматизма.

Как я уже неоднократно говорил, в начале обучения вместо того, чтобы бесконечно объяснять что-то, пока ребенок не поймет, лучше механически повторять одно и то же, и тогда это закрепится в его голове в виде образа. Вот ключ к быстрому и легкому развитию ребенка. Задания, которые дети могут выполнять без проблем одно за другим, не вызывают у них стресса. И для проведения таких занятий от учителя не требуется специальных навыков.

Пример обучения с помощью образов в Японии – таблица умножения. «Пятью пять – двадцать пять», «шестью шесть – тридцать шесть» – такие ритмичные фразы автоматически отпечатываются в голове, и совершенно не нужно объяснять маленькому ребенку, почему шесть умножить на шесть будет тридцать шесть. Методика Кумона работает так же, как обучение таблице умножения, и применить ее можно для всех вычислений.

Таблица умножения, заученная в раннем возрасте, для взрослого все равно что слова приветствия или благодарности – прочно засела в голове. Это здорово помогает. Также и другие вычисления: если довести ответы на базовые примеры до автоматизма, намного легче будет справляться с более сложными вычислениями. Конечно, арифметику, в отличие от иностранного языка, не получится учить с рождения, но с помощью метода образов можно начинать учить ее намного раньше, чем принято сейчас.

В методах обучения у Кумона и Судзуки Синъити есть много общего. Судзуки всегда говорил: «Развитие любого ребенка зависит от способа воспитания». В этом секрет успеха его метода. Методика Кумона не требует специальной подготовки учителей, с самого начала у ребенка есть возможность самому развиваться, учиться и расти. На занятиях Судзуки малыши, наблюдающие за старшими братьями и сестрами, сами постепенно начинают играть на скрипке. А на уроках в центрах Кумона дети решают легкие примеры, а потом сами просят дать им примеры посложнее.

Ни Кумон, ни Судзуки не предлагают учить технике. Когда во время занятия ребенок сталкивается с какой-то трудностью, можно сколь угодно подробно объяснять ему в духе «вот тут надо так, а здесь вот так». Он, конечно, поймет, в чем его ошибка, но в следующий раз в похожем месте снова споткнется. В таких ситуациях и Кумон, и Судзуки предлагают поступать одинаково: вернуться к более простому этапу и повторять его. Таким образом незаметно для себя ребенок пройдет и сложное место. Судзуки поступал так: чтобы ученик не спотыкался с самого начала, каждое занятие начиналось с проигрывания чего-то очень простого. И он применял этот подход не только на занятии с учениками, но и на своих мастер-классах для других преподавателей музыки.

Каждое занятие Кумона также начинается с возвращения на более легкий этап, а потом примеры постепенно усложняются. Вот такая удивительная забота об учениках: не запихивать в них информацию, а обеспечивать условия, при которых дети сами будут получать знания.

Мы обычно пониманием воспитание только как процесс обучения ребенка чему-то извне. Вот что я хочу сказать в конце этой главы: «воспитывать» – не значит «учить», это значит позволить ребенку самому учиться. Потому что «учить» – это просто пересаживать ребенку информацию, которая есть у взрослых.

Нужно не учить, а окружать ребенка разнообразной информацией и повторяющимися стимулами, тогда он будет учиться и развиваться сам. Без этого ребенок не вырастет лучшим человеком, чем его родители, другие взрослые и вообще все люди до него. Это касается и личных качеств, и способностей человека.

 


Смеется
Малыш, играя.
Для меня
Во всем мире
Нет ничего прекрасней!

Сайто Мокити


К вершине успеха
По горе Кураияма[24]
Следует сын за отцом.
Верную выбрал дорогу?
Не решаюсь ответить.

Цутимикадо Найдайдзин


Выглядит глупо
Отец, о ребенке
Чрезмерно заботясь.
Не знает, как поступить,
Волнуется по пустякам.

Ёсии Исаму


Дети,
Детьми оставайтесь!
Как обезьянки,
Кривляясь,
Не подражайте взрослым.

Вакаяма Бокусуй


Ребенка
По-своему вы
Воспитали.
В чем тогда
Он виноват?

Рёкан


Детский
Забавный лепет
Радует сердце.
Даже когда грущу —
Услышу и улыбнусь.

Симаки Акахико

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.